Мои маленькие серые клеточки
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 
«Детектив умер, да здравствует детектив!!!»
Размышления любителя жанра.

 
    
Часть 1
 
 





    Согласно Википедии, классическим детективом (или детективом «закрытого типа» (герметическим)) называется поджанр, в котором сюжет строится на расследовании преступления, совершенного в уединенном месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, а значит преступление совершено только кем-то из присутствующих. Работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создается тем фактом, что злодеем окажется кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей. И этот «кто-то» может быть очень симпатичным. Надо отметить, что был период, когда авторы подбирали на роль жертвы отрицательных героев, этим как бы оправдывая убийцу.

    Уже из определения ясно. насколько жесткими были "правила игры" классического детектива. Широко известны правила написания детективных романов: «Десять заповедей» Рональда Нокса и «Двадцать правил для пишущих детективы» Стивена Ван Дайна.

    Возможно, здесь и таится причина, приведшая к действительной или мнимой смерти классического детектива: авторы по очереди перебирали одного за другим всех действующих лиц, делая преступником то дворецкого, то шофера, то безутешную вдову, то маскировали самоубийство под убийство, то обманывали читателя, и злодеем оказывался рассказчик или — хуже того — сам сыщик! И, в конце концов, произошло то, что неминуемо должно было случиться: герои кончились, и круг замкнулся. Как справедливо заметил один из критиков, теперь, чтобы прослыть оригинальным, автору нужно сделать убийцей самого читателя.

    Второй отличительной чертой классического детектива является определенная условность повествования. Все герои в большей или меньшей степени подгоняются под стереотипы, напоминающие о старинном театре: благородный отец, невинная девушка, убитая горем вдова… Автору позволительно обманывать читателя, и описанный им «отец» может оказаться не столь уж благородным, а девица — не совсем невинной, но излишний психологизм не приветствуется.
    Но уже в 30-е годы на пятки английским писателям начали наступать их французские коллеги. Эти авторы, хотя еще подчиняясь принципам английского классического детектива, все больше и больше привносили нового в его условный мир. Комиссар с набережной Орфевр предпочитал демонстрировать глубокое знание человеческой натуры, а не строгую, но бездушную логику.

    Приведу цитату из эссе Хорсе Луиса Борхеса «Детектив»: «Перед нами — одна из составляющих детективной традиции: в основе детектива лежит тайна, раскрываемая работой ума, умственным усилием. Делает это одаренный особыми способностями человек, носящий имя Дюпена, а потом — Шерлока Холмса, а еще позднее — отца Брауна и многие другие громкие имена. Первым из них, образцом, своего рода архетипом, был дворянин Шарль Огюст Дюпен, живущий вместе с другом, который и рассказывает саму историю. Этот ход тоже вошел в традицию и через много лет после смерти По был развит ирландским писателем Конан Дойлем».

    Несколько по-иному выразились французы Буало и Нарсежак (к слову сказать, предпочитавшие вообще обходиться без героя-сыщика: в большинстве их романов обычно расследование вела сама жертва): «Сыщик вошел в литературу в облике богатого бездельника, интеллектуала, который ищет достойного применения своим способностям. Они отметили, что так любимый англичанами «сыщик», обязательно культурный человек и джентльмен, берется за расследование «с благородным изяществом». Он любовно исследует преступление, словно коллекционер — редкую находку».
    Ему они противопоставляли образцового французского полицейского — не обремененного теориями труженика, для которого раскрытие преступлений — ежедневная рутинная работа, а не экстравагантное увлечение.

    «Я человек небогатый» — произнес как-то Шерлок Холмс, подсчитывая гонорар. Однако этот «торгашеский» жест в классическом детективе, скорее, исключение, нежели правило. Трудно вспомнить мисс Марпл, обсуждающую свой гонорар, или же доктора Фелла, скрупулезно считающего деньги. Все эти подробности, если и существуют, то не выводятся на первый план. Деньги, гонорар за выполненную работу — это «вклад» американской школы в английский классический детектив.

    Еще немного о гонорарах и полицейских и их методах расследования. В классическом детективе инспектор Скотланд-Ярда — тоже частый гость. Он мог быть глупым, как Лейстред у Конан Дойля, немного комичным, как сержант Берелл у Чарльза Сноу, или простым добросовестным служакой, как инспектор Джепп Агаты Кристи. Но ни в одном классическом детективе мы не встретим продажного полицейского!
    Зато он весьма характерен для «hard boiled» — крутого детектива. Здесь расследование может вести и сыщик-интеллектуал, и полицейский (сам часто оказывавшийся преступником), но, как правило, на первый план выходит герой-одиночка, «одинокий волк», человек, волею судьбы попавший в ненужное место и в неудачное время, который не стесняет себя особыми рамками для добычи информации. Очень трудно представить себе Эркюля Пуаро, ударом ноги «вырубающего» преступника, или же мисс Марпл с пистолетом в руках. Да, Шерлок Холмс владел приемами борьбы баритсу, а сэр Генри Мерривейл однажды повалил злодея ударом кулака по голове, но это всего лишь исключения, которые подтверждают правила.
    Объяснить все эти изменения довольно просто: Первая мировая война, Великая депрессия, Вторая мировая война, холодная война и противостояние мировых разведок, полеты в космос, появление компьютеров — безусловно, все эти события не могли не сказаться на детективном жанре.

    Большое значение в нашем случае имеет еще один аспект. Я условно обозначил его как «сказочность» (кто-то очень удачно назвал классический детектив сказкой для взрослых). Насколько возможно совершить преступление, описанное в произведении? Нужно ли реальному преступнику изобретать хитроумные способы убийства в «запертой комнате» или все же проще подкараулить жертву в толпе? Да и как вы думаете, часто ли в современной, перенаселенной, реальной, а не книжной Англии встречаются уединенные, занесенные снегом поместья? При этом не забывайте, что сами снегопады в Соединенном Королевстве – большая редкость.
    Реальные же преступления – это область «крутого детектива». Они, к сожалению, сплошь и рядом: убийство в порыве страсти, пьяная драка, вооруженное ограбление, террор и так далее и тому подобное. Преступники, убегая, убивают полицейских, гибнут случайные жертвы. Такое невозможно себе представить в классическом английском детективе. Его герои живут в условном мире, законы которого  далеко не всегда соответствуют настоящей, а не «книжной» жизни.
    Я приведу простой пример «сказочности», невозможности осуществления в реальной жизни преступлений, которые встречаются в классических детективах. В Германии в 1858 году была издана странная книга, под названием «Nena Sahib» Германа О.Ф. Гедцке. Эта длинная и не всегда интересная история полна острой критики в адрес английской колониальной политики в Индии, и детективного содержания там крайне мало. Но, тем не менее, роман содержал подробное описание убийства в запертой комнате с решением столь простым и привлекательным, что реальный преступник воспользовался им в 1881 году. НО! Ему это не помогло, и он попал в руки полиции.

    И последнее.
    Теперь мы знаем шпионский, психологический, полицейский, судебный, пародийный, фантастический, исторический детективы, однако это разнообразие касается лишь декораций, сцен, в которых развертывается действие, а не сути происходящей драмы. В любом случае мы имеем дело или с классическим детективом, или с hard boiled. И примеров тому много. Та же Агата Кристи написала великолепный классический и в то же время шпионский детектив «Н или М», Айзек Азимов создал цикл классических детективов о сыщике Элайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо. Не могу не вспомнить и один из моих любимых классических детективов, написанный в жанре фэнтези и включающий загадку запертой комнаты — «Слишком много волшебников» Рэндала Гаррета. Исторические детективы Сержа Брюссоло «Замок отравителей» и «Сатана в церкви» Пола Доуэрти написаны в классическом жанре, а приключения Джеймса Бонда — это американская школа детектива.



Покупки через интернет становятся все более и более популярными. Многие интернет-магазины и площадки онлай торговли для привлечения покупателей на свой интернет-ресурс предлагают пользователям скидки, подарочные купоны и cash-back сервис. На нашем сайте мы собрали в одном месте лучшие предложения по скидкам и кэшбеку от самых известных интернет порталов онлайн торговли.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Смотрите веб камеры онлайн из любой точки планеты. Путешествуйте не выходя из дома.
Яндекс.Метрика