Мои маленькие серые клеточки
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 





Некоторые мысли о сложившейся ситуации в жанре классического детектива.

 
    
 
 





    ЧАСТЬ I. ИЗДАТЕЛЬСТВА. ВЗГЛЯД НА АМЕРИКУ.

    К глубочайшему сожалению настоящих ценителей, в современном мире классический детектив перестал быть массовой литературой.
    Это не означает, что издавать его убыточно — если есть спрос, пусть даже небольшой, прибыль получить можно. (Сравним с положением дел в музыке — кроме вездесущей попсы существуют и классика, и джаз, и авторская песня. У них, конечно, масса проблем — они малоизвестны широкой аудитории, ведь для большинства телерадиостанций это неформат.) Значит, и немассовая литература тоже может как-то существовать. Другое дело, что крупные издатели в первую очередь выпускают бестселлеры (т.е. книги, на которых можно больше заработать). Менее популярные книги они тоже печатают, но, во-первых, это не основная область их деятельности, а во-вторых, существуют проблемы со специалистами, занимающимися формированием редакционного портфеля (подробнее об этом во второй части). С небольшими издательствами дело обстоит иначе — популярных авторов они к себе переманить не могут, значит, остается или издавать клонов известных авторов, или искать незанятую нишу.
    Ну, а теперь обещанный в заголовке взгляд на США.

    Современных авторов (Браун, Гришем, Паттерсон, Клэнси, Коннелли, Шелдон) печатают одни издательства (Anchor, Doubleday, Little, Brown, Putnam, Grand Central Publishing).

    Классических (Карр, Блейк, Криспин, Беркли и прочие малоизвестные русскоязычному читателю)— другие (Rue Morgue Press, Felony & Mayhem, Crippen & Landru, Academy Chicago Publishers). Причем классикой занимаются небольшие, зачастую узкоспециализированные издательства.

    Например:
    Rue Morgue Press - девиз на главной странице сайта издательства — Mystery Books from the Golden Age of Detective Fiction.

    Felony & Mayhem — специализируются на переизданиях старых детективов (не только золотого века — печатают и крутые детективы, и относительно современных авторов). К классическим детективам относится примерно четверть их продукции.

    Crippen & Landru — печатают не романы, а сборники рассказов. Если говорить об интересующей нас теме, то они примечательны серией "Потерянная классика", в которой публикуются рассказы, первоначально написанные для периодических изданий и никогда ранее не выходившие в виде книг.

    Впрочем, классику печатают не только детективные издательства. К примеру, книги Э. Биггерса издает Academy Chicago Publishers. Ну, а очень известных классиков (вроде Агаты Кристи) могут печатать и в крупных издательских фирмах.


    ЧАСТЬ II. ИЗДАТЕЛИ. ВЗГЛЯД НА РОССИЮ.

    Я понимаю, что люди, занимающиеся издательским делом, должны хорошо знать литературу, но... У каждого издателя есть свои пристрастия, и какие-то жанры ему нравятся больше, какие-то меньше. Соответственно, и знаний о "своих" жанрах больше. Печатают в издательствах разную литературу — чтобы расширить аудиторию. Но если сотруднику, отвечающему за формирование плана изданий, нравятся дамские романы, а детективы не очень, то произведения для серии любовных романов будут подбираться более тщательно, чем книги для детективной серии. Впрочем, в крупных издательствах обычно работают несколько редакторов — один занимается детективами, другой – дамскими романами, третий – фэнтези, и т.д. Но даже если в издательстве есть редактор-«детективщик», нам это мало что дает: в связи с популярностью отечественных авторов на место редактора обычно нанимают человека, разбирающегося именно в русском детективе. То есть для работодателя важно, чтобы редактор умел отличить Маринину от Устиновой, а не Кристи от Стаута.
    Все не настолько плохо — в штате издательства есть специальные сотрудники, читающие книги на языке оригинала и выносящие первоначальное заключение о перспективности публикации книги на русском языке. Но опять-таки маловероятно, что кто-либо из них разбирается в классике.
    Следовательно, даже если редактор и специализируется на детективной литературе, он вряд ли хорошо знает зарубежный детектив. Но даже если он знает толк в зарубежном детективе, он вряд ли разбирается в классическом детективе. И если издательство начинает выпускать серию классических детективов, произведения для серии подбираются как попало.


    ЧАСТЬ III. АВТОРСКОЕ ПРАВО. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


    Сначала немного истории. До 2004 года перешедшими в общественное достояние (то есть теми, на издание которых можно не покупать права) считались все иностранные книги, написанные до 1973 года. И до изменения закона различные издательства иногда печатали нашу любимую классику. Конечно, приоритет был у известных авторов, но для расширения ассортимента иногда печатали что-нибудь "новое-старое". Но в 2004 году (а затем и в 2008) закон об авторском праве был изменен, и сейчас в общественном достоянии находятся произведения авторов, умерших более 70 лет назад. То есть ныне большая часть золотого века детектива защищена авторскими правами, и для того, чтобы ее печатать, надо покупать права, что делает детективную классику менее прибыльной, чем раньше, когда тратиться на них было не нужно. Со стороны может казаться, что издательствам ничего не стоит купить авторские права, ибо их стоимость невелика. Но это не совсем так.
    Немного математики (цифры очень приблизительные — для расчетов я взял данные трехлетней давности, кроме того, нужно учитывать, что стоимость прав может сильно отличаться — некоторые авторы дороже, некоторые дешевле).

