Предлагаю на ваш суд предварительный вариант статьи о "невозможном преступлении" для сайта. Почитайте. Может надо что-то добавить, подправить или убрать. После этого я передам ее
киевлянке для редактирования. И потом на сайт.
Далее сделаю отдельную тему с началом статьи и ссылкой на сайт. В этой теме будут проходить все наши дискуссии об этом удивительном жанре - "невозможное преступление". Такие дискуссии, в частности, почему то или иное конкретное произведение, считается написанным в этом жанре, а другое, вроде очень похожее, нет - периодически возникают в различных ветках форума.
А эту тему, можно будет потом удалить.
А вот, собственно, сама статья.
Impossible Crimes – «Невозможное преступление» или «Убийство в запертой комнате» - это популярный поджанр в детективной беллетристике, который достиг своего пика в период «золотого века детектива». Тайна, лежащая в основе сюжета произведений данного жанра это любое преступление, совершенное таким образом, что кажется невозможным для исполнения.
Признанным лидером данного поджанра детективной беллетристики считается «маэстро запертых комнат» Джон Диксон Карр. Но, конечно же, есть много других авторов, которые успешно творили в этом интереснейшем жанре. Тем любителям детектива, которые еще мало знакомы с данным направлением в жанре, стоит почитать «Лекцию об убийстве в запертой комнате» («Три гроба» Д. Д. Карр. глава № 17). И хотя лекция доктора Фелла (герой Д.Д. Карра) прерывается новыми поворотами в сюжете произведения, она в значительной степени охватывает все методы убийств в запертых комнатах, в которых единственными ее обитателями, как казалось на первый взгляд, были жертвы. Не зря эта глава не единожды издавалась отдельно от самого произведения.
Невозможное преступление одна из интеллектуальных форматов детективной истории наряду с «железным» нерушимым алиби и наименее вероятным подозреваемым. Отношение к этому поджанру детектива дело вкуса, особенно для читателей, которые предпочитают сеспенс или быстро развивающийся триллер. Хотя вышесказанное ни сколько не означает, что в детективах, включающих невозможное преступление, отсутствуют эти компоненты детективных произведений. Возьмем для примера роман Джоэля Роджерса «Кровавая красная рука», включающий невозможное преступление (исчезновение предметов или фрагментов местности), в нашем случае исчезновение автомобиля и убийцы с участка дороги, находящийся под наблюдением. Это произведение написано на стыке различных поджанров детектива: странные, непонятные для восприятия события, как у французов, психологическая подоплека и «черная сцена» действия Айриша и невозможность «маэстро» Карра.
Есть различные мнения о том, какой формат повествования лучше для данного направления детективной беллетристики: рассказ или роман (повесть). Многие читатели предпочитаю формат рассказа, так как трудно поддерживать постоянный интерес в произведение, в котором центральное место занимает «чудо невозможности». Кроме того рассказов в этом жанре намного больше, чем повестей и романов. Возможно. Мое мнение в этом вопросе таково и ни как не связано с «лучше» и «хуже» для данного направления: роман более «легкий» формат для этого поджанра. Рассказ о невозможном преступлении написать намного сложнее. Писателю нужно на нескольких страницах описать преступление, завуалировать мотив, ключи и дать читателю возможность читателю самому все разгадать. Не многим мэтрам жанра, которые писали великолепные детективные истории по силам такие произведения.
Джон Диксон Карр ака Картер Диксон является лидером в жанре «невозможное преступление». Недаром критики назвали его «маэстро запертых комнат». Для читателя, думаю, будет сюрпризом, что лишь немногие из его многочисленных детективных произведений включают в сюжет «убийство в запертой комнате». Сюжет подавляющего большинства его творений заключается в других «чудесах», о большинстве которых я расскажу ниже.
Различные типы невозможных преступлений.
1. Запертая изнутри комната (или находящаяся под постоянным наблюдением).
Если судить по выходу произведений в хронологическом порядке, то первый рассказ об убийстве в запертой комнате был написан англо – ирландском писателем Ле Фаню. В ноябре 1838 года в «Dublin University Magazine» вышел рассказ «A Passage in the Secret History of an Irish Countess» («Эпизод из тайной истории ирландской графини»). Эту же форму «чуда» писатель использовал в романе «Дядя Сайлас», который вышел в 1864 году. В 1841 году вышла повесть Эдгара По «Убийство на улице Морг». Дата выхода повести считается днем рождения детективного жанра, и также включала невозможное преступление – убийство в запертой комнате. Конечно же, читая эти произведения сейчас, они кажутся наивными, примитивными. Но не будем забывать время, когда они были написаны. Это было зарождение жанра "запертая комната", достигшег своей вершины в творчестве Д. Д. Карра.
Различные манипуляции с болтами на дверях или окнах, с ключом, оставленным в дверях, пулевое отверстие в оконном стекле, создание иллюзии «запертости» комнаты. Трюков в арсенале много (более подробно можно прочесть, как я писал выше в лекции доктора Фелла в романе «Три гроба»).
К этому подвиду невозможного преступления относится не только «запертая комната»
Есть и множество вариаций:
а) комната, в которой произошло убийство, находится под постоянным наблюдением;
б) свидетели видят входящего в комнату преступника, но не выходящего из нее, и тем не менее, не находящегося на месте преступления.
в) иллюзия входа преступника в комнату.
г) вместо запертой комнаты место преступления представляет собой изолированное помещение, транспортное средство или даже местность.
д) иллюзия «запертости» комнаты.
2. Отсутствие следов преступника на месте преступления.
Это еще один прием, которому мастера жанра часто отдают предпочтение. Этот способ требует непосредственного нахождения преступника возле жертвы, во время совершения преступления, но при этом не оставляющего собственных следов. Место преступления в данном случае, как правило, заснеженная местность, пляж с мокрым песком, грязь и тому подобное.
На мой взгляд, одним из лучших объяснений такого рода чуда в романе Д.Д. Карра «Три гроба» - жертва убита в упор на заснеженной дороге на глазах четырех свидетелей, причем оружие преступления находится рядом с убитым. Очень интересные объяснения этого вида «чуда» в произведения Карра «Клетка для простака», «Ведьма отлива», «Убийства Белого Монастыря». Много сюжетов основанных на этом методе использовал практически непереведенный на русский язык Эдвард Хоч.
Отмечу, что наряду с интересными объяснениями, есть и довольно курьезные: от прыжков с шестом до побега с места преступления на воздушном змее.
В целом, однако, вариант «отсутствие следов» представляет собой один из интереснейших в поджанре «невозможное преступление».
3. Убийство или другое преступление на глазах многочисленных свидетелей.
Данный прием невозможного преступления используется не так часто, как два предыдущих, но, тем не менее, имеет место быть. В качестве яркого примера можно предложить прочитать роман «Тайна американского пистолета» Э. Квина, в котором убийство происходит на родео в присутствии тысяч зрителей, но никто не видит убийцу и отсутствует орудие преступления. Этот же метод, правда, в немного измененной форме использовал Карр в великолепном романе «Черные очки».
4. Исчезновение или временное сокрытие людей, предметов и местностей.
Данный прием довольно разнообразен. Фантазия авторов беспредельна: исчезновение домов, перемещение предметов в замкнутом пространстве, исчезновение различных средств передвижения на контролируемых участках дороги и так далее.
5. Невозможный подозреваемый - полное алиби всех, кто мог совершить преступления.
6. "Магические" хитрости и природные особенности - использование профессиональная "магия" фокуса, зеркала и различные физические явления.
6. Секретные проходы и скрытые ловушки
Этот метод считается как обман читателя, и использовался в основном при зарождении поджанра. Но Д.Д. Карр не раз использовал этот прием в совершенно измененном варианте.
7. Комбинация из несколько "невозможных преступлений"
8. Extravaganza
Последняя разновидность, которую, тем не менее, нужно отметить. Это нагромождение различных ситуаций, странных событий, которые накладываются одна на другую. Отличным примером этой разновидности может служить роман «Убийство арабских ночей» и «Охота на цирюльника» Д. Д. Карра.