Страница 4 из 4

Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 01 сен 2009, 23:22
Автор Доктор Фелл
Сирил Хейр

Сирил Хейр (Хэйр, Cyril Hare, наст. имя - Альфред Александр Гордон Кларк, Alfred Alexander Gordon Clark)
4 сентября 1900, Mickleham, Суррей - 25 августа 1958, Mickleham, Суррей
Английский судья и писатель.
Родился в Англии близ Доркинга. Образование получил в Оксфорде. Всю жизнь проработал в суде, занимаясь преимущественно уголовными делами. Богатый юридический опыт сослужил ему хорошую службу: для его романов характерно внимание к судопроизводству, доскональное знание юридических тонкостей и умелое воспроизведение атмосферы суда, сообщающее им большую достоверность.
Книги созданы в стиле интеллектуального детектива. Написал 10 романов (последний не редактирован) и сборник рассказов. Действие его книг обычно происходит в среде наиболее обеспеченной части английского среднего класса, к которой принадлежал и сам писатель.

Библиография | +
Серия об инспекторе Малетте

"Tenant for Death" [Inspector Mallett #1] (first published 1937)Смерть в аренду* ("Жилец"; "Арендатор смерти";"Смертельный арендатор")
"Death is No Sportsman" [Inspector Mallett #2] (first published 1938)Неспортивное поведение* ("Смерть – не азартный охотник")
"Suicide Excepted" [Inspector Mallett #3] (first published 1939)Самоубийство исключается* ("Предполагаемое самоубийство")

Серия об инспекторе Малетте и Фрэнсисе Петтигрю

Трагедия закона (Tragedy at Law, 1942)
Он должен был умереть в будущем (He Should Have Died Hereafter, 1958), Своевременная кончина
Простым канцелярским шилом (With a Bare Bodkin, 1946) иногда переводят Одной лишь скрепкой

Серия о Фрэнсисе Петтигрю
"When the Wind Blows" {Francis Pettigrew #3] (first published 1949)Когда дует ветер*
"Untimely Death" {Francis Pettigrew #5] (first published 1958)Загадочная смерть*

Смерть под тисами (That Yew Tree’s Shade, 1954), в США – под названием Смерть ходит по лесу (Death Walks the Woods)

Романы вне серий

Чисто английское убийство (An English Murder, 1951)
Таинственная бутылка (The Magic Bottle, 2008)

Сборник рассказов

Best Detective Stories (30 Short Stories) (1959) — Убийства и другие преступления*

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 26 фев 2017, 00:33
Автор Ser
Сирил Хейр "Самоубийство исключается" - Родственники внезапно умершего старика птыаются доказать, что смерть произошла в результате не несчастного случая или самоубийства, а предумышленного убийства. В противном случае страховая компания откажет семье умершего выплатить сумму по страховке. Бесспорно, один из лучших детективов автора. Все по честному, ключей достаточно, чтобы самому читателю догадаться что к чему. Смело рекомендую!

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 18 июл 2017, 17:34
Автор pifir
Хейр Сирил “Смерть бродит по лесу”

Обидчика встретив на пути,
Душа заполыхает как дрова в камине,
При наступление холодов,
Которых не бывало и в помине.
Обидчика достать- руки коротки.
Вдогонку плюнуть, божью кару призывая,
Без сна всю ночь лежать, изнемогая,
Пытаясь месть страшней изобрести.


Тяжелое Темное Прошлое тянется за нами непрерывно, накрывая временами с головой вязким валом безысходности. Время не может накрыть его покровом забвения, похоронить в пучине прожитых лет и не свершившихся надежд и мечтаний. Культивированное чувство обиды саднит ежедневными неурядицами и уколами самолюбия. Сверх желание изменить существующее положение вещей любым способом в конце- концов толкает на самый радикальный способ- убийство, которое и произошло в Тисовом лесу средь бела дня. Труп был спрятан под поваленное дерево, следов никаких, ни малейшей зацепки, не считая бриллиантовой сережки. Естественное, привычное, нормальное течение течение жизни нарушается, вселяя неуверенность в будущем и страх за себя и своих близких в душах людей, ведя за руку недоверие ко всем вместе и каждому в отдельности, жестокость и отчужденность.
И здесь уже дело полиции найти осмелившегося поднять руку на закон и порядок, восстановить “норму”. А при ее бессилии в дело вступает Великий сыщик и восстанавливает порядок, каким бы смешным, нелепым и несуразным он не выглядел.
От полицейского управления за дело взялся суперинтендант Тримбл, амбициозный и лишенный чувства юмора глава маркширских детективов,недавно назначенный на эту должность, человек не без способностей,но без божьей искры таланта. За дело Тримбл взялся рьяно, но вскоре оно застопорилось.Как он сам признался:”Исключительное в этом расследовании то, что все, что я узнаю благодаря упорному труду и расследованию должным путем, уже известно всем и каждому в деревеньке. Я устанавливаю, что миссис Порфир была состоятельной женщиной, а потом мне говорят, что об этом уже годами судачат в деревне. Я устанавливаю, что она была замужем за этим Пурпуром, но с известием об этом меня опережает школьник. Надо думать, я последним во всем графстве услышал, что Тодмен вчера разбился под Богнором. Уж и не знаю, какой сегодня прок от детектива... Правда не знаю. Все кругом посмеиваются в кулак, ничем иным и не заняты”
И тут на сцене появился помощник судьи графства Фрэнсис Петтигрю, исполняющего роль простого свидетеля, мелкой сошки. “Ни на что большее я не претендую. Вы же знаете, насколько мне отвратительны расследования.” - заявил он. Описание его внешнего вида не имеется, недавно женат, недавно поселились в коттедже, полученным женой в наследство, в прошлом неофициально помог в деле с убийством скрипачки, за которое Тримбл получил повышение и место, занимаемое им в романе, профессиональная гордость Тримбла еще саднит и поэтому недолюбливает Петтигрю, считая его “мерзким дилетантом, который жаждет его опередить и учит делать свое дело.”
Ленивый и любопытный одновременно,Фрэнсис Петтигрю отрешенно любовался красивыми видами Маркширского Тисового холма, не забывая про бинокль дяди, что не мешало ему подтрунивать над женой, активно заинтересовавшейся жизнью местной общины, местными сплетнями и с выездными сессиями суда графства, на заседаниях которых при не очень благожелательных обстоятельствах познакомился с ближайшими соседями по деревушке Тисбери: с мистером Уэндоном, снабжающих соседей мясом и яйцами в обход закона, миссис Порфир, вдовой, («Добрая, достойная и полезная, — подумал он. — Все это про нее, но самое главное в ней — добрая», но ходе дознания не солгала, нет, но погрешила против истины.) и вспыльчивым мистером Тодменом, не высоким жилистым человечком с ярко-желтыми волосами и жесткими зелеными глазами, подавшим в суд иск по выселению миссис Порфир из своего коттеджа. Но отрешенность Петтигрю, более того, нежелание заниматься такими отвратительными, грязными и возмутительными историями, как убийство, не помогло остаться в стороне от расследования убийства. Помешало любопытство, кодекс чести судьи и гражданина, желание помочь новому молодому соседу и знакомство с главным констеблем Макуильямом. Ненавязчивое вмешательство Петтигрю в ход привело к положительному результату и восстановлению нормы в Тисбери.
А давайте попробуем разобраться с вопросом: является ли Фрэнсис Петтигрю Великим Сыщиком?
Во первых, убийство являетсягротескным, таких “чистых” убийств, я думаю, не бывает.
Во-вторых, на фоне вулканической деятельности суперинтенданта Тримбла созерцательная отрешенность Петтигрю кажется вызывающей. Аналитические способности Петтигрю не вызывают сомнений. Сбор информации ведется как будто исподволь, ненароком, как побочный продукт обычных житейских дел и профессиональной деятельности. Он не производит осмотр места убийства, не ходит по свидетелям, они сами к нему приходят, т.е. его деятельность является необычной,ненормальной- гротескной .
В третьих, Петтигрю умеет слушать, подслушивать, смотреть и подглядывать. В разговорах умеет выявить странность.
В четвертых, мимикрия Фрэнсиса Петтигрю сродни мимикрии миссис Марпл. Кто может ожидать неожиданностей и полного крушения надежд от мягкого, во всем сомневающегося и неуверенного в себе человека.
Таким образом, можно вынести вердикт: Фрэнсис Петтигрю достоин звания Великого Сыщика!

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 24 июл 2017, 04:02
Автор pifir
Зачем нужен Фрэнсис Петигрю?
Серия Сирила Хейра об адвокате Фрэнсисе Петтигрю состоит из четырех книг, похожих на задачки повышенной сложности для крючкотворов законников:
1- Трагедия закона
2- Простым канцелярским шилом
3- Смерть играет
4- Смерть бродит по лесу
Во всей серии поразил своим своеобразием Фрэнсис Петигрю (в дальнейшем ФП), тормозящим действие и несущим нагрузку лишь на завершающей стадии, когда полиция встаёт в тупик при определении выбора мотива. Но тогда можно задать вопрос, почему ФП нельзя заменить консультантом из Темпла? Дошли до мотива, поехали в Лондон, к этакому ехидному старичку лет 65- 70- ти, знающим тысячу и одну историю про судейских и съевшим не одну собаку без соли и перца во всех головоломных нюансах закона.
Всю остальную работу полиция делает в романах самостоятельно.
Фрэнсис Петигрю , магистр искусств, бакалавр права, бывший стипендиат Оксфордского колледжа Святого Марка, бывший младший научный сотрудник Колледжа всех душ, бывший стипендиат Блэкстоуна в области общего права во Внешнем темпле Темплы и инны — корпорации барристеров (адвокатов) в Англии., барристер, предстает перед нами пожилым человеком, “старичком, племя которых уже вымерло”, чья адвокатская практика сложилась неудачно, в чем он винит только себя: “не крылась ли причина неудавшейся жизни в самом Фрэнсисе Петигрю? В чем-то, чего ему не хватало, но чем в полной мере обладали те, которых он считал ниже себя? Какое-то качество, не имеющее отношения ни к характеру, ни к уму, ни к удаче, но без которого при всех своих достоинствах человек не добьется большого успеха в жизни.” Что касается судейской профессии в целом, то он испытывал к ней “невыразимое глубочайшее почтение. Это было то, чем и для чего Петигрю жил”.
В первом романе побудительным мотивом действий ФП было желание превзойти Хильду, отвергнувшую в прошлом его любовь, в знании законов, доказать ей свою значимость как юриста, которая предпочла более удачливого и беспринципного адвоката Барбера. По неофициальным слухам, Хильда своими знаниями в юриспруденции, активностью, умом и тактом сделала из него Достопочтенного сэра Уильяма Хервуда Барбера, рыцаря, члена Отделения королевской скамьи Высокого суда правосудия Высокий суд правосудия — высший суд первой инстанции, входящий в состав Верховного суда и состоящий из трех отделений, одно из которых — Королевская скамья. Время пришло. Первое и последнее роковое доказательство свершилось. ФП предстал человеком, осознающим свои достоинства и недостатки, поджидающим удобного момента для смертельного удара в тот момент, когда его сила, знания будут иметь неоспоримое преимущество. Но нам не показано развитие его мысли, суждений, гипотез по ходу развития сюжета. Думать , анализировать, выдвигать версии автор предоставляет читателю, ничего не скрывая. ФП в расследовании не участвует, постоянно на втором плане, на первом- полиция, представленная инспектором Маллетом,как нигде выглядит достойно и авторитетно. И лишь в конце ФП добавляет последнее, недостающее звено в расследовании полиции- мотив. Последний пазл вставлен и действия ФП становятся способом восстановить порядок и справедливость. ФП переиграл преступника в игре ума, эрудиции.
А вот мог или не мог ФП предупредить убийство? Не в этом ли состоит трагедия закона: в умении наказать за содеянное, но в невозможности предотвратить преступное деяние?
Во втором романе сюжет практически развивается по шаблону с первым с заменой места действия, но побудительный мотив ФП другой- борьба за свое чувство, а значит, защита своей избранницы, и ФП сидит в своем кабинете, слушает. сопоставляет, и в этой неподвижности самое страшное, что есть в ФП- выдержка, умение исподволь готовиться к смертельной схватке за свое будущее, за свое счастье, умение тактика, стратега дождаться критического момента и выйти на сцену.
В двух последних романах шаблон сохранен и предугадать преступника труда не составляет. Побудительный мотив ФП- любопытство. Образ- созерцательный законник- крючкотвор. Метод действия- выявление странности, не состыковок с последующим логическим анализом и компоновки выводов с результатами расследования. Эти два романа написаны, вероятно, в благоприятною пору для писателя, ибо несут заряд оптимизма.
Таким образом, ФП является лишним действующим персонажем, никакого посыла образ ФП не несет. В романах присутствует загадка, но при этом отсутствует тайна, что снижает воздействие на читателя и уменьшает художественную ценность произведения.

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 24 июл 2017, 22:39
Автор Доктор Праути
pifir писал(а): Зачем нужен Фрэнсис Петигрю?
Таким образом, ФП является лишним действующим персонажем, никакого посыла образ ФП не несет. В романах присутствует загадка, но при этом отсутствует тайна, что снижает воздействие на читателя и уменьшает художественную ценность произведения.

Ход мыслей правильный, но вывод, считаю, в корне неверный. К слову, у нас на "лишних" людях вся классическая литература построена, а вот о "полезных" как-то не хочется читать. Если выкинуть ФП, можно выкидывать всего СХ. Своеобразие его романов с ФП, выделяющее его из ряда других писателей, как раз и состоит в самой, как это ни банально, фигуре ФП - знатоке таких заковырок в законе, таких несуразностей и редкостей, какими может воспользоваться умный преступник и какие может проглядеть не менее умная полиция. Собственно, преступник в романах с ФП - особый, юридически подкованный тип и главное в этих романах - мотив. Тайна еще не всё. И трагедия закона не в том, что закон не может предупредить преступление, а в том, что закон и есть это самое преступление. Яркая иллюстрация - романы с ФП. Так что не всё так категорично. Ведь сказано же чуть выше и теми же устами:
Таким образом, можно вынести вердикт: Фрэнсис Петтигрю достоин звания Великого Сыщика!

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 04:38
Автор pifir
доктор Праути писал
закон и есть это самое преступление

Мне кажется, это чересчур категорично. Есть лопата, обычный и всем известный инструмент, при помощи которого можно сделать много полезного, но из лопаты можно сделать орудие убийства. Тогда получается, есть "трагедия лопаты"?.
доктор Праути писал
Если выкинуть ФП, можно выкидывать всего СХ

Да. это будет другой СХ, но будет ли произведение хуже, если в нем избавиться от всего лишнего?
доктор Праути пиал
Тайна еще не всё

Согласен, с "тайной" не все так просто, по крайней мере для меня, но к примеру, насколько бы снизилась привлекательность "Собаки Баскервилей", если убрать созданную ауру Тайны и оставить одну загадку.
с уважением, pifir

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 12:14
Автор Доктор Немо
pifir писал(а): Серия Сирила Хейра об адвокате Фрэнсисе Петтигрю состоит из четырех книг, похожих на задачки повышенной сложности для крючкотворов законников:
1- Трагедия закона
2- Простым канцелярским шилом
3- Смерть играет
4- Смерть бродит по лесу

Вообще-то из пяти. Есть ещё «Загадочная смерть».

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 25 июл 2017, 15:34
Автор pifir
Doctor Nemo!
Большое спасибо за подсказку. Обязательно постараюсь найти и прочитать.
с уважением, pifir

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 27 сен 2017, 13:16
Автор Леди Эстер
pifir писал(а): Зачем нужен Фрэнсис Петигрю?
...желание превзойти Хильду, отвергнувшую в прошлом его любовь, в знании законов, доказать ей свою значимость как юриста, которая предпочла более удачливого и беспринципного адвоката Барбера...
[/i]

Мне кажется, что все совсем наоборот.
Хильда предпочла Барбера именно потому, что прекрасно поняла все его слабости и как человека, и как юриста. Это-то и дает ей возможность вертеть им, она самореализуется, строя его карьеру, которой Барбер полностью обязан ей. Ведь она, при всем своем уме и талантах, не может рассчитывать сделать карьеру сама - она женщина, а юриспруденция - одна из самых консервативных областей деятельности в такой консервативной стране как Англия. И женщине тут ничего не светит.
И это именно Хильда хочет доказать Петигрю (и себе самой), что ее выбор был правильным, что она получила то, что хотела, а он - неудачник.
Поэтому она так старается унизить его, например, фактически "утопив" его подзащитного (разумеется руками своей марионетки - Барбера), когда Петигрю почти доказал, как сомнительны улики обвинения.
Вообще роман "Трагедия закона" замечателен как раз тем, как по мелким, казалось бы незначительным деталям, можно догадаться, что на самом деле чувствуют, о чем думают его герои. Например, когда убийце приходит в голову мысль о будущем преступлении. Когда читаешь книгу в первый раз, это почти ускользает от внимания. И только дочитав до конца, понимаешь, какое значение имел этот вскользь упомянутый момент.
Поэтому, в отличие от большинства детективов, книги Хейра можно перечитвыать. Уже зная, кто убийца, начинаешь вдруг понимать, что многие слова и действия персонажей имели совсем другой смысл, чем казалось при первом прочтении.

Re: Сирил Хейр

СообщениеДобавлено: 11 июн 2019, 23:14
Автор Хелена
"Самоубийство исключается"
Романы Сирила Хейра несут некий специфический налет, который лично мне очень нравится. Автор не профессиональный писатель, юрист, всю жизнь проработал в суде, занимался в основном уголовными делами, а детективы – просто хобби. Романов он всего написал около десятка. И отличаются они доскональным знанием юридических тонкостей. Иногда даже напоминают ситуативную задачу по юриспруденции (наследование титула, вступление в права наследства, сроки исковой давности и т.д.), на которую потом наверчено много всего – сюжет, персонажи, характеры, фон… И труп, само собой.
Самый известный роман "Чисто английское убийство", наверное благодаря фильму. Но лично мне из прочитанного больше всего нравится этот - "Самоубийство исключается"
Пожилой джентльмен умер в гостинице, где много лет назад был его родной дом. Мистер Диккинсон каждое лето приходит туда (совершая свого рода паломничество), персонал хорошо знает его самого и его пессимистические рассказы о том, что прервать свой земной путь вполне в нашей власти. Так случилось, что в последний вечер его собеседником был инспектор Скотленд-Ярда, который возвращался из отпуска. Вердикт о причине смерти вынесен однозначный. И у скорбящих родственников есть всего две недели, чтобы доказать злой умысел, а чей и с какой целью – совершенно неважно, кто угодно сгодится. Иначе страховая компания откажется выплатить крупную сумму – родственники самоубийц не получают ничего.
Сын Стивен, дочь Анна и её жених берутся за дело. Масса многообещающих ниточек, но все ведут в никуда. Пользы никакой, скорее наоборот – как при всяком расследовании, на поверхность всплыло много тайного и не очень приятного. Все те вещи, о которых лучше не знать совсем. Или же узнать сразу, не прятать голову в песок и сделать свои выводы. Всё зависит от точки зрения.
Дилетанты наломали много дров, получили по шее от своего адвоката за то, что запороли перспективные линии. И я сама слегка занервничала, видя что от двухнедельного срока, что страховая компания согласна подождать, практически остались одни выходные, а количество страниц в книге резко сокращается.
Но тут инспектор Маллет (из начала книги) что-то не то съел, зашел к коллеге за лекарством, услышал в телефонограмме знакомые фамилии – и всё завертелось ©. Профессионалы решили задачу в фантастически короткий срок. Оказалось, старый джентльмен действительно умер не своей смертью. И надо сказать, что разгадка для меня была совершенно неожиданной.