Мне нужен труп! Я выбрал Вас!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  ДЖОН ДИКСОН КАРР
"МАЭСТРО НЕВОЗМОЖНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ"

 
   
 

Имя: Джон Диксон Карр (John Dickson Carr)
Дата рождения: 30 ноября 1906 года
Место рождения: Юнионтауне, штат Пенсильвания (США)
Профессия: писатель, автор детективных романов
Умер: 27 февраля 1977 года
 
 



     
«Не очень много детективных романов сбивают меня с толку в последнее время, но господину Карру это удается.» (с)Агата Кристи.


   «...И даже не самый отвратительный из ночных монстров (их можно обнаружить и в нашей милой Франции) обладает коварной способностью принимать иное обличье, под которым его трудно распознать при дневном свете, так как это может быть очень привлекательный мужчина или красивая женщина с очаровательной улыбкой на устах. Но к ночи эти создания превращаются в уродливых чудовищ с окровавленными когтями. Поэтому говорю тебе, даже если ты живешь в самом центре Парижа: когда к вечеру в камине угасает огонь, и ты вдруг слышишь тихое постукивание в окно, не открывай дверь своего дома этому предполагаемому путнику...». Так захватывая внимание читателя практически с первой строки, автор умело увязывает этот кошмар с невозможным преступлением. Жертве отрезали голову и все свидетели утврждают что жертва была в комнате одна и ни один человек туда не входил. Это был год 1930. Автора звали Джон Диксон Карр и книга называлась It Walks By Night ( Оно ходит по ночам ). В первом своем произведении, автор вложил в уста одного из героев мысль, которая прошла «золотой нитью» через все его творчество: «Искусство убийства то же самое, что искусство фокусника. А искусство фокусника заключается не «в ловкости рук», а в направлении вашего внимания на другой предмет. Иллюзионист заставляет вас следить за своей рукой, в то время как другой, которую вы не замечаете, хотя она и находится на виду, он и производит свой фокус. Этот же принцип я применил к преступлению». Итак: в лице Джона Диксона Карра родился маэстро невозможного преступления!

    Д.Д. Карр работал очень долго: свое последнее произведение он создал в 1972 году и за это время установил высокую планку в плане писательского мастерства. Он сумел разнообразить уже известные и придумать много новых оригинальных трюков. Но не только виртуозность поставила Д, Д. Карра на голову выше всех! Он сумел создать в своих произведениях одновременно атмосферу и хорошего юмора, и дикого страха. Дороти Сэйерс говорила: «Он одним словом создает атмосферу. Короче, он умеет писать». И этим все сказано! В вышедшей в 1941 году книге «Убийство для удовольствия. Жизнь и время детективного жанра» Н. Хейкрафта, говориться: «ни один писатель не мог написать столько детективных историй такого высокого качества».

    Я не ставлю своей целью помещать биографию писателя на этой странице (желающие и знающие английский язык могут прочитать биографию ДДК в новой книге Doug Greene). Отметим лишь коротко: ДДК родился в Америке, провел пару лет в Париже и затем поселился в Англии, на родине жены. (жена ДДК - Клериз Кливз, уроженка Бристоля. У них трое детей.)
    Мы знаем, что существует стройная теория детективного жанра, за соблюдением чистоты которой следят многие ревностные критики. ДДК был на стороне теоретиков жанра, в отличие от Агаты Кристи, которую не раз упрекали за нарушение жанровых канонов. Карр в этом отношении почти безупречен. В книге Д. Саймонса «История детектива в Британии» написано: «наиболее интересные книги, созданные в строгом соответствии с правилами игры, несомненно, принадлежат перу Д. Д. Карра. На карте мирового детектива по манере, по стилю «маэстро» находится между интеллектуально - психологической, «королевой детектива» Агатой Кристи и сюрреалистически изощренными кузенами, писавшими пол псевдонимом «Эллери Квин»».

    Скорее всего, именно французкий период жизни повлиял на окружающую обстановку в романе «Оно ходит по ночам». Действие происходит в реально существовавшем ресторане Феннели и детектив uge d'nstruction А. Бенколен - начальник полиции Парижа. С маленькими усами и черной бородкой Бенколен описан, как всегда мрачный тип с плохим характером, но его образ не совсем определен. По крайней совсем не так, как два других героя: доктор Гидеон Фелл и сэр Генри Мерривейл. В этом первом романе и само невозможное преступление было не так четко выделено, словно не является главным. Очень много зависело от плана второго этажа, начерченного в книге, и целого ряда совпадений. Но, несмотря на эти изъяны, это был достойный дебют, и продолжение не заставило себя ждать. Анри Бенколен действовал еще в трех романах ДДК и в нескольких рассказах. В последнем романе о Бенколене «Убийство в музее восковых фигур» ( The Corpse in the Waxworks. 1932 год ) не было невозможного преступления, но была совершенно жуткая атмосфера музея восковых фигур, где казалось, что даже сами экспонаты оживают. Эту тему «маэстро» позже использовал в ряде рассказов, в том числе и написаные в соавторстве с Андрианом Конан - Дойлем, сыном создателя Шерлока Холмса. Другие романы о Бенколене, «Замок Мертвая Голова» ( Castle Skull. 1932 год ) был написан в старинном готическом стиле, и «Потерянная виселица» ( The Lost Gallows. 1931 год ), пожалуй лучшей из серии о Бенколене, с отличной загадкой запертой комнаты и проблемой, которую предложил Hopkins около двадцати лет назад. Как мертвый водитель может вести машину?

    В том же 1932 году, когда вышла «Убийство в музее восковых фигур» «доктор Ватсон» Анри Бенколена, Джозеф Марль возвращается в Пенсильванию, место рождения ДДК. Многие, изучавшие творчество писателя, считают, что под видом молодого американского наблюдателя ДДК описал сам себя. В романе «Отравление в шутку». 1932 год ) Д. Марль (или Д. Карр) оказывается втянутым в дело об отравлении. Марль решает загадку убийства. Этот роман примечателен тем, что впервые ДДК вводит комического соперника Д. Марля, неуклюжего сыщика - любителя Пата Роситера. Роситер оказался довольно способным сыщиком, и многие сожалеют, что о нем больше не было написано ничего.

    В 1933 году под псевдонимом Карр Диксон молодой маэстро создал другого детектива - Джона Гонта. Он сыграл роль сыщика в одном произведении под названием «Убийства в замке Боустринг» (The Bowstring Murders). В этом романе загадка запертой комнаты великолепна, но как гланый герой, детектив Джон Гонт был не очень удачен и практически затушеван одной из жертв, довольно злобным стариком, в котором тем не менее угадываются черты характера одного из будущих основных героев ДДК.

    В своих первых шести произведениях Д. Д. Карр опробовал трех различных героев - сыщиков, однако не был удовлетверен ни одним из них. И вот, в том же году, когда Гонт решает свое единственное дело, маэстро под своим собственым именем создает детектива, с которым не расстанется почти тридцать лет.

    «Кабинет старого лексикографа тянулся во всю длину его небольшого дома.» Этим старым лексикографом был доктор Гидеон Фелл, которого автор описывает нам как «очень полного мужчину, гуляющего с двумя тростями». «У него длинные густые волосы, в которых, словно пышные белые плюмажи, сверкают седые пряди. Эта грозная копна как бы движется впереди него, прокладывая ему путь. Лицо у него - большое и круглое, покрытое здоровым румянцем, и на нем то и дело возникает мимолетная улыбка, появляясь откуда-то снизу, из-под многочисленных подбородков. Он носит пенсне на широкой черной лентой, огромную шляпу и клетчатую шаль или накидку». Так описывает своего героя Д. Д. Карр в «Ведьмином логове» (Hag's Nook ). Этот «огромный гоблин» чем-то напоминает Честертона. Роман стал мощным дебютом доктора Г. Фелла. Само Ведьмино догово, место в Линкольншире, пользовалось дурной славой. В средние века там казнили ведьм. Позже в Ведьмином логове размещалась тюрьма с жуткой репутацией. И именно эта, практически разваленная тюрьма и послужила эффектной сценой для убийства, совершенного на глазах у многих свидетелей. Можно сказать, что именно в этом произведении «маэстро» нашел свой стиль.

    Следующие два дела доктора Фелла - «Загадка сумасшедшего шляпника» (The Mad Hatter Mystery. 1933) и «Слепой цирюльник» (The Blind Barber. 1934) были, пожалуй, уровнем пониже. Элемент невозможного преступления слабоват в первом и полностью отсутствует во втором. Зато в этих двух романах открылась еще одна сторона мастерства ДДК: умение выигрышно подобрать сцену. Лондонский Тауэр и транслантический лайнер, были выбраны идеально и прекрасно подходили для таланта «маэстро».

    Второй важнейший герой Д. Д. Карра появляется в 1938 году в романе «Убийства на Чумном дворе» (The Plague Court Murders). Произведение было подписано Картер Диксон. В романе на суд читателя представлен сэр Генри Мерривейл или просто Г. М. Этот тщательно выписанный сыщик, чем-то напоминающий У. Черчилля, был, если это возможно, даже более эксцентричен, чем доктор Фелл, с его большой лысиной, странными высказываниями, своей способностью попадать в комические ситуации. Официально Г. М. был связан с военным ведомством, но при этом постоянно впутывался в различные странные дела. Чумной двор - старый дом в Лондоне, о котором ходили довольно немприятные слухи. Действие в романе начинается с «невинного» поиска привидения, которое быстро перерастает в дело об убийстве, и не кого-нибудь, а священника, которого находят застреленным в запертой комнате. Все произведение буквально насыщено ощущением нереальности, мистики. В романе использованы отрывки из старых журнальных и газетных статей. Этот метод, уже успешно использованный в «Ведьмином логове» ДДК будет с успехом использовать еще не один раз. Естественно, «старик», как сам себя называет сэр Генри Мерривейл, разгадывает эту жуткую задачу. В своем первом приключении Г. М. пока еще ведет себя скромно, спокойно, но он быстро меняется в следующих делах. «Убийства на чумном дворе» - вероятно, самый сильный первый роман о серийном детективе и именно поэтому неудивительно, что такие критики, как Торквемадо и Говард Хайкрофт называли «старика» своим любимым героем. Джулиан Саймонс отмечал, что первоначально ДДК планировал сделать главным героем романа старшего инспектора Мастерса, но жуткая атмосфера дела, связанного с приведениями, заставила «маэстро» изобрести более эксцентричного персонажа.

    Плодовитости автора можно позавидовать. В течение нескольких лет Д. Д. Карр издает не менее двух книг в год. Он ведет параллельно две линии - доктор Гидеон Фелл и сэр Генри Мерривейл. Вначале преимущество было за Г. М. Вслед за «Убийством на чумном дворе» (в русском переводе «Убийства на Плейг - Корте» ) последовала серия из пяти блестящих книг с магическими, притягивающими названиями: «Убийства в Белом монастыре» (The White Priory Murders. 1934), «Месть Красной вдовы» ( The Red Widow Murders. 1935), «Убийство Единорога» (The Unicorn Murders. 1935), «Убийство Панча и Джуди» (The Punch and Judy Murders.1936) и «Убийство павлиньим пером» (The Peacock Feather Murders. 1937). Как только не расправлялся автор со своими героями! Здесь и убийства в запертых комнатах, смерть от невидимого орудия убийства, и смерть в павильоне, окруженным чистым, без единого следа, снегом. Из этих пяти произведений Р. Эйди называет своим любимым «Убийство единорога», в котором «старик» сталкивается с вором, как будто бы пришедшем из рассказа Честертона.

    Доктор Фелл, конечно же не был забыт ДДК. После первых трех приключений, Гидеон Фелл оказывается в «Восьми маленьких мечах» (The Eight of Swords. 1934), которая была пожалуй, по слабее первых трех. Затем последовали «Часы - Убийцы» (Death Watch. 1935). Можно оспорить русский перевод названия. Скорее это «Постояный надзор» или дозор. Читая эту книгу изная сюжет могу заметить что тут игра слов. Подходит и одно и другое название. Оба эти произведения пожалуй сложноваты в сюжете и требуют от читателя очень внимательного чтения. Зато следующий роман «маэстро» о докторе Фелле считается одним из лучших книг автора. В 1935 году выходит «Три гроба» (The Three Coffins) или «Полый человек»(The Hollow Man) , как его с большим воображением назвали в Англии. Действие разворачивается в Лондоне, но фоном, служит та часть Центральной Европы, где до сих пор верят в вампиров и оборотней. Тут целых два невозможных преступления: в запертой комнате и на покрытой снегом улице. Убийца испарился, не оставив следов. Кто он? Оборотень, «полый человек»? Даже доктор Фелл не сразу разгадал загадку.
    Длительное расследование этого кошмарного дела привело Гидеона Фелла к лекции об убийстве в запертой комнате, которая занимает отдельную главу. Она часто издавалась как отдельное эссе, первое и, пожалуй, является лучшим из существующих на данную тему. Роман заканчивается потрясающей разгадкой, в которой Фелл связывает воедино все концы.  воедино все концы.

    К сожалению, следующие два дела доктора Фелла вряд ли можно сравнить с предыдущими. Но все-таки первое из них - «Убийство арабских ночей» (The Arabian Nights Murder. 1936) отличается способностью автора создать сюжет с помощью серии необъяснимых и, казалось бы, не связанных инцидентов, которые на поверку оказываются частями одного целого. Вторая книга «Разбудить мертвеца» (To Wake the Dead. 1937) была рядовой книгой ДДК.

    В этом же, 1937 году вышли два романа без доктора Фелла и Г.М. В первой из них - «Четыре орудия убийства» (The Four False Wearons.)- дело о странной смерти поручается служащему адвокатской конторы Ричарду Куртису, который, явно, не справляется с расследованием. К нему на помощь приходит Генри Бенколен, который уже давно в отставке.
    Второй роман - «Сжигающий суд» (The Birning Court) – намного интереснее. Полный карровский набор: два невозможных преступления, одно из них в запечатанном склепе и на десерт - намек на сверхъестественные силы, оставляющие нас в неведении, кем же все-таки является молодая жена Э. Стивенса – Мари, и что у нее общего с Мари Д'Обрэй, гильетинированой за убийство около семидесяти лет тому назад.

    Прекрасные книги! Но как оказалось «маэстро» только входил во вкус, так сказать, разогревался: следующий его роман был признан во всем мире, как лучшая загадка запертой комнаты всех времен. Это было очередное приключение сэра Генри Мерривейла «Окно Иуды» (The Judas Window.1938). Джимми Ансуэлл навещает мистера Эйвори Хьюма и просит руки его дочери. Он принят в кабинете, превращенном в комнату для трофеев. Внезапно молодой человек теряет сознание, а когда Джимми приходит в себя, то обнаруживает, что он заперт в комнате, а его собеседник – убит стрелой. Это завязка романа. Естественно, что молодой человек автоматически становится главным обвиняемым. Остальная большая часть произведения посвящена потрясающей судебной сцене, причем адвокатом Джимми выступает Г.М. Сэр Генри Мерривейл и Джон Диксон Карр оказываются в прекрасной форме и спасают своего подзащитного от казалось бы верного смертного приговора.

    В этот предвоенный период также вышли еще два романа с доктором Феллом: «Согнутая петля» (The Crooked Hinge. 1938) и «Клетка для простака» (The Problem of the Wire Cage. 1939). Сэру Генри Мерривейлу тоже не приходилось скучать, решая загадки в романах «Смерть в пяти коробках» (Death in Five Boxes. 1938) и «Читатель предупрежден» (Reader is Warned. 1939).
    Последний я считаю, одной из хрестоматийных книг «маэстро». Уж очень оригинальный прием применил автор в этом произведении, По всему тексту книги разбросаны заметки типа: «Присутствие человека, виновного в смерти, было обязательным при использовании данного способа. Читатель предупрежден.» Или :«Мне бы хотелось направить вас по правильному пути, сообщив, что в данном конкретном случае убийца действовал один... Читатель, ты предупрежден вторично». Абсолютно честная игра! Значительно позже, в 1952 году ДДК еще раз использует этот способ в измененной форме, в романе «Девять неправильных ответов» ( The Nine Wrong Answers ).

    В 1939 году выходит еще одна великолепная книга автора. «Проблема зеленой таблетки» (The Problem of the Green Capsule). Британское название этой книги мне кажется более удачным (на русский язык она переведена именно так ) - «Черные очки» (The Black Spectacles). Все снято на пленку, все убийство на глазах свидетелей, все можно пересмотреть еще раз. Но у свидетелей на глазах словно «черные очки»: они ничего не видят. Отличное произведении, основанное на знании психологии человека. Недаром на титульной обложке книги английского издания романа стоял подзаголовок «уголовное дело для психолога».

    В 1939 году в соавторстве с Джоном Роуди (John Rhode) выходит «Смертельный спуск» (Fatal Descent), где убийство происходит в закрытом лифте. В Англии произведение называлось Drop to His Death. До этого несколько авторов уже использовали эту идею. Например, Томас Алан (Thomas Alan) в 1929 году в The Death of LaurenceVining удачно решил подобную задачу. Вариант, предложенный Д.Д. Карром и Д. Роуди, был самостоятельным и довольно оригинальным. Сам Джон Роуди и сам под двумя именами написал множество произведений с невозможными преступлениями, и лучший из них Invisible Weapons («Невидимые орудия убийства») в 1938 году.

    В этой части обзора надо упомянуть еще об одной книге, хотя она и не издавалась до 1940 года. Речь идет о первом сборнике рассказов «маэстро» под названием «Департамент курьезных случаев» (The Department of Queer Complaints), выходивших изначально в журнале The Strand Magazine в 1938 и 1939 годах под псевдонимом Картер Диксон. Чиновник Департамента - полковник Марш (Colonel March) из Скотланд Ярда – занимается странными жалобами граждан. Некоторые из этих рассказов стали классикой жанра и впоследствии печатались во многих антологиях.

    За первые десять лет своей деятельности «маэстро» написал 28 самостоятельных произведений, рассказы и исследование тайны сэра Эдмунда Годфри. Devil Kinsmere, написанное под именем Роджер Фейрберн (Poger Fairbairn) в 1934 году. В каждом из произведений было четкое детализированное, продуманное до каждой буквы преступление, дополненное напряженной атмосферой. И еще один интересный факт - не было ни одной откровенно слабой книги. Все что выше говорилось, все сравнения между произведениями, проводилось только между книгами самого ДДК. И плюс ко всему, - появились два великих сыщика!

    Во время войны Д.Д. Карр был привлечен для более жизненно важных дел и стал работать на радио в отделе пропаганды, где ставил радиопьесы. Естественно, что в это время он стал писать меньше, но своих любимых героях «маэстро» не забывал: пять романов о докторе Фелле и семь новых приключений сэра Генри Мерривейла.
    И опять, я бы хотел обратить внимание любителя хорошей загадки на несколько произведений этого периода. В 1949 году выходит «Девять плюс смерть равняется десять» или второе название книги «Смерть в зоне подлодок» (Murder in the Submarine Zone) c убийством, при котором на орудие убийства, отпечатки пальцев человека, которого на подлодке нету., «Пока не увижу» (Seeing Is Believing. 1941) в котором жертва заколота загипнотизированой женщиной.

    У следующей книги оригинальная история. Как то в один прекрасный вечер у Фредерика Дэнни (соавтор Манфреда Ли - Эллери Квин) собрались Д. Д. Карр и Клейтон Роусон (Clayton Rawson), отличный автор, чей главный герой – фокусник, великий Мерлини (Great Merlini). За рюмочкой, наверное, виски, было заключено пари: сочинить рассказ, повесть или роман об убийстве в не только запертой, но и полностью загерметизированной комнате. К. Роусон написал блестящий рассказ со своим героем великим Мерлини, ну а наш «маэстро» выдал на ура «Он никогда бы не убил Пейшнс»(He would't Kill Patience), где жертва находится в запертой комнате, которая изнутри заклеена клейкой лентой. Оба писателя решили эту задачу великолепно и абсолютно разными способами.

    И еще одну книгу этого периода надо бы отметить. Произведение посвящено Э. Квину. На первой странице написано: «Мой дорогой Эллери! Эту книгу я посвящаю вам по двум причинам. Во-первых, в память о тех временах, когда мы далеко за полночь дискутировали о детективной литературе и о том, какой ей следует быть (к счастью, обнаружив, что эта тема неисчерпаема). Во - вторых, потому, что мы согласились, что особая форма «чуда», предоставленная в этом романе, - предупреждаю, что речь не о «запертой комнате», - является, пожалуй, самой очаровательной завязкой детективного сюжета. Помимо этого, я ограничусь загадочной ссылкой на мистера Джеймса Филлимора и его зонтик. Вы предупреждены! Всегда ваш Картер Диксон. Лондон, январь 1945 года». Речь идет о «Проклятии бронзовой лампы» (Tht Curse of the Bronze Lamp), английское название - «Властитель колдунов» (Lord of the Sorcerers). Здесь молодая женщина, входит в дом на глазах многих свидетелей и пропадает.

    Война кончилась, и Д. Д. Карр продолжил писать о приключениях своих героев, хотя не так ярко и не с такой интенсивностью. Было написано еще восемь произведений с доктором Феллом и шесть с сэром Г. Мерривейлом. Я отмечу четыре из них: три приключения доктора Фелла - «Тот, кто шепчет» (He Who Whispers. 1946), «Спящий сфинкс» (The Sleeping Sphinx. 1947) и «Дом, на локте сатаны» (The House at Satan's Elbow. 1965, и одну о ГМ - «Кладбище в наем». (A Graveyard To Let) (1949) В этом романе Генри Мерривейлл сталкивается с проблемой поднятой Ван-Даймом: каким образом мог пропасть человек из плавательного бассейна, нырнувший на глазах у многочисленных свидетелей? Решение оказалось просто великолепным и намного более изобретательным, чем предоставленное классиком жанра.

    В это же период увидели свет три сборника рассказов, один из которых «Третья пуля» ( The Third Bullet) 1954 был отмечен специальным вознаграждением журнала Ellery Queen's Mystery Magazine. Лучшим рассказом в нем был, несомненно, «Дом в лесу Гоблина» (The House in Goblin Wood. 1947.) об исчезновении девушки из коттеджа, находящегося под наблюдением. Рассказ, который написан как руководство для создания детективных историй, станет фаворитом антологий.

    В 1950 годах проявился еще одна сторона мастерства писателя. В 1950 году «Нююгейтская невеста» (The Bride of Newgate) и следующая за ней в 1951 году «Дьявол в бархате» (Devil in Velvet) были началом целой серии исторических детективов. Хотелось бы отметить еще вышедшую в этот период книгу «Девять неправильных ответов»(The Nine Wrong Answers). Как, за несколько лет до этого в романе «Читатель предупрежден», автор торопиться предупредить читателя каждый раз, как у того возникает какая-нибудь неверная идея относительно происходящего.

    В этот последний период из под пера «маэстро» вышло двадцать девять романов и, может быть, они уже не были такие яркие, как до войны, но большинство из них все же намного лучше, чем произведения других авторов, писавших в этом специфичном жанре, жанре «невозможного преступления». В 1954 году читатель попрощается с сэром Генри Мерривелом в романе The Cavalier's Cup и в 1967 году, последнее свое дело проведет доктор Гидеон Фелл в «Темной стороне Луны» (Dark of the Moon). Однако, нас ждет еще встреча с «другом женщины в белом», как называет ДДК Уилки Коллинза, делая его главным действующим лицом в последнем своем романе «Голодный гоблин»(The Hunry Goblin).

    В 1977 году «маэстро» не стало. Но он нам оставил в наследство большое количество превосходных загадок, которыми будут зачитываться еще многие поколения любителей хорошего классического детектива, и особенно те, кто любят эта интересное его направление - НЕВОЗМОЖНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.


По материалам книги Роберта Ейди «Убийство в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes»)


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика