Убийца - дворецкий!!!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  Хелен Уоррелл Кларксон МакКлой
 
   
 

Имя: Хелен Уоррелл Кларксон МакКлой
(Helen McCloy)
Дата рождения: 6 июня 1904 года
Место рождения: Нью-Йорк (США)
Дата смерти: 1994 год
Профессия: писательница, репортер, художественный критик
Произведения автора  
 
 

    Хелен Уоррелл Кларксон Макклой было бы трудно избегнуть литературной карьеры: она родилась в семье редактора The New York Evening Sun Уильяма Конрада МакКлоя и писательницы Хелен Кларксон. Случилось это 6 июня 1904.
    Девушка получила прекрасное образование (она окончила Сорбонну) и стала работать репортером у заправилы «желтой прессы» – мультимиллионера Уильяма Херста.
    Сенсационные репортажи, светские сплетни, скандалы - все это было ей знакомо не понаслышке. Конечно, подобная тематика не могла удовлетворить запросы умной, развитой девушки, и Хелен стала подрабатывать еще и художественным критиком в английских и американских изданиях, в том числе и в New York Times.

    Начиная с 1930-го года, Хелен Макклой стала пробовать себя не только в журналистике, но и в литературе. Однако прошло почти целое десятилетие, прежде чем она создала роман, который по ее мнению, был достоин печати - «Танец смерти» (Dance of Death). Он содержал «невозможное преступление»: жертва - Китти Джоселин найдена на снегу, но ее тело, необъяснимым образом, остается теплым.
    Как, позднее говорила Макклой, она «пыталась написать классическую детективную историю с главным героем, который появляется в каждой книге, начинающейся с потрясающей загадки с уловками и поворотами сюжета, включающими спрятанные улики и сюрприз в конце». Энтони Баучер позднее назвал «Танец смерти» подлинной находкой и сравнил Макклой с Аллингем и Марш.
    Расследование этого странного преступления вел психиатр-детектив доктор Базиль Уиллинг, ставший главным героем еще многих произведений Хелен Макклой. Для поимки преступников он использовал модное в те годы учение Фрейда.

    Второй актуальной темой, обычной для книг Макклой стал нацизм. Именно нацисты совершали преступления в романе «Человек при лунном свете» (The Man in the Moonlight,1940); следствие вели помощник главного инспектора нью-йоркской полиции Патрик Фойл и уже знакомый читателю доктор Базиль Уиллинг. На этот раз доктору пришлось расшифровывать криптографические записи.
    Уиллинг раскрыл дело, частично используя логику, а частично знание особенностей человеческого поведения. В The Man in the Moonlight впервые появилась еще одна серийная героиня Макклой - Гизела фон Гогенемс, беженка из Австрии, работавшая секретарем у, впоследствии, убитого ученого Франца Конради.
    Забавно, что роман «Человек при лунном свете» в те годы критиковали за то, что Уиллинг мог безошибочно распознавать ложь свидетелей. Тогда читатели не поверили в эту способность талантливого психиатра, теперь же об этом методе снят популярнейший телесериал. Этот метод очень подробно описан в произведении Джеффри Дивера «Спящая кукла», а услугами специалистов в психологии допроса и кинесике (язык тела) активно пользуются правоохранительные органы многих стран.

    Следующий роман The Deadly Truth (1941) начинается с визита некой Клаудии Бетюн к доктору Роджеру Слейтеру, изобретателю сыворотки правды. Во время визита она своровала несколько таблеток, чтобы использовать их во время вечеринки в своем доме в Лонг-Айленде, куда также был приглашен Базиль Уиллинг. Согласно правилам «классического детектива», приверженцем которого была Макклой, ничем хорошим это кончится, не могло: Клаудиа была найдена убитой.
    В этом произведении автор сообщила многие подробности о жизни своего серийного героя, вплоть до веса и цвета глаз, причем сделала это довольно оригинальным способом. По сюжету произведения, доктора Уиллинга останавливает полиция за превышение скорости, и из протокола читателю становится известно, что Базилю 43 года, что он шатен с карими глазами, ростом около 6 футов, и весом 164 фунта; что по матери он - русский, живет в нефешенебельном районе Парка Авеню, неподалеку от вокзала Гранд Сентрал, работает в психиатрической клинике и часто привлекается окружным прокурором для консультаций по различным судебным делам.

    В следующем произведении Cue for Murder (1942), название которого позаимствовано из поэмы «Отелло», убийство происходит во время бродвейской постановки «Федоры» Сарду: жертва убита на сцене во время спектакля, на глазах у многочисленных зрителей. Расследование «невозможного преступления» вновь ведет Базиль Уиллинг, демонстрируя читателю знание человеческой психологии.
    После публикации этого романа, критик из New York Times заметил, что «Хелен Макклой может написать не только хороший детектив, но и хороший роман, с живыми персонажами, логическими обоснованиями поступков и с хорошей долей юмора».

    Хотя доктор Уиллинг был основным героем Макклой, он действовал не во всех ее произведениях. Роман «Не беспокоить» (Do Not Disturb (1943)) написан в жанре психологического триллера. Повествование ведется от лица Эдит Талбот, которая, проживая в нью-йоркском отеле, сначала услышала крики в соседней комнате, а позже, обнаружив труп в своем номере, сама попала под подозрение. Что бы доказать свою невиновность, Эдит сама начинает расследование и под подозрение попадает ее собственный муж. Кроме того, в деле опять оказываются, замешаны нацисты.

    Очень часто Макклой обращалась к теме Второй мировой войны. Так в романе The Goblin Market (1943) дело происходит во время войны, а Уиллинг служит в морской разведке. Другим военным детективом Макклой стал роман «Паника» (Panic (1944)), где она снова писала о криптографии и секретных кодах. Злодеи-нацисты фигурируют и в следующем произведении автора, романе «Тот, кто ушел» (в русском переводе произведение вышло под названием «Шаг в четвертое измерение» That Got Away (1945)), в котором о действиях доктора Уиллинга рассказывал другой психиатр Питер Данбар. В романе присутствуют впечатляющие описания Шотландии и рассуждения о частичном происхождении нацизма из психологии материнства - любая тоталитарная организация пытается подменить собой семью, следовательно, в семье надо искать истоки тоталитаризма. И это произведение так же написано в жанре «невозможного преступления».

    В 1946 Макклой вышла замуж за писателя Дэвиса Дрессера (он же Бретт Холедей). Вместе они основали издательство и литературное агентство, а так же выступили редакторами ряда сборников рассказов. Они прожили вместе пятнадцать лет. В 1948 у них родилась дочь Хлоэ.
    Семейная жизнь не заставила Хелен бросить творчество: к периоду брака с Холедеем относятся многие романы Хелен Макклой. Роман «Она гуляет одна» (She Walks Alone, 1948), начинался с интригующих строк: «Если вы читаете эти строки, то я уже умер …». Произведение относилось к жанру саспенс и получило неоднозначные отзывы критиков.

    В 1949 году вышло, пожалуй, лучшее на взгляд многих критиков и исследователей жанра, произведение Хелен Макклой - «В туманном зеркале» или «Удар из зазеркалья» (Through a Glass, Darkly, 1949). Этот роман был и любимой книгой самой Макклой. На этот раз Базиль Уиллинг принимал участие в деле молодой учительницы Фаустины Крайль, выгнанной с работы, из школы для девочек Бреретон, без объяснения причин. Уиллинг, вовлеченный в это дело по просьбе своей невесты Гизелы, узнает, что Фаустина лишилась своей прошлой работы, аналогичным способом. И в это время в школе для девочек убивают учительницу. Одна из воспитанниц школы утверждает, что видела, как Фаустина Крайль столкнула жертву с лестницы, хотя в этот момент Крайль говорила по телефону с Гизелой, совершенно в другом месте школы. В какой-то момент становится ясно, что ряд происшествий может быть объяснен лишь появлением двойника (доппельгангера) Фаустины Крайль, то есть в этом произведении автор ставит своего героя перед убийством «в запертой комнате», к тому же связанным с одновременным присутствием человека в двух места. Таких трюков не выдумывал даже «маэстро невозможного преступления» Джон Диксон Карр!!!

    В 1951 году Хелен Макклой поженила двух своих литературных героев: Базилья Уиллинга и Гизелу фон Гогенемс. В романе «Alias Basil Willing» они фигурируют уже как супружеская пара. После «Alias Basil Willing» последовали две несерийные работы Better Off Dead (1949) и «Незавершенное преступление» (Unfinished Crime (1954)). Оба романа являются детективами, а второй можно отнести к приключенческому жанру. Этот роман чем-то напоминает Коллинза и/или Стивенсона. Но Макклой не забыла и про своего серийного героя и вернулась к доктору Уиллингу в «The Long Body» (1955).

    Хелен Макклой активно интересовалась современной политикой и возможно, поэтому в 1940-е активно критиковала нацизм. А в произведении «Последний день» (The Last Day), написанном в 1959 году и опубликованном под именем ее матери Хелен Кларксон, она коснулась темы ядерного конфликта.

    Шестидесятые годы не были для нее столь удачными: в 1961 году брак Хелен распался. После этого она некоторое время не писала и продолжила творческую деятельность, лишь в 1968 году. Роман «Мистер «Раздвоенное копыто»» (Mr. Splitfoot) так же был написан в жанре «невозможного преступления». Во время сильного снегопада машина доктора Уиллинга и его жены безнадежно застряла, и они пешком добрались до дома, где в разгаре была вечеринка. И далее перед читателем развертывается классическая картина английской школы детектива: занесенный снегом дом, семейные проблемы и свежий труп.
    Можно считать, что на этом романе и завершилась яркая писательская карьера Хелен Макклой. И, хотя, в семидесятые она помогла основать отделение MWA в Бостоне и начала работу над серией из семи детективных произведений, они были полностью проигнорирована критикой.
    За вклад в детективный жанр в 1990 MWA присудила ей звание «Гранд Мастера».
    Известный детективный критик Майкл Грост писал что, Макклой продолжила традицию Фримена – Крофтса, так как ее психиатр-детектив доктор Базиль Уиллинг создан по аналогии с доктором Торндайком. В некоторых из ее романов использованы сюжеты, типичные для авторов, придерживающихся реалистической школы. Так Грост в «Ударе из Зазеркалья» обнаружил влияние Дороти Л. Сейерс (The Image in the Mirror), а в произведении «Cue for Murder» и влияние Крофтса.
    Хелен Макклой внесла свой вклад и в теорию детектива. В своем эссе «Whodunits – Still a Stepchild» (1955) она проанализировала родственные жанры detective, mystery, suspense и straight novel и отметила, что возросший «интернационализм» привел к тому, что саспенс перестал привлекать внимание читателей и приносить деньги издателям. Свой взгляд на литературу Макклой изложила также, в сатирической форме, в художественном романе «Две трети призрака» (Two-Thirds of a Ghost (1956)), в котором мастерски показала издательский мир. В уста одного из героев произведения, литературного критика, Макклой вложила свои мысли о серьезной и популярной литературе, заметив, что «единственным пристанищем сюжета остался детектив». Джеймс Сандо назвал эту книгу элегантной и едкой пародией.

    Хелен Макклой умерла в 1994 году в Бостоне. Хотя ее смерть и прошла незамеченной, но ее книги занимают свое законное место в детективе ХХ века.

    На русский язык переведено всего четыре книги Макклой.
  • «Убийство по подсказке» (Cue for Murder (1942))
  • переводилось трижды и выходило так же под названиями «Театральный детектив» и «Канарейка и нож».
  • «Шаг в четвертое измерение» (The One That Got Away (1945))
  • «Удар из зазеркалья» (Through a Glass, Darkly (1949))
  • «Две трети призрака» (Two-Thirds of a Ghost (1956))


  • По материалам «Клуба любителей детектива».


     
      © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
    При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
    Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

    Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
     
    Яндекс.Метрика