afanasevЧто касается "Бедной Лизы", то это описано даже в Википедии. Но если коротко, то используются новые способы ведения рассказа (показывающие, что описанные события конкретны и достоверны, как бы "были" в конкретном городе с конкретными людьми) и описания чувств и поступков персонажей (показывающие, что это личные, собственные чувства именно этих персонажей, продиктованные именно событиями их жизни). До этого в русской литературе господствовал классицизм, который интересуется не конкретным, а должным, не именно этими персонажами и их историей, а их соответствием абсолютным моральным нормам и выводу, который из этого следует. Плюс фактор языка - в литературе 18 века преобладает или предельно высокий, пафосный стиль, или явно простонародный (например, в "Недоросле"), Карамзин пытается создать средний язык, приближенный к тому, как обычно говорят и пишут образованные люди.
afanasev писал(а):Только это разве не подтверждает что это серьезная литература?
Подтверждает, если делить всю литературу на "серьёзную" и "развлекательную" по Вашему критерию - "вот эта книга ставит серьёзную проблему каждой своей сценой, неважно, в каком жанре она написана, это уже настоящая серьёзная проза, а вот в этой книге проблема почти незаметна, тут гораздо важнее сюжет, значит, нет тут ничего серьёзного, просто развлекательный детектив".
А примеры о другом - что многие книги и развлекательные, и серьёзные одновременно (если уж использовать эту терминологию).
Леди ЭстерБезусловно. В случае с "детективами", якобы ставящими "серьёзные проблемы" (а в действительности зачастую просто маскирующими слабость сюжета), это как раз желание дать читателю возможность почувствовать, что он не просто про загадку читает, а что-то серьёзное.
Но есть ещё другая категория - люди, старательно читающие по-настоящему серьёзные книги (и никакие другие), но по недостатку культуры неспособные самостоятельно их осмыслить и просто запоминающие чужие шаблоны о них.