МИНУТА НА УБИЙСТВО
Типичный такой стандартный Блейк, он же Сесил Дей Льюис.
"Закрытое" убийство есть, Стренджвейс с полицией что-то там активно расследует, никаких побочных линий и сюжетных отклонений не замечено, все ключи читателю представлены, перед разгадкой даже выписаны для читателя все факты дела, почти как в романах Эллери Квина, а в конце всё чётко увязано.
Соответственно, как и положено Блейку, несколько давящая атмосфера и много аллюзий на классику, даже в построении самих героев чувствуются персонажи классической английской драмы. Не скажу, чтобы в этом романе было очень много чего-то социально-критического, но привязка к времени (а это 1945 год) и основательно приплетённый шпионский элемент в сюжете есть. И этот элемент при чтении несколько утомляет, хотя сами загадка и разгадка выдержаны чисто классически.
В начале, и довольно быстро, мы имеем отравление, которое мог произвести ограниченный круг лиц. Постепенно Стренджвейс сужает этот круг до немногих вариантов, вызывая тем самым в памяти "Смерть под парусом".
Кроме того, в "Минуте на убийство" он отличается чрезвычайной речистостью, к концу заражая и других героев, принявшихся строить подробные и аргументированные версии. К сожалению, действо выстраивания версий несколько меня утомило, ибо версии выстраивались, хотя и виртуозно, но в очень ограниченных рамках, а потому у кого и про кого окажется версия, сразу было понятно. А куда и к кому эти рамки будут ограничиваться Стренджвейсом, как-то стало ясно довольно быстро, и потому разгадка особого ошеломления не вызвала, хотя до последнего автор не давал понять, кто именно из немногих оставшихся окажется виновным, и запутывал читателя, злодей стал понятен довольно быстпр. Я ожидал, что произойдёт ещё один сюжетный поворот, но вместо этого Стренджвейс, не наговорившись, жизнерадостно обсудил все факты уже раскрытого дела ещё раз, окончательно меня сморив, а заодно пересказав все чужие версии.
В итоге впечатления очень расплывчатые, как и обычно от Блейка. Начало за здравие, окончание не то, чтобы за упокой, но с явным спадом напряжения. Вроде и все каноны классического детектива соблюдены, и сюжет хитроумный, и разгадка в высшей степени убедительная, но чего-то недостаёт, и совершенно не понимаешь, чего именно...
Вывод, однако - читать всем любителям неспешного классического детектива, хотя хлёсткой разгадки не ждите. Она всего лишь добротна. Удовольствие получил и даже смог благодаря роману заснуть. :) Уж очень подробно и тщательно всё разбирается.
P. S. доктор Фелл в каком-то из обсуждений на форуме написал, что "Минута на убийство", по его мнению, лучше, чем "Чудовище должно умереть", если выбирать какую-то одну книгу Блейка. Всё думаю, почему. Мне кажется, что в каноническом детективе Блейк не мог развернуться в полную силу, как и положено, в принципе, не профессионалу жанра, а действительно большому писателю, поэту, критику и литературоведу.