Будет сидеть! Я сказал!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  ПОСЛЕВОЕННЫЙ РАССКАЗ

 
   
 



      Если роман в жанре «невозможного преступления» после Второй мировой войны пришёл в упадок, то о рассказе этого сказать нельзя. Несмотря на то, что спрос на дешёвые иллюстрированные журналы (так называемые pulp-журналы) с началом войны упал и многие из них прекратили свое существование, уже в 1943 началось некоторое оживление. Первым стал журнал «Лига загадок» (Mystery League). Увы, он был довольно низкого качества и вышел в свет всего четыре раза. Но возрождение «Ellery Queen's Mystery Magazine» (далее EQMM), в корне изменило всю ситуацию.
      Из-за принятой в военные годы экономии бумаги, новое издание EQMM имело меньший формат, чем ранее. Журнал публиковал, как малоизвестные рассказы великих старых мастеров, так и произведения начинающих авторов. Это дало путёвку в жизнь многим замечательным писателям, большинство из которых внесли вклад в развитие жанра «невозможного преступления».

      Порой эти писатели были уж очень «начинающими»: Джеймсу Яффи (James Yaffe), приславшему свой первый рассказ в редакцию в 1943 году, исполнилось всего лишь пятнадцать лет; Леонарду Томпсону (Leonard Thompson), в 1946 году опубликовавшему в EQMM два рассказа, - шестнадцать. Оба юных автора специализировались на невозможных преступлениях. Оглядываясь назад, нужно признать, что рассказы эти были незрелыми. Учитывая возраст авторов. это и неудивительно. Впоследствии Томпсон быстро завершил писательскую карьеру, а Яффи отошёл от детективного жанра.

      Но если вундеркинды так и не оправдали ожиданий, то июньский номер журнала за 1948 год принёс достойную компенсацию в виде рассказа Клейтона Роусона (Clayton Rawcon) о Великом Мерлини (Great Merlini) «Из другого мира» (From Another World), ставящего одну из самых сложных вариаций загадки – смерть в запертой комнате, все выходы из которой заклеены клейкой лентой. Рассказ этот был написан, на спор между Карром и Роусоном (Карр решил аналогичную проблему в романе «Он никогда не убил бы Пейшенс» (He Wouldn't Kill Patience) в 1944 году, посвятив книгу Роусону).
      Второй из рассказов о Мерлини, «С лика земного» (Off the Face of the Earth, 1949), был почти столь же великолепен и рассматривал другую классическую загадку – исчезновение из телефонной будки. В дальнейшем рассказы о Мерлини публиковались постоянно, хотя и нерегулярно, последний вышел в год смерти Роусона, в1971 году.
      Увы, творчество Клейтона Роусона не известно русскоязычному читателю, да и на Западе его сборники - «Смерть приходит из воздуха» (Death Out of Thin Air); «Смерть из ниоткуда» (Death from Nowhere) и «Великий Мерлини» (The Great Merlini) – стали библиографической редкостью.

      Но если рассказы Роусона были в итоге хотя бы собраны воедино, то другому талантливому писателю Джозефу Комингсу (Joseph Commings) повезло меньше. Начав с «Убийства под стеклом» (Murder Under Glass) в мартовском номере «10 Story Detective Magazine» за 1947 год, Джозеф Коммингс продал в подобные издания целый ряд изобретательных рассказов, затем перейдя в один из первых digest-журналов, «Mystery Digest». Это странное издание, рассматривавшее детективные проблемы под необычным и часто провокационным углом зрения, впервые появилось в марте 1957 года и просуществовало шесть лет. В последние два года его главным редактором был Коммингс, он же был и основным автором. Почти каждый журнал содержал его рассказ, опубликованный от своего имени или под псевдонимом Монти Крейвен (Monte Craven). В большинстве из них действовал Брукс У. Баннер.
      Всего Баннер появился в 30 рассказах, хотя в одном из них по настоянию редактора превратился в мэра Лэндина, и был внушающим трепет сенатором США. Подобным персонажем мог бы гордиться и «Великий маэстро» Карр. Большинство рассказов о Баннере содержит «невозможное преступление» и приближается к лучшим вещам Джона Диксона Карра. Сюжетные линии разработаны на самом высоком уровне, а преступления остроумны и неожиданны. Баннер (или Лэндин) раскрывал «невозможные преступления» не менее чем в 26 рассказах. Остановимся на одном из них, «Убийствах на улице Икс» (The X Street Murders), чтобы увидеть, с преступлениями какого типа сталкивался наш герой. В этом рассказе, опубликованном в номере «Mystery Digest» за март-апрель 1962 года и недавно вошедшем в одну из антологий, мужчина был убит в запертой комнате из ружья, которое выстрелило лишь через несколько секунд в другой комнате, находясь в запечатанном пакете. Не стоит говорить, что Баннер раскрыл это дело. И, хотя в последнее время приключения Баннера нашли своё место в антологиях, издатели пока что не додумались собрать их воедино.

      В 1940-е и 1950-е годы рассказы о «невозможном преступлении»появлялись во многих журналах. Помимо EQMM их публикацией занимались «Double Action», «Alfred Hitchcock's Mystery Magazine», «Mike Shayne Mystery Magazine», «Mystery Book»… Среди авторов можно отметить Лилиан де ла Торе (Lilian de la Torre) с двумя расследованиями доктора Сэма Джонсона; Огаста Дерлета (August Derleth) c приключениями Солара Понса, среди которых была загадка т.н. «дьявольских следов», оставленных неизвестно кем; Роберта Артура (Robert Arthur), автора ряда оригинальных рассказов, включающих «Запертую комнату №51»; южноафриканского автора Питера Годфри (Peter Godfrey), писавшего о детективе Рольфе ле Ру; Марджери Аллингем с её детективом Альбертом Кэмпионом; Леонарда Пруйна (Leonard Pruyn) с весьма необычным рассказом «Ужин в «Гарибальди»» (Dinner at Garibaldi's), где гурман умирает от голода; Уильяма Марча (William March) и его классический рассказ о «запертой комнате» «Птичий дом» (The Bird House); Джона Ф. Сьютера (John F. Suter), Хэзела Хиллса (Hazel Hills)…

      Каждому из этих плодовитых авторов можно было бы посвятить отдельное литературоведческое исследование, но мы остановимся всего на двоих из них: Артуре Порджесе и Эдварде Хоче.
      Артур Порджес (Arthur Porges) сотрудничал, пожалуй, со всеми существующими детективными журналами. «Невозможному преступлению» он уделил более тридцати своих рассказов. Надо отметить, что персонажи Порджеса обрисованы поверхностно, но, тем не менее, его небольшие тексты добротны и имеют хороший сюжет. Среди них есть два сюжета о Шерлоке Холмсе (Порджес был не единственным автором, писавшими фанфики по Конан-Дойлу). Особо хочется отметить рассказ «Кофе-брейк» (Coffee Break) - прекрасный пример того, как можно вдохнуть новую жизнь в старую головоломку «запертой комнаты».
      Второй автор - Эдвард Хоч, также внёс огромный вклад в жанр о невозможном преступлении. Кажется, нельзя обнаружить ни одного современного детективного сборника без его имени в оглавлении. Хоч развивал серии со многими сыщиками (капитан Леопольд, профессиональный вор Ник Велвет), но одним из любимых был Саймон Арк, - религиозный копт, некогда чудом избежавший смерти и после этого посвятивший свою жизнь борьбе с силами Зла. Длинный ряд расследований этого странного детектива включал «невозможные преступления», из которых особо хочется выделить «Копыта сатаны» (The Hoofs of Satan).
      В 1974 году Хоч также представил публике нового героя, пьянчугу доктора Сэма Хоторна, рассказывавшего о своих старых делах, связанных с раскрытием «невозможного преступления». Старый доктор поучаствовал в невероятном количестве таких дел – тридцати восьми!

      В 1968 году «запертую комнату» почтили первой антологией произведений о ней. «The Locked Room Reader» - превосходный сборник, составленный Хансом Штефаном Зантессоном (Hans Stefan Santesson)содержал прекрасные образцы рассказов в этом жанре. В 1970 появились в бумажной обложке два сокращённых её переиздания – «8 ключей к убийству» (8 Keys to Murder) и «8 дверей к смерти» (8 Doors to Death). Более ранняя антология, «Блаженный выбор невозможных преступлений» (The Saint's Choice of Impossible Crimes), содержала только научно-фантастические рассказы. В следующие десять лет появилось ещё несколько антологий. В 1981 году Эдвард Хоч составил «Невероятно, но факт!» (All But Impossible!), где, помимо собственно рассказов, большой интерес представляет предисловие, в котором приведён результат опроса экспертов на лучший роман о «запертой комнате». Неудивительно, что Карр занял первое, четвёртое, пятое и десятое места разом. В 1982 году вышли «Изысканные загадки запертой комнаты» (Tantalizing Locked Room Mysteries), составленные Азимовым, Во и Гринбергом.

      В 1987 Роберт Эйди и Дуглас Г. Грин работали над антологией «Смерть заперлась» (Death Locked In), в которую должны были войти неизвестные, но небезынтересные произведения. Наконец, совсем недавно Роберт Эйди вместе с Джеком Адрианом составили сборник «Искусство невозможного» (английское название - The Art of the Impossible, американское - Murder Impossible), представив неизвестные рассказы таких мастеров, как Хейк Толбот (Hake Talbot), Джоэль Таунсли Роджерс (Joel Townsley Rogers), Уильям Хоуп Ходжсон (William Hope Hodgson).

      В 1973 году издатель Голланц опубликовал сборник рассказов чешского автора Йозефа Шкворецкого «Беспокойство поручика Борувки» (, в Чехословакии вышел в 1966 году), об умном и отзывчивом полицейском, содержащий рассказы о «невозможном преступлении». Превосходная техническая сторона и яркие персонажи делают эту книгу вдвойне достойной прочтения. Отрадно, что детективам о «невозможном преступлении» не страшны никакие географические и идеологические барьеры. Совсем недавно Шкворецкий продолжил свою серию «Грехами отца Нокса» (1973), «Смертью поручика Борувки» (1975) и – не беспокойтесь! – «Возвращением поручика Борувки» (1981).

      Обилие рассказов о «невозможном преступлении» в сочетании с развитием телевидения привело к появлению сериалов, посвященных этой тематике. Они безжалостно вытеснили с экранов ранее популярные вестерны. Многие из эпизодов «Маклауда», «Макмиллана и жены», «Коломбо», «Падения Рокфорда» и других сериалов были основаны на вышеперечисленных рассказах. Чешский детектив Баначек, по сути, почти и не расследовал других преступлений, кроме невозможных, и мы может узнать в сюжетах серий о нём многие знакомые произведения. Дин Романо переработал одну из них, «Let's Hear It for a Living Legend», в роман «Баначек» (Banacek).
      В 1959 появилась книга под заглавием «77 Sunset Strip», где действовал частный детектив Стюарт Бейли, основанная на одноименном телесериале о его приключениях. Тем не менее, в отличие от многих подобных публикаций, «77 Sunset Strip» имела и самостоятельную ценность. В ней были помещены три рассказа, первоначально опубликованные в «The Saturday Evening Post» и «Esquire». Лишь затем автор, Рой Хиггинс, переработал их в телесценарий. Каждый из этих рассказов, разумеется, содержал «невозможные преступления».

      Проблема «запертой комнаты», разумеется, всегда имела и оппонентов. Большинство критиков, в том числе Говард Хейкрафт, советовали начинающим авторам избегать её. Джулиан Саймонс, активный защитник современного криминального романа, также не упустил возможности раскритиковать «невозможное преступление» в ряду других «чистых детективов». Среди прочего это проявилось в маленьком сатирическом эссе «Заберите труп из библиотеки» (Take That Body Out of the Library), опубликованном в британской версии журнала «Suspence» в июле 1960 года. В нём Саймонс спародировал расследование проблемы «запертой комнаты», введя в действие детектива Монти Вяломысла (Monty Languid) и инспектора Болванса (Inspector Numbskull). Через несколько лет Саймонс повторил свою пародию для телевизионного шоу.

      Наконец, пройдя полный круг, мы возвращаемся к маэстро Джону Диксону Карру. В сборники «Дверь в преисподнюю» (The Door to Doom, 1980) и «Сон смерти лёгок» (The Dead Sleep Lightly, 1983) вошли неопубликованные ранее рассказы и пьесы Карра. Многие из них, как, например, «Тень козы» (The Shadow of the Goat) были написаны в самом начале творческого пути, ещё до «Оно ходит по ночам». Огромная заслуга в деле издания этого сборника принадлежит Дугу Грину, бережно собравшему и сохранившему рассказы маэстро. Ныне им подготовлен материал для третьего сборника, и дело только за издателем.

      И остается только сожалеть, что рассказы о невозможном преступлении, великолепные сборники, перечисленные в данной статье, так и не нашли издателя в нашей стране. Буквально крохи, лишь отдельные рассказы можно найти на русском языке. Эта нива до сих пор остается невспаханной. УВЫ!

     



По материалам книги Роберта Эйди «Убийства в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes».)

© Доктор Фелл (Купершмит Петр)
Выражаю благодарность участнику «Форума любителей детектива» Роджеру Шерингэму, за помощь в переводе статьи.
Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (сайт «Детектив - на грани возможного»).










 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика