Мои маленькие серые клеточки
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
 
Великие детективные романы
Уиллард Хантингтон Райт

 
    
Глава 6
 
 





    В приведённом выше кратком обзоре детектива, последовавшего за появлением рассказов о Шерлоке Холмсе, я ограничился американскими и британскими образцами. Но, тем не менее, мы не должны упускать из виду многие превосходные детективы, пришедшие из Франции со времён месье Лекока. Галльский темперамент особенно хорошо приспособлен к тонкой путанице нитей детективного романа, и за последние полстолетия во Франции вышло множество roman policier, большинство из которых до сих пор не переведены на английских язык. Наиболее значительным из современных французских детективных писателей является Гастон Леру; его полдюжины романов, составляющих «Необыкновенные приключения журналиста Жозефа Рультабийля» (Aventures Extraordinaires de Joseph Rouletabille, Reporter), - одни из лучших образцов детективного романа среди всех существующих. «Тайна жёлтой комнаты», «Духи дамы в чёрном», «Рультабийль у царя» (Rouletabille chez le Tsar), «Чёрный замок» (Le Chateau Noir), «Странный брак Рультабийля» (Les Etranges Noces de Rouletabille), «Рультабийль против Круппа» (Rouletabille chez Krupp) и «Преступление Рультабийля» (Le Crime de Rouletabille) достигают наивысшего уровня среди всех французских детективных романов со времён ухода со сцены Лекока, наполняясь оригинальными идеями и сюжетными ходами, разнообразно воздействующими на публику. Сам Рультабийль очерчен занимательно и удерживает внимание читателя.

    Более популярны и, разумеется, более изобретательны, но ни в коем случае не более сложны или правоверны знаменитые романы Мориса Леблана об Арсене Люпене. В первых посвящённых ему книгах Люпен – умный и хитрый преступник, «джентльмен-грабитель», то есть антипод общепринятого детектива, но он занимается сыскным делом – дедукцией, поиском улик, логическими выводами и решением криминальных загадок – блестяще и столь же традиционно, как и любой офицер Сюрте. В более поздних приключениях, отказавшись от преступных наклонностей, он превращается в сыщика, целиком и полностью сотрудничающего с органами правосудия. Один из лучших и наиболее характерных примеров вполне традиционного детективного романа с его участием можно найти в «Восьми лучших часах» (Les Huit Coups de l'Horloge). Для решения криминальных загадок в этой книге Люпен использует не только живой и проницательный ум, но и колоссальный преступный опыт.

    Усилия Германии на требовательной почве детективного романа обыкновенно оборачивались удручающими неудачами. Над большинством из них витает дух тягостного чиновничества, и лишь изредка сыщик-любитель – этот самый обаятельный из героев детектива – становится центральной фигурой немецкого криминального романа. Традиционно героем предстаёт скрытный офицер полиции, строгий поклонник системы, а иногда аж три сыщика действуют, дабы передать нарушителя закона в руки правосудия. Даже лучшие немецкие образцы этого жанра читаются, как тщательно выверенные официальные доклады, лишённые воображения и напряжённой драматургии. Сюжеты и решения совершенно не утончённы, а методика следствия обыденна и тяжеловесна.
    К типичным образчикам немецкого детективного романа принадлежат книги Дитриха Тедена – «Адвокат сельчанина» (Der Advokatenbauer), «Второй автобус» (Die zweite Busse), «Защитник» (Ein Verteidiger), а также сборник рассказов «Коллекция чудес» (Das range Wunder). Среди прочих наиболее значительных книг в этом жанре можно отметить «Белые гвоздики» (Die weisse Nelke) Й. Каульбаха, «Роттнерхоф» (Der Rottnerhof) П. Вайзе, «В тёмной комнате» (In der Dunkelkammer) Р. Кольрауша и «Платановую аллею №14» (Platanen-Allee Nr. 14) П. Майсснера. Помимо них одним из ведущих немецких писателей детективного жанра является Карл Роснер, автор «Властелина смерти» (Der Herr des Todes) и «Исповеди Морица фон Клевена» (Die Beichte des Herrn Moritz von Cleven).

    Австрийские писатели, посвятившие себя детективной литературе, в основном следуют немецким образцам, хотя порой мы замечаем у них более лёгкий и творческий подход, несмотря на нудный формализм и репортёрскую сжатость, губящие читательский интерес. Самый способный и изобретательный из австрийских мастеров детективного жанра – Балдуин Гроллер; его инспектор Дагобер, пожалуй, ближе всех в Австрии к Шерлоку Холмсу. Адольф Вайсль – насколько мне известно, бывший сотрудник венской полиции – также прославился как сочинитель детективов. Наиболее известные из его романов – «Чёрный жемчуг» (Schwarze Perlen) и «Зелёный автомобиль» (Das gr?ne Auto), последний из них переведён на английский язык.

    Другие страны Европы также находятся далеко позади Франции и Англии в развитии этого развлекательного жанра литературы. Россия слишком глубоко увязла в натурализме в стиле Золя, чтобы интересоваться чисто хитроумной литературой, и детектив как жанр в этой стране не известен. Лишь изредка мы замечаем хотя бы его след, однако если русский писатель берётся за криминальный жанр, то наделяет свою книгу убедительнейшим реализмом. Таланты Италии недостаточно остроумны и развиты для поддержания детективного жанра, но Оливьери в «Полковнике» (Il Colonnello) и Оттоленги в «Его сыне» (Suo Figlio) дают достаточно типические образцы детективных историй, а некоторые вещи Луиджи Капуаны близки к тому, чтобы быть назваными «детективами». Поляк Карл фон Трояновский написал помимо прочего «Истории судебных процессов» (Erzahlungen eines Gerichtsarzles), однако эту книгу нельзя полностью причислить к детективу в его литературном виде. Тем не менее, заметны признаки того, что скандинавские страны вскоре могут стать соперниками Франции, Англии и Америки на поле создания детектива. Шведский автор, работающий под псевдонимом Франк Хеллер, снискал в Европе большой успех своими романами о подвигах господина Коллина – своего рода континентального Раффлза. Некоторые из его романов переведены на английский язык – «Лондонские приключения Коллина», «Доходы великого герцога», «Старая императорская одежда», «Странные приключения Коллина», «Коллин разорён». Они, разумеется, не являются чисто детективными романами, но зародыш последних в них виден, так что они демонстрируют характерную тенденцию всё больше приближаться к традиции По, Габорио и Дойла. Куда более традиционными и прочно применяющими особенности техники детективного жанра являются книги датчанина Свена Эльвестада – «Неведомый враг» (Den gadefulde Fjende), «Аббат Монтроз» (Abbe Montrose), «Хамелеон» (Den Kam?leon), «Следы на снегу» (Spor i Sneen). Также Эльвестад пишет детективы под псевдонимом Стэн Ривертон. Популярен и норвежец Эвре Риктер Фриш, чей сыщик, Асбьёрн Краг, известен в Норвегии столь же, сколь Холмс в Англии18.


    О границах и истинной природе детективного жанра ведётся столь много споров, столь часто к этому жанру ошибочно причисляют истории о секретных службах и преступниках, что следует сказать о чётких различиях, существующих между романами вышеуказанных типов и чисто детективным романом. Хотя истории о секретных службах часто включают анализ улик и дедуктивные рассуждения, а главный герой зачастую также раскрывает тайны, дабы разоблачить заговор, всё это не обязательно для них; именно здесь проходит жирная