Страница 1 из 1

И еще об истоках.

СообщениеДобавлено: 09 сен 2011, 00:13
Автор igorei
И еще об истоках.
Истоками дедуктивного метода расследования в литературе принято считать философскую повесть Вольтера "Задиг". И хоть я и не читал классика, откуда то я это знал, и был уверен, что это известно всем. Но мой старший сын, считающий себя англоязычным интеллектуалом, когда зашла об этом речь, без тени сомнения сообщил, что дедуктивный метод придумал Конан Дойль!? (Я бы еще понял если бы Эдгар По).
Поскольку новое поколение принимает за доказательство только первоисточники, пришлось поискать.
Итак в философской повести Вольтера "Задиг, или Судьба" (1746), заподозренный в краже болонки, Задиг обнаруживает глубокие способности к аналитическому мышлению:
" – Молодой человек, – сказал ему первый евнух, – не видели ли вы кобеля царицы?
– То есть суку, а не кобеля, – скромно отвечал Задиг.
– Вы правы, – подтвердил первый евнух.
– Это маленькая болонка, – прибавил Задиг, – она недавно ощенилась, хромает на левую переднюю лапу, и у нее очень длинные уши.
– Значит, вы видели её? – спросил запыхавшийся первый евнух.
– Нет, – отвечал Задиг, – я никогда не видел ее и даже не знал, что у царицы есть собака».
Арестованного Задига приводят в суд и требуют объяснений. И Задиг объясняет, используя свою наблюдательность и логику: "Я увидел на песке следы животного и легко распознал, что их оставила маленькая собачка. По едва примечательным длинным бороздкам на песке между следами лап я определил, что это сука, у которой соски свисают до земли, из чего следует, что она недавно ощенилась. Следы, бороздившие песок по бокам от передних лап, говорили о том, что у нее очень длинные уши, а так как я заметил, что след одной лапы везде менее глубок, чем следы остальных трех, то догадался, что собака нашей
августейшей государыни немного хромает…"
"Oh, pretty cute"- удивленно сказал мой сын. А я подумал, может еще кому нибудь будет интересно.

Re: И еще об истоках.

СообщениеДобавлено: 09 сен 2011, 09:16
Автор Доктор Фелл
Мы как то говорили, что истоки детективного жанра, если брать за основу то, что главная его составляющая - дедуктивная логика размышлений - появились очень очень давно, еще во времена Эзопа. В одной из них, не помню точно кто, вроде лев, приглашает лису посетить его берлогу, но что Шерлок Холмс лиса, логично отвечает, что те, кто к нему (льву) заходит, уже не возвращается. Так как следы "гостей" ведут только в пещеру льва и нет ни одного следа "гостя", ведущего из пещеры. Чем не детективная логика?

До "Убийства на улице Морг", которая считается первым детективом, было много подобных романов тайн. Но схема: преступление - расследование, набор героев, "отсечение" всего "лишнего", не относящихся к главному вопросу детектива, появилось именно в этом рассказе.

Re: И еще об истоках.

СообщениеДобавлено: 22 фев 2012, 20:42
Автор Белка
Здесь об истоках, хотя я в этом плохо понимаю..

В Великобритании переиздана книга Чарлза Филикса "Тайна Ноттинг-Хилла", которую специалисты считают первым романом детективного жанра. Это так называемый роман-фельетон, который публиковался в 1862-63 годах в еженедельном журнале "Once a Week", а в 1863 году был опубликован отдельным изданием.

По прошествии без малого 150-ти лет он переиздан и произвел сенсацию на британском и американском рынке детективной литературы. Книга опубликована издательством "British Library Publishing" (это издательство национальной Британской библиотеки) с факсимильными рисунками первого издания, выполненными художником Джорджем Дюморье – прадедом известной писательницы Дафны Дюморье.

До переиздания этого романа Чарлза Филикса общепринятым было представление, что первыми детективными романами были роман французского писателя Эмиля Габорио "Дело вдовы Леруж", вышедший в 1866 году, и опубликованный в 1868 году роман английского писателя Уилки Коллинза "Лунный камень". После переиздания "Тайны Ноттинг Хилла" историческая правда восторжествовала, и его автор Чарлз Филикс был провозглашен зачинателем детективного романа, хотя первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 40-е годы XIX века.

Чарлз Филикс – это псевдоним, за ним скрывается английский юрист, журналист и путешественник Чарлз Уоррен Адамс. Современных рецензентов романа более всего поразила его литературная техника – роман написан в форме чередующихся дневниковых записей, семейных писем, протоколов допросов свидетелей, криминологических доказательств и схем места преступления. Практически до 20-х годов ХХ века в детективном жанре такая техника не использовалась. Для XIX века это было новаторским литературным приемом.

В романе Чарлза Филикса рассказывается об убийстве в одном из районов западного Лондона, Ноттинг Хилле, бароном R. своей жены с целью получения огромной суммы по ее страховому полису. Расследованием убийства занимается сыщик страховой компании Ральф Хендерсон. Его расследование обрастает побочными сюжетными линиями, среди которых тройное убийство, похищение цыганами ребенка, отравление и завещание богатого дядюшки. Ральф Хендерсон выглядит в романе предтечей Шерлока Холмса, поскольку использует при расследовании доступные для его времени научные методы.

Действительно ли "Тайна Ноттинг Хилла" - первый роман детективного жанра?
На этот вопрос отвечает известный британский историк детективного жанра, автор "Энциклопедии британского детектива" и бывший вице-президент британской Ассоциации писателей детективного жанра Барри Форшоу:

- Постоянно шли споры о том, какую книгу можно назвать первым в истории детективным романом. Обычно указывали на роман Уилки Коллинза "Лунный камен" - главным образом благодаря тому, что его всё еще читают в наше время, и он никогда не был библиографической редкостью. Он был опубликован в 1868 году. Но хронологически роман "Тайна Ноттинг-Хилл" предшествовал "Лунному камню" и первому роману Габорио "Дело вдовы Леруж" с его героем – сыщиком Лекоком. Так что несомненно это – первый детективный роман. Однако это не просто первый роман этого жанра. Интересным его делает оригинальная литературная форма. Поразительно насколько этот роман выглядит современным. Это не просто первый детективный роман, это роман с интересной и оригинальной формой.

- Был ли этот роман новаторским для своего времени?

- Да был и прежде всего из-за его литературной формы, которая была необычна для своего времени. Не следует забывать, что многие романы этого и более раннего времени были по-своему новаторскими. Взять хотя бы "Молли Фландерс" Даниэля Дефо. Это не детективный роман, но его можно назвать первым криминальным романом. В нем повествуется о том, как бывшая проститутка становится членом респектабельного общества. Такого рода сюжет был абсолютно новаторским для своего времени. Роман в центре которого был сыщик и расследование преступления также был очень необычен. Диккенс, который также писал романы-фельетоны, никогда об этом не писал. "Тайну Ноттинг-Хилл" можно назвать новаторским для своего времени не только потому, что в нем говорится о преступлении и убийстве. Не это главное в романе. Главное – это образ сыщика Ральфа Хендерсона, обличающего преступника.

- Что известно об авторе "Тайны Ноттинг Хилла"?

- Он был журналистом, и у него, как до него у Эдгара Аллана По, был интерес к уголовным преступлениям и детективным расследованиям. Он написал и другие книги, в частности роман "Бархатная лужайка", но все они прочно забыты. Так что Чарлз Филикс, чье подлинное имя Чарлз Уоррен Адамс, абсолютно новое имя для современного читателя. К нему не следует подходить с теми же мерками, как, скажем, к Диккенсу или к отцу детективного жанра По. Это великие писатели. Чарлз Филикс, как и Габорио, просто интересный и талантливый рассказчик. Он впервые написал книгу о расследовании преступления и создал образ сыщика, и это было новым в литературе. Филикс прекрасно знал эту сферу и сумел ее хорошо описать. Его нельзя назвать замечательным стилистом или великим писателем. Переиздание этого романа вряд ли можно назвать выдающимся литературным открытием. Это просто интересный исторический документ.

- Стало ли переиздание "Тайны Ноттинг-Хилл" важным событием на рынке британской детективной литературы?

- Это важное событие по крайней мере в одном отношении: роман переиздан издательством Британской библиотеки – почтенным культурным институтом, задачей которого является сохранение и поддержка британской литературы. От этого издательства обычно ожидают издания книг калибра Шекспира или Уильяма Блейка. Поразительно, что они издали "Тайну Ноттинг-Хилл". Для нас этот роман своего рода машина времени, позволяющая отправиться в путешествие в давние времена. Тот факт, что Британская библиотека его издала, очень знаменателен. Он говорит о том, что детективная литература наконец-то признана серьезным литературным жанром, а не просто легким развлечением.


Ссылка на статью