    Стоимость авт. прав — 40–50 тысяч рублей.
    Средний тираж книги — 5 тысяч экземпляров.
    На одном экземпляре издатели получают 10–20 руб. чистой прибыли.
    Итого прибыль — от 50 до 100 тысяч руб. То есть покупка прав равна как минимум всей прибыли.

    При таком раскладе появляется соблазн сэкономить на авторских правах — прибыль издатели получают после реализации тиража, а права надо покупать до печати книги.
    И поскольку издатель не видит разницы между Карром и Уоллесом (для него и тот, и другой — классика), выбор делается по принципу "если не видно разницы, то зачем платить больше?" И в итоге мы получаем поток авторов из раздела "истоки детектива" — конечно, иногда интересно посмотреть и на корни жанра, но по части загадок и головоломок золотой век намного занимательней. Проблема в том, что мы это знаем, а вот издатели нет.

    В принципе, можно сделать хорошую подборку книг, находящихся в общественном достоянии, — отобрать авторов, пишущих в стиле золотого века, но вот только кто этим будет заниматься? Как рассматривалось в предыдущем разделе, большая часть издателей не имеют знаний в этой области.


    ЧАСТЬ IV. ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.


    Книги в электронном виде распространяются все шире и шире, устройства для их чтения (букридеры) становятся все удобнее и удобнее... Прогресс — это, конечно, хорошо, а дешевизна электронных художественных книг привлекает читателей и издателей... То есть последних теоретически она должна привлекать (нет затрат на бумагу, печать, хранение и т.д.), но все эти плюсы перечеркивает пиратство — ведь большинство читателей размышляют по принципу "если нет разницы, зачем платить... " Или совсем интересное рассуждение "я заплатил кучу денег за букридер и теперь имею право читать на нем что угодно бесплатно". Если бы это было так, то я бы прямо сейчас побежал покупать букридер, и скачал бы полное собрание сочинений, например, Э. Криспина на русском языке. Да, вот только не получится — ведь кто-то должен сначала его перевести на русский. Вся надежда на издателей, но, поскольку с ростом популярности электронных книг, тиражи падают, это ставит под угрозу существование немассовой литературы. Если тиражи упадут в два-три раза, то какая-нибудь Донцова (прошу прощения у ее почитателей) выкарабкается — ее будут печатать не двухсоттысячными тиражами, а "всего" стотысячными. А вот книги, которые сейчас печатают небольшими тиражами в несколько тысяч экземпляров, такого не перенесут — чем меньше тираж, тем выше себестоимость. Причем нам нужно считать не только стоимость собственно печати, но и прочие расходы — права, перевод, корректура и т.д. Все эти расходы делятся на весь тираж. Соответственно, если тираж уменьшается, эти расходы (в пересчете на один экземпляр) растут в геометрической прогрессии.

    Пример:
    Расходы – 100 тысяч, тираж – 4 тысячи. Делим расходы на тираж, и оказывается, что 25 рублей от стоимости книги ушли на покупку прав, перевод и прочее. Допустим, тираж упадет до 1 тысячи экземпляров. Несложно посчитать, что в таком случае себестоимость одного экземпляра вырастет на 75 руб. А поскольку цена в розницу в два раза выше оптовой, то в магазине цена книги при таком раскладе вырастет на 150 рублей. В итоге немассовая литература сильно подорожает, и многие издатели, скорее всего, от нее откажутся.

    Массовая же литература тоже подорожает, но не столь критично. Права на издание очень популярных авторов стоят дороже, но это все равно не сильно повлияет на итоговую стоимость.

    Пример:
    Расходы — не 100 тысяч, а 1 миллион. Тираж — 200 тысяч экз. Делим расходы на тираж, и оказывается, что 5 руб. от стоимости книги ушли на покупку прав. Допустим, тираж упадет до 50 тысяч экз. (так же, как и в предыдущем примере, в четыре раза). Несложные подсчеты показывают, что после уменьшения тиража на права уйдет 20 руб. с одной книжки, т.е. на 15 руб. больше — в рознице же цена вырастет всего на 30 руб.

    Итого. Цены на всевозможный ширпотреб вырастут незначительно, а цены на менее популярных авторов взлетят выше некуда.
    (Причем это касается не только классики — сейчас много современных авторов выходят малыми тиражами.)


    ПОСЛЕСЛОВИЕ. ВЗГЛЯД НА ВЫШЕНАПИСАННОЕ.


    Небольшого издательства, специализирующегося на классическом детективе, у нас нет. Впрочем, до кризиса существовало издательство "Артикул-принт", и, возможно, по мере выхода из кризиса появится еще какое-нибудь издательство в этом роде, но, так как помимо экономических существуют и прочие проблемы (пиратство и авторские права), это маловероятно.

    Если говорить о больших издательствах, понятно, что они не станут формировать редакционный портфель в расчете на любителей чистой классики. Хотя есть крайне небольшая вероятность того, что редактором детективной литературы станет человек, который кроме современного детектива также разбирается и в классическом. Впрочем, поскольку такое встречается не часто, это тоже маловероятно. Но ведь надежда умирает последней.


Если Вы хотите принять участие в обсуждении этой статьи, добро пожаловать на форум "Клуб любителей детектива". Тема для обсуждения: "Некоторые мысли о сложившейся ситуации в жанре классического детектива"


© Alex Smith, участник форума "Клуб любителей детектива".


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика