О Бахус! О моя древняя шляпа!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Детектив: история и теория.

Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 06 сен 2009, 14:50

В эту тему будем помещать любую интересную "теоретическую" информацию о детективе. Иногда это бывает довольно интересно ...
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 2
DeMorte (29 сен 2017, 14:13) • Шурик (22 авг 2014, 15:51)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9256
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 177 месяцев и 13 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 926 раз.
Поблагодарили: 1893 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 06 апр 2018, 12:39

igorei, ссылку можно? Что-то не могу найти. Мы с Клюгером часто дискутируем спорим на темы, связанные с детективами))
А вообще мысль интересная. Слова фантазия и фантастика чем-то схожи. Разве не так?
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9256
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 177 месяцев и 13 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 926 раз.
Поблагодарили: 1893 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 06 апр 2018, 13:11

доктор Фелл писал(а):А вообще мысль интересная. Слова фантазия и фантастика чем-то схожи. Разве не так?

Они однокоренные. Восходят к древнегреческому глаголу со значением "воображать" или "привидеться" и соответствующим прилагательным.
Всё это осложняется тем, что в английском языке слова "фантастика" в нашем широком значении нет вообще. Есть speculative fiction (всё с элементами вымышленных миров), а там уже и science-fiction (наша научная фантастика), и fantasy (наше "фэнтези" с использованием английского термина).
В любом случае, мысль очень натянутая (и провокационная). Вполне возможно (и даже очень вероятно), что По не заметил, что изобрел новый жанр (открытие научной фантастики в некоторых своих вещах, скорее всего, тоже не заметил), и относительно его литературных целей Клугер прав. Но если в дальнейшем на основе сделанного По был сознательно кодифицирован новый жанр, то это уже новый жанр, который не будет частью старого жанра. Этак надо будет все пьесы рассматривать в контексте древнегреческих религиозных ритуалов, раз изначально комедии и трагедии возникли как их часть.
Что до Кестхейи, он изо всех сил доказывал, что детектив - это "волшебная сказка" (вряд ли можно было найти что-то менее похожее), так что его позиция понятна.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4467
Стаж: 177 месяцев и 12 дней
Карма: + 84 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 251 раз.
Поблагодарили: 2019 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 06 апр 2018, 20:43

Доктор Фелл писал(а):igorei, ссылку можно? Что-то не могу найти. Мы с Клюгером часто дискутируем спорим на темы, связанные с детективами))
А вообще мысль интересная. Слова фантазия и фантастика чем-то схожи. Разве не так?

https://www.facebook.com/savmakus/posts ... 8615223381
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 07 апр 2018, 08:40

Роджер Шерингэм писал(а):
доктор Фелл писал(а):А вообще мысль интересная. Слова фантазия и фантастика чем-то схожи. Разве не так?

Они однокоренные. Восходят к древнегреческому глаголу со значением "воображать" или "привидеться" и соответствующим прилагательным.
Что до Кестхейи, он изо всех сил доказывал, что детектив - это "волшебная сказка" (вряд ли можно было найти что-то менее похожее), так что его позиция понятна.

Мне кажется, и это звучало в обсуждениях, что читателю классического детектива предлагается соучастие в игре — разгадке тайны. Без этого нет классического детектива. Это в целом не характерно для почти всех литературных жанров, в том числе фантастики или приключений включая триллеры. И выделяет класический детектив, делая этот жанр/поджанр эксклюзивным.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Alex Smith » 22 апр 2018, 21:20

Наконец-то и мои руки дошли до "Поэтики детектива"! Или скорее так: наконец-то эта книга попала мне в руки! (Заказал еще в прошлом году, но не лично, а через родственников, которые как раз стали расспрашивать меня о том как я делаю покупки в интернете. Они хотели что-то купить в Озоне, и я попросил их заказать и пару книг для меня - чтобы сэкономит на доставке. А пересечься с родственниками и забрать книги удалось лишь недавно). Ну ладно, пора переходить к отзыву, а не то история путешествия книги окажется длиннее чем моя рекомендация.
Итак, перед нами представитель редкого жанра - нонфикшн о детективах в наших края появляется редко, так что книгу нужно отметить.
А начав читать, я почувствовал что попал в индийское кино, ну та ситуация когда герой узнает о том что у него оказывается, есть брат-близнец - как раз та ситуация, когда я полностью согласен со иногими мыслями автора. Правда близнец у меня оказался более образованный чем я - местами было трудно пробираться сквозь литературоведческую терминологию. Так что близнец оказался не совсем близнецом . Но оно и к лучшему: детектив - не индийское кино, и здесь неожиданно обретенные близнецы нарушают правила :-)
Впрочем, начиная со второй части сложной терминологии стало поменьше, плюс неожиданно обнаружил несколько новых для себя детективных авторов, хотя они и сами не знали что писали детективы :-) (речь идет о главе "Русские предшественники Эдгара По")
Верных рыцарей слова так мало на свете,
И другие таланты сегодня в цене…
Это книжки, и только, а книжные дети
Побеждают отнюдь не во всякой войне.


©Нателла Болтянская

За это сообщение автора Alex Smith поблагодарил:
buka (23 апр 2018, 06:57)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Alex Smith
Мастер дедукции
Мастер дедукции
 
Сообщений: 2737
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 02 ноя 2018, 08:46

Что назывется -"не могу молчать". Вышла в свет книга John Goddard - Agatha Christie's Golden Age.
В этой книге, впервые представлен анализ загадок в романах Агаты Кристи: сюжет, ключи и решение. Затем автор анализирует, насколько хороши эти элементы. Разбирается 21 роман с главным детективом Эркюлем Пуаро, написанные в период с 1918 по 1945. Анализ охватывает такие известные романы Пуаро, как "Убийство Роджера Экройда", "Убийство в восточном экспрессе", "Убийства ABC" и "Смерть на Ниле".
Как говорит в своем вступительном слове докторр Джон Карран, ведущий эксперт по Агате Кристи- Книга создана не только для ученых, изучающих творчество Кристи, но и общей аудитории. Книга дает читателям возможность вновь пережить, переосмыслить, насладиться деталями любимого романа, возможно взглянуть на него, оценить моменты, которые они ранее не заметили.
Книга неофициальна, в том смысле, что она не спонсировалась "поместьем" Агаты Кристи, но является кульминацией обемного независимого критического исследования ее работ автором. Он вложил в этот труд не только энтузиазм и теплоту поклонника Christie, но и судебные навыки бывшего адвоката, которым на протяжении многих лет был, являясь партнером крупной городской фирмы в Лондоне.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарили: 4
buka (03 ноя 2018, 12:19) • JaneL (02 ноя 2018, 12:07) • Mrs. Melville (04 ноя 2018, 14:45) • Виктор (12 ноя 2018, 12:50)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 27 янв 2019, 00:25

Наткнулся на очень небезынтересную статью о попытке развития детективного жанра на африканском языке хауса:
http://www.philology.ru/literature4/lyakhovich-09.htm
И, что интереснее, о том, как структура этих языка и культуры, сильно отличающихся от европейских, влияет на выстраивание сюжета. (Ведь это совсем не то же, что писать по-английски, как в сборниках "Современный нигерийский детектив" и "Современный кенийский детектив", тут работает инерция традиционных способов выражения мысли.)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 2
Виктор (27 янв 2019, 12:44) • Леди Эстер (28 янв 2019, 11:19)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4467
Стаж: 177 месяцев и 12 дней
Карма: + 84 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 251 раз.
Поблагодарили: 2019 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Чародей » 30 янв 2019, 18:05

В издательстве "Пятый Рим" вышла книга Андрея Васильченко "Пули, кровь и блондинки. История нуара" (монография).

Нуар — метажанр, изменивший всю индустрию развлечений. Несмотря на это, о нем до сих пор не было написано ни одной русскоязычной книги. За дело взялся кандидат исторических наук Андрей Васильченко. «Пули, кровь и блондинки. История нуара» — это первая в России книга о том, как родился и развивался мир, населенный роковыми красотками, продажными копами и философствующими гангстерами, о его канонах, трансформации и перерождении.

Документальный детектив, исследование и признание в любви к нуару. Жанру, который любят и мужчины, и женщины. Рассказ о том, как на экранах воцарились роковые красотки и детективы в шляпах. Что такое — нуар? Специалисты и сейчас не могут решить — Это стиль? Жанр? Философия? Зародившись в кинематографе, нуар проник в живопись и фотографию, литературу и музыку. Сейчас он уверенно поглощает компьютерные игры. Эта книга рассказывает о том, как родился и развивался мир, населенный роковыми красотками, продажными копами и философствующими гангстерами, его канонах, трансформации и перерождении.
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьём посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве.» ©Агата Кристи

За это сообщение автора Чародей поблагодарил:
Виктор (31 янв 2019, 10:27)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Чародей
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 614
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 153 месяцев и 22 дней
Карма: + 9 -
Откуда: г. Запорожье, Украина
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 231 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 18 мар 2019, 13:25

Это, конечно, шутка, но чем вам не одна из первых загадок запертой комнаты в советской литературе?

Юрий Коваль, «Сундук» (1966)
Висел замок,
Никто не мог
Открыть замок ключом.
На сундуке висел замок
Железным калачом.

А в сундуке
С ключом в руке
Иван Петров сидел
И много лет
На белый свет
Он в дырочку глядел.

То в щёлочку,
То в дырочку
На белый свет глядел...


По-моему, так и просится во всевозможные антологии :crazy:

За это сообщение автора Доктор Немо поблагодарили: 3
buka (18 мар 2019, 14:25) • Miranda (03 янв 2020, 19:34) • Роджер Шерингэм (18 мар 2019, 14:18)
Рейтинг: 18.75%
 
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1977
Стаж: 100 месяцев и 15 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 509 раз.
Поблагодарили: 1212 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор lalashek » 18 мар 2019, 18:28

Да ещё у Гоголя были элементы "запертой избы". :jokingly:
Представляете, в ясную морозную ночь накануне Рожде☾тва подходят Шерингэм и Квин к хате Солохи, а она заперта изнутри на засов и никого там нет. Интересно, раскрутили бы это дело?
Аватар пользователя
lalashek
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 81
Стаж: 68 месяцев и 9 дней
Карма: + 3 -
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 18 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 18 мар 2019, 19:53

lalashek, тут немного другое. «Запертая изба» Гоголя всё-таки к детективу никакого отношения не имеет (+ совсем не реальное решение), тогда как у Коваля на протяжении всего стихотворения (я, понятно, всё приводить не стал) персонажи пытаются разобраться, как И.Петров смог забраться вместе с ключом в запертый на замок сундук (так что имеет место какое-никакое расследование). И решение вполне реалистичное.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1977
Стаж: 100 месяцев и 15 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 509 раз.
Поблагодарили: 1212 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Чародей » 08 апр 2019, 08:28


Вышла книга "Поэтика зарубежного классического детектива".

Издательство: ИМЛИ РАН
Год издания: 2019
Формат: 145х220
Количество страниц: 304
Тираж: 300 экземпляров

https://www.podpisnie.ru/books/poetika- ... detektiva/
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьём посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве.» ©Агата Кристи

За это сообщение автора Чародей поблагодарили: 3
buka (09 апр 2019, 08:52) • Mrs. Melville (09 апр 2019, 15:06) • Роджер Шерингэм (08 апр 2019, 12:24)
Рейтинг: 18.75%
 
Аватар пользователя
Чародей
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 614
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 153 месяцев и 22 дней
Карма: + 9 -
Откуда: г. Запорожье, Украина
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 231 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 08 апр 2019, 12:24

При случае ознакомлюсь, спасибо.
Что столь серьёзное и авторитетное учреждение, как Институт мировой литературы Академии наук, издаёт исследования о детективе - это замечательно. Но, судя по оглавлению, в "детектив" опять валят всё подряд, где есть криминал. Более того, судя по видному на скринах куску введения, они именно период истоков считают "классическим" (?!), а Золотой век - периодом "бурного развития жанра". Классическое - это, вероятно, самое древнее. По этой логике русской классикой должны быть авторы 18 века, а не Достоевский и Чехов.
Леру нет, Уилки Коллинза нет, АКД упоминается только в контексте Леблана, зато опять "Тайна Ноттинг-Хилла" и "Фантомас". Только теперь "детективность" книг про Фантомаса будет заверена авторитетом доктора наук из РАН.
Правда, сборник вышел в серии исследований, посвящённой "массовой литературе" разных жанров, что может объяснить интерес авторов к наиболее бульварным образцам. Но даже Корней Чуковский умел разделять Шерлок Холмса и Пинкертона, а тут научное сообщество словно следует политике издателей начала 1990-х.
Читать в любом случае надо будет.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4467
Стаж: 177 месяцев и 12 дней
Карма: + 84 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 251 раз.
Поблагодарили: 2019 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 08 апр 2019, 18:23

В одном номере журнала «Мурзилка» была выложена загадка исчезающих на снегу следов. По сюжету вражеские агенты (чья цель учить детей плохим поступкам) высаживаются на заснеженной улице. С места их посадки ведёт шесть цепочек следов. Через некоторое время шесть пар превращаются в три, затем три пары превращаются в одну. И затем пара ног превращается в след одной ноги, который вскоре вообще исчезает... Решить эту задачку помогают иллюстрации.
Да, задачка детская и некоторые правила физики идут лесом, но вот я её, честно признаюсь, с ходу решить не смог.
Если кому-то интересно, скажу где её (загадку) найти.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1977
Стаж: 100 месяцев и 15 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 509 раз.
Поблагодарили: 1212 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Полковник МАРЧ » 09 апр 2019, 21:53

Не припомню, писали ли на форуме вот об этой недавно вышедшей книге: https://www.moscowbooks.ru/book/981244/
Полковник МАРЧ
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1054
Стаж: 140 месяцев и 16 дней
Карма: + 16 -
Благодарил (а): 876 раз.
Поблагодарили: 384 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 01 янв 2020, 22:10

Интересная статья, случайно найденная в сети. Не уверен, что выложил его в нужном месте.
Джон Коннолли о давней традиции смешивать детективы и паранормальные явления

    Несколько месяцев назад я обедал в Нью-Йорке со старым другом, одной из самых значимых фигур в американском детективном сообществе. Мы обычно имеем разное мнение обо всем на этом свете, кроме еды и вина, но можно не соглашаться, но принимать точку зрения друг друга, и мне нравится думать, что мы оба освоили это искусство. Под конец вечера мой друг сказал, что в своей карьере я сделал две ошибки. Первой ошибкой было не писать только в жанре детектива, а пробовать другие жанры. Он думал, что это плохо сказалось на коммерческой стороне, хотя, как я уже ему говорил, это помогло моему творчеству. Он полагал, что моей второй ошибкой было смешивание детективного жанра со сверхъестественным. Каковы бы ни были недостатки и преимущества этого в коммерческом и творческом отношении, он считал, что мне просто не стоило этого делать. Для него в детективном романе нет места сверхъестественному, и многие в детективном сообществе разделяют его мнение. Естественно я придерживался другого мнения. Эта установленная линия разграничения между жанрами в значительной степени продукт начала прошлого века. Если мы хотим указать пальцем на одного виновника, то мы можем выбрать отца Рональда Арбутнотта Нокса, британского писателя, критика и теолога. Нокс был остроумным, вежливым католическим священнослужителем, хотя по мнению некоторых он был слишком умен. (В 1958 году, через год после его смерти, автор «The Point», американского католического издания, известного своей теологической жестокостью и сильным антисемитизмом, описал Нокса как одержимого «неутомимой решимостью быть бесцеремонно умным – как будто он постоянно пытается сыграть роль священника в пьесе Ноэла Кауарда ». «The Point» всегда относились к Ноксу как к еретику, хотя его редактор, отец Леонард Фини, также был проблемной фигурой для церкви, и был отлучен Папой Пием XII в 1953 году.) Пожалуй, самой известной и популярной демонстрацией ума Нокса являются его «10 заповедей для писателей детективов», свод правил для написания детективной литературы, опубликованный в 1929 году, где правило номер два гласит: «Все сверхъестественные и противоестественные силы исключаются как само собой разумеющееся». Нокс не мог не писать это со скрытой иронией (его Пятая заповедь гласит: «В истории не должно быть ни одного китайца», неприличный жест в сторону создателей школы детективного письма, которую называли «Желтая опасность»). Тем не менее, хотя некоторые из правил Нокса не прижились, или даже умышленно нарушались рассказчиками – особенно запомнился чешско-канадский писатель Йозеф Шкворецкий , выпустивший сборник «Прегрешения против отца Нокса» в 1973 году – его запрет на сверхъестественное, казалось, в жанре укоренился, за очень редкими исключениями. Пожалуй, наиболее заметным из них является роман «Падающий ангел» Уильяма Юртсберга 1978 года. Криминальный роман – продукт рационализма, который предопределяет ценность разума над опытом или, по сути, духовным откровением. Но, как я пытался объяснить своему собеседнику на обеде, отношения между авторами криминальных романов и рационализмом всегда были более сложными и более творчески интересными, чем позволяет пуризм Нокса или, вернее, его последователей. «Лунный камень» Уилки Коллинза , опубликованный в 1868 году, считается первым современным детективным романом, и он наполнен страхом перед сверхъестественным. Похищение Полковником Гернкастлем ритуального индийского алмаза во время осады Серингапатама, кажется, навлекло несчастье на его племянницу Рэчел Вериндер и всю ее семью. Не важно, проклят ли Лунный камень или нет. Важна вера в то, что проклятье может существовать. Или вспомним Эдгара Аллана По , возможно, одного из наименее рациональных людей, которые когда-либо ступали на эту землю. В трех своих рассказах с «логическими умозаключениями» про следователя Огюста Дюпена – «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), и «Похищенное письмо» (1844) – По заложил основу для серий детективов, объединенных одним персонажем. Но эти истории находят себе место в творчестве По рядом с большим количеством готических произведений, в которых, кажется, он гораздо меньше верит в эффективность рационального и аналитического подхода. Но самый интересный случай из всех – это Артур Конан Дойль , создатель образцового детектива, пользующегося логикой – Шерлока Холмса. Конан Дойль верил в «Фей из Коттингли», скандальную британскую фото-мистификацию 1917 года, и посещал спиритические сеансы в компании Гарри Гудини в надежде, что Гудини поможет ему вычислить медиумов-шарлатанов. Но не потому, что Дойль был скептиком, а скорее наоборот: он хотел найти настоящих медиумов, чтобы пообщаться со своей умершей женой и ребенком. (Двое мужчин позже поссорились: Конан Дойль назвал Гудини «очень самонадеянным», а Гудини в ответ назвал Дойля человеком, которого «легко одурачить» и «немного в маразме»). Философски – и, действительно, творчески, учитывая собственные предпочтения Конан Дойля в отношении его исторических романов, – мировоззрение Конан Дойля, похоже, полностью расходится с его самым успешным творением, и я не могу не задаться вопросом, а не были ли двумя самыми счастливыми словами для него те, что он написал в своем дневнике после того, как дописал историю детектива над водопадом Рейхенбах в 1893 году: «Убил Холмса». Однако у Конана Дойля ирландское католическое происхождение, и мы, ирландские католики, всегда одинаково комфортно себя чувствовали, как с антирациональным, так и с рациональным. Как сказал Ф. Скотт Фицджеральд : «Признак первосортных мозгов — это умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить.» (Как ирландцу, мне нравится думать, что эта причина почему мы всегда будем интеллектуально превосходить англичан, и это убеждение подтверждает Брекзит.) Но мой собеседник за обедом придерживался иного мнения. Никто не может, утверждал он, рассматривать творчество писателя в контексте его жизни. Что нужно некоторое разделение. Как писатель, я считал, что жизнь писателя и его творчество остаются неразделимыми. Я процитировал слова поэта У. Б. Йейтса (который был вместе с Конан Дойлем членом исследовательской организации «Клуб приведений», занимающейся изучением паранормальных явлений): «Как мы можем узнать танцора по танцу?» И на этой ноте наш вечер закончился, мы не пришли к согласию, но и не поругались. У меня есть карьера, которую я хочу, и мой сотрапезник сделал все возможное, чтобы поддерживать меня на протяжении многих лет, даже перед лицом моей непреклонной непримиримости. Мы пожелали друг другу теплой спокойной ночи. Он оплатил счет. Он хороший человек. Неправ, но хороший.
crimereads.com
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарил:
Гастингс (01 янв 2020, 23:20)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 03 янв 2020, 17:47

Узнал недавно на Форуме о детективном направлении «если бы я знал». Что это такое?
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1977
Стаж: 100 месяцев и 15 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 509 раз.
Поблагодарили: 1212 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 03 янв 2020, 19:22

Doctor Nemo
Сам пытался разобраться. Насколько я понимаю, к нему относится школа М.Р.Райнхарт, Э.Л.Уайт, Д.Дюморье и ряда других писательниц-женщин, где в центре сюжета стоит (или даже выступает рассказчиком) главная героиня, путаное поведение которой скорее мешает нормальному следствию. Но для того, чтобы понять до конца, надо прочитать хоть один роман Райнхарт или Уайт, а мне лень.
Само определение, если я правильно понял, происходит от частых в романах этого типа способов нагнетания напряжения фразами рассказчика/цы типа "если б только я тогда уже знал(а), что значили эти слова / что случится то-то и то-то ужасное" и т.д.

igorei
Спасибо за интересную статью. Она довольно путаная, но, если я правильно понимаю, выступает против заповеди Нокса насчёт того, что в детективе нельзя даже допускать возможность сверхъестественного объяснения событий, не только делать финальную разгадку (так трактует её сам Нокс, в примечании жёстко критикуя за это рассказы Честертона).
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарил:
buka (04 янв 2020, 14:53)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4467
Стаж: 177 месяцев и 12 дней
Карма: + 84 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 251 раз.
Поблагодарили: 2019 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 03 янв 2020, 19:32

О, Уайт я как раз читал, - "Леди исчезает" и "Она растворилась в воздухе". В принципе, всё так и есть, как Вы описали.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1977
Стаж: 100 месяцев и 15 дней
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 509 раз.
Поблагодарили: 1212 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 03 янв 2020, 19:36

А я посмотрел фильм Хичкока по "Леди исчезает", понял, что мне этот фильм понравился только благодаря главным актёрам и типичным вставным хичкоковским дивертисментам, и решил не перебивать приятных впечатлений книгой :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4467
Стаж: 177 месяцев и 12 дней
Карма: + 84 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 251 раз.
Поблагодарили: 2019 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?