Мне нужен труп! Я выбрал Вас!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 
Великие детективные романы
Уиллард Хантингтон Райт

 
    
Глава 2
 
 





    В вопросе создания характеров детективный роман также выходит за пределы правил обычной литературы. Персонажи детективных романов не могут быть как чересчур нейтральными и бесцветными, так и излишне полно и с чувством очерченными. Они должны всего лишь быть достоверными, дабы их действия не выглядели полностью продиктованными заранее составленным планом автора. Любое глубокое погружение в анализ характера, необоснованная остановка на особенностях темперамента только забьют описательную часть машины. Ходульность дешёвого детективного триллера уменьшает желание читателя копаться в сюжетной путанице, но тонко очерченные герои «литературного» детективного романа начинают отвлекать аналитические способности читателя посторонними соображениями. Обратитесь ко всем хорошим детективным романам, прочитанным вами, и попытайтесь вспомнить хотя бы одного героя (кроме детектива). Тем не менее во время чтения эти персонажи были достаточно ярки и выпуклы, чтобы вызывать у вас эмоции и интерес к их проблемам.

    Стиль детективной истории должен быть прямым, простым, гладким и необременительным. «Литературный» стиль, наполненный описаниями, метафорами, словесными картинами, которые могли бы оживить и украсить роман о любви или приключениях, будет в детективном сюжете замедлять происходящее, отвлекая внимание читателя от изучения фактов (которым он должен заниматься) и перенося его на неуместные эстетические чувства. Я не хочу сказать, что стиль детективного романа должен быть юридически голым или следовать документальности торговых записей, но, как и стиль Дефо, он должен быть подчинён созданию безыскусного правдоподобия. Украшение стиля детективного романа приносит не больше пользы, чем набор кроссворда шрифтом Garamond Italic, или Cloister Cursive, или Caslon Old-style.

    Материал, на котором строится сюжет детективного романа, должен быть широко известным явлением. В самом деле, десяток подходящих сюжетов для подобной книги можно обнаружить на первой полосе практически любой столичной газеты. Необычность, bizarrerie7, фантазия, странность описываемого предмета нежелательны, и здесь мы видим ещё один радикальный пересмотр общих правил «популярной литературы» — оригинальность и эксцентричность сюжета может стать главным козырем приключенческого романа или романа тайн. Задача, стоящая перед автором детективов, аналогична задаче составителя кроссвордов, а именно – соорудить из знакомого материала сложную головоломку. Мастерство автора детективных историй раскрывается тем, как элементы этого материала соединены вместе, тонкостью, с которой размещены ключи, и законной ловкостью, не позволяющей раскрыть решение.

    Кроме того, существуют строгие этические нормы поведения, требуемого от автора. Он всегда обязан пользоваться одной лишь изобретательностью, чтобы добиться успеха, а не пытаться обманывать читателя. Привычка посредственных писателей подкидывать ложные, вводящие в заблуждение, ключи – такой же обман, как если бы типография напечатала ложные определения к загаданным в кроссворде словам. Печатное слово всегда должно содержать только истину, чтобы читатель, вернувшись к книге, обнаружил, что отгадка была там постоянно, и лишь недостаточная проницательность помешала её обнаружить. Было время, когда для одурачивания читателя применялись обманки, уловки и разнообразные надуманные трюки, но, по мере того, как детективный роман развивался, а спрос на честные головоломки в книгах увеличивался, от этого метода отказались, и сегодня мы наблюдаем его лишь в наиболее дешёвых и несущественных образцах литературы подобного рода.

    В центральном персонаже детективного романа – собственно детективе – мы обнаруживаем, пожалуй, самый важный и оригинальный элемент криминальной истории. Трудно точно определить его место в литературе, поскольку он не имеет аналогов в других её художественных жанрах. Он в одно и то же время выдающийся герой романа (хотя и действует в сюжете только во внешней, отдельной от других героев позиции), отражение автора, воплощение читателя, deus ex machina8 сюжета, формулирующий проблему герой, поставщик улик и, в конечном счёте, тот персонаж, кто разрешает тайну. Скелет книги сосредоточен в нём, хотя скелет повествования может находиться вне него. В меньшей степени он – хор из греческой пьесы9. Во всех хороших детективных романах главный герой – характер привлекательный и интересный, имеющий высокие и впечатляющие достижения, прежде всего человек, и человек необычный, яркий и талантливый. Шут, неумеха, педант, автомат успехом не увенчались. Порой, стремясь быть оригинальным от противного, талантливый писатель, нарушая психологическую коллизию, представляет нам фарсового персонажа или несовершеннолетнего следователя, так что потом ему остаётся только удивляться провалу новшества. Более успешные детективные романы неизменно представляют нам таких героев, как С. Огюст Дюпен, месье Лекок, Шерлок Холмс, доктор Торндайк, Рультабийль, доктор Форчун, Фюрно, отец Браун, дядюшка Эбнер, Ричард Ханней, Арсен Люпен, Доусон, Мартин Хьюитт, Макс Каррадос или Ано – я назвал лишь нескольких, первыми пришедших на ум. Все книги, где действуют вышеперечисленные герои, отнюдь не попадают автоматически в разряд чистых детективов, но в каждой из этих книг достаточно элементов, чтобы далеко раздвинуть детективную классификацию. Кроме того, эти Эдипы10 далеко не всегда собственно ищейки: среди них врачи, профессора астрономии, военные, журналисты, юристы, мошенники особого склада. Но их профессии не имеют особого значения, поскольку в этом жанре термин «детектив» используется в общем смысле.

    Теперь мы переходим к тому, что, возможно, является наиболее отличительной чертой детективного романа: единство настроения. Отметим, что этого недостаёт всей литературе, но различные настроения в обыкновенных романах – любовном, романтическом, приключенческом, мистическом, триллере – столь тесно взаимосвязаны, что могут перетекать или чередоваться, не уменьшая читательского интереса, тогда как в детективном романе, главный интерес которого состоит в психологическом анализе и преодолении препятствий, любая перемена чисто эмоциональной составляющей создаёт эффект неуместности – если, конечно, они не элементы единого замысла и не подчинены одной теме. К примеру, ни в одном из лучших детективных романов вы не найдёте любовной темы – Шерлок Холмс в благостном настроении, держащий дамскую ручку и бормочущий любовные банальности, совершенно немыслим. И когда детектив отправляется в долгие приключения, полные физических опасностей, читатель вздыхает и ждёт не дождётся, пока его герой вновь не усядется в своё уютное кресло и не примется анализировать улики и мотивы.

    В связи с этим необходимо отметить, что кинематограф никогда не был способен сотворить детективную историю. По сути, детектив – единственный род художественной литературы, который не может быть экранизирован. Традиционное испытание «популярной литературы» - представление его в зрительных картинах или, скажем, демонстрация на экране словесных картин романа – рушится применительно к детективу. Трудности, стоящие перед кинорежиссёром, стремящимся отобрать для экранизации детектив, напоминают те, которые возникли бы, вознамерься он перенести на экран кроссворд. Единственная серьёзная попытка перенести детективную историю на экран была при создании фильмов о Шерлоке Холмсе, однако и это стало возможным только через сведение к минимуму чисто детективных элементов и подчёркивание различных драматичных обстоятельств и приключений. В хорошем же детективном романе нет ни драмы, ни приключений в общепринятом смысле этих слов.


    Происхождение детективного жанра не должно сильно нас занимать. Как у всех видов популярного искусства, местонахождение его истоков темно и запутанно. Восторженные почитатели указывали на некоторые сюжеты в Ветхом Завете (например, перекрёстный допрос Даниилом старейшин в истории Сусанны) как на ранние примеры расследования преступлений. Но если бы мы направили наши поиски в древность, то могли бы найти несколько античных литератур, представляющих нам достаточно весомые доказательства. Персидские источники особенно богаты историями, которые могут быть отнесены к категории детективных. Источники на турецком и санскрите также дают материал, подтверждающий теорию о древнем зарождении жанра. И, разумеется, арабская «Тысяча и одна ночь» предлагает нам множество криминальных историй. Геродот за пять столетий до нашей эры рассказывает легенду о сокровищнице царя Рампсинита, которую можно охарактеризовать как детективную, - историю об умело спланированной краже, фальсификации улик (в стремлении избежать обезглавливания), расстановке ловушек преступнику, умелом избегании этих ловушек и – что должно обрадовать современных романтиков – «хеппи-энде», в котором прохвост получает руку царской дочери. Кстати, в этой древнегреческой легенде также можно усмотреть источник вдохновения для многих современных писателей с их преступлениями в запертых и опечатанных комнатах. Но даже история Рампсинита не была чисто египетской: Чарлз Джонстон из Королевского азиатского общества неоднократно замечал её – как общую сюжетную линию, так и детали – у тибетцев, итальянцев и индусов. И, в сущности, мы можем обнаружить её, пересказанную на современный английский и в яркой обёртке смотрящую на нас с полок наших любимых книжных лавок. Ещё в одном рассказе Геродота, где можно заметить привычный для детективных писателей девятнадцатого века трюк с зашифрованным сообщением, повествуется о такой информации, выколотой Гистиеем на лысой голове своего раба, дабы послать секретное письмо Аристагору. Чосер в своей «Истории капеллана»11 изложил содержание «О гадании» Цицерона; а «Gesta Romanorum»12 издавна служит кладезем идей для детективных писателей.

    Вне всякого сомнения, античности были известны все сказки и легенды, ныне рассматривающиеся учёными как предшественники современного детектива; интересно, что современное сходство слов «clue» (улика) и «clew» (клубок) происходит от нити, которую Ариадна дала Тесею, чтобы тот мог, убив Минотавра, безопасно выбраться из критского лабиринта. Впрочем, все эти генеалогические исследования отдалённых предков детективного жанра лучше, пожалуй, оставить историкам; они не имеют отношения к нашей цели – проследить происхождение и историю специфической литературной отрасли под названием «детективный роман». Хотя многие подобные сюжеты и можно обнаружить в памятниках античной литературы, они не были цельными до второй половины девятнадцатого века, и именно с этого времени берёт начало эволюция детективного жанра.

    Без сомнения, мы могли бы заметить признаки будущего детективного романа во многих книгах, созданных в первые десятилетия прошлого века. Тем не менее подлинный отец детектива в известном нам ныне виде – По, и эволюция этого жанра берёт начало в «Убийстве на улице Морг» (1841), «Тайне Мари Роже» (1842), «Золотом жуке» (1843) и «Похищенном письме» (1845). В этих четырёх рассказах родился новый тип литературного развлечения; и, хотя их структуру и методику изменили, тематику расширили, а механику разработали, они на сегодня остаются практически идеальными моделями в своём жанре, и будут оставаться таковыми всегда, поскольку их основополагающие психологические качества – самая суть их воздействия на читателя – воплотили оживляющие и движущие силы этого жанра. Сегодня невозможно игнорировать их базовую форму при написании детективного романа, точно так же как невозможно не применять форму Гайдна при создании симфонии или эксперименты и исследования Моне и Писарро, когда пишешь картину в стиле импрессионизма.

    В следующие пятнадцать лет после По в детективном жанре не появилось новых значительных образцов. В ряде стран, особенно во Франции, где влияние По весьма велико, были бессистемно и безуспешно предприняты попытки продолжить дело Дюпена. Возможно, самую интересную из них можно обнаружить в «Виконте де Бражелоне» Дюма (1848), где Д'Артаньян примеряет на себя роль детектива. Но даже там дух приключений господствует над духом логики; в конце концов, «Виконт де Бражелон» - лишь продолжение «Трёх мушкетёров». Через пять лет, в 1853 году, в свет вышел «Холодный дом» Диккенса; именно этот роман был первым подлинным вкладом Англии в детективный жанр. Несомненно, он содержит много элементов, которые сегодня недопустимы по строгим правилам детектива, а его техника, что тогда было неизбежно, была адаптирована для «романа нравов»; однако, инспектор Баккет (кстати, срисованный с друга Диккенса, инспектора Филда из Столичных полицейских сил Лондона) – герой, заслуживающий занять место рядом с Дюпеном и появившимися позднее знаменитыми вымышленными детективами. В «Тайне Эдвина Друда» (к сожалению, оставшейся незавершённой из-за кончины Диккенса в 1870) мы видим чистый детективный сюжет, который можно использовать как модель в этом жанре.

    Но уже десять лет криминальных вод, если позволено будет мне так выразиться, протекли под детективным мостом к тому дню, когда появилась «Тайна Эдвина Друда», и Диккенс никоим образом не может рассматриваться ни как предтеча, ни как разработчик криминального жанра. В 1860 году вышла в свет «Женщина в белом» Уилки Коллинза, через восемь лет за ней последовал «Лунный камень», но ещё два года даже после этого оставалось ждать миру, пока он не узнал о таинственном убийстве Эдвина Друда и последовавшей за ним так и не разрешённой мелодраме на фоне живописных картин старого Рочестера и опиумных притонов Шедуэлла. Да, именно Уилки Коллинз продолжил в Англии традиции По и, дав стремительный толчок идее детективного романа и выработав его технику, открыл путь для Габорио. Сыщик Кафф, хотя мы и редко слышим ныне его имя, достоит куда более крупного и заметного места среди бессмертных литературных следователей, хотя некоторые из его младших братьев и показали бы себя лучше, чем он, приглашённый раскрыть тайну огромного алмаза полковника Гернкастля. Однако Коллинз, из-за особенностей многих других его книг, всегда будет выглядеть любителем в детективе и приключенческом жанре, несмотря на его вклад в развитие чисто криминального жанра. На том этапе аналитически-криминальная литература ещё не заслуживала постоянного приложения внимания и трудов какого-либо писателя.

    Примечания:
   7. Bizarrerie (фр.) – причудливость, прихотливость.
    8. Deus ex machina (лат.) – бог из машины. Термин древнегреческих и латинских драм, где в последнем действии проблемы героев разрешал один из богов; артист, изображавший его, опускался сверху при помощи специального механизма.
    9. Хор в древнегреческой драматургии комментировал и обсуждал происходящее, а также излагал зрителю события сюжета, которые не могли по каким-либо причинам быть показаны на сцене.
    10. Эдип – персонаж древнегреческих мифов, согласно которым он путём логического мышления решил загадки Сфинкс, чудовища, не пропускавшего ни одного путника, не решившего загадок, в город Фивы.
    11.«История капеллана» - одна из глав «Кентерберийских рассказов», сборника новелл великого средневекового английского писателя Джеффри Чосера (1340-1400). Повествование в каждой из новелл ведётся от лица представителя того или иного средневекового общественного типа.
    12. «Gesta Romanorum» (лат. Римские деяния) - написанное на латинском языке собрание анекдотов и нравоучительных историй, предположительно созданное в XIII веке для помощи в подготовке проповедей. Содержит как отрывки из античных источников, так и рассказы из средневековой жизни.


Выражаю благодарность участнику «Форума любителей детектива» Роджеру Шерингэму, за помощь в переводе статьи.


Покупки через интернет становятся все более и более популярными. Многие интернет-магазины и площадки онлай торговли для привлечения покупателей на свой интернет-ресурс предлагают пользователям скидки, подарочные купоны и cash-back сервис. На нашем сайте мы собрали в одном месте лучшие предложения по скидкам и кэшбеку от самых известных интернет порталов онлайн торговли.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Смотрите веб камеры онлайн из любой точки планеты. Путешествуйте не выходя из дома.
Яндекс.Метрика