Бонд. Джеймс Бонд!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

 
   
 



      На этой странице мы поговорим о ряде авторов, которые внесли достойный вклад в Золотой Век детектива, хотя и не дотягивают до уровня мэтров.

      В 1930 году вышла книга Стейси Бишопа (Stacey Bishop) «Смерть в темноте» («Death in the Dark»). Она буквально напичкана невозможными преступлениями: убийство в совершенно темной комнате, в которой, кроме жертвы никого нет; убийство огнестрельным оружием в комнате заполненной людьми, при этом нет никаких следов оружия; и, наконец, «обычное» убийство в запертой комнате. Увы, впечатление портит язык: тяжелый и довольно корявый.
      Есть упоминания, что этому же автору принадлежит еще один роман (на него ссылается Джулиан Саймос (Julian Symons) в работе «Кровавые убийства» («Bloody Murder»)), но точный указаний, что он был издан, нет.

      Филип Макдональд (Fhilip MacDonald) написал несколько неплохих, хотя может и не выдающихся романов с невозможными преступлениями. Свою лучшую работу «Загадка Фраерс – Пардон» («Mystery at Friar's Pardon») он опубликовал в 1931 году. В этом произведении автор умудрился утопить свою жертву в запертой, лишенной всякой воды комнате. Вот уж действительно, нет предела фантазии авторов!

      Следующий автор, которого мне бы хотелось упомянуть, - Джонатан Латимер (Jonathan Latimer) - очень мало переводился на русский язык. В 1934 году вышел его первый роман «Убийство в сумасшедшем доме» («Murder in the Madhouse»), в котором появился его главный герой Вильям Крейн (William Crane). Позже был опубликован ряд веселых детективных романов, полных блестящего остроумия и в то же время чем-то напоминавших по стилю Чандлера или Хэммета: «The Dead Don't Care» (1938) и «Black It the Fashion» (1959). Как и первый роман автора, они так же посвящены невозможному преступлению.

      1932 год. Выходит в свет «Убийство королевы цирка» («The Murder of the Circus Queen») Энтони Эббота (Anthony Abbot) - первое из четырех произведений о невозможных преступлениях и комиссаре полиции Тетчере Кольте (Thatcher Colt).

      Вирджил Маркем (Virgil Markham) написал серию детективных романов, первый из которых «Смерть в тумане»(«Death in the Dusk») вышел в 1928 году. Местом действия всей серии является Уэллс. Увы, художественный уровень этих книг резко разнится. Например, все критики единодушно рекомендуют «Дьявол ведет игру» («The Devil Drives») 1932 года и также в один голос, подвергают критике ужасное произведение, вышедшее в 1934 году под названием «Мервецы крадутся» («The Dead Are Prowling»).

      Единственный детективный роман Алекса Барбера (Alex Barber) «Комната без выхода» («The Room with No Escape», 1932 год) с детективом Урбаном Дормерон (Urban Dormer) о жертве заколотой ножом в запертой комнате, мог бы легко заработать статус классики детектива, если бы был чуть оригинальней. Зато блестящий роман Джона В. Тернера (John V. Turner) «Смерть наверняка смеялась» («Death Must Have Laughed») вышедший в 1932 году, страдает даже избытком этой самой оригинальности. В Америке книга вышла под названием «Убийство в первом раунде»(«First Round Murder»), в ней нокаутированный боксер был, как выяснилось позже, умер не от удара, а был отравлен весьма замысловатым способом. В 1937 году похожий сюжет использовал Джон Бентли (John Bentley) в «Деле Уитни»(«Whitney Case»).

      Фримена Уиллса Крофтса (Freeman Wills Crofts) за его умение в своих романах разбивать любое железное алиби, назвали «человек – алиби». Он внес достойный вклад в развитие жанра, хотя написал всего два детективных романа. Произведение «Неожиданная смерть» («Sudden Death», 1932 год) об отравлении газом в запертой комнате, можно считать рядовой. А вот другая его вещь – «Конец Эндрю Гаррисона» («The End of Andrew Harrison»,1938) - очень сильное произведение во всех отношениях и отмечено всеми исследователями этого жанра.

      Хью Остин (Hugh Austin), еще один интересный автор, который поставил своего героя, лейтенанта Питера Квинта, перед весьма сложными невозможными преступлениями. Четыре романа – вот его вклад в историю жанра. Все они очень хорошего уровня. Остин сумел внести новшество - впервые использовав возможность подмены отпечатков пальцев рук, отпечатками пальцев ног.

      Скоби Маккензи (Scobie Mackenzie) написал два романа о невозможном преступлении. Первый из них – «Доктор Фрам» («Doctor Fram») в наше время, практически невозможно найти. Вторая его книга под несколько необычным названием «Трое мертвы, один ранен» («Three Dead, Jne Hurt», 1934 год) - приключенческий роман о группе людей, оказавшихся изолированными на острове в Шотландии. Большинство из них имели подозрительное прошлое и поэтому не стало сюрпризом, что один из самых «гнусных героев» был убит при странных обстоятельствах. Довольно оригинальный способ убийства в запертой комнате и очень необычное продолжение романа доставят читателю незабываемое удовольствие.

      Уоэллес Ирвинг (Wallace Irwin) написал только один детективный роман, но уж очень необычный. «Дело об убийстве Юлия Цезаря» («The Julius Caezar Murder Case». 1935 год). Журналист Публиус Манлиус Скрибо, который расследует преступление в древнем Риме, представляет собой наиболее ранний образец детектива - репортера. Читать этот роман очень интересно и проблема невозможного преступления - укол невидимым оружием, имеет очень хорошее решение.

      Следующий автор, о котором мы поговорим, весьма оригинален. Он писал и в жанре детектива и в жанре фантастики: Гарри Стивен Килер (Harry Stephen Keeler). Его произведения - это типичные продукты сюрреалистического воображения автора. Примером могут служить два романа. «Дело Марсо» («The Marceau») и «З. Джонс из Скотланд–Ярда» («X. Jones of Scotland Yard») написанные в 1936 году. Речь в них идет об одном и том же деле, расследованном двумя разными сыщиками, Алеком Снайдом и Зениусом Джонсом. Убийство, о котором идет речь, - это удушение жертвы на свежевспаханной земле, без единого следа вокруг. В последнее мгновение из уст умирающего сорвались слова – «дитя из пекла!», что привело к всевозможным спекуляциям, включая карликов, вертолеты и бог знает чему еще. У автора появилось много постоянных поклонников, но также многие критиковали его стиль. И, тем не менее, он занял почетное место в плеяде авторов, внесших свой вклад в развитии жанра.

      Произведение «Колеса вертятся» («The Wheel Spins») Этель Лини Вайт (Ethel Lina White) известно нам по знаменитому фильму Альфреда Хичкока «Леди исчезает». Под таким же названием оно было издано на русском языке в одном из сборников «Альфред Хичкок рекомендует». В романе описывается исчезновение старушки из скорого поезда. Подобную ситуацию писательница описывает в романе «Она растаяла в воздухе» («She Faded into Air») написанном в 1941 году. Там женщина исчезает из находящегося под постоянным наблюдением дома.

      Три британских автора, написали с дюжину романов о невозможных преступлениях: Эдви Сире Брукс (Edwy Searles Brooks), (выступал также под псевдонимами Виктор Ганн (Victor Gunn) и Беркли Грей (Berkeley Gray)); Джераль Вернер (Gerald Verner), ( известен еще под псевдонимом Дональд Стюарт (Donald Stuart)) и Гвин Эванс (Gwyn Evans). Их книги довольно хороши сами по себе, иногда даже очень хорошо написаны, но самое интересное, что многие из этих произведений являются адаптациями ранних историй о приключениях Секстона Блейка – популярного супергероя из детских комиксов, вечно попадавшего в невозможные ситуации. О нем писали многие, так же как сейчас многие современные авторы пишут продолжения приключений Шерлока Холмса. Такой род литературы в наше время принято называть фанфиками от «fan’s fiction».
      Американские дешевые журналы (pulps) 20 - 30-х годов были полны приключений сотен детективов и супергероев. Сейчас они стали раритетами и стоят бешеных денег. Некоторые издательства даже стали переиздавать эти произведения. Но, увы, из российских издателей пока никто не проявил инициативу. Несмотря на то, что «Приключения Блейка» не претендуют на высокий литературный статус, часто наивны и порой неуклюже написаны, тем не менее, они динамичны, полны жизни и были бы очень интересны современному читателю.

      В 30-х годах публиковались лучшие романы обсуждаемого жанра, а потом авторы стали снижать темп. В 1935 году в Англии вышла в свет, вероятно, лучшая коллекция рассказов об одном детективе - «Любознательный мистер Таррант»(«The Curious Mr. Tarrant», 1935 год), американского автора С. Дейли Кинг (C.Daly King). На родине этот автор практически не публиковался.
      Семь рассказов о невозможных преступлениях. Позже был написан восьмой, добавочный рассказ, специально для журнала «Ellery Queen Mystery Magazine». Первое издание найти практически нереально, но сейчас ее переиздают.

      В тридцатые годы также были изданы три рассказа о преступлении в запертой комнате, ставших классикой: «Загадка известного работника прачечной» («The Mystery of the Fabulous Laundryman», 1933 год) Бена Хегта (Ben Hecht) -основанный на реальном событии, «Решено с помощью обследования» («Solved by Inspection», 1931 год) Рональда Нокса (Ronald Knox)- прекрасная маленькая загадка, с блеском решенная Майлсом Брендоном (Нокс опубликовал десять заповедей детектива), и «Дело доктора Чечионе» («The Case of Dr. Ceccioni», 1935 год) Ж. Сименона, показывающее, что классик жанра, также разбирался в рассказах - загадках.

      Еще нужно упомянуть рассказ Лорда Дансени (Lord Dunsany)«Две бутылки приправы» («The Two Bottles of Relish», 1934 год) – мрачную историю о таинственном исчезновении; несколько симпатичных рассказов Лесли Чартериса (Leslie Charteris) с героем по кличке «Святой»; рассказы Агаты Кристи и Энтони Баучера (Boucher), написанные под псевдонимом Х.Х.Холмс (H.H.Holmes).

      До сих пор на этой странице мы говорили об англоязычных авторах. Но французские мастера детективного жанра работали не менее активно. Проблема в том, что многие из них никогда не были переведены ни на английский, ни тем более на русский языки. И все-таки двум авторам повезло в этом отношении. Роман Станисласа-Андре Стеемана (Steeman Stanislas - Andre) «Шестеро мертвецов» («Six Dead Men») с убийством в запертом лифте в 1931 году получило Гран - При французской детективной литературы. а в следующем году эту престижную премию завоевал Жан Туссен-Сама (Jean Toussaint-Samat) за роман «Туфли, гулявшие дважды» («Shoes That Had Walked Twice») с убийством тупым ножом в запертой комнате.
      Стееман еще раз вернется к проблеме запертой комнате в 1933 году в романе «Ночь с 12 на 13» («The Night of the 12th -13tn»).






По материалам книги Роберта Ейди «Убийство в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes»).

© Доктор Фелл (Купершмит Петр)
Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (сайт «Детектив - на грани возможного»).










 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика