Бонд. Джеймс Бонд!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 
Буало - Нарсежак

 
    
Краткая биография
 
 



      Литературный дуэт - Пьер Буало и Тома Нарсежак - далеко не единственный случай совместного творчества в мировой литературе. Братья Гримм, братья Гонкур, Ильф и Петров. В детективной литературе - кузены Фредерик Данней и Манфред Ли, писавшие под псевдонимом Эллери Квин. Эти творческие союзы, как правило, заключались между родственниками. Кроме того, именно в соавторстве эти писатели обретали известность. А вот писательский дуэт Буало - Нарсежак сложился совсем иначе: они познакомились, когда обоим уже исполнилось больше сорока лет и оба были уже довольно известными писателями, отмеченными высшими премиями в области детективной литературы. Два автора Буало и Нарсежак это одно, писатель Буало - Нарсежак это совсем другое. Их творческий союз создал в детективной литературе особое направление - психологический роман.   
Пьер Буало
     
Пьер Буало родился в 1906 году в Париже. Уже в детстве он увлекся приключениями  Ника Картера, взахлеб зачитывался историями Мориса Леблана, о хитроумном «воре – джентльмене» Арсене Люпене, и произведениями Гастона Леру.      
В 1923 году, успешно закончив коммерческое училище, Пьер Буало стал служащим парижской фабрики, довольно быстро продвигаясь по служебной лестнице. Но страсть к детективам не прошла!      
В то время во Францию из Англии перешла мода на «роман – загадку». Многие журналы стали издавать рассказы, где читателю предлагалось найти ответ, который давался в следующем номере журнала. Активно переводились английские и американские авторы.      
И вот именно в этот период молодой торговый служащий Пьер Буало тоже решил сочинять «полицейские» романы и новеллы. Два года неудач предшествовали публикации в 1934 году романа «Камень, который дрожит», где впервые появился сыщик Андре Брюнкель - главный персонаж ранних романов Пьера  Буало. После выхода нескольких рассказов и двух романов Буало оставил государственную службу и полностью посвятил себя сочинению детективных историй.      

В 1938 году, получив за свой четвертый роман «Отдых Вакха» высшую, в то время, награду в области литературы, Буало женился и даже купил квартиру. Со своей женой, секретаршей, которая работала в одном из печатавших его произведения журналов, он счастливо прожил до самой смерти.      

Практически сразу после начала Первой Мировой войны Буало был призван в армию и вскоре попал в плен. Из-за тяжелой болезни он был освобожден из немецкого лагеря (1940 - 1942 гг), и отправлен умирать на родину. Однако во Франции здоровье писателя восстановилось, и он начал работать в благотворительной организации по оказанию помощи бывшим узникам гитлеровских лагерей. Этот горький и страшный опыт позже был, использовал в произведениях, написанных в соавторстве с Тома Нарсежак. После войны Буало вернулся к писательскому труду и, к моменту встречи с будущим соавтором, стал одним из самых известных авторов «полицейского романа».

  
Тома Нарсежак
     

Пьер Эро (подлинное имя автора) в отличие от парижанина Пьера Буало - провинциал. Он родился в богатой буржуазной семье в городе Рошфор -сюр - мер. Тяжелое заболевание ноги, которое он перенес в возрасте 11 лет, заставило мальчика отказаться от мечты о море.      

В 1926 году, окончив лицей и блестяще сдав экзамены на степень бакалавра, будущий писатель поступил в университет города Пуатье на отделение философии. В 1930-м году с дипломом преподавателя литературы и истории, он стал работать в лицее. В том же лицее будущий писатель встретил свою жену, с которой прожил до 1967 года. Брак, от которого у Нарсежака было две дочери, закончился разводом.      

Но Тома Нарсежак не остановился на достигнутом и, сдав без отрыва от работы экзамены еще на два диплома, получил право начать преподавательскую деятельность в области философии. Однако призыв на военную службу в 1933 году не дал возможности Тома Нарсежаку немедленно заняться любимым делом. Преподавать философию будущий писатель начал только через четыре года в лицее города Труа.      

Как ни странно, но повторный призыв в армию в качестве писаря медчасти во время «странной войны» 1939 -1940 годов сыграл определенную, если не основную роль в том, что новоиспеченный учитель философии стал писателем.      

Довольно длительное время на так называемой «странной войне» практически не было боевых действий и у молодого писаря было много свободного времени. И вот, что бы как-то убить это время Пьер занялся сочинением «полицейского детектива». Почему именно этот жанр привлек начинающего писателя? Естественно, что и он в детстве перечитывал популярные в то время приключения Рультабия и Арсена Люпена, а позже часто листал «романы – загадки». Но не это было главной причиной.      

Пьер Эро получил солидное гуманитарное образование, освоил очень много ученых трактатов и поэтому стал злоупотреблять на своих лекциях тяжелыми сложными фразами. И вот для того, что бы избавиться от этой вредной для педагога привычки и научиться, более просто выражать свои мысли, Пьер решил сочинить несколько произведений детективной прозы, рассчитанной на обычного читателя. Первым литературным опытом начинающего писателя были двенадцать глав типичного «романа – загадки» под названием «Полуночный убийца».      

В детстве Пьер очень любил порыбачить. Его любимое место для отдыха и рыбалки находилось между городком Нарсежак и деревней Сен - Тома. Именно отсюда и появился псевдоним, под которым автор продолжил свою литературную деятельность, - Тома Нарсежак. Эта подпись стояла под первым авторским сборником, в который вошел роман «Полуночный убийца» и новеллы, написанные в первое послевоенное лето.       Сборник нашел отклик у читателей и критиков, и ободренный успехом начинающий автор написал свой следующий роман – «Полиция на лестнице» вышедший в 1946 году. Именно этот год можно считать годом рождения писателя Тома Нарсежака.      

В марте 1949 года Пьер Эро вернулся к преподавательской работе в лицее. Первое послевоенное лето Пьер Эро провел в деревне у родителей жены, где не было ни книг, ни библиотеки. Изнывающий от скуки философ снова стал сочинять детективные истории. Несколько написанных им новелл были очень похожи по стилю на романы «корифеев» жанра: Мориса Леблана, Конан - Дойла, Агаты Кристи и Жоржа Сименона.      
Несмотря на писательский успех, он не бросил преподавание и работал вплоть до выхода на пенсию в 1968 году.

  
Пьер Буало - Тома Нарсежак
     

В 40 - годы наметился спад читательского интереса к английскому типу «романа – загадки» или, по другому, «классическому детективу». Американские писатели Раймонд Чандлер, Дешил Хеммет и другие представили на суд читателей другой детектив – «черный роман» или «триллер». Я предпочитаю название «крутой детектив». В этом виде литературы разгадка тайны преступления и образ сыщика меняются местами с тем, что в классическом детективе вторично - место действия, обстановка, фон.      
Во Франции начинает выходить «Черная серия» созданная в 1945 году издательством «Галлимар». В серии печатались и французские авторы, но львиная доля приходилась на переводную литературу. В этих произведениях полностью меняется образ детектива - сыщика. Теперь это идеалист - одиночка, этакая «белая ворона» в «черном» мире. Иногда - любитель выпить, погулять с хорошенькой женщиной, умеющий постоять за себя, используя кулаки и оружие. Довольно часто авторы произведений входящих в «черную серию», обходились вообще без специалиста-сыщика. Эту роль выполнял один из героев романа или же читатель с автором.      

Тома Нарсежак отследил эти изменения в детективной беллетристике и изложил свою точку зрения на происходящее в очерке «Эстетика полицейского романа» (1947) . Это эссе попало на глаза Пьеру Буало. В очерке Тома Нарсежак положительно отозвался о произведениях будущего соавтора. В 1947 году завязалась переписка этих двух людей, и оказалось, что их взгляды на литературу во многом совпадают. Но встретились они только спустя год 13 июня 1948 года. Это произошло в тринадцать часов на торжественном обеде в честь вручения 13-й по счету «Гран - при за лучший приключенческий роман». Любопытное совпадение, не правда ли? Лауреатом, кстати, стал Тома Нарсежак с романом «Смерть путешествует».      
Закончив обедать, они вдвоем удалились на террасу и там стали беседовать о детективном жанре. Но до рождения дуэта Буало – Нарсежак оставалось еще четыре года. За это время каждый из писателей написали еще несколько произведений самостоятельно.            
В 1951 году в журнале «Ревю де ДЕ МОНД» вышел небольшой роман «Призрачная охота» подписанный Алэн Буккарек. Но это был не очень удачный опыт совместной работы.      

Но в 1952 году увидело свет произведение, которое в корне отличалось от принятых норм и критериев «полицейского» и «черного» романов. Оно не подходило ни к одной из детективных серий. Практически все издательства на отрез отказались издавать этот роман, и только одно «Даноель» рискнуло выпустить эту странную книгу, озаглавленную как «Та, которой не стало».      
Эта книга стала триумфом!      
Роман был переведен на 18 языков мира. По произведению был поставлен знаменитый фильм Клузо «Дьяволицы». Этот роман пережил немало театральных постановок и радиопостановок. (Для меня «Та, которой не стало» первое произведение, с которого я узнал этих авторов.)      

С этого момента соавторы начали писать вместе. Тандем Буало - Нарсежак тронулся в путь.      

Новаторство Буало - Нарсежака главным образом состояло в том, чтобы вывести на первый план жертву преступления. Но при этом соблюдалось условие: жертва - живой человек. Соавторы в прямом смысле слова вывернули на изнанку структуру детективного романа. Читатели следили за развитием событий глазами жертвы, чувствовали чувствами жертвы.      
Для создания такого типа произведения нужно было соединить вместе запутанную и сложную интригу с искусством раскрыть психологию героев. С одной задачей блестяще справлялся Пьер Буало, со второй Тома Нарсежак. И они прекрасно дополняли друг друга.      

То, что писатели жили в разных городах, вносило свои сложности: письма, телеграммы, телефонные разговоры. Доходило до курьезов. Что должны были делать почтовые работники, увидев такую телеграмму: «Револьвер непрактичен, лучше использовать яд»? Бежать сломя голову в полицию. Визиты полицейских прекратились только тогда, когда писатели стали известными и популярными.      

В 1953 году вышел второй роман соавторов, в котором рассказ велся от имени слепого главного героя. Это был уже совершенно другой уровень детектива, иной жанр - психологический роман о преступлении. В похожем стиле в двадцатых годах писал Уильям Айриш и чуть позже француз Себастьян Жапризо. Для себя я называю этот стиль детективной беллетристики «французской школой детектива». Именно в этом жанре созданы многие произведения современных французских авторов, Сержа Брюссоло и Брижит Обер.      

Старый «роман – загадка» или «классический детектив» привлекал логикой и аналитическим умом Великого детектива. «Триллер» («черный роман» или «крутосваренный детектив») - завораживал бурным, стремительным развитием сюжета, щедро политого острой приправой - кровью. Произведения Буало - Нарсежака держали читателя в напряжении благодаря сочетанию тайны и психологии. Они умели создать такую атмосферу ожидания и ужаса, которая не давала оторваться от произведения, пока не перелистнута последняя страница. Критики назвали такое направление детективной беллетристики очень удачным словом - suspense (произведение или фильм, вызывающий чувство тревоги и ожидание беды).      

Писатели быстро стали популярными. Новые произведения с новыми находками продолжали выходить с завидной периодичностью. Радиопьесы, сценарии для кинофильмов. В 1964 соавторы опубликовали очерк «Полицейский роман» - своеобразный спутник в мире литературы.      

С середины 70 -х годов Буало - Нарсежак фактически отказались от детективной составляющей сюжета. В одном из интервью они сами признались, что начали писать в «новой манере», в которой от «детективности остался только привкус». «Проказа»; «Неприкасаемые»; «Последний трюк каскадера» - на мой взгляд, лучшие произведения этого периода.      

В 1989 году умер Пьер Буало. Роман «Я был привидением» стал последним совместным произведением соавторов. Тома Нарсежак закончил работу над текстом уже после кончины друга, и это очень остро ощущается в окончательном варианте произведения. В романе присутствует волнующая тема - ощущения человека в момент умирания.      
Оставшись один, Тома Нарсежак продолжил писать, поддерживая марку, уровень, стиль соавторов и продолжал подписывать произведения Буало - Нарсежак. Один из соавторов умер, но писатель «Буало – Нарсежак» жив.      

Но в 1998 году ушел из жизни и Тома Нарсежак. Дуэта, который внес столько нового в жанр детектива, не стало. Но произведения, которые они оставили после себя, еще долго будут волновать, и держать в напряжении ни одно поколение читателей.


--------------------------------------------------------------------------------------------------      

Буало - Нарсежак попал на мой сайт по причине того, что соавторы не обошли своим вниманием и такое направление детектива, как «невозможное преступление». Они оставили восемь произведений этого жанра. Это: «Инженер, слишком любил цифры» с убийством в лаборатории , которая была под постоянным наблюдением; «В заколдованном лесу» о возвращении к жизни мертвого семейства аристократов и цикл из шести повестей для юношества, объединенных сквозным героем - пятнадцатилетним Франсуа Робьен по прозвищу Без Козыря.      
О них я и расскажу на страницах этого ресурса.      





При подготовке страницы использованы материалы из полного собрания сочинений Буало – Нарсежак издательства «Центрполиграф» 1995 года. Огромная благодарность М.Багановой за помощь в обработке текста.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика