Re: Рекомендации участников форума (отечественный детектив)
Добавлено: 29 сен 2021, 00:11
Валерий Алексеев, "Гипноз детали"
Для начала процитирую Вольского (который, кстати говоря, отнёс эту повесть в раздел "в окрестностях детектива"):
Для начала процитирую Вольского (который, кстати говоря, отнёс эту повесть в раздел "в окрестностях детектива"):
Попытка серьезного писателя создать классический детектив. При этом он поставил себе максимально сложную задачу - построить сюжет на "загадке запертой комнаты". К сожалению, изобрести удовлетворительное решение этой головоломки ему не удалось, и по ходу развития сюжета выясняется, что образующие загадку исходные утверждения оказываются ложными. Детектив не получился, но возникшая в конечном итоге криминальная история может заинтересовать читателя.
И в отдельных отношениях она, действительно, любопытна. Во-первых, автор писатель "серьёзный" в том смысле, что не профессиональный детективщик - писал литературу для подростков (говорят, неплохую), фантастику и просто реалистическую прозу. Этой повестью и рассказом "Утончённая подлость" цикл о следователе Б.П.Холмском, рассказывающим "автору" о своих делах, по-видимому, и исчерпывается. Во-вторых, автор постарался создать максимально дистиллированный криминальный сюжет, что уж вовсе в советской литературе уникально: в форме рукописи этого самого Б.П.Холмского, включающей исключительно показания свидетелей, а также отдельные пояснения и местами весьма остроумные логические рассуждения следователя.
А вот наличие "запертой комнаты" большой вопрос (тем более интересный, что это была бы первая советская "запертая комната"). Ночью в комнате московской коммунальной квартиры убита и ограблена пожилая женщина. При этом дверь квартиры на ночь основательно заперта изнутри. Следовательно, кто-то из жильцов квартиры либо убийца, либо сообщник. Либо дверь на самом деле не была заперта, а жильцы по какой-то причине лгут об этом - и этой возможности уделяется достаточно большое внимание. Ничего не напоминает? Правильно, напоминает "Пророчицу" Слободского. Но "Пророчица" - "невозможный" детектив (там, если преступник кто-то из жильцов, то ему невозможно было вынести краденое, а если преступник кто-то извне, то ему невозможно было попасть внутрь запертой квартиры). Здесь ничего такого нет. Наоборот, постулируется, что вольно или невольно кто-то из жильцов должен был быть причастен к убийству или хотя бы к проникновению убийцы внутрь. По разгадке преступление тоже вполне "возможное". Возникает мысль, что автор "Пророчицы" вдохновился "Гипнозом детали", чтобы постараться развернуть потенциал идеи "запертой коммунальной квартиры" до по-настоящему "невозможного" (и, безусловно, гораздо более яркого и сложного) сюжета.
Итак, "невозможности" у Алексеева нет и, по-видимому, не предполагалось. Зато есть ирония в адрес "милицейского романа" - только предфинальное действие сползло, наконец, на до боли знакомые рельсы, как, внезапно, именно это и оказывается главной ошибкой следствия. Такой финт, думаю, прокатил лишь потому, что творение Алексеева проходило по ведомству реалистической, "назидательной прозы" (как назван сам сборник, куда входит эта повесть). Но есть ли тут, собственно, детектив? Не уверен, ведь решение не только банальное, но и неряшливое. Читателю просто вдруг демонстрируют в самом конце ключевую улику, делающую всю историю до примитива очевидной и отправляющую все предыдущие сложные логические рассуждения и схемы коту под хвост. При этом, несмотря на название сборника, нет никакого "назидания", столь свойственного советской криминальной литературе.
В отличие от рассказа "Утончённая подлость", детективность которого тоже проблематична (поначалу кажется, что суть в том, чтобы логически исключить из огромного числа гостей всех неспособных совершить кражу, дойдя до единственного вора, но ключевая улика, переворачивающая всю ситуацию, тоже всплывает только в разгадке), зато назидания там хватает.
Остаётся вопрос, а хотел ли Алексеев написать детектив? Или просто воспользовался формой? Судя по тому, как старательно он в "Гипнозе детали" избавляется от всего лишнего для голого криминального сюжета, с каким вкусом выстраивает логические конструкции, всё-таки хотел. Но результат доказывает, что даже хорошему писателю, если он не разбирается в жанре, представляя себе только внешнюю форму, сделать это мудрено.