Дерек Смит


Дерек Смит являет собой пример автора детективов, чья биография едва ли не загадочнее, чем его произведения. Доступные источники о жизни этого писателя исчерпываются аннотацией к последнему переизданию полного собрания его произведений и обширной статьёй Роберта Эйди, помещённой в этом издании
The Derek Smith Omnibus
Published July 2nd 2014 by Locked Room International.
Известно, что Смит был англичанином и участвовал во Второй мировой войне радистом, отслужив в Италии и в Болгарии. Демобилизованный из-за плохого здоровья, он так и не женился и посвятил всю свою жизнь главному увлечению — детективным сюжетам о “невозможных” преступлениях.
В 1953 году издательский дом Джона Гиффорда выпустил его первый роман, “Вызвать дьявола”
“ Whistle up the Devil”
1st ed Published 1953 by Gifford, включавший не только сразу несколько “невозможных” убийств в герметично запертой комнате, но и обширную дискуссию с участием главного героя, сыщика-любителя Элджи Лоуренса
Algy Lawrence, посвящённую дополнению и пересмотру знаменитой лекции карровского доктора Фелла о классификации “запертых комнат”. Произведение имело определённый успех, был переведён на французский и итальянский языки, однако из-за небольшого тиража оказался надолго забыт. Однако после того, как Ролан Лакурб в своём каталоге включил его в число шедевров жанра, этот роман в наше время часто входит в рейтинги лучших “impossible crimes” детективов.
Дальнейшая творческая судьба Дерека Смита оказалась куда более трагичной. Он продолжил серию о Лоуренсе романом “Come to Paddington Fair”
1st ed 1997, в котором Элджи Лоуренс расследует “невозможное” убийство человека, находившегося на сцене театра на глазах тысяч зрителей, а в романе “Model for Murder” опубликованным только 2014 г. заставил столкнуться с “невозможным” преступлением Секстона Блейка - сыщика, созданного по образцу Шерлока Холмса, многолетнего (с 1893 по 1978 годы!) героя бульварных журналов (в целом более чем 200 авторов, работавших на эту индустрию, создали за это время о Блейке более 4000 рассказов, романов, пьес и комиксов). Однако обе эти книги были отвергнуты всеми издателями, к которым автор обращался, и Смит полностью прекратил сочинять, за исключением одного-единственного оставшегося в рукописи рассказа “Несовершенное преступление”.
В то же время Смит продолжал деятельность по собиранию любых редких "невозможных" детективных сюжетов, хотя никак не публиковал свои изыскания. Роберт Эйди, друживший со Смитом, вспоминал, что тот помог ему консультациями по целому ряду вопросов - от малоизвестных книг XIX века до редких иностранных фильмов и забытых телесериалов, от старых бульварных журналов до газетных карикатур. Так, чтобы найти редкий экземпляр детективного рассказа Джона Слейдека, напечатанного только на программках музыкального шоу, Смит не поленился суметь, отстояв очередь, попасть именно на это представление
речь идет о рассказе “У вас перехватит дыхание”.
Благодаря известности Смита в узком кругу исследователей классического детектива в 1997 году “Come to Paddington Fair” была впервые издана минимальным тиражом в Японии, а в 2014 году Джон Пагмайр, наконец, издал сборник “The Derek Smith Omnibus”, куда вошли все три романа и единственный рассказ Смита, а также воспоминания коллег о встречах с ним и письма к ним самого Смита, касающиеся отдельных моментов в сюжетах его романов. Это позволяет надеяться, что творчество одного из крупнейших эрудитов в истории жанра, наконец, найдёт своего читателя, и, возможно, не только на языке оригинала, но и по-русски.

Published July 2nd 2014 by Locked Room International.
Известно, что Смит был англичанином и участвовал во Второй мировой войне радистом, отслужив в Италии и в Болгарии. Демобилизованный из-за плохого здоровья, он так и не женился и посвятил всю свою жизнь главному увлечению — детективным сюжетам о “невозможных” преступлениях.
В 1953 году издательский дом Джона Гиффорда выпустил его первый роман, “Вызвать дьявола”

1st ed Published 1953 by Gifford, включавший не только сразу несколько “невозможных” убийств в герметично запертой комнате, но и обширную дискуссию с участием главного героя, сыщика-любителя Элджи Лоуренса

Дальнейшая творческая судьба Дерека Смита оказалась куда более трагичной. Он продолжил серию о Лоуренсе романом “Come to Paddington Fair”

В то же время Смит продолжал деятельность по собиранию любых редких "невозможных" детективных сюжетов, хотя никак не публиковал свои изыскания. Роберт Эйди, друживший со Смитом, вспоминал, что тот помог ему консультациями по целому ряду вопросов - от малоизвестных книг XIX века до редких иностранных фильмов и забытых телесериалов, от старых бульварных журналов до газетных карикатур. Так, чтобы найти редкий экземпляр детективного рассказа Джона Слейдека, напечатанного только на программках музыкального шоу, Смит не поленился суметь, отстояв очередь, попасть именно на это представление

Благодаря известности Смита в узком кругу исследователей классического детектива в 1997 году “Come to Paddington Fair” была впервые издана минимальным тиражом в Японии, а в 2014 году Джон Пагмайр, наконец, издал сборник “The Derek Smith Omnibus”, куда вошли все три романа и единственный рассказ Смита, а также воспоминания коллег о встречах с ним и письма к ним самого Смита, касающиеся отдельных моментов в сюжетах его романов. Это позволяет надеяться, что творчество одного из крупнейших эрудитов в истории жанра, наконец, найдёт своего читателя, и, возможно, не только на языке оригинала, но и по-русски.
- Библиография | +