Мои маленькие серые клеточки
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  История жанра

 
  ВИКТОРИАНЦЫ (1890 - 1901)  
 







      Первой полностью созревшей детективной историей принято считать повесть, опубликованную в Филадельфии в 1841 году, в апрельском номере журнала «Graham's Magazine» - рассказ Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг». Это точка зрения неоднократно оспаривалась. Конечно же, «Убийство на улице Морг» - не первое произведение, в котором есть все составляющие детектива: сыщик плюс доверенное лицо (пара, которую впоследствии стали именовать «Холмс-Ватсон»), преступление и решение проблемы умозаключением (работой «маленьких серых клеточек»). Но это первое произведение о «невозможном преступлении в запертой комнате». Проблема, стоящая перед сыщиком Дюпеном, заключается в том, что после убийства, нет очевидной возможности выйти из комнаты, в которой совершено преступление. Все двери и окна надежно закрыты изнутри и ключи от дверей находятся в дверных замках. Даже дымоход блокирован телом жертвы. И несмотря на то, что преступление казалось невозможным, он находит решение задачи.
      Спустя некоторое время Laura Riding подвергла детальному изучению решение Дюпена и продемонстрировала практическую невозможность совершить такое преступление. Но, однако, эта хорошо продуманная шутка никак не влияет на гениальное решение героя Эдгара По.

      В эссе под названием «A Ghost Haunting America» («Призрак, преследующий Америку») из великолепного сборника «In The Queen's Parlor» («Приемная Королевы» - «Приемная Квина» - обыгрывается значение слова Queen и фамилия-псевдоним писателя) Эллери Квин перечисляет не менее шести основных новшеств, которые появились в «Убийстве на улице Морг». На первое место он ставит то, что убийство свершилось в «герметически запертой комнате». Однако в этот раз Эллери Квин ошибся! Понятие «тайна запертой комнаты» ввел в детективный сюжет не Эдгар По.

      Впервые его использовал известный ирландский писатель Joseph Sheridan le Fanu (Джозеф Шеридан Ле Фаню). В ноябре 1838 года в «Dublin University Magazine» вышел рассказ «A Passage in the Secret History of an Irish Countess» («Эпизод из тайной истории ирландской графини»). Этот жуткий рассказ, который, судя по всему, был переиздан в сборнике под названием «Записки Перселла» («The Purcell Papers») начинается описанием нераскрытого ранее убийства в запертой комнате. В следующих строках содержится сообщение, что и героиню рассказа почти постигла та же участь. Но героиня выжила и сумела объяснить секрет. Разгадка совершенно отлична от идеи Э.А.По. Сознавая новизну этого сюжетного хода, Ле Фаню использовал ее с другими героями в повести «The Murdered Cousin» («Убийство кузена»). Она вышла в сборнике «Ghost Stories and Tales of Mystery» («Рассказы о призраках и загадочные истории») в Дублине в 1851 году. Сегодня этот сборник является библиографической редкостью.

      Но даже после этого писатель не отказался от полюбившегося трюка! Он снова использовал его в 1864 году в своем пятом романе «Uncle Silas» («Дядя Сайлас»). Роман переведен на русский язык. По мнению исследователей творчества Ле Фаню, «Дядя Сайлас» является лучшим или одним из двух лучших романов писателя. Второй - это «Дом у кладбища» («The House by the Churchyard»), в котором кроме загадки запертой комнаты писатель вывел одну из самых знаменитых злодеек в беллетристике - мадам Де Ла Ружьер (Madame de la Rougierre). Это единственный детективный роман из викторианской эпохи, который является читабельным в наше время без всяких скидок и ограничений. Живя отшельником, Ле Фаню продолжал писать «романы-тайны» вплоть до своей смерти в 1883 году, но только в одном использовал «запертую комнату», хотя и не явно. Это 3-х томник «Потерянное имя» («A Lost Name») 1868 года, довольно неплохой роман, хотя и не дотягивает до уровня «Дяди Сайласа».

      Мы не знаем, наткнулся ли Э. По на первую «невозможную» загадку Ле Фаню и увидел, как можно разработать идею, введя в повествование гениального сыщика Дюпена, или эти два талантливых человека пришли к этой идее независимо друг от друга. В любом случае тема «запертой комнаты» пришла в литературу, чтобы остаться в ней навсегда. С тех пор ее использовали многие, и как минимум трое из них, публиковавшихся между 1852 и 1868 годами, являлись авторами достаточно высокого уровня.

      В февральском номере журнала «Household Words», издаваемого Ч. Диккенсом, был напечатан рассказ Уилки Коллинза «Ужасно странная кровать» («A Terribly Strange Bed»), в которой герой избегает ужасной смерти в запертой комнате и указывает жандармерии на «дьявола в машине», который почти сумел убить его. Рассказ был опубликован в антологии «Поле тьмы» («After Dark») за 1856 год. Впоследствии он перепечатывался много раз и был использован, как минимум двумя плагиаторами.
      Первым из них был Г. Бартон Бейкер (H. Barton Baker) с рассказом «Странная история» («An Odd Tale»), опубликованным в 1883 году в абсолютно забытом сегодня журнале «Рождественский ежегодник» («Christmas Annual») . Надо заметить, что в дни публикации рассказ был очень популярен среди читатетелей. Вторым рассказом-подражателем, как указывает Майкл Иннес (Michael Innes), был «Постоялый двор двух ведьм» («The Inn of the Two Witches»), автором которого был ни кто иной, как Джозеф Конрад.

      Рассказ «Брильянтовые линзы» ( «The Diamond Lens») Фиц-Джеймса О' Брайена (Fitz-James O'Brien) был впервые напечатан в январе 1838 года в американском журнале «Ежемесячный Атлантик» («The Atlantic Monthly»). Автор, родившейся в Ирландии, но обосновавшийся в Америке, изобрел новый хитроумный способ, как выйти из запертой комнаты невредимым, но использовал ее не в чистом детективе, а в истории, ставшей классикой научной фантастики. Хотя О'Брайен не включил в рассказ героя - детектива, его большой друг Томас Бейли Элдрич (Thomas Bailey Aldrich) сделал это в 1862 году - году, когда О'Брайен был убит во время гражданской войны в США, в которой он сражался на стороне южан. «Out of His Head» Элдрича это хороший роман в эпизодах, представляющий, возможно, первого по-настоящему эксцентричного детектива Пола Линда (Paul Lynde). Сложилось так, что он стал последним англоязычным романом того периода на тему «запертой комнаты». Наступило затишье. Но жанр «невозможного преступления» взяв мощный старт, навсегда занял свое место в детективной литературе.

      Однако в Европе картина была другой.
      В Германии в 1858 году была издана странная книга под названием «Nena Sahib». Автором был немец по национальности Герман О.Ф. Гедцке (Hermann O.F. Goedsche), писавший под псевдонимом сэр Джон Ретклифф (Sir John Retcliffe). Эта длинная и не всегда интересная история полна сильного критицизма в адрес английской колониальной политики в Индии, и детективного содержания там крайне мало. Но, тем не менее, в романе содержится подробное описание убийства в запертой комнате с решением столь простым и привлекательным, что реальный преступник воспользовался им в 1881 году (но ему это не помогло, и он попал в руки полиции).

      Франция всегда дарила миру писателей с любовью и способностями к историям с невозможными преступлениями. В те ранние дни зарождения детектива двум французским авторам выпала возможность установить планку. Первым был Эжен Шаветт (Eugene Chavette) с романом «Спальня преступлений» («La Chambre du Crime», 1875 год). Длинное, многословное повествование, типично викторианской сложности, не было переведено ни на один другой язык мира. Позже, в 1888 году, был издан короткий рассказ знаменитого писателя Викториена Сарду (Victorien Sardou) «Черная жемчужина» («The Black Pearl»). В нем сыщик сталкивается с кражей из запертой комнаты вместо почти обязательного для детективного сюжета убийства. История рассказана хорошим языком от лица детектива Корнелиуса Помпа (Cornelius Pump). Предлагаемое решение хотя и очень остроумно, но вряд ли реально. Рассказ можно найти в «Трех романсах» («The Romances» Brentanos, 1888 год) и «Львиной шкуре» («Vizetelly», 1889 год).

По материалам книги Роберта Эйди «Убийства в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes»)


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика