Будет сидеть! Я сказал!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 
Тайна бригантины "Мария Целеста" ("Дева Мария")

 
    
 
 









     Более трех веков будоражит воображение моряков и романтиков легенда о «Летучем Голландце», – корабле-призраке с капитаном-призраком у руля. Говорят, он прогневил Бога и был обречен на вечное скитание в океане. Прототипом легенды называют разные корабли и их капитанов. У мифического судна, однако, были реальные «потомки». В 1840 году неподалеку от столицы Багамских островов было обнаружено французское судно «Розали», дрейфовавшее в море с поднятыми парусами, но без экипажа. В 1881 году такая же история произошла с английской шхуной «Эллен Остин», а годом раньше, с судном «Атланта». Но самая захватывающая история случилась с бригантиной «Мария Целеста» («Дева Мария»).

      Парус на горизонте
      В полдень 4 декабря 1872 г. капитан английского брига «Дея Грация» Дэвид Морхауз закончил измерять высоту солнца и рассчитал положение судна. Подгоняемый свежим норд-остом, бриг находился в точке 38°20` северной широты и 17°37` западной долготы. Позади оставался четырехнедельный сложный переход Атлантики, «Дея Грацию» дважды трепали сильные шторма. Теперь до Гибралтара, ворот Средиземного моря, оставалось около четырехсот миль – два дня пути. Почти рукой подать. Морхауз уже собрался спуститься в каюту, как вдруг вахтенный доложил: капитан, на горизонте – парус! Идущее навстречу судно двигалось странными зигзагами. Морской азбукой с «Дея Грации» запросили: «Как называется ваше судно?». Ответа не последовало. Когда корабли сблизились, Морхауз смог рассмотреть в подзорную трубу двухмачтовую бригантину. Да это же «Мария Целеста»! Бригантиной командовал старый друг Морхауза, капитан Бенжамин Бриггс. «Мария Целеста» вышла из нью-йоркского порта на два дня раньше «Дея Грации» и тоже направлялась в Европу. Точнее – в Геную, куда должна была доставить целый трюм отличного коньячного спирта. Странно было встретить бригантину идущей обратным курсом. Морхауз приказал старшему помощнику Оливеру Дево взять команду матросов и высадиться на «Марию Целесту».

      «Они где-то спрятались?»
      Поднявшись на бригантину, Дево нашел палубу совершенно пустой, словно команда решила сыграть в прятки. Лючные крышки носового и кормового трюмов были сняты. В трюмах плескалась вода примерно на метр – никто ее не откачивал. Дево замечал все больше странного. Окна кормовой надстройки, где располагалась капитанская каюта, кто-то закрыл брезентом и забил досками. Внутри бригантины царил полный порядок. В каюте капитана – заправленная кровать, висящий на вешалке китель; в кают-компании расставлены столовые приборы. У иллюминатора - швейная машинка с незаконченной работой, детской рубашкой. На полу разбросаны игрушки. Вещи были влажными, словно их полили водой. Шкатулка с драгоценностями и две пачки долларов и фунтов – на месте. Исчезли почти все документы и карты, не хватало хронометра; отсутствовала спасательная шлюпка – все говорило о том, что команда покинула «Марию Целесту», причем, сделала это впопыхах. Особенно поразило Дево, что экипаж бросил свои курительные трубки – предмет любви и гордости каждого моряка. Остался судовой журнал. Последняя запись в нем, датированная 24 ноября, сообщала координаты судна: 36°57` северной широты и 27°20` западной долготы. Но в кают-компании, на грифельной доске (на которой записывали вычисления, прежде чем перенести их в вахтенный журнал) была надпись от 25 ноября, 8 часов утра. В тот момент «Мария Целеста» находилась всего в шести милях от одного из Азорских островов. Дево вернулся на свой корабль и доложил об увиденном капитану. Морхауз расстроился – его разволновала судьба друга; к тому же, Бриггс взял с собой в Европу жену и двухлетнюю дочь.
      - Видимо, они попали в шторм и решили, что корабль тонет, - заключил свой доклад Дево.
      - Будем надеяться, они благополучно добрались до Азор, - ответил Морхауз. – Однако, странно: получается, «Мария Целеста» проплыла 400 миль на восток, а потом развернулась - ведь мы встретили ее плывущей к западу. И все это – без команды.
      По морским законам, оставленное судно считается погибшим. И за его спасение причитается солидное вознаграждение. Дево вновь отправился на «Марию Целесту» - он с несколькими моряками должен привести бригантину в порт.

      Шторм, бунт или пираты?
      7 декабря «Деи Грация» бросила якорь в Гибралтарском порту. На следующий день пришвартовалась и «Мария Целеста». Странные обстоятелсьтва произошедшего побудили главного прокурора Солли Флуда создать комиссию по расследованию, куда вошли чиновники Адмиралтейства, капитаны английских военных кораблей, инженеры кораблестроители и юристы. Вскоре Флуд расстроил первоначальную версию о стихии. По данным капитанов других судов, в последнюю неделю ноября в районе Азорских острово штормов не было. Кроме того, при обследовании «Марии Целесты» следственная комиссия обратила внимание на некоторые детали, сперва не замеченные Дево.
      На полированной полке швейной машины, стоявшей в кают-компании, лежали катушка, шпулька и масленка – они непременно свалились бы на пол во время штормовой качки; то же произошло бы и с посудой. Вода попала в трюмы, скорее всего, из-за рассохшихся досок.
      Запись координат на грифельной доске была сделана не капитаном Бриггсом, не старшим и не вторым штурманом – это показало сличение почерков. Более того, внизу обнаружилась другая надпись, процарапанная каким-то острым предметом: «Франциска! Моя дорогая и любимая жена!». это рука старшего штурмана Альберта Ричардсона. На палубе обнаружили бурые пятна, похожие на кровавые, а под капитанской койкой – саблю, тоже запятнанную.
      - Команда подняла мятеж, перепилась, убила капитана, его семью и штурманов. А затем, опасаясь возмездия, сбежала на шлюпке, – таково было мнение Солли Флуда. Во все порты была послана информация о розыске членов команды.
      К расследованию подключились два сыщика, присланные Скотланд-Ярдом. В течение недели они провели тщательное обследование места происшествия. Разбитый компас, лежавший на палубе, кто-то пытался вытащить из гнезда, но уронил; бочку с пресной водой сдвинули с места, когда пытались отвязать, но так и не закончили дела. В довершение всего «кровавые» пятна оказались смесью ржавчины и оливкового масла.
      - Что это за мятеж, – съехидничали сыщики, – если на судне нет никаких следов насилия и борьбы, а все ценности в салоне остались на своих, местах?
      Для пиратов такое поведение тоже было бы странным.
      Расследование так и не смогло прояснить, что же случилось на «Марии Целесте». Зато поставило новые вопросы.

      Тринадцать безответных вопросов Итак, необходимо было объяснить: 1. Почему трюмы бригантины оказались открытыми?
      2. Почему люковые крышки первого трюма валялись на палубе перевернутыми?
      3. Почему все окна кормовой надстройки были забиты досками и брезентом?
      4. Почему были открыты оба верхних световых люка кормовой надстройки?
      5. Почему набор плотницких инструментов оказался в каюте старшего штурмана Ричардсона?
      6. Почему были спущены паруса второй мачты бригантины?
      7. Почему на борту бригантины не оказалось никаких судовых документов, кроме основного – вахтенного журнала?
      8. Почему была вскрыта бочка со спиртом?
      9. Почему последняя черновая запись на грифельной доске была сделана не капитаном или штурманом, а кем-то другим?
      10. Почему Ричардсон написал: «Франциска! Моя дорогая и любимая жена!»?
      11. Почему старинная сабля оказалась под койкой капитана Бриггса?
      12. Почему на поручнях правого борта появились зарубки? Кроме того, после обследования водолазом подводной части судна, возникло тринадцатое «почему?». На полметра выше ватерлинии с левой и правой стороны на носовой обшивке виднелся двухметровый надрез, глубиной и шириной сантиметра в два. Образоваться случайно, при столкновении или швартовке, он явно не мог.
      В марте 1873 г. комиссия завершила работу и была распущена. Судьба членов экипажа и двух пассажирок так и осталась тайной.

      Версии Несколько лет газеты оживленно обсуждали дело «Марии Целесты». То в одном, то в другом порту вдруг «обнаруживался» член ее команды, за кружку эля и немного монет с удовольствием рассказывавший журналистам очередную невероятную историю. Самозванца разоблачали, но потом возникал следующий. Перечислить все выдвинутые версии просто невозможно. Говорили о коке, который отравил всю команду, о сошедшем с ума капитане Бриггсе, эпидемии чумы, нападении неизвестных морских монстров… Мышление тогдашних репортеров мало чем отличалось от современных.
      Одна американская газета поплатилась крупной суммой за свою публикацию. Там говорилось, что перед выходом в море Морхауз «одолжил» своему другу Бриггсу четверых недостающих матросов. Они оказались ненадежными, подняли бунт, убили часть команды, но их удалось обезоружить. Оставшиеся моряки отправили мятежников в море на шлюпке без воды и провизии. А их самих снял с «Марии Целесты» никто иной как Морхауз, вступивший с ними в сговор ради получения премии. Оскорбленный Д. Морхауз подал в суд и выиграл – газете пришлось заплатить капитану 5 тысяч долларов. Несмотря на это, версия об инсценировке живет до сих пор и пользуется определенной поддержкой. Впоследствии ее развил английский маринист Лоренс Киттинг. В своей книге «Великая мистификация» он ведет повествование от имени 84 летнего кока бригантины Джона Пембертона, которого автор якобы разыскал где то в Шотландии.
      Еще одна гипотеза принадлежит племяннику Бриггса - исчезнувшего капитана «Марии Целесты» - М.Коббу. Он предположил, что бочки со спиртом, находившиеся в трюме бригантины, оказались не герметичны. В трюмах скопились пары и произошли два небольших взрыва, сорвавшие крышки люков. Опасаясь более мощного продолжения, капитан Бриггс приказал всем погрузиться в шлюпку, которую спустили на воду и привязали к кораблю длинным линем. Взрыва не произошло, но линь оборвался, и команда больше не смогла вернуться на уносимую ветром бригантину.
      Впрочем, как нетрудно убедиться, и эта изощренная гипотеза не дала разъяснений всем загадкам.

      «Пока назад не выдаст мертвых море…» Время от времени в «целестиаде» появляются и новые предположения. Еще в 30-х годах советский океанограф, академик В. Шулейкин установил, что морские волны и ветер при определенной скорости могут порождать низкочастотные колебания, неслышные человеческому уху – так называемый инфразвук. Воздействие инфразвука на людей может вызвать чувство тоски и беспричинного страха, в итоге - привести к панике. Не это ли произошло с командой «Марии Целесты»? Неадекватное поведение людей, затем – поспешное бегство от мнимой угрозы… Скептики могут возразить: а где же следы беспорядка, неизбежные при панике? Действия экипажа выглядели, скорее, очень торопливыми, но вполне организованными. «Полное отсутствие каких-либо определенных данных заставляет опасаться, что судьба команды «Девы Марии» останется одной из тех многочисленных тайн, хранимых морскими безднами, которые не будут разгаданы до наступления судного дня, когда море отдаст своих мертвецов», - писал Артур Конан Дойл. И до сих пор великий писатель остается прав.
Покупки через интернет становятся все более и более популярными. Многие интернет-магазины и площадки онлай торговли для привлечения покупателей на свой интернет-ресурс предлагают пользователям скидки, подарочные купоны и cash-back сервис. На нашем сайте мы собрали в одном месте лучшие предложения по скидкам и кэшбеку от самых известных интернет порталов онлайн торговли.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика