Страница 2 из 2

Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 26 июл 2011, 20:00
Автор Доктор Фелл
Давно хочу написать что-то типа эссе о психологическом детективе.

Делал небольшие заметки, черкал, переписывал и так далее. Этот жанр хорошо известен каждому любителю детектива. Но вот нигде, никто так четко и не смог сформулировать, что же это за жанр – психологический детективный роман. Классический, крутой, исторический, фантастический и так далее – все ясно и просто. В каждом из них должно быть то-то и то-то. А в психологическом?

И вот, в очередной раз, решил попробовать набросать заметки об этом, втором после классического детектива, моем любимом жанре. И само собой, решил поискать, что есть интересного в Интернете. И… приехали. Сколько раз читал «Десять негритят», но мне в голову не могло прийти, что это произведение – психологический детектив. Кроме, возможно, концовки.
Часто упоминаются следующие авторы: Холл, Чарльз Уильямс, Уильям Айриш, Патрик Квентин, Патрисия Хайсмит, Дон Трейзи, Дэн Кин, Честер Хаймс и Ричард Уормсер.
Я, конечно же, не всех этих авторов читал, но П. Хайсмит, П. Квентин???
По-моему, кроме У. Айриша, из вышеперечисленных авторов, никто из не писал психологический детектив.

ВикипедияДанный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.


Кроме последней строчки все, как бы это мягче сказать… молчу. В той же Вики, приведены несколько произведений этого жанра. Хм. Я очень давно читал Д. Бола «Душной ночью в Каролине», но какое отношение, данное произведение имеет к психологическому детективу?

У. Айриш, Буало-Нарсежак, С. Жапризо, отдельные произведения Б. Обер, С. Брюссоло, возможно самый первый роман Э. Джордж. Недавно прочитанный Д. Лихэйн "Остров проклятых". Больше даже не могу вспомнить. Насчет этих авторов, могу сказать точно – психологические детективы.

Так какие же отличительные особенности должны быть в детективном романе, что бы его можно было квалифицировать как психологический детектив? Давайте разбираться вместе.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 30 июл 2011, 15:23
Автор Доктор Фелл
ИМХО.
В любом детективном романе - не психологическом - преступление "механическое". То есть в них, само собой, присутствуют изучение психологической "фотографии" героя - мог бы, сделал бы и так далее.
В психологическом детективе - преступление "не механическое". То есть, скажем так, манипулирование основанное на знании человека и доведение его до совершения убийства или самоубийства. Вспомните тех же Буало-Нарсежака.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 30 июл 2011, 16:03
Автор igorei
Да, и еще, в этой статье утверждается, что первым психологическим детективом является роман Уильяма Годвина (William Godwin) "Приключения Калеба Вильямcа" ("Things as They Are, or the Adventures of Caleb Williams"), написанный в 1774 году.Я кратко ознакомился с романом :jokingly:
Спойлер:
http://www.surbor.su/shortinfo.php?id_romance=950
, наверное это действительно первый психологический детектив?!

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 01 авг 2011, 00:50
Автор Jason Born
Доктор Фелл писал(а):ИМХО.
В любом детективном романе - не психологическом - преступление "механическое". То есть в них, само собой, присутствуют изучение психологической "фотографии" героя - мог бы, сделал бы и так далее.
В психологическом детективе - преступление "не механическое". То есть, скажем так, манипулирование основанное на знании человека и доведение его до совершения убийства или самоубийства. Вспомните тех же Буало-Нарсежака.

Старушка сама себя топором тюкнула :hahaha: Вспомнил Достоевского :stars:

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 01 авг 2011, 09:18
Автор Доктор Фелл
Jason Born Не утрируйте. Психологичность "Преступления и наказания" в другом. В таком же ключе написан «Возмездие в рассрочку» Форестера.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 02 авг 2011, 12:51
Автор Петр Алексеевич
В "Калебе Вильямсе" нет загадки. А без загадки - что за детектив. Но роман просто отличный. На русский переведен и второй роман Годвина, не хуже - "Сен-Леон".

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 31 июл 2013, 17:50
Автор Джин Грей
igorei писал(а):Доктор, я думаю психологические детективы пишет и Келлерман, у него главный герой психолог.
Аету статью Вы видели http://planetadisser.com/see/dis_92165.html

ссылка умерла

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 сен 2016, 23:22
Автор Доктор Фелл
Детектив рождает галлюцинации, как наркотик. Его надо принимать таким, как он есть, не пытаясь выдать за что-то иное. © Буало-Нарсежак


Прочитал эссе Буало-Нарсежака «Детективный роман»1 (почему не «полицейский?, зачем так переводить). Интересная работа. Именно она помогла мне все-таки закончить свои размышления о психологическом романе, которые я уже давно задумал. Этот жанр у меня на втором месте, после английского классического детектива. Мэтрами этого жанра, по праву считаются Пьер Буало и Тома Нарсежак. Поэтому неудивительно, что в своем «мини-эссе», я часто обращаюсь к этой работе.
Ну а что получилось, решать вам.


Наконец-то нашел, на мой взгляд, основное отличие «психологического детектива» от других направлений жанра: «Либо преступление заслоняет преступника (роман-загадка), либо преступник заслоняет преступление (психологический роман)». Очень четко подмечено. Возможно поэтому первым, на мой взгляд, примером психологического детективного романа, можно считать, как это не странно прозвучит, произведение классика русской литературы Фёдора Достоевского "Преступление и наказание". В нем есть все отличительные признаки жанра: убийство (и даже не одно), убийца, причем не один, подозреваемые, ложные наветы, кражи. Есть следователь и расследование. И венец детектива - неотвратимое наказание, которое у каждого свое. И главное в нем «преступник заслоняет преступление». Но, в любом случае, причислять «Преступление и наказание» к психологическим романам, можно только условно и с большой натяжкой.

Так какие же основные признаки психологического романа или детектива? Думаю лучше, чем мэтры жанра, этого никто не скажет: «…сюжетная схема остается прежней: таинственное преступление, анализ улик, отсев подозреваемых и разгадка. Надо только добаваить чувств, угрызений совести, оживить тайну, но все это будут внешние украшения. А какое чувство в первую очередь передает детектив? Любовь, ревность, ненависть, алчность? Нет, страх! Лишь на страхе может основываться сюжет…»
А дальше следует ключевая фраза: «Для того чтобы герой приключенческого романа действительно выстрадал загадку, его жизнь должна быть в опасности, загадка должна быть его загадкой, а не чужой тайной. А это значит, что он не может быть сыщиком и, следовательно, детектив должен строится иначе, чем традиционный роман-загадка».

Вот! Именно вот этот абзац и есть консистенция тайны «психологического романа» французской школы детектива. Именно это отличает их от всего того, что сейчас подается под эффектной надписью «психологический детектив». Психологический роман — это мучительные и очень часто, даже тщетные поиски истины, в «слепую». А не когда главный герой психолог или копание в мозгах очередного маньяка.
«Одной правды характеров недостаточно, чтобы превратить загадку в роман (психологический), как тешила себя иллюзией Дороти Сейрес».

И уж точно не «данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого», как пытается нам внушить Википедия. Много букФФ, и ничего не понятно. Когда я читаю, как на обложках произведений Элизабет Джордж пишется «мастер психологического детектива», то мягко говоря оху офигеваю. Вернемся к Википедии. Получается, что если в произведении (детективном) преступления совершаются по личным мотивам (а еще и связаны с психологией), то они уже априори психологические детективы? Да в практически в любом детективе следователь, так или иначе, изучает мотивацию подозреваемых, используя их личностные особенности. И? Это уже априори психологический детектив? Ой ли? В известнейшем романе Кристи «Десять негритят» одно из убийств возможно только на основе знания психологии жертвы, то есть просчитываются ее действия. И что? Это уже психологический детектив? Еще одним, на мой взгляд, ошибочным мнением, является утверждение, что присутствие в произведение психолога, автоматически причисляет повествование к жанру психологического детектива. То, что главный герой произведений Джонатана Келлермана психолог, не делает его триллеры психологическими детективами. У Джеффри Дивера есть цикл с главной героиней Кэтрин Дэнс, специалисте в психологии допроса и кинесике – языке тела. И что?

Детектив (любого жанра) и психологический детектив абсолютно разные жанры. Как это не парадоксально, убедил меня в этом небольшой фрагмент из эссе Буало-Нарсежака, с которым я вообще то не совсем согласен: «Карр и Квин тщетно пытаются вызвать чувство ужаса (страха) с помощью жалкой театральной фантастики». Хотя, если мы согласны, что детектив, это прежде всего, игра, то он тогда перестает быть драмой. Не знаю. Возможно в этом что-то есть. Ведь читая, к примеру «Убийство в музее восковых фигур» Карра мы все таки не дрожим от страха, хоть атмосфера там соответствует. Это игра или театр. И напротив, «У ночи тысяча глаз» Айриша, вгоняет читателя в состояние «мурашки по всему телу», несмотря на вроде бы обыденность повествования. Но у Айриша психологический детектив, а у Карра английский классический, а это «две большие разницы», как говорят в Одессе.

По моему скромному мнению, «пионером» жанра, является Корнелл Вулрич2. Начатый в 1940 цикл «черного романа», можно с известными оговорками, назвать началом развития психологического романа детектива. А роман " У ночи тысяча глаз", по крайней мере из того, что было переведено на русский язык Айриша, это пик автора. В 1946 году выходит роман Стеемена "Вынужденная оборона". И хотя произведение все-таки, нельзя в полной мере считать психологическим детективом, тем не менее в нем уже есть зачатки того, что буквально спустя несколько лет, взорвет детективный мир.

Итак. Что же это все таки такое: психологический роман?
«И тогда мы (Буало и Нарсежак) отчетливо поняли, что неразрывно связать тайну и разгадку, сделать детектив магически притягательным можно только в романе о жертве. Но жертва не тот, кого преследуют, кому угрожают, а тот, кто не может постичь смысл происходящих событий: привычный быт становиться ловушкой, ощущение реальности утрачивается. Жертва — тот, кто тщетно добивается правды, а она ускользает по мере приближения к ней; чем больше он рассуждает, тем вернее запутывается. Не торжество логики должен показать детектив, а бессилие разума; и именно поэтому его герой — жертва. Он не размышляет отстранено над тайной, он живет внутри ее, и читатель вместе с ним, с его помощью ищет ответа на вопрос о смысле бытия, мучащий его денно и нощно. Он (читатель) пойдет с ним до конца в путешествии на край ночи, за грань разумного и реального».

В центре психологического романа не тайна, не поиски истины, не отстранённое расследование, а жертва. И именно это (центральный персонаж — жертва) в основе произведений уже современных авторов, к примеру Брижит Обер ("Мастерская смерти", "Четыре сына доктора Марча"); Серж Брюссоло ("на пороге ночи"); Пьер Леметр ("Свадебное платье жениха"). Наверное не случайно, что все они, за исключением Айриша, (у него другая история), французы.

Но я опять «перепрыгиваю».

Итак. 1952 год. Франция. Издательство «Деноэль» выпускает даже не роман, скорее большую повесть, "Та, которой не стало" открыла серию «Клуб преступлений», которая позднее познакомит читателя с Юбером Монтейе и Себастьяном Жапризо. Можно оспаривать это мое утверждение, но я считаю, что этот роман является зарождением психологического детектива, как самостоятельного жанра со своими "правилами игры". А вышедшый буквально на следующий год "Лица в тени" стал эталонном психологического романа. Авторами этих двух краеугольных произведений были Пьер Буало и Тома Нарсежак. Данный дуэт, а также их соотечественник Себастьян Жапризо — элита жанра. Эти авторы создали французскую школу психологического романа.

В современной детективной беллетристике жанр психологический детектив почти исчез. Есть единичные произведения, которые с большой натяжкой можно причислить к этому жанру. Вышеперечисленные выше Брижит Обер, Серж Брюссолло, Пьер Леметр. Можно добавить роман Мишель Бюсси «Самолет без нее». Не забываем и про "Остров проклятых" Лихэйна. В последнее время начала выходить серия (или цикл) под слоганом «"Психологический триллер". "Детектив: новый уровень".
Произведения цикла также, скажем так, приближается в обсуждаемому жанру.

Не знаю. Может не стоит как то пытаться четко выяснить рамки того или иного поджанра. Это делаем мы, это делают издатели. «…Издатели начали — и совершенно напрасно — разграничивать типы детективов, указывать на обложке соответствующую рубрику: психологический детектив, роман-ожидание, классический, юмористический, роман-загадка. Эти рамки абсолютно бессмысленны… Не существует «психологических детективов», давно устарел «классический» детектив. Остается только роман-загадка, соединяющийся с романом-ожиданием». Эта не я написал сейчас, 10 сентября 2016 года. Это написали мэтры жанра, классики жанра Пьер Буало и Тома Нарсежак в далеком 1964 году.

И последнее. Как я написал тут, мы, русскоязычные читатели, не можем увидеть всей картины. Мы читаем то, что переводят. Возможно, что и у вышеперечисленных современных писателей, есть еще именно «психологические» романы, есть и другие, еще неизвестные нам писатели. Остается надеяться, что и до них дойдет очередь.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 янв 2020, 20:50
Автор Denissan
Прошу прощения, а легендарный "Психо(Психоз)" Роберта Блоха можно отнести к психологическому триллеру?

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 янв 2020, 21:02
Автор Доктор Фелл
  Сложный вопрос. Общепринятое мнение — да. Как по мне, то нет. Это история про маньяка, причем с очень поврежденной психикой. То есть триллер. И никакого отношения к психологическому роману-тайне он не имеет.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 янв 2020, 21:57
Автор Леди Эстер
По моему скромному мнению, термин "психологический детектив" не вполне удачен, и более того, вводит в заблуждение.
Я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства поклонников того, что под этим термином понимают авторы французской школы, но определение "психологический детектив" применительно к их произведениям, напоминает мне морскую свинку, которая и не свинка, и не морская.
Как уже было сказано некоторыми другими форумчанами, эти книги трудно назвать детективами в полном смысле слова. Поскольку детективная загадка в них далеко не самое важное, и авторы, как правило, готовы пожертвовать ею, ради создания у читателей нужного настроения. Собственно именно этого - создания у читателей настроения, ощущения нарастающего безумия окружающего мира, как правило, и пытаются добиться французские авторы.
Ради этой цели они часто отказываются также и от какой-либо логики и правдоподобия в поведении персонажей. Герои "психологических" романов обычно сосредоточены исключительно на своих собственных чувствах и переживаниях, совершенно не воспринимая окружающих людей, как личностей, подобных им самим. Они даже не пытаются понять других людей и их побуждения, а равным образом критически отнестись к себе. Они не думают - они только чувствуют. Что, как мне кажется, не позволяет назвать такие романы психологическими. Потому что все они описывают только один (и к тому же, хвала всевышнему, не самый распространенный) тип людей. А именно эгоцентричных неврастеников, часто на грани с патологией, по ходу развития сюжета порой переходящих эту грань.
Психологические детективы, действительно заслуживающие такого названия, как мне кажется, должны во-первых все таки быть детективами. То есть в центре книги должна быть именно детективная интрига, а не атмосфера и настроение. Для последнего существует совсем другой жанр, и совсем другое название. И во-вторых, если уж мы говорим о психологии, то это должна быть именно психология, а не психопатология.
Идеальным психологическим детективом для меня является "Трагедия закона" Сирила Хейра. Где все поступки героев логичны, правдоподобны и вытекают из их характеров, а загадка возникает оттого что, как это бывает и в реальной жизни, окружающие неверно понимают их мотивы.

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 янв 2020, 22:35
Автор Доктор Фелл
Леди Эстер писал(а):По моему скромному мнению, термин "психологический детектив" не вполне удачен, и более того, вводит в заблуждение.
Я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства поклонников того, что под этим термином понимают авторы французской школы, но определение "психологический детектив" применительно к их произведениям, напоминает мне морскую свинку, которая и не свинка, и не морская.

  Согласен на все сто! И мне сразу вспоминается старая дискуссия о терминологии в "теории детектива". Общее слово "детектив" вообще не правильно. Жанр — криминальный роман. А в нем уже различные поджанры: классический mystery (в котором еще "куча" различных подвидов); hard-boiled (который в свою очередь имеет различные направления) и роман-тайна (психологический).

Re: Психологический детектив

СообщениеДобавлено: 10 янв 2020, 23:25
Автор Роджер Шерингэм
Тут опять удобное и принятое в целом определение, менять которое - только вносить путаницу. "Морская свинка" как раз в тему, определение неверное, а все привыкли, и уже не сломаешь традицию.
Что касается детективности, я бы так решительно не отвергал французов, хотя это и абсолютно не моё. Мне тут ближе позиция Петра Алексеевича, который, при всей строгости подхода, немалую часть лучших вещей тех же Буало-Нарсежака всё-таки относит к детективам. Но, конечно, там куда больше от "нуара" (литературного) и создания атмосферы.
Насчёт "Трагедии закона", пожалуй, соглашусь, но в этом плане она и у Хейра особняком (в том же "Чисто английском убийстве", на мой взгляд, действия убийцы, при всей красоте мотива, довольно абсурдные, разве что считать убийцу психопатом, помешанным на своём замысле). В принципе, в хорошем классическом детективе действия и преступника, и других персонажей должны быть логичными, а не высосанными из пальца в угоду сюжету. То есть, вытекать из заданного характера персонажа. А сыщик может и должен анализировать психологию подозреваемых наряду с уликами и фактами. Но углублённый анализ психологии персонажей вне детективной линии только отвлекает. То есть психологический детектив, это, видимо, тот, где такой анализ глубже, чем в классическом детективе, и может выходить за рамки "головоломки". Где или сюжет строится на анализе психологических переживаний героя и причин его поступков (которые и движут сюжет к разгадке, обретаемой героем), или разгадка построена именно на анализе сыщиком психологии героев.
Вообще вопрос в том, что понимать под словом "психологический"? Логичное поведение персонажей, соответствующее заданному автором психологическому рисунку? Или именно детальный анализ психических состояний героя (который при этом может быть нелогичен и вообще описывать всякие патологии, потому как их интереснее)? Ведь, например, к "психологическому роману" относят не только тех, кто детально описывает, что там в душе у их героев, как Лев Толстой, но и вообще всех писателей, главное в книгах которых именно убедительные характеры персонажей, чьи действия (соглашусь с Леди Эстер) вытекают из их характеров и движут сюжет.