Невиноватая я!!!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Вторая запертая комната

Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Колчак » 13 апр 2013, 20:34

Почему - "вторая"? (Не считая того, что уж больно заголовок хорош, жалко было бы, если бы пропал :wink: )
Первый раз я замахнулась на вечную тему в "Смерть в подвалах "Замка". Но там большой текст (восемь листов), сюда по формату не войдет (да и постпродакшен еще не сделан).
"Смерть голубки" - вторая попытка. Удачная? Не совсем? Совсем нет? Здесь - знатоки и ценители. И естественно, все замечания (любой степени резкости: по опыту отрицательные, как правило, полезнее положительных) будут приняты с благодарностью.
Смерть голубки
Дайте мне точку опоры… и я встану на ноги!
Илья Муромец


1.
Тела притягиваются к друг другу прямо пропорционально массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.
Сексология. Издание 3-е, переработанное и дополненное

— Да, Рита, в моем возрасте профессиональная ошибка — это просто стыдно. Но я и подумать не мог…
Григорий Семёнович, психиатрическое светило нашего Города, выглядел искренне расстроенным. Я еще раз посмотрела на фотографии, которые выдал мне главный редактор. «Ошибка» профессора Калинкина неловко раскинутыми руками обнимала грязный асфальт. Русые волосы слева потемнели от крови, лица не видно, под левой ладонью ком смерзшегося снега, под правой — какие-то перья, вроде бы голубиные.
В «Городской Газете» я работаю так давно, что моя способность ввязываться во всяческие детективные истории известна шефу не понаслышке. Вот и предложил «разобраться».
Тихая филфаковская девочка, замуж перед Новым Годом вышла. Со здоровьем никаких проблем. Выяснилось, правда, что с месяц назад девочка к психиатру ходила — по причине «расстроенных нервов». Вряд ли, конечно, там было что-то серьезное, раз сам специалист «и подумать не мог». Но — распахнутое окно (девятый этаж, между прочим), тихая девочка внизу, на асфальте. Родные — тетка и бабушка — в полном шоке: Таточка, голубка наша, да как же это могло случиться! Ну, а шеф наш, судя по всему, их близкий знакомый. В общем, странно все это, Маргарита Львовна, разберитесь, а то милиция дело как несчастный случай закрыла.
Пожалуй, действительно странно: все-таки не май месяц — февраль, до весны, как до Китая. Ни один нормальный человек при морозе минус двадцать просто так окно открывать не станет. То есть случайно не выпадешь, а для самоубийства — ну никаких оснований.
Правда, определение «тихая девочка» меня всегда смущало…
— Я ведь и сейчас не понимаю, в чем моя ошибка, — профессор пытался оправдаться. — Обычная история: супруг после свадьбы становится уже не столь пылок, девушка начинает переживать, старается привлечь внимание разными способами. Капризы, перепады настроения, голоса мерещатся… Типичные истероидные реакции, но все в пределах нормы, никакой патологии…
— А «голоса», про которые она вам рассказывала, — это тоже «в пределах нормы»?
— Я решил, что «голоса» она сочинила. Демонстративная личность. Театр одного актера. Ну, я ей выписал слабенькие транквилизаторы, посоветовал гулять побольше, в бассейн походить, в спортзал.
— Григорий Семёнович, но мы ведь все-таки в России, не в Америке живем. Если уж человек обращается к психиатру, значит, ситуация серьезная, а?
— Так она ведь и не сама обратилась, муж ее позвонил: мол, у жены не в порядке нервы, галлюцинации, настроение скачет, просил принять. Так что я его и видел-то мельком: типичный современный бизнесмен, здоровый, башка бритая, затылок, как у штангиста. Впечатление довольно бесцветное. Не знаю. Может, он и в самом деле после свадьбы стал жене меньше внимания уделять. Это ведь нормально.
— И вы не допускали, что она может покончить с собой?
— Да нет конечно! К тому же такие дамы, если и совершают попытку, то — на публику. Таблеток наглотаться, ну, быть может, вены полоснуть — но так, чтобы кто-то заметил, чтобы спасти успели, чтобы утешали, прыгали вокруг, жалели… А в окно — нет, и сейчас не понимаю.

2.
Спрашивайте — отвечаем.
Армянское радио

Способность попадать в разного рода «истории» приводит к тому, что и знакомые заводятся вполне… соответствующие. Следователи, адвокаты, участковые. Даже один замечательный дядька — патологоанатом. Но лучший из всех, безусловно, — старший опер городского убойного отдела майор Никита Игоревич Ильин по прозванью «герр майор». Душка, лапочка, практически — мечта. Мои «исторические» таланты он терпеть не может, однако терпит. Ибо — куда деваться? Перевоспитывать поздно, легче убить, а если меня не контролировать, ситуация может вовсе выйти из берегов.
В этот раз герр майор почему-то воспитывал меня без особого энтузиазма — «Львовна, ты опять за свое?» — и даже нужную информацию добыл моментально. А то обычно клещами тянуть приходится.
Тихая девочка Тата — в девичестве Татьяна Голубкина — осталась на попечении бабушки и тетки лет десять назад, когда ее родители погибли в автокатастрофе. Благополучно закончила школу, потом институт, немного поработала в школе, потом еще где-то, потом с полгода трудилась в строительной компании «Квартал», вышла замуж за ее владельца, уволилась и предалась витью гнезда, чтению книжек и прочим приятным занятиям. На бывшей работе, впрочем, ходили туманные слухи, что семейная жизнь у нее складывается не так чтобы радужно: молодой супруг после свадьбы успокоился и расслабился, розами каждый день не осыпал и на руках не носил. Обычное дело. Впрочем, если какие проблемы и были, то не особенно серьезные: ни тетке, ни бабушке Тата о них не рассказывала. Те были абсолютно уверены, что в семье у девочки все замечательно.
Хотя… о визите к психиатру дамы тоже не знали. В курсе была только ближайшая подруга. Может, Тата с родней вообще не слишком откровенничала? Тем более, что там и так забот хватало: кроме племянницы-сироты, у тетки имелся обожаемый сынуля. Удобно устроившись на материнской шее (бабушку оседлать как-то не удалось), он уже который год дожидался, пока человечество наконец признает его, сынулину, гениальность. Не то в литературе, не то в музыке, не то в духовных исканиях. А может, и не дожидался, просто паразитировать на материнском сердце гораздо удобнее, чем делать что-то самому.
На этом фоне, конечно, жизнь Таты выглядела абсолютно прекрасной. Даже более чем.
В свое последнее утро она посетила женскую консультацию, получила справку о беременности, засияла (по словам врача и медсестры) от счастья, подробно записала все рекомендации, взяла направления на анализы (все бумажки аккуратно лежали в кармашке сумочки), позвонила мужу и… поехала почему-то не домой, а в бабушкину квартиру, где жила до свадьбы.
…Часа через три-четыре один из местных собачников наткнулся на ее тело.
Разбилась она сильно, но других повреждений нет: ни синяков необъяснимых, ни ссадин, ни — боже упаси! — уколов. Ничего. Немного порвана рубашка на груди, но Тата падала вдоль соседних балконов, а там из каждого второго чего-нибудь торчит: бельевые рамы, цветочные горшки, лыжи…
Консьержка из соседнего дома уверяет, что посторонних никого не видала. Только вскоре после Таты в подъезд зашел ее муж.
Восхитительно. Вот только в квартире никаких следов чужого присутствия. Если кто-то и был, не по воздуху же он летал! На кухонном столе еще теплый заварочный чайник, две чашки — из одной пила сама Тата, другая чистая. Окно распахнуто, снегу рядом намело, подоконник тоже мокрый, так что следов не густо. На подоконнике отпечаток — смазанная ладонь (точнее, пол-ладони), рядом вроде бы след колена. Как будто она вставала на подоконник и опиралась растопыренной пятерней. Рамы практически чистые: не цеплялась, не хваталась, не упиралась. На рубашке и джинсах тоже ничего постороннего: ни ворсинок с чужой одежды, ни микрочастиц от бейсбольной биты (или хоть разводного ключа) — ничего. Спереди, конечно (падала-то на грязный асфальт), всего навалом: вековой мусор пополам с растаявшим снегом — каша, одним словом. Под ногтями чисто, только на правой руке немного голубиного пуха — там, где Тата упала, незадолго перед тем какая-то собака или кошка голубем пообедала.
В крови ни малейших следов алкоголя, наркотиков или еще чего-нибудь постороннего. Не пила, не курила, не нюхала, не кололась… Тихая девочка.
Что же получается?
Пришла в квартиру, заварила чай (приготовила две чашки — явно ждала кого-то), выпила и…
И что дальше?
Распахнула окно и бросилась?
Распахнула окно, забралась на подоконник и поскользнулась?
Распахнула окно, а неведомый (и бесплотный! никаких следов не оставил!) злодей в это время за ноги дернул?
Или, как у Великой Агаты в «Убийстве в Месопотамии» — дождавшись, пока Тата заберется на подоконник и высунется наружу, злодей двинул ее чем-то с крыши?
Впрочем, нет. От толчка сверху на теле какой-никакой след да остался бы — на шее, на затылке, на спине.
Или психиатрическое светило все-таки ошибалось, и галлюцинации у девочки были настоящие? Ну, в том смысле, что ничего она не сочиняла, а? Тогда вторая чашка очень даже в тему.

3.
Если человек хочет что-то сказать, он непременно скажет. Если не хочет — тем более скажет.
Зигмунд Фрейд

— Наташа, почему посторонние в приемной? Где договор с «Марсом»?
Лысый череп блестел, как шар для боулинга (хм, а разве они розовые бывают?) — только над ушами туманился наивный белесый пушок. Глаза, впрочем, глядели жестко, почти жестоко. И вообще безутешный муж (то есть — вдовец) Александр Викторович Каменщиков производил довольно угрожающее впечатление. Кинг-Конг в офисном костюме. Фамилия Каменщиков подходила ему изумительно.
А вот Наташины родители явно ошиблись — ей бы Клеопатрой называться: смоляное «египетское» каре, кошачьи глаза с яркими черными стрелками, узкие алые губы.
Конечно, я попыталась нежного супруга разговорить. Ни про родственников (мало ли какие у них отношения), ни тем более про шефа упоминать не хотелось, поэтому распиналась о том, что просто так люди из окна не падают, а милиция, конечно, ничего не предпринимает, далее со всеми остановками. Вотще.
— Бросьте свое… расследование, — Александр Викторович выплюнул это слово так, будто в нем было не две «с», а по меньшей мере восемь. — Вам, журналистам, лишь бы в сплетнях поковыряться. Прекратите, ясно? К милиции у меня претензий нет. Тату не вернешь, а всем и так тяжело.
Не мужик — бастион. Великая Китайская стена. Форт-Нокс.
— Извините, Александр Викторович, — секретарша («по совместительству» та самая ближайшая подруга Таты) подала начальнику синюю папку, достала из шкафа мою куртку, неловко, кучей, сунула ее мне в руки, пожала виновато плечами…
Мне оставалось только удалиться. Куртку натянула уже в коридоре, автоматически сунула руку в карман… Шуршит что-то…
Бумажную четвертушку пересекала корявая строчка: «Я работаю до пяти».
Ага, значит, лучшая подруга совсем не такая упертая, как безутешный вдовец. Вот и славно.
Правда, я собиралась, пока светло, глянуть на место происшествия. Но, во-первых, снегопада вроде не намечается. Во-вторых, «светло» — понятие относительное, низко нахлобученные облака превращают день в почти сумерки, а фонарей там, скорее всего, нет. И, в-третьих, милиция и без меня все осмотрела, так что «визит» все едино формальный. А посему — подождет до завтра.
Ну, нет худа без добра.
Курилка — традиционный клуб любого офиса — обнаружилась на лестничной площадке: просторная, чистенькая, стоячих пепельниц аж четыре штуки, только кожаных диванов не хватает.
Сухопарая дама в безукоризненном английском костюме бросила в мою сторону короткий, но абсолютно «фотографический» взгляд. Ее собеседница, полная, коренастая, в ажурной пушистой кофточке с блестками и оборочками, увлеченно дирижируя тонюсенькой сигареткой, меня, кажется, даже не заметила.
— А я тебе говорю, она всегда себе на уме была. Тихоня, воды не замутит. Ах, бродячая собачка, ах, голодная, ах, котенок бездомный, ах, надо его пристроить! Глазки вниз, спасибо-пожалуйста, аж противно! У меня невестка такая же, я про этих тихонь все знаю. Книжки они читают! Мечты мечтают! Вот и домечталась!
— А ты не думаешь, что Каменщиков, — «английская» дама произнесла фамилию так тихо, что я скорее угадала ее, нежели услышала, — ее довел?
— Да ладно! — «пушистая» энергично махнула рукой. — А чего она хотела? Думала, он прынц бельгийский? Пылинки с нее будет сдувать? Все мужики от законных жен налево ходят, у них натура такая, не переделаешь.
— Вот именно, — сухо подытожила «англичанка».
Дамы синхронно погасили сигареты и удалились.
Как интересно! Точка зрения офиса почти дословно совпадает с мнением психиатрического светила. Вот только светило и сейчас считает всю эту р-р-романтику демонстрацией…

4.
Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю кошек.
Бенедикт XVI

Шуганув громадного дымчато-серого кота, Наташа приготовила чай и пригорюнилась.
— Это же я ее сюда на работу устроила. Саша… ну, Александр Викторович ко мне клеиться начал. Не ссориться же с начальством. Место отличное, платят хорошо. Вот я и пожаловалась, что устала, ушла в отпуск, чтоб с глаз долой, понимаете? А на замену Татку привела. Думала, мужикам ведь все равно, пусть на нее переключится. Вот и переключился…
— И Тата не возражала против такого?
— Да ой! Я еще в школе ей мальчиков сплавляла. Она ведь тихоня… была. Ни с кем сама не знакомилась. Если б не я, так монашкой и ходила бы. Ой, что ж я говорю-то!
— Значит, вы давно дружите?
— Да еще с детского сада! Мы же соседки. Подъезды разные, а квартиры рядом. С моего балкона до ее кухни рукой подать. Я теперь туда и выйти не смогу, придется квартиру менять.
Я все-таки вышла. Стеклянная клетка, фигурные решетки по торцам, на них вразнобой цветочные ящики.
— Как же вы до цветов-то добираетесь?
— Рамы на лето снимаю. Да что уж теперь?
Кот, воспользовавшись нашим отсутствием, копался в углу комнаты, яростно царапая ковер. Наташа выставила его в прихожую, вздохнув:
— Весна скоро, Пушок опять беситься начал, — она потерла темную ссадину на левой ладони и поморщилась. Потом опять вздохнула:
— Нас еще Тата-Ната звали… Господи! Ну я же не знала, что он такой козел!
— Так вы думаете, Тата из-за него?
— А как же! Она же влюбилась как… как… как ненормальная. Сашенька то, Сашенька се. А Сашенька после свадьбы сразу соскучился, давай по сторонам поглядывать. Татка последнее время сама не своя была. Ах, Сашенька так изменился, смотрит на меня, как на пустое место. Переживала она ужасно. И врач бестолковый попался. Я тогда за канцтоварами ездила, встретила ее, она мне пожаловалась, что даже врач ей не верит. В общем, здорово на нервах была. Только когда о беременности узнала, вроде расцвела. Звонит мне: давай посидим, отметим…
— Значит, в этой квартире она с вами собиралась встретиться?
— Ну да. Только мы на шесть договаривались, мне в налоговую надо было, это долгая история. А она почему-то раньше пришла… Знаете? Я думаю, после меня она ему еще звонила, и он ей чего-нибудь такое сказал, что… Или вы думаете, что он за ней шел? Тетя Надя говорила, что видела его тогда…
— Тетя Надя — это консьержка?
— Ну да.
— А она как, видит нормально? Наверное, старенькая уже?
— Да у нее глаз орлиный, через три стены все разглядит, не то что через дворик.

5.
Устная речь — наиболее доступная форма передачи информации.
Герасим

Следующий день выдался ясным и ярким, почти апрельским, правильно я вчера «на место происшествия» не пошла! По солнышку-то даже в мороз гораздо веселее.
«Соседний» дом, консьержка которого в тот самый день видела Александра Викторовича, правильнее было бы именовать «домом напротив». Практически подъезд в подъезд, метров пятьдесят, не больше, на таком расстоянии среди бела дня не обознаешься.
Позвонив, я на суровый вопрос «кто там, в какую квартиру?», каюсь, слегка приврала:
— Наташа сказала, хорошо бы с тетей Надей поговорить…
Замок сразу бибикнул — мол, открываюсь, входи.
Повезло. Дежурила как раз тетя Надя. Возраст ее я определить не взялась бы: плотная, многолетний «деревенский» загар, перманентные кудри «под красное дерево», серый пуховый платок, овчинная жилетка. Может, пятьдесят, а может, и все семьдесят. На столе в комнатушке — недовязанный носок, электрический чайник, газетка с кроссвордом…
Похоже, имя было своего рода паролем — поздоровалась тетя Надя очень дружелюбно:
— А ты подружка Наташенькина? Может, чайку? — она щелкнула кнопочкой чайника и гордо приосанилась. — Видишь, какой? Она подарила, не забывает старуху.
— Да какая вы старуха! — честно возразила я. — Небось, и видите получше многих молодых.
— Да уж не жалуюсь. Ты про мужа таткиного спросить хотела? Видела, как есть видела. Сперва Татка пришла — она теперь редко тут бывает — а после и он в подъезд шастнул.
— Он на машине приехал? — я спросила это совершенно автоматически, ибо представить себе господина Каменщикова в общественном транспорте было затруднительно.
Тетя Надя замялась…
— Вот не знаю, машину не видела, видела, как он в подъезд входил, а машину…
Так. Если «входил в подъезд», значит, видела со спины…
— А обознаться не могли?
— Да ты что! — возмутилась консьержка. — Я ж его знаю как облупленного, раньше-то он почитай каждый день сюда шастал, а уж как женился — все, не бывал. А чего ты спрашиваешь-то?
— Так, проверяю кое-что.
Я поблагодарила тетю Надю за невыпитый чай и пошла наконец «осматривать место происшествия». Обошла дом (квартира Таты выходила на тыльную, не подъездную сторону), посчитала окна…
Крови уже почти не осталось — так, какие-то невнятные темные пятна. Грязь и грязь. Пивные пробки, бычки прошлогодние, половинка пластиковой бутылки, полутораметровый кусок ржавой арматуры, кривой от сырости обломок текстолита, аптечный пузырек из-под перцовой настойки… Мусоропровод системы «Карлсон» в действии.
Два темных пятна были заметнее других. Как-то ярче, что ли? Все-таки кровь? Подойдя вплотную, я поняла, что вижу две мертвые розы. При жизни они, видимо, были бордовыми, но на морозе скукожились и потемнели почти до черноты. Половинка бутылки оказалась импровизированным подсвечником — на дне застыл слой стеарина.
Неподалеку обнаружился вполне целый ящик. Я уселась и принялась ждать.
Минут через двадцать стало ясно, что еще немного — и ящик станет неотъемлемой частью моего тела. Я попрыгала, постояла, опять попрыгала, еще постояла… Стоять было как-то глупо, непрерывно прыгать — утомительно.
Вдоль стены, как обычно, тянулась узкая полоска асфальта, вполне пригодная для ходьбы. Вот пройду три раза до угла и обратно — и ну их всех!..
Я увидела Его не то на седьмом, не то на одиннадцатом повороте: худой (насколько можно судить в зимней куртке), весь в темном, с пакетом. Достал из пакета еще один «подсвечник», установил, щелкнул зажигалкой… Подтянул поближе «мой» ящик, уселся и замер, сосредоточенно глядя на свечу…
Осторожно подойдя поближе (вообще-то могла и не осторожничать, Он и стада слонов не заметил бы), я увидела, что место двух мертвых бордовых роз заняли две белые, свежие. На часах было около трех — примерно в то же время Тата совершила свой страшный полет.
Минут десять я стояла молча, потом решилась, шагнула поближе:
— Вы ее знали?
Подождала, считая до ста (не на часы же смотреть), потом еще раз до ста… Шагнула почти вплотную:
— Какая она была?
Только кошки умеют сохранять такую неподвижность. Может, он вообще глухой? Вздохнув, я вполголоса сообщила ближайшей березе:
— Я не верю, что Тата сама упала…
Он вскинул на меня совершенно безумные глаза, вскочил и ринулся прочь. Надо же, вовсе не глухой.
В забытом пакете, как я и ожидала, обнаружились останки бордовых роз и предыдущий «подсвечник». Сегодняшней свечи оставалось еще, должно быть, на полчаса.
Конечно, я рванулась следом за «черным человеком». И, конечно, не догнала: троллейбус, в который он вскочил, захлопнул двери перед самым моим носом. Сперва огорчилась, а затем дошло: ну догнала бы, и что? Схватила за рукав и потребовала объяснений? Смешно.
Ладно, этот от нас не уйдет. Пора уже нанести визит тем самым родственникам, которые меня во все это втравили. Пусть хоть они мне хоть что-нибудь объяснят!

6.
Есть женщины в русских селеньях!
Центральное статбюро

Маленькая бледная женщина с учительским пучком на затылке безропотно впустила меня в квартиру и провела в довольно большую комнату, подвинула стул, чтоб мне было удобнее сесть, принесла чай — все это молча — и присела напротив, на самом краешке дивана, кутаясь в оренбургскую шаль.
— Меня зовут Нина Борисовна, маму — Роза Викентьевна.
Вообще-то кресло в углу было первым и едва ли не единственным, что я заметила в комнате. Когда-то я уж не помню у кого вычитала странное выражение — «великолепная руина». Никогда не понимала, что это значит, а тут увидела собственными глазами. Бесформенная груда, восседавшая в кресле, была, бесспорно, руиной и, не менее бесспорно, — великолепной. Она внушала не жалость — преклонение. Не поздоровалась, и вообще никак не показала, что заметила мое появление, но невозможно было отделаться от ощущения, что я пришла именно к ней.
— Расскажите мне о Тате, — попросила я Нину Борисовну.
— Да что рассказывать? Никаких проблем никогда не было. Тихая, спокойная… Упрямая, правда. Подберет бездомного котенка и торчит на остановке до посинения, пока не пристроит кому-нибудь. Мне помогала очень, всегда на нее можно было положиться… Да не знаю я! Вы лучше спрашивайте.
Так. К моему шефу явно обращалась не Нина Борисовна.
— Вы думаете, что смерть Таты — случайность?
— Да что я могу думать! У меня своих забот хватает, — она понизила голос. — Это мама себе все придумывает, возраст-то уже…
— Не шепчи, я все слышу! — проинформировала «руина». Голос у нее оказался неожиданно… ну, не молодой, конечно, но и никак не старческий. Ясный, даже звонкий, с абсолютно внятной, что называется, актерской дикцией. — Расскажи девочке.
— Нина Борисовна, вы не знаете, у Таты был какой-нибудь… ну, очень верный поклонник?
— Олежек? — оживилась та. — Ох, нет, Коля. Нет, погодите…
— Ярослав, — сообщили из кресла.
— Да-да, правильно, Славочка. Такой странный мальчик, знаете. Тата ему никогда повода не давала, а он все ходил за ней и ходил. У подъезда дожидался, у института, у работы. Розы носил. Не к праздникам, а в обычные дни. И молчал все время.
— Это Наташка, зараза, ее пристукнула!
Парень, ввалившийся в комнату, доверия не внушал. Внушал желание куда-нибудь быстренько скрыться. Большой, мрачный, опухший, на сизом черепе островками пробивается темная щетина, на левой скуле ссадина… Впрочем, если бы его побрить, переодеть и заставить улыбнуться… очень может быть, что он сущий обаяшка. Во всяком случае для тех, кто предпочитает брутальных мужчин.
— Русенька, ну как ты можешь так говорить? — всполошилась Нина Борисовна.
— Могу и говорю! А тебя сколько раз просил не сюсюкать! Раз уж угораздило наградить меня этим дурацким имечком, то хоть зови как следует — Руслан. Все. Поняла?
— Поняла-поняла, — закивала она. — Пойдем, Руслан, тебе лежать надо, пойдем.
Как ни странно, сыночек послушно пошел с мамой.
— Не слушайте его, — поморщилась Роза Викентьевна. — Руслан уже сто лет Наташу ненавидит. Они с Татой на первом, кажется, курсе были, когда он… — старуха запнулась, подбирая слово.
— У них роман был? — удивилась я.
— Да нет, что вы, какой роман. Просто он…
— Под юбку к ней полез?
— Ну да, — она, вздохнув, покивала. — Он же слова «нет» не понимает, сами видите, какой. Наташа ему и… двинула. От души так двинула. Вот Руслан с тех пор и злится.
— Роза Викентьевна, именно вы, как я понимаю, не верите, что смерть Таты — несчастный случай или, тем паче, самоубийство?
— Да, Рита. Я… Как бы вам объяснить. Герочка у меня учился, — она покосилась на дверь, видимо, опасаясь возвращения Нины Борисовны. А я даже не сразу поняла, что Герочкой она называет моего шефа. — И сейчас навещает, про вас рассказывал. Понимаете, мне нужно знать… — она опять запнулась.
— Вы думаете, что это мог Руслан сделать?
— Нет. Не знаю. После таточкиной свадьбы он бешеный стал: отдай мне квартиру, не могу больше на ваши старые рожи смотреть! А я… Конечно, муж у Таты вполне обеспеченный, но ведь в жизни все бывает. Я хотела, чтобы у ее детей было жилье. Хотела правнуков дождаться и им квартиру отписать. А когда… когда Таточка погибла, Руслана весь день не было, и не ночевал, утром только пришел, весь какой-то… То ли с похмелья, то ли побитый… Видите, как Нина над ним кудахчет… Нет, все-таки — нет. Я много думала в эти дни… Руслан, конечно, совершенно неуправляемый, видит только себя, но… Он, знаете, очень примитивный. Вспылить, ударить, даже придушить — да, возможно. Но задумать, выследить и аккуратно исполнить… Нет, он на это не способен. Да и потом… Тата его и в квартиру не пустила бы…
Уходя от Голубкиных, я пребывала в еще большей растерянности, нежели до визита.
Вот черт побери! Делать-то теперь чего? Дипломат из меня, как из змеи балерина.
Продолжая чертыхаться, я спустилась вниз.
Из угла перед подъездной дверью выдвинулось что-то большое, темное и схватило меня за воротник…
— Ты! Не лезь в это дело, поняла? Сдохла Татка, туда ей и дорога, теперь бабка квартиру мне отдаст, никуда не денется, с собой-то не заберет! — «оно» загоготало и тряхнуло меня за шкирку (как щенка!), довольно чувствительно приложив к стенке. — А ты не лезь! Поняла?
Я пискнула что-то невнятное, и «оно» исчезло. Я вывалилась на улицу. Вся сцена продолжалась… ну… полминуты, я даже испугаться не успела, не то что крикнуть или стукнуть. Да и стукнешь такого, пожалуй, — он в два раза меня крупнее.
Вот уж воистину черт побери!

7.
Свеча горела на столе…
Яблочков

За окном, как и полагается в феврале, мело. Я тупо смотрела в снежную муть, ибо в голове было ничуть не яснее. Когда Ильин, порычав для порядка, сообщил, что в день смерти Таты Руслан с утра ухитрился надраться до поросячьего визга, после чего буянил возле здания, где разместился офис Каменщикова, и к часу дня был заперт в «обезьяннике» ближайшего отделения милиции, откуда вышел лишь на следующее утро, — в моей черепушке все смешалось не хуже, чем в доме Облонских. Ну ведь так все складывалось! И вот пожалуйста!
В голову лезла всякая белиберда. Интересно, у Розы Викентьевны хотя бы сиделка есть, или Нина Борисовна все в одиночку крутится? И мать-старуху обихаживает, и сыночка своего отмороженного. Есть женщины в русских селеньях…
И Наташа-Клеопатра что-то темнит. Она-то должна бы знать, на кого «переключился» нежный муж. Тогда почему не говорит? Хотя, конечно, «работа отличная, и платят хорошо». Никто не станет кусать руку, которая кормит. Или Наташа прикрывает кого-то?
Славочка этот… Вот скажите, как в наше время можно след в след за ненаглядной ходить? Он учится? Работает? Или что? А ведь возле женской консультации он тоже должен был торчать, а? И сияние счастья, значит, видел?
И консьержка эта… как ее? тетя Надя? Обозналась? Тогда почему так настаивает на своем? Или нежный супруг приходил в другую квартиру?
Нет, это идиотизм. Даже если вахтерша не обозналась… если Александр Викторович проследовал за супругой в ее квартиру… Две чашки…
Нет, не может быть. Он, конечно, дядька крупный, вытолкнуть Тату из окна ему было бы не трудно. Но со следами-то как быть?
Мне казалось, что я упускаю что-то совсем очевидное. Вот оно, перед глазами, а я не замечаю.
Психиатр, тихоня, бездомные котята…
Открыв блокнот, я начала разглядывать дымчато-серый клочок, прихваченный с ковра в Наташиной квартире. Шерсть почему-то попахивала курицей. Точнее, курятником…
Черт! Черт! Черт! Так вот в чем дело… Дайте мне точку опоры, и я переверну землю, так, кажется? Это не шерсть, это пух! Или я опять ошибаюсь?.. Руслан тоже подходил по всем статьям…
Так. Надо позвонить и спросить…
Позвонила. Профессор Калинкин опять сказал, что мужа несчастной девушки помнит смутно, но описание повторил: большой, на штангиста похож или на борца, бритоголовый, причем, скорее блондин, судя по пигментации кожи, бровей и ресниц. Ну да, Александр Викторович белобрыс, как герой русских народных сказок.
Меня смущала одна-единственная деталь, и я задала наводящий вопрос.
Профессор даже обиделся:
— Да что вы, Рита! Я, конечно, психиатр, а не дерматолог, но тут только слепой может ошибиться.
Так. Теперь консьержка, как бишь ее там? Ведь Ильин все фамилии назвал, я же записывала… Ага! Вот. Через двадцать минут копания в адресных, медицинских и прочих компьютерных базах все стало ясным, как новогоднее утро. И столь же тошнотворным. Эх, тетя Надя, тетя Надя, как же вас угораздило?
Никуда не денешься, надо Ильину звонить, пусть найдет, кто там в районе на падение с высоты выезжал. Пора отправляться с визитом к господину Каменщикову.
Вообще-то надо не выпендриваться, а доложить свои соображения, и пусть милиция сама копает, но… Копать вряд ли начнут — предъявить-то нечего. А главное — уж очень меня этот безутешный вдовец разозлил. Я ему кто — блондинка безмозглая? Представитель желтой прессы в погоне за скандалом? Ну нет, Александр Викторович, это вы ошиблись…
Вот честное слово, я не мстительная. Просто иногда заносит.

8.
Лучше быть живым параноиком, чем мертвым пацифистом!
Иван Грозный

Ильин привез с собой мальчика-опера из районного отдела. Мальчик назывался Костя, и вид имел совершенно ботанический. Пригласили, разумеется, и Нину Борисовну. Без Руслана, Славика и тети Нади решили обойтись. Разместились прямо в приемной. Костя устроился возле Нины Борисовны, Ильин — между Каменщиковым и Наташей.
Господин Каменщиков едва скрывал недовольство нашим визитом. У Наташи горели глаза.
Начала я тем не менее с Руслана. Нина Борисовна, разумеется, тут же взвилась из своего уголка:
— Оставьте мальчика в покое! Он ни в чем не виноват! Он не мог!
— Как же, как же, мы в курсе. Милицейский «обезьянник» — лучшее алиби, да? Очень умно. Мальчик, надо же! Не сегодня-завтра тридцатник стукнет, ни работы, ни жилья, а тут квартира пропадает. А если бы Тата родила, у него точно никаких перспектив. Впрочем, это потом. Александр Викторович, вас не удивляет, что двоюродный брат Таты как раз в день ее смерти у вашего офиса скандал устроил?
— Я что, на каждого алкаша должен внимание обращать? — высокомерно бросил нежный супруг.
— И на Славика, который за Татой, как приклеенный, ходил, вы тоже внимания не обращали?
— Он же ненормальный, что с него взять?
— Понятно. Этот алкоголик, тот ненормальный, у Таты вообще галлюцинации. Не многовато ли психов на квадратный километр?
Минут через десять безутешный вдовец вышел из себя:
— Я вам в десятый раз повторю: не знаю я никакого психиатра! Я в тот день с утра на объектах был, к обеду уже сюда вернулся, вот Наташа может подтвердить.
— Наташа ездила за канцтоварами и, когда именно вы вернулись, не видела. Так что к психиатру вы вполне могли успеть.
— Рит, а при чем тут вообще психиатр? — вмешался Ильин.
— Ну, как же! Такой свидетель! Он ведь искренне подтверждает, что у девушки психика нестабильная, голоса ей какие-то слышались. Правда, по его мнению, голоса она сама сочинила, поскольку перед нами типичный истероид, демонстративное поведение, никакой патологии. И суицидальные попытки у подобных личностей если и случаются, то такие же демонстративные. А в окно — это уже другой стиль. Ну, может, и другой, психиатрия — дело темное. Так что профессор Калинкин — отличный свидетель. Вопрос — в суде, к примеру: могла девушка совершить попытку самоубийства? Профессор мнется, пытается объяснить, что могла, но не такую. Но ответ-то получается — могла. И причина веская — муж разлюбил. Вообще странный какой-то муж, а? На супругу ему наплевать — ну, по крайней мере, так она рассказывает ближайшей подруге, и, кстати, даже в консультацию Александр Викторович ее не сопровождал — а к психиатру за ручку ведет. Нина Борисовна, а вы про психиатра тоже ничего не знаете? Как странно. Ну, хоть про Славика вспомнили, и то хлеб. Такой верный поклонник, и никто его не замечает, удивительно. Я думаю, он в скором времени должен был покончить с собой на месте гибели Таты. А то ведь мало ли, что он мог видеть…
— Послушайте, господин майор, — у Каменщикова аж глаза покраснели. — Что здесь происходит?
— Вообще-то мы выясняем обстоятельства гибели вашей, между прочим, жены, — сурово ответил Никита свет Игоревич. Даже нахмурился, обожаю!
— И вы намекаете, что это я? Таточку?!
Герр майор картинно повел плечом:
— Собственно, про убийство тут еще никто ничего не говорил, что ж вы впереди паровоза-то бежите? Вас вроде не обвиняли... Пока неясно главное: как можно здорового трезвого человека вытолкнуть из окна — и никаких следов? — все-таки актерские данные Ильина выше всяких похвал, так искренне спросил, даже я почти поверила, хотя загодя обо всем договорились.
Я развернула плечи, подняла голову и вообще изобразила приступ гордости:
— Сейчас продемонстрирую… Да вот хоть на этом окне, оно почти такое же. Наташ, помогите?
Александр Викторович кинулся было на помощь, но Ильин, поймав мой предостерегающий взгляд, быстренько усадил безутешного вдовца на место:
— Нет уж, вы лучше посидите, окно и Наташа откроет.
Вдовец, кажется, заскрипел зубами. Нина Борисовна совсем съежилась в своем уголке.
Рама и впрямь была непростая. Теперь уже я дернулась помочь и довольно сильно Наташу толкнула. Она поморщилась.
— Ох, извините, я медведь. А у вас рука еще болит, да? Перевязать надо бы.
— Да само пройдет, не беспокойтесь.
— Да как же само, такое сильное воспаление…
Позвоночнику стало холодно, даже коленки ослабли. Пришлось вздохнуть поглубже — не хватало еще, чтобы голос задрожал. Ну, давай, Рита, улыбнись и…
— Ржавчина попала, да? — я продолжала улыбаться, — А на железке, что у стены дома валяется, следы крови. Вашей, я полагаю. А может, и волокна с рубашки Таты сохранились… И голубиный пух на вашем ковре остался. Никакая это была не кошачья шерсть… Ильин!
Наташа вдруг побелела и начала валиться на меня. Коленки все-таки подломились, скользкий подоконник куда-то поехал… Да не подоконник, дура, это ты поехала! Этаж третий, не девятый, но падать будешь головой вниз, тебе хватит! Рука успела схватиться за внутренний край подоконника — гладкий, зараза, ни желобочка, ни впадинки! — пальцы свело судорогой, но поверхность скользила, выворачиваясь… Ну, ты же всегда хвасталась, что ногтями шурупы отворачиваешь — держись, идиотка!
В следующую секунду я поняла, что Наташи рядом уже нет, и подоконника — тоже! И стою я на собственных ногах, а Ильин — солнышко, душка, сокровище мое! — придерживает меня за свитер. «Клеопатра» обморочно (ага! так я и поверила!) раскинулась на диванчике, а ботанический Костя внимательно ее разглядывает, придерживая за вывернутую руку.
— Ну, основное я понял, — задумчиво сообщил герр майор, усадив меня в кресло подальше от энергичной секретарши. — Наташенька на Александра Викторовича свои виды имела…
— Вот-вот. А он как-то навстречу не шел. Ну, она решила временно отступить, посадила в офис Таточку — для контраста. Кто же на такую тихоню позарится? Наташа была абсолютно уверена, что Александр Викторович быстренько осознает «потерю» и по ней, такой восхитительной и несравненной, соскучится. Когда поняла, что ошиблась, уже свадебные колокола гремели. Наташа разозлилась и решила все же добиться своего. А для начала надо было от лучшей подруги избавиться, чтоб место освободить. Стала потихоньку слухи распускать, что у Таты в семье отнюдь не рай, что нервы у нее расшатаны. Ну и гениальная задумка — визит к психиатру. Если с Наташи египетский макияж смыть, явится самая обыкновенная славянская внешность. Рост и комплекция у них с Татой одинаковые, лица не то чтобы похожие, но одного типа. Ведь никто психиатру труп не стал бы предъявлять.
— Да там и нечего предъявлять было. Она же вперед падала.
— Тем более. А на фотографиях одна за другую вполне могла сойти. У Александра Викторовича тоже внешность довольно типичная. Как профессор сказал, «такой современный бизнесмен, большой и бритоголовый». Правда, Александр Викторович лысый, а не бритый. Ну, лысого знакомого подходящей внешности Наташе не подвернулось, решила, сойдет и бритый, Этот… «муж» у профессора-то лишь мельком появился. Он, скорее всего, и не знает ничего. Ну, попросила проводить, жалко, что ли?
— А почему ты решила, что у психиатра был другой человек?
— Ну, во-первых, профессор все время говорил об истероидном типе личности со склонностью к демонстрациям. Насколько я успела понять, на Тату это было совсем не похоже. И — самое главное — он сказал «бритый». А я сама видела, что у Александра Викторовича самая натуральная лысина. Позвонила Калинкину, уточнила — он ответил, что тот «супруг» был именно бритый, никакой ошибки. И еще. Визит к психиатру нужен только для подтверждения татиного расстройства. Если этот спектакль задумывал или режиссировал муж, то почему он отрицает и нервы, и психиатра? Значит, не он. Значит, и сценарист, и режиссер кто-то еще. Я еще было подумала, что это их с Наташей общая идея — ну мог же он и в самом деле начать в ее сторону поглядывать. Но будь они сообщниками, разнобоя в… м-м… показаниях не было бы. Слухи о татиных проблемах в семье бродили только в конторе, ни муж, ни тетка, ни бабушка ничего об этом не знают, равно как и про психиатра. Так что и замысел, и исполнение Наташины.
Заманить Тату в старую квартиру было несложно, тут еще и визит в консультацию подвернулся. Тата действительно ей звонила — поделиться радостью. Но о чем еще они говорили, мы знаем только с Наташиных слов. Думаю, это она, а не Тата, настаивала на встрече. Посидим, отметим.
Когда Тата пришла, Наташа уже притаилась на своем балконе. И декорации подготовила. Боковую раму сняла, под перила арматурину длинную подсунула, чтобы, как только Тата из окна высунется, зацепить и дернуть — ну, резко встать, рванув свой конец железки вверх. Если стоять на подоконнике на колене, да еще и наклониться вперед и вбок, позиция получается очень неустойчивая, так что огромных сил для смертельного рывка вовсе не нужно.
— Но с какой стати Тата должна была из окна высунуться?
— Наташенька заранее голубя поймала — это, знаешь ли, не проблема, они ведь тупые. Я же видела, как кот с ковром воевал. Запах чуял. Голубя Наташа привязала к одному из цветочных ящиков на балконной решетке — вроде как он в сухом стебле запутался и не вырвется. И, наверное, чем-то острым его колола, чтобы голос подавал. А может, еще сначала Тате в окошко кухни палкой стукнула, чтобы внимание привлечь. Тата, разумеется, полезла несчастную птицу спасать, оперлась о подоконник, потянулась к ящику, Наташа моментально выдвинула железку, зацепила за рубашку и рванула. Тогда и руку ссадила. Рычаг рычагом, но все равно тяжело. После чего спокойно вернулась на работу — как будто из налоговой. Голубю шею свернула и выбросила, его, небось, собаки сразу слопали. Железку ночью с балкона скинула, на помойку побоялась нести, вдруг заметит кто? А так — валяется и валяется. Через неделю ее бы охотники за металлом уволокли. Все чистенько.
— Погодите, — вмешался Костя. — Но консьержка ведь Александра Викторовича видела. Обозналась?
— Ну уж нет. Никого она не видела. Она Наташина тетка и очень сердилась, что подлый буржуй ее племянницу поматросил и бросил. Когда племянница попросила, она с удовольствием согласилась буржую нагадить. Вот и все.

9.
Без женщин жить нельзя на свете, нет! Без мужчин — тем более.
Ипполита, царица амазонок

Уже вечером, у меня дома, за чаем, Ильин поинтересовался:
— Тетку-то, ну, Нину Борисовну, ты туда зачем приволокла? Ей и так несладко, а тут еще нервотрепка.
— Здрасссьте! Чтоб было на кого стрелки переводить, чтоб Наташа совсем запуталась. А Нина Борисовна так хорошо нервничала и пугалась… Сынуля ей про «обезьянник» наверняка не сказал, вот она и думала Бог знает что, и готовилась чадушко грудью прикрыть. Очень даже убедительно получилось.
— Но зачем тебе вообще понадобилось весь этот спектакль устраивать? Рисковать. Собрали бы следы, побеседовали с этим Славочкой, доказали все в лучшем виде. Так нет, некоторым непременно нужно героиню изобразить…
Да, даже лучшие из мужчин иногда туго соображают.
— Брось, Никита, я просто блефовала. Сам подумай, ну какие следы, что там могло сохраниться? Зима, снег. Кровь Наташина — в лучшем случае. А это не улика. Да, выкинула с балкона железку, нехорошо, конечно, но не криминал. Славочка — тоже не свидетель. Сидел-то он наверняка у подъезда, с другой стороны дома. Мог разве что Наташу видеть, как она входила, да и то не факт — если она явилась раньше. Да и внимания мог не обратить, его ведь никто, кроме Таты, не интересовал. К тому же Славочка, по-моему, не слишком вменяемый. Так что никто ничего бы не доказал. А тут Наташе соображать некогда было. Вроде на Каменщикова наезжают, хотя и довольно тупо, да еще и Нина Борисовна тут, очень похоже, что это ее на испуг берут. И вдруг сразу... Нервы-то и не выдержали, решила еще один несчастный случай устроить. Так что не придирайся, это был единственный способ ее расколоть.

За это сообщение автора Колчак поблагодарили: 2
Mister X (10 янв 2016, 16:45) • Гастингс (14 апр 2013, 20:20)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Колчак
 
Автор темы
Сообщений: 14
Стаж: 137 месяцев и 22 дней
Карма: + 5 -
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор igorei » 13 апр 2013, 22:47

По просьбе автора, решил написать свои субъективные объективные замечания по поводу рассказа "Смерть голубки".
Уже начало рассказа насторожило. Анонсировалось "убийство в Locked room", и соответственно ожидалась соответствующая атмосфера. Надо сказать, что такое встречается в современных произведениях, и даже у отечественных авторов (в некоторых работах Инны Булгаковой , например). Но тут, развязано-разухабистый стиль, а-ля Донцова, с какими-то юмористическими эпиграфами к каждой главе. Это, что пародия? Предупреждать надо! Я то ждал "невозможное преступление", а тут "филфаковская девчонка", наверное от fill fuck. "Со здоровьем никаких проблем. Выяснилось, правда, что с месяц назад девочка к психиатру ходила — по причине «расстроенных нервов»", Хорошо еще. что не к нейрохирургу, по причине опухоли мозга. Не обижайтесь, но когда никаких проблем, к психиатру не ходят. Что-то с предложением не так.
А потом -бах! Спойлер на «Убийстве в Месопотамии», абсолютно не нужный и не ничего не добавляющий, кроме раздражения читателей, которые это произведение Кристи еще не читали. Или Вы считаете, что Ваш рассказ на искушенного читателя и, что он уж точно знаком с творчеством известного автора. А что изменилось бы если бы было написано "как в романе у одной известной писательницы"? А... наверное по Вашему, это один из ключей, к дальнейшему расследованию.
Ну да ладно, стиль не нравится. Многим не нравится литературный стиль С. Дэйли Кинга и Ван Дайна, но зато "загадка" должно быть на уровне. Хотя вряд ли оригинальная, помните ключик с произведением Кристи.
Короче. если без прикрас.
Спойлер:
Подружка решила убить жену человека, на которого сама имела виды. Привязала голубя между цветочных горшков, как будто он запутался в стеблях (!?), постучало палкой в окно соседки, а когда та, известная спасательница животных, вылезла за окно спасать голубя, вытолкала ее железкой за окно
. Как тонко!
Кстати на то, что
Спойлер:
Наташа племянница консьержки ключик слабоват, да и мотив лжесвидетельство против мужа Наташи, неубидителен
.
В заключение, наверное, у этого рассказа будут поклонники, но сомневаюсь что знатоки и ценители закрытых комнат будут в их числе.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор afanasev » 14 апр 2013, 13:09

Очень обрадовался! Ух ты, современный рассказ про запертую комнату! Очень интересно можно ли в наше время придумать в этом жанре что-то оригинальное! И тут бац!... Спасибо, igorei, что предупредили! Придется читать после "Убийство в Месопотамии", уж очень интригует, что же там в рассказе такого тонкого... Вам, Колчак, скажу - ознкомившись бегло с Вашим стилем на примере "Заставь дурака богу молиться", уверен читаться рассказ будет легко, без стилистических и граматических спотыканий, что меня лично радует. И еще выскажу свое мнение по поводу атмосферы в произведениях с запертой комнатой - возможно это добавляет произведению остроту восприятия что-ли, начинаешь больше верить в проиходящее и больше желать узнать разгадку. Я конечно не специалист по запертым комнатам, но мне кажется, жанр невозможного преступления настолько самодостаточен, что может обойтись и без соответствующей атмосферы. Почему бы и нет, в порядке разообразия хотя-бы. В конце концов - кому что нравиться. С другой стороны, если бы я писал рассказ о невозможном приступлении... я, честно, попробовал бы создать атмосферу непостижимости происходящего! :smile:
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1073
Стаж: 135 месяцев и 20 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 551 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 14 апр 2013, 13:45

А теперь мое, тоже субъективное мнение. Оно будет состоять из двух частей.
1. Рассказ как детективная загадка очень даже на уровне. Очень понравился стиль. Не хватает, на мой взгляд героев, что приводит к простоте вычисления убийцы.
2. Преславутая "запертая комната". А ее здесь, как таковой нет.
Спойлер:
Нельзя считать комнату запертой, если есть открытое окно. Причем такое, что к нему так или иначе, можно добраться.

Я думаю, что если бы в предисловии, и тем более в названии, вы не делали бы акцент на том, что рассказ написан в жанре невозможного преступления, то читать было бы интереснее. То есть вы изначально настроили нас на запертой комнате, и уже читаешь его с определенным ожиданием. Отсюда и ощущение, что надули. Если произведение пишется в жанре "невозможного преступления, то большая часть его, так или иначе, должна быть завязана на невозможности. А мы имеем классический детектив. И, конечно же, спойлер на произведение Кристи, неуместен ни в каком виде.

Понравилась главная героиня. Может стоит ее сделать серийной и написать цикл рассказов.

Колчак писал(а):Первый раз я замахнулась на вечную тему в "Смерть в подвалах "Замка".

Может вышлите? Прочел бы.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Сообщений: 9256
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 177 месяцев и 13 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 926 раз.
Поблагодарили: 1893 раз.

Вторая запертая комната

СообщениеАвтор TheEndOfChapter » 14 апр 2013, 15:00

Из-за стиля меня рассказ не впечатлил, даже трудновато читать было, увы, но тут уже дело в том, что я, наверное, уже перечиталась подобного, так что не берите в голову. В целом, думаю, нормально.
I locked the door to my own cell and I lost the key
Аватар пользователя
TheEndOfChapter
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 1096
Настроение: ПечальныйПечальный
Стаж: 170 месяцев и 3 дня
Карма: + 21 -
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 250 раз.
Поблагодарили: 60 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Гастингс » 14 апр 2013, 20:34

Я обнаружил 7 (семь!) романов этого же автора на сайте Текст ссылки. Оттуда их можно скачать бесплатно. Насколько я понял, это как раз цикл с той же главной героиней.

Хотя я не большой поклонник жанра иронического детектива, как такового (уж очень много там обычно лишних слов), но этот детектив прочел с удовольствием. А что есть замечания к стройности детективного сюжета, так в коротком произведении это трудная задача. Особо отметил бы остроумные эпиграфы... кроме одного: про Герасима. Не в традициях русской литературы смеяться над физическим недостатком.

За это сообщение автора Гастингс поблагодарил:
Колчак (18 апр 2013, 18:40)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Гастингс
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 605
Стаж: 138 месяцев и 22 дней
Карма: + 66 -
Благодарил (а): 958 раз.
Поблагодарили: 1313 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор cazus_belli » 14 апр 2013, 21:44

Ну собственно говоря, автор мне уже знаком (to Гастингс - 6 романов и 2 рассказа), и эта вещь - самая нелюбимая, пожалуй. Я думаю, дело в том, что короткая форма, во-первых, не позволяет закрутить-закрутить интригу, просто не поместится много подозреваемых, ну и во-вторых, мне кажется, Колчак все же спец по средней-большой форме (повесть-роман) и тут не сыграла на все 100 именно из-за объема.
Что касается конкретного рассказа - стиль на уровне, как и всегда у Колчак, читается легко, вкусно. Не соглашусь насчет а-ля Донцова, просто это Россия, а никак не Англия 30-х или Франция 20-х - текст не развязный, а просто про настоящих людей рядом с нами, с юмором, ибо иначе никак. Чудесные мрачные дворецкие, боюсь, были бы немножко не в тему.
Подозреваемых согласна, маловато, но скорее из-за объема. И для небольшого рассказа закручено по максимуму. Мотив более-менее банален, но вполне убедителен - ну в принципе бОльшая часть мотивов банальны. Главная героиня чудесная, я ее и из других вещей очень люблю, она такая... живая, не картонная, что часто встречается даже в весьма хороших книжках. Вообще все персонажи очень живые и хорошо прописанные.
А вот что касается запертой комнаты - с одной стороны, я согласна с Доктором Феллом и воспринимаю как запертую комнату только совсем уж коробку без окон и дверей. С другой же, многие справочники, знатоки и т.д. относят "Убийство в Месопотамии" и кристивский же "Сон" к случаю классического убийства в запертой комнате. Так что в этом аспекте рассказ можно воспринимать по-разному.
И хотелось бы ответить igorei. Мне не понятно, почему нужно следовать штампу "запертая комната - соответствующая (английская, мрачноватая, загадочная?) атмосфера"? Как раз интересно, когда автор немножко выходит за привычные рамки.
Фраза про "Убийство в Месопотамии" как раз к месту - те, кто читал, как раз вовремя все поймут, кто не читал (если такие остались - мне казалось, что какой смысл читать современных авторов, если еще нечитанные классики детектива есть...) - либо просто пропустят и ничего не потеряют (она там не основополагающая и не сюжетообразующая), либо пойдут и прочтут собственно "Убийство в Месопотамии", что тоже не вредно. Автору всегда, мне кажется, надо ставить высокую планку на ум и начитанность - это приятно для читателя (как же, автор написал и считает, что я такой умный и об этом знаю без всяких сносок - это приятно) и стимулирует иногда лазить в источники, узнавать или читать что-то новое.
Про эпиграфы - это, возможно, на любителя, но это авторская фишка - ни у кого из наших авторов я такого не встречала (видела пока только у Асприна и только в МИФах). Мне эта фишка нравится, опять же эпиграфы не всегда прозрачны, что возвращает нас к "лазить в источники, узнавать и т.д."
В общем, я надеюсь, что Колчак напишет когда-нибудь полноценную (в моем понимании) запертую комнату, но уже в нормальном объеме повести - ибо большие вещи у нее вполне на уровне классиков (именно с точки зрения законов классического детектива) - должно получиться очень хорошо.
cazus_belli
 

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор igorei » 15 апр 2013, 00:50

В ответ на пост уважаемой cazus_belli, хотелось бы сказать еще пару-тройку фраз.
Первое, когда я писал отзыв на рассказ, я не знал, кто это - автор Колчак, и что она писатель, который, скажем так, позиционирует себя, как профессиональный автор детективного жанра. В этом случае я бы не стал писать отзыв на ее рассказ, так как считаю себя ценителем жанра "герметичного" детектива, а отнюдь нe знатоком. К слову, у нас на форуме иногда появлялась другая автор - детективов, Мария Баганова, и хоть я и прочитал немало ее произведений, никогда не позволял себе комментировать их на форуме.
Но раз уж начал, то во вторых, я не писал, что стиль "аля Донцова", это плохо. Наверное для жанра иронического детектива, это самое то. Миллионы людей очень любят и этот жанр, и Донцову, и очевидно имеют на это основание. Читаются они точно, очень легко. Но я (с подачи уважаемой Колчак) ожидал классический детектив с закрытой комнатой. И в этом меня слегка поднадули. Как писал Честертон:
"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво - и в полном соответствии с его взглядами." ))
В третьих, несколько слов насчет атмосферы. Тут уж, дейстительно, вопрос вкуса. Наверное кому-то понравится, не оригинальная по замыслу "закрытая комната", среди шуточек и хаханек, мне не очень. А чтобы достичь атмосферы, традиционно принятой в жанре классического детектива ( не только с "невозможным преступлением"), не нужно переносится в Англию или Францию, прошлого века. Советую почитать "Соня, бессонница, сон, или Призраки Мыльного переулка" Булгаковой, так, для начала, и увидите, как это делается в современное время, в России. (Я не в коей мере не знаком с Булгаковой и не поклонник ее творчества).
И под конец, очень грустно, что человек, по видимому, любящий детективы, не только считает допустимым страшный спойлер на произведение очень известного автора, но и как-то пытается обосновать, чуть ли не необходимость подобных вещей.
Впрочем, есть же люди, котрых эпиграфы из рассказа заставляют лeзть в первоисточники.
Типа прочитал: "Устная речь — наиболее доступная форма передачи информации".Герасим. И пошел читать "Му-му". Наверное должны быть и поклонники спойлеров.
А Колчак, я желаю творческих успехов, и обещаю больше не писать обидных отзывов на ее, наверное, очень хорошие книги. Простите меня за мое ИМХО.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 15 апр 2013, 05:49

Колчак писал(а):Здесь - знатоки и ценители. И естественно, все замечания (любой степени резкости: по опыту отрицательные, как правило, полезнее положительных) будут приняты с благодарностью.

Думаю, что в данном случае, не имеет значение, знал ли тот или иной участник, кто написал рассказ: профессиональный писатель или любитель. Рассказ опубликован на форуме. Автор попросил прочесть и высказать свои замечания, как положительные, так и отрицательные. Я тоже не знал, что Колчак профессиональный писатель. И что? Смею вас заверить, что это ничего не изменило в моем отзыве. Мы тут признанные авторитеты жанра разносим в пух и прах))
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Сообщений: 9256
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 177 месяцев и 13 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 926 раз.
Поблагодарили: 1893 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Alex Smith » 15 апр 2013, 07:20

Прочел несколько абзацев. Тяжело читается, видимо истории про "настоящих людей" это не мое. Наверное оттого что люди из моего окружения несколько отличаются от среднестатистических россиян, и следовательно для меня персонажи не являются "настоящими". Ну и в общем стиль изложения на меня произвел такое же впечатление как и на igorei.
Верных рыцарей слова так мало на свете,
И другие таланты сегодня в цене…
Это книжки, и только, а книжные дети
Побеждают отнюдь не во всякой войне.


©Нателла Болтянская
Аватар пользователя
Alex Smith
Мастер дедукции
Мастер дедукции
 
Сообщений: 2737
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор cazus_belli » 15 апр 2013, 09:35

to igorei
Вы почему-то восприняли мои слова совсем не так, как мне бы хотелось - видимо, у меня не очень с формулировками. Потому отвечу, не люблю недопоняток. Я абсолютно не считаю, что профессионализм автора (и кого считать профессионалом) обязывает всех вокруг гладить его по шерстке. Даже наоборот, отрицательные отзывы хорошему автору помогают развиваться в нужном направлении. Про остальные книжки я сказала лишь потому, что эту вещь я действительно не очень люблю, но остальные читаю с удовольствием. И "не позволял комментировать их на форуме" - почему? Они выкладываются, следовательно, ждут комментариев - от всех. Любых, а не только "пиши еще". Ваш отзыв как раз содержательный и полезный, хоть и не очень приятный, наверное, для автора.
Про атмосферу и стиль - думаю, тут правда дело вкуса. Я обожаю классические серьезные мрачноватые английские и французские детективы. Но кроме того, я нежно люблю, например, Хмелевскую - где не то что хиханьки-хаханьки, а вообще все на головах ходят. Поэтому, наверное, любителям и ценителям классики (именно по атмосфере, а не по сюжету) книжки Колчак могут не понравиться совсем. Тем же, кто любит Хмелевскую - вполне. (А Донцову просто я не терплю, потому субъективно восприняла ваше "а-ля Донцова" как синоним "плохо".)
Я, честно говоря, сначала не так поняла вашу первую фразу про "Месопотамию" - прошу прощения. Просто я настолько хорошо знаю Кристи, что как спойлер именно на Кристи этот рассказ не восприняла (почему-то подумала, что вы имеете в виду, что фраза о "Месопотамии" раскрывает загадку данного рассказа, а не наоборот). Сейчас понимаю, что да, вы абсолютно правы, спойлер, и автор, если уж он просил комментариев - вполне может этот кусочек рассказа поправить.
А вот про эпиграфы - это вы зря. Ну не Му-Му, конечно. И я понимаю, что здесь люди умные и начитанные собрались, так что, может быть, это только для меня полезно (хотя если полезно для меня, наверняка существуют еще такие же люди). Но в некоторых книжках (да, не в этом рассказе) Колчак я натыкалась на эпиграфы, которые лично для меня непрозрачны - с некоторыми не знакомыми мне историческими личностями, цитатами или событиями. И да, я лазила в первоисточники - потому что мне интересно, а почему так. Если для вас все эпиграфы (ну если бы вы читали остальное, я имею в виду) абсолютно понятны, то я честно вам по-хорошему завидую - у меня пока багаж знаний не дотягивает, увы...
И под конец, если бы я писала книги (хорошие или совсем наоборот), я бы предпочла, чтобы вы писали на них свои "обидные" отзывы, потому что отзыв "все хорошо, мне понравилось" - как бы и нет его, а в вашем есть конструктив, что и есть самое главное.
(И Булгакову я попробую почитать, спасибо за рекомендацию).

А касаемо Колчак вот у меня какая формулировка назрела. Многих современных авторов детектива я не люблю из-за того, что они часто не завязывают хвосты, что в детективе, на мой взгляд, обязательно. Ну то есть иногда остаются какие-то вопросы, или повисает в воздухе побочная сюжетная линия, которую автор забросил. Или оставляют на совести читателя додумывать какие-то вещи. У Колчак же в этом смысле все хорошо - вопросов не остается, все, даже самые маленькие, хвостики завязаны. Мне нравится читать такие... выверенные вещи. Ну и плюс - очень здорово, что у нее нет мафий, любовей и т.п., которые сводят даже хороший детектив к любовному или криминальному роману.
cazus_belli
 

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Колчак » 16 апр 2013, 19:34

Дамы и господа! Наверное, мне следует извиниться: «запертая комната» по отношению к «Голубке» - да, преувеличение. Хотя ИМХО не очень большое (сразу вспоминаю честертоновскую «Тайну «Полумесяца»). Ну и заглавие уж больно вкусное – не удержалась :sorry:
igorei! Если бы я умела обижаться, я не выкладывалась бы – да еще и с нижайшей просьбой «побейте меня, пожалуйста» (доктор Фелл абсолютно прав). Ваше замечание про спойлер на «Месопотамию» - ох, спасибо, поклон нижайший и все такое. Вот ей-богу, просто не пришло в голову, что среди любителей детектива кто-то может еще не прочитать всей Кристи. Ну глупо, да. Каюсь. Поправлю. И спасибо еще раз :give_rose:
Доктор Фелл! Вашего отзыва боялась больше всего (хотя вообще особо не рассчитывала). :oops: Спасибо! По серии – за меня Гастингс ответил. «Замок» ждет постпродакшена, показывать на этом этапе ИМХО неприлично.
Гастингс, спасибо! И отдельное – за то, что позволили принять участие в благородном начинании :D
cazus_belli, какая приятная встреча! Это ведь вы на СамоЛите самые содержательные отзывы оставляли? Своеобразный ник плюс характерный слог – многовато для совпадения. Спасибо за подробные комментарии!
И :sorry:, да

За это сообщение автора Колчак поблагодарил:
Доктор Фелл (17 апр 2013, 20:20)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Колчак
 
Автор темы
Сообщений: 14
Стаж: 137 месяцев и 22 дней
Карма: + 5 -
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор igorei » 17 апр 2013, 04:20

Уважаемая Колчак. Хотелось бы сказать Вам пожалуйста (в ответ на ваше спасибо) и сказать, что если у Вас нет проблем с разносами, то обращайтесь еще на наш форум. Мы всегда рады стараться.))
А если серьезно, то за одну попытку создать в наши годы детектив с "невозможностью", я снимаю перед Вами шляпу и поставил плюсик в карму.
Я понимаю, что писать иронические детективы легче и наверное благодарнее, особенно если большинству населения замли хочется, читая книгу раслабиться, смеятся нд шутками и удивлятся: "Надо же, кто-бы мог подумать? " или "Во как лихо закрутили!", вместо внимательного чтения, в поисках разбросанных по произведению ключей и напряженной работы "серых клеточек".
Кроме того, стиль у Вас уже сложившийся, и очевидно, что Вы, вдруг, не станете писать романы подобные произведениям Карра или хотя бы Альтера.
И все же с нетерпением жду "Смерть в подвалах "Замка".
Кстати, вспомнился один писатель, сочетавший иронический стиль написания с отличными "невозможностями". Его "Шагающий магазин игрушек", был полон шуток, паясничаний главного героя, ссылок на "Алису в стран чудес" и вместе с тем содержал отличную загадку, заданную на полном серьёзе и требующую серьезных интеллектуальных ресурсов на ее решение.
Его место не занято, до сих пор. А вдруг у Вас получится? Мне кажется, что все необходимое у Вас есть.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1808
Стаж: 177 месяцев и 11 дней
Карма: + 55 -
Благодарил (а): 1711 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Колчак » 18 апр 2013, 18:49

igorei, с разносами у меня хорошо. Без них – куда хуже. Причем людей, способных сказать что-то про стиль, – навалом. Тех же, кто может видеть логику и дыры в ней, – раз-два и обчелся.
Даже среди писателей. Я сама когда-то начала все это придумывать чуть не от отчаянья: читать нечего! Под детективной обложкой – то семейная сага, то любовь-морковь, то вообще мафия. А мне бы детективчик – пусть не «невозможный», просто честная «классика»: без лишней «атмосфэры», без внезапных признаний главного злодея, без фантастического сыщицкого везения и прочих роялей. Да что там! Недавно довелось слышать, как один из топовых детективщиков заявил: «Детектив – это искусство совпадений». Совпадений! :shock: А другой, с которым мы давно переписываемся, прислал как-то на «отзыв» очередной роман – этакое дамское монте-кристо. Я говорю – это ж не детектив, а он – как не детектив? там же столько преступлений! Не дитя ведь – автор из первой десятки.
В общем, честного интеллектуального поединка автор-читатель сегодня почти не сыскать. Меж тем Кристи и Стаут с Гарднером переиздаются чуть не каждые полгода (а значит – есть читатели). Карр, конечно, пореже, но тоже вполне регулярно.
Надеюсь, когда-то и я за «невозможные» вплотную возьмусь (и «Голубка», и «Замок» - лишь попытки). А пока у моего наглого величества идея простая: совместить интонацию Хмелевской (не одна я ее обожаю, и неважно, что она детективностью пренебрегает) с сюжетами Кристи&С (не буквально, конечно, хотя в детективах все сюжеты уже бродячие). Не обязательно по Ноксу и ван Дайну – но непременно fair play. Вот примерно этим я потихоньку и занимаюсь.
За ссылку на Криспина – спасибо. Прочитала и рассказы, что нашлись (восемь, кажется), и «Магазин». Закрытая комната там хороша (хотя по способу кое-что смущает, надо будет спецов потерзать). И персонажи чудные, и литературные аллюзии. Спасибо!
Аватар пользователя
Колчак
 
Автор темы
Сообщений: 14
Стаж: 137 месяцев и 22 дней
Карма: + 5 -
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Вторая запертая комната

СообщениеАвтор Mister X » 10 янв 2016, 16:44

Очень хороший рассказ, мне очень понравился. Можно убрать упоминание классического детектива и того способа, который там описан, вообще полностью; неподготовленного читателя, тогда в финале, легче будет поразить.
Аватар пользователя
Mister X
Новичок
Новичок
 
Сообщений: 30
Стаж: 100 месяцев и 6 дней
Карма: + 0 -
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 5 раз.



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?