Страница 29 из 31

Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 01 сен 2009, 09:14
Автор Доктор Фелл
АГАТА КРИСТИ 「AGATHA CHRISTIE」

   ИМЯ ПРИ РОЖДЕНИИ: Агата Мэри Кларисса Миллер
   ПСЕВДОНИМ: Мэри Уэстмакотт 「Вестмакотт」
   ДАТА РОЖДЕНИЯ: 15 сентября 1890 г. 「Торки, Девон, Англия, Великобритания」
   ДАТА СМЕРТИ: 12 января 1976 г. (85 лет) 「Уоллингфорд, Оксфордшир, Англия, Великобритания」
   ГОДЫ ТВОРЧЕСТВА:  1920—1976 гг
   ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ: Эркюль Пуаро и капитан Гастингс; Джейн Марпл; старший инспектор Джепп; суперинтендант Баттл; Ариадна Оливер и др.
   ЖАНР: детектив, приключенческий роман, шпионский роман, автобиография
   НАГРАДЫ: Орден Британской империи
Изображение

   Агата Мэри Кларисса, леди Маллоуэн, более известная по фамилии первого мужа как Агата Кристи — английская писательница и драматург. Относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы.
  • Об авторе
  • Hercule Poirot
  • Miss Marple
  • Др. персонажи + внесерийные
  • ×
Подробная информация во вкладках

   
Библиография | +
Сборники рассказов

Partners in Crime (1929) Партнёры по преступлению (сборник)
The Mysterious Mr. Quin (1930) Таинственный мистер Кин (сборник)
The Hound of Death (1933) Гончая смерти (сборник)
Three Blind Mice and Other Stories (1950) Три слепых мышонка (сборник)
Double Sin and Other Stories (1962) Двойной грех (сборник)
The Golden Ball and Other Stories (1971) Золотой мяч и другие рассказы

Пьесы


Chimneys (1931) Чимниз
Love from a Stranger (1936) Любовь от незнакомца
Daughter’s a Daughter, a (1937) Дочь есть дочь
Aknaton (1937) Эхнатон
Peril at End House (1940) Загадка Эндхауза
And Then There Were None (1943) И никого не стало
Appointment with Death (1945) Свидание со смертью
Murder on the Nile (1946) Смерть на Ниле
Murder at the Vicarage (1949) Убийство в доме викария
Hollow, the (1951) Лощина
Mousetrap, the (1952) Мышеловка
Witness for the Prosecution (1953) Свидетель обвинения
Spider’s Web, the (1954) Паутина
Towards Zero (1956) По направлению к нулю
Verdict (1958) Вердикт
Unexpected Guest, the (1958) Неожиданный гость
Go Back for Murder (1960) Назад к убийству
Rule of Three (1962) Правила трех
Fiddler’s Three (1972) Тройка скрипачей

Работы в соавторстве

Behind The Screen (1930) За ширмой
Floating Admiral, the (1931) Последнее плавание адмирала

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 07 сен 2021, 11:21
Автор Шурик
afanasev писал(а):Между прочим, такого способа я еще не встречал (во всяком случае не припомню), хотя, очевидно, он должен быть использован уйму раз.

А по-моему, это вариация идеи из рассказа Гилберта Кийта Честертона
Спойлер:
"Чудо Полумесяца".

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 15 сен 2021, 18:26
Автор Miranda
Я очень люблю ряд поздних детективов: "Причуда мертвеца", "Вилла Белый конь", "Вечеринка в Хэллоуин".

Re: Агата Кристи "Занавес"

СообщениеДобавлено: 05 окт 2021, 05:34
Автор pifir
  В романе ‘Занавес’ Кристи выдвинула новый тип ‘идеального убийства’
Спойлер: Частичное раскрытие сюжетных ходов и мотивов преступника
— убийства ‘чужими руками’, воздействуя на психологию человека. Этим она поставила предел классического детектива, по крайней мере в той части, который основан на ‘уликовой парадигме’. В этом случае убийца, которого точнее следует назвать ‘манипулятором’ или ‘кукловодом’, становится неподвластным закону. Кристи показала в романе на примере Гастингса и хозяина гостиницы механизм совершения подобного убийства.
  Именно появление ‘кукловодов’ и невозможность придать их наказанию в рамках закона явилось причиной внутреннего конфликта Пуаро, которое привело к трагедии. Неразрешимость противоречия между реальностью и неотвратимостью наказания. Противоречия, которое Пуаро не мог принять, так как это разрушало то, чему он посвятил всю свою жизнь. Я бы сказал — это разрушало его ВЕРУ. Пуаро верил в Закон, как в Библию. Это была его религия, основа его мировоззрения.
  Вспомните окончания фильма ‘Убийства в Восточном экспрессе’ с Дэвидом Суше в главной роли. Скорбное лицо Пуаро с шевелящимися губами, перебирающим в пальцах четки. Простив убийц, он совершил грех перед Законом, он отступил от своей Веры. Он замаливает свой грех, он вымаливает прощение за совершенное святотатство, за проявленную слабость перед законом, который для него отождествляется с Богом.
  Агата Кристи в этом романе показала еще одну особенность своего таланта, которую Пинский и Люсьен Гольдман назвали ‘трагическое сознание’.
  Рекомендую роман к прочтению.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 05 окт 2021, 10:59
Автор Леди Эстер
Спойлер:
В "Занавесе" было запланировано еще несколько "идеальных" убийств: кроме Гастингса и хозяина пансиона совершить убийство пыталась жена доктора (правда "благодаря" Гастингсу она сама стала жертвой), и, что самое важное для Пуаро и по-видимому пугает его сильнее всего, Нортон подталкивает к убийству дочь его близкого друга Гастингса. А когда этот план проваливается, начинает (и как всегда весьма успешно) убеждать всех, что она это убийство все-таки совершила. Ему удается заронить подозрения даже в самого Гастингса, хотя уж тот-то должен быть последним, кто в это поверит. Мне кажется, что именно желание защитить Гастингса и его дочь подтолкнуло Пуаро сделать то, на что он так долго не мог решиться.
В "Занавесе", как и в других романах Кристи, кроме детективного сюжета есть кое-какие важные для нее мысли, к которым она постоянно возвращается в своих произведениях. Одна из них - ситуация, когда Закон вступает в противоречие со Справедливостью, которую он в идеале должен защищать. И Пуаро, так же как герои некоторых других ее романов, делает выбор в пользу справедливости. Зло должно быть наказано даже если для этого придется нарушить закон. Но, проблема Пуаро в том, что он, в отличие от множества людей, подобно ему, считающих себя поборниками справедливости, общего блага, счастья человечества (нужное подчеркнуть), не считает себя сверхчеловеком стоящим над несовершенными людскими законами. Ему нужно подтверждение правильности сделанного выбора. Поэтому-то он не совершает самоубийство, а просто убирает нужное лекарство: если с ним не случится приступа, это будет доказательством, что он поступил правильно и его поступок оправдан. Но увы...

Между прочим, в этом же романе герои Кристи обсуждают другую идею: убийство ("эвтаназию") бесполезных людей - "мусора", который следует убрать, чтобы "расчистить путь". Интересно, что у Беркли роман "Суд и ошибка", написанный в 1937 г., начинается как раз с обсуждения той же темы. По-видимому, эта мысль имела в то время множество сторонников, не случайно же нацистские идеи были тогда так популярны (и не только в Германии). Что интересно, в романе Кристи это положение отстаивает положительный персонаж, дочь Гастингса Джудит. И с ней практически никто не спорит. Слабые возражения, что на это ни у кого не хватит решимости, к тому же сделанные "в явно провокационных целях", едва ли можно принимать всерьез. Мне кажется, что Кристи понимала, что хотя со времен Третьего Рейха прошло 30 лет (роман написан в 1975г.) нацистские идеи не потеряли в глазах некоторых людей своей притягательности. Но она, выражаясь словами Честертона, знает их место.
Спойлер:
Место им в устах очень молодых и наивных людей, обманутых манипуляторами, подталкивающими других к преступлениям.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 05 окт 2021, 11:04
Автор Борис Карлович
"Занавес" был только издан в 1975, написан в начале сороковых. Что, впрочем, только подтверждает ваши слова)

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 05 окт 2021, 11:20
Автор Шурик
Леди Эстер писал(а):
Спойлер:
В "Занавесе" было запланировано еще несколько "идеальных" убийств: кроме Гастингса и хозяина пансиона совершить убийство пыталась жена доктора (правда "благодаря" Гастингсу она сама стала жертвой), и, что самое важное для Пуаро и по-видимому пугает его сильнее всего, Нортон подталкивает к убийству дочь его близкого друга Гастингса.

Спойлер:
Что самое интересное - Нортон также спровоцировал на совершение убийства... самого Пуаро. Так что финал можно рассматривать и как победу Нортона (примерно как в том очень известном фильме, название по понятным причинам не пишу, где последней жертвой маньяка становится застреливший его полицейский).

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 05 окт 2021, 11:27
Автор Роджер Шерингэм
Леди Эстер писал(а):Интересно, что у Беркли роман "Суд и ошибка", написанный в 1937 г., начинается как раз с обсуждения той же темы

Беркли предавался этим увлекательным соображениям, начиная с самого первого романа про "Лейтон-корт".
А "Занавес", на мой взгляд, безусловно связан по тематике с написанным почти одновременно "Десять негритят". Тот же сюжет с убийцами, которых невозможно привлечь к ответственности по закону.

Шурик, а ведь и правда, интересное наблюдение.

Re: Агата Кристи "Занавес"

СообщениеДобавлено: 06 окт 2021, 04:41
Автор pifir
Леди Эстер.
У кого Пуаро искал “подтверждение правильности сделанного выбора”: у Судьбы, Бога, окружающих его людей?
Неужто Вы всерьез ставите на одну клетку, рядышком, Пуаро, как Великого Сыщика, и полоумного судью, решившегося создать на ограниченном пространстве верховенство своего личного закона? Ведь целью Сыщика является соблюдение всеобщего закона для каждого и в любом месте.
Интересные черты вырисовываются у Пуаро, как одного из Великих Сыщиков: фаталист, убийца.
И остается главный вопрос: символом чего является отсылка к “печати Каина”? Ведь Бог Каина лишь проклял и прогнал.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 07 окт 2021, 01:03
Автор Леди Эстер
pifir писал(а):У кого Пуаро искал “подтверждение правильности сделанного выбора”: у Судьбы, Бога, окружающих его людей?

Спойлер:
Пуаро, разумеется, искал подтверждения у бога. О чем и говорит открытым текстом в своем прощальном письме: "Я не знаю, Гастингс, правильно ли я поступил или нет. Нет, не знаю. Я не думаю, чтобы человек имел право сам вершить суд… Я хочу отдать себя в руки bon Dieu(Добрый бог (франц.) ). Пускай быстрее свершится его суд! "

pifir писал(а):Неужто Вы всерьез ставите на одну клетку, рядышком, Пуаро, как Великого Сыщика, и полоумного судью, решившегося создать на ограниченном пространстве верховенство своего личного закона? Ведь целью Сыщика является соблюдение всеобщего закона для каждого и в любом месте.

Спойлер:
И Пуаро, и полоумный судья (как вы изволили выразиться) берут закон в свои руки, сами выносят приговор и сами приводят его в исполнение. Невозможно отрицать это, и это - общее между ними. Только вот судья от души наслаждается жестокой игрой, которую он затеял. Он упивается своим превосходством над запутавшимися злодеями, своим интеллектом и изобретательностью. Трудно сказать что больше побуждает его к действию: желание покарать убийц, оставшихся безнаказанными или удовольствие от самого процесса. И в этом он сродни скорее не Пуаро, а Нортону, главная цель которого самоутверждение за счет других.
Пуаро гораздо человечнее. Никакого удовольствия убийство ему не доставляет. Он - человек талантливый, состоявшийся, и самоутверждаться за чужой счет ему незачем. До самого последнего момента он колеблется, да и потом сомневается, что поступил правильно. "Лишив жизни Нортона, я спас другие жизни — жизни невинных людей, но до сих пор я не знаю… " - пишет он в своем последнем письме.

pifir писал(а):И остается главный вопрос: символом чего является отсылка к “печати Каина”? Ведь Бог Каина лишь проклял и прогнал.

Спойлер:
Что же касается печати Каина, то во первых Пуаро - не бог, он всего лишь человек. Бог возможно знал, что Каин раскаялся и больше никого убивать не будет, или имел другие, недоступные нам резоны. Пуаро знает, что Нортон не остановится и его жертвами станут невинные, в том числе близкие Пуаро, люди. Прогнать Нортона он не может, а его проклятие Нортона не испугает. Кроме того, Пуаро "играет" честно и сознательно оставляет ключи и подсказки, которые могут его выдать. Это - одна из них ("О, Гастингс, Гастингс! Всё это должно было открыть вам глаза"). К тому же, такой любитель симметрии, как он, просто не способен выстрелить в висок.

Шурик писал(а):Что самое интересное - Нортон также спровоцировал на совершение убийства... самого Пуаро. Так что финал можно рассматривать и как победу Нортона

Спойлер:
Не могу с вами согласиться. Финал - двойное поражение Нортона. Во-первых, Пуаро переиграл Нортона по его же правилам. Ведь убивая, пусть чужими руками, Нортон стремился самоутвердиться, доказать, что он выше тех, кого погубил. Стало быть, убив Нортона, Пуаро, по логике того же Нортона, обыграл его.
Во-вторых, Пуаро побеждает Нортона по своим собственным правилам. Отказываясь, по примеру Нортона, совершить "идеальное" убийство. А ведь он в своем письме Гастингсу пишет о том, как легко ему было бы это сделать, выдав случившееся за несчастный случай. Никто бы ничего и не заподозрил, ведь по общему мнению, никакого мотива для убийства Нортона у Пуаро нет. Но Пуаро добровольно принимает наказание за убийство. Он остается при своих старомодных убеждениях о святости человеческой жизни, о том, что человек не вправе брать закон в свои руки. Вторым Нортоном он не становится.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 07 окт 2021, 05:15
Автор pifir
Леди Эстер.
Спасибо Вам за ответ. Вы во многом правы. Вы очень здорово сказали о Кристи и Честертоне и сняли мои сомнения насчет Джудит. Но вопросы остаются. Ваше мнение для меня важно.
1. Не говорит ли Ваша цитата из прощального письма Пуаро о его неразрешимом внутреннем конфликте?
2. Логик обращается за решением к Богу, трансцендентальной сущности. Согласитесь, это по крайней мере странно.
Бог свершил суд. Означает ли это, что Пуаро в глазах Бога совершил ошибку, совершил неправедное действие? Пуаро совершил ошибку. Не было бы более разумным начать вырабатывать правила противодействия методу Нортона? Вы не будете отрицать, что Пуаро как никто другой способен был это сделать?
И это не сейчас, как- нибудь, в будущем: не считаете ли Вы, что правила противодействия будут преимущественно основываться на психологическом факторе, а один из краеугольных камней классического детектива- мотив- уйдет в прошлое?
3. Не разрушила ли в этом романе Кристи образ Пуаро как Великого Сыщика, показав нам мятущуюся и страдающую душу Пуаро?
Заранее благодарен за ответ.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 07 окт 2021, 12:58
Автор Доктор Фелл
  СВЕРКАЮЩИЙ ЦИАНИДUncollected

  ‘По следам’ дискуссии прочитал (ох, когда я в последний раз вообще читал леди Агату, даже не вспомню) ‘Сверкающий цианид’. Я не думаю, что нужно что-то писать о сюжете. Во-первых об этом произведении отзывов много, в том числе и у нас. Во-вторых писать то, по большому счету нечего. Одна и та же, из произведения в произведение схема. Ничего нового. Штамп на штампе, и штампом погоняет. Мотив постоянный, да впрочем как их мотивы то разнообразить. Money, money, money; любовь-морковь... что там еще... ну месть для разнообразия. Далее. Ну как без спец-агентов под прикрытием или без. Что еще... Впрочем, больше ничего. Ааа. Чуть не забыл. Туповатый инспектор полиции. И, конечно же — каждому персонажу нужен ‘придумать’ мотив. Вот теперь уже весь комплект классического whodunit.

  Вот только не нужно воспринимать вышенаписанное как отрицательный отзыв. Это сарказм, в некотором роде, даже грустноватый. Ведь, пользуясь этим набором ‘штампов’ мэтры жанра умудрялись создавать произведения, которые читали, читают и будут читать. В конце концов, нот всего семь и пользуясь ими можно создать шедевр, а можно просто ‘пеликанье’.
  Конечно же, назвать ‘Сверкающий цианид’ назвать шедевром ‘королевы’ было бы натяжкой. Но вот в ‘десятку’ лучших ее произведений, вполне. Всего лишь, как там в знаменитом фильме ‘легким движением руки’ пера, один сюжетный ход и произошло чудо. Красиво, не спорю.

  Спасибо все той же спонтанной дискуссии. Я давно уже не читаю А. Кристи (основное давно читано и перечитано) и мог запросто пропустить это произведение.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 03:56
Автор Леди Эстер
  pifir. Спасибо за добрые слова в мой адрес.
  1.Думаю, что вы совершенно правы — это именно ‘неразрешимый конфликт’. И не только для Пуаро, но и для самой Кристи. В своих романах она постоянно возвращается к теме зла, которое невозможно покарать по закону. В сущности это старый как мир вопрос, можно ли противостоять злу, используя его же методы. Умы, куда более мудрые, чем Пуаро, и уж тем более чем я так и не сумели дать на него ответ.
  2.
Спойлер:
  Виновен или нет Пуаро в глазах Бога, (или в глазах самой Кристи, играющей роль творца для своих героев) можно понимать по разному. Его смерть можно считать наказанием, а можно наградой. В конце-концов религия учит, что люди, достойно прожившие свою жизнь попадают в рай, где уж конечно получат ответ на мучившие их при жизни вопросы.
  Разумеется, Пуаро может противодействовать Нортону в каждом конкретном случае — сумел же он остановить Гастингса или выдать смерть жены доктора за самоубийство. Но для этого ему пришлось бы весь остаток своей жизни посвятить исключительно тому, чтобы как тень следовать за Нортоном и предугадывать его планы, чтобы успеть расстроить их. И при всей проницательности Пуаро, это ему не всегда удается даже тогда, когда он находится рядом. А ведь Нортон может и сбежать. К тому же Пуаро болен, и в любом случае не сможет быть при Нортоне постоянно.
  Если бы это было не так, если бы таких людей, которые не нарушая законов становятся причиной мучений и гибели других, можно было по закону наказать или хотя бы помешать им продолжать свою деятельность, не было бы неразрешимого конфликта между законом и справедливостью, к которому Кристи постоянно возвращается в своем творчестве.
  Что касается ‘одного из краеугольных камней классического детектива — мотива’ (если вы имели в виду мотив преступления), то он, к моему великому сожалению в современных детективах давно стал раритетом. Их страницы заполнили толпы маньяков, убивающих главным образом ради удовольствия, доставляемого самим процессом, или для того, чтобы было где оставить очередное послание полиции.
  3. Мне кажется, что образ Пуаро у Кристи постепенно меняется, в нем становится меньше эксцентричности и чисто комических черт, он становится все более живым. Я не думаю, что это разрушает образ ВД. Возможно, Кристи в своих романах проходит тот путь, который прошел и весь детективный жанр — от классической схемы: мотив, способ, преступник (для чего? как? кто?) к современным безмотивным маньячным триллерам; от ВД золотого века, ярких, запоминающихся, непременно имеющих какие-нибудь эксцентричные привычки, к современным сыщикам, которых авторы в меру своего таланта пытаются сделать максимально похожими на живых людей, часто неуверенных в своей правоте и страдающих.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 14:07
Автор Доктор Немо
Леди Эстер писал(а): Думаю, что вы совершенно правы — это именно ‘неразрешимый конфликт’. И не только для Пуаро, но и для самой Кристи. В своих романах она постоянно возвращается к теме зла, которое невозможно покарать по закону. В сущности это старый как мир вопрос, можно ли противостоять злу, используя его же методы. Умы, куда более мудрые, чем Пуаро, и уж тем более чем я так и не сумели дать на него ответ.

Мне здесь вспоминается другой знаменитый сыщик, Ниро Вульф. В какой-то момент он встречает собственного «Мориарти», криминального авторитета Арнольда Зека, и понимает, что Зек ему спокойно жить и заниматься детективной работой не даст. И как поступает Вульф?
Спойлер:
Провоцирует убить Зека другого человека. Естественно, с «ликвидатором» тут же разбираются люди Зека. По идее его жалеть не за что, он тоже был нехорошим человеком. Но мучает ли Вульфа совесть, что по его вине погибли двое людей? Да вроде не сильно.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 16:11
Автор Miranda
Шерлока за гибель Мориарти совесть явно не мучает.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 16:21
Автор Доктор Фелл
  Ох какие страсти вокруг последнего произведения о Пуаро. И сравнение его, скажем так ‘поведения’ в седьмом романе о нем.
  Выскажу свое мнение, хотя, как обычно пишу — не претендую на истину в последней инстанции.
  Могу еще вспомнить ‘Десять негритят’. Впрочем не только. В каждом своего рода вопрос о справедливости и на какие действия можно пойти ради нее. (Да и не только в этих произведениях и не только леди Агата). И невольно вспоминается: цель оправдывает средства. Ой ли. Если так, становится страшновато. Что то типа: мы за мир во всем мире будем воевать так, что камня на камне не оставим.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 19:55
Автор Miranda
А какой роман о Пуаро - седьмой?

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 19:59
Автор Доктор Фелл
Miranda. По дате написания — экспресс

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 20:08
Автор Miranda
Как я уже говорила, я согласна с Петром Алексеевичем, что это - пародия.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 20:10
Автор Роджер Шерингэм
Miranda писал(а):Шерлока за гибель Мориарти совесть явно не мучает.

Мориарти погиб, можно сказать, на дуэли, где шансы были равны. Это как раз он пытался сыграть нечестно, заранее припрятав Морана рядом, но не успел. Так что Холмсу себя винить не в чем. Он, конечно, оправдывал преступников в некоторых случаях, позволяя им остаться на свободе. Но сам шёл, максимум, на кражу со взломом.
Так что это не случай "Занавеса", где именно что ставится вопрос, допустимо ли в каких-то случаях однозначное убийство. Не оправдание чужого убийства, а именно его совершение.

И кстати, что касается "Экспресса", то мне не совсем ясно, почему в обсуждении всплыла недавняя экранизация с Суше, где навставляли отсебятины. В книге ничего подобного нет. И эта пафосная сентиментальщина с молящимся Пуаро не менее чужда духу данной конкретной книги, чем многое другое в поздних сериях с Суше (вроде грубейшего изменения способа убийства в "Свидании со смертью" или мотивов в "Карты на стол").
"Экспресс" как книга - именно что если не пародия, то высосанный из пальца сюжет, чистый эксперимент на прочность детективной схемы.

Re: Агата Кристи

СообщениеДобавлено: 08 окт 2021, 23:12
Автор Miranda
Мне очень не нравятся несколько серий из Пуаро. В частности, "Свидание со смертью". Да и "Экспресс". "Подвиги Геракла" тоже ужас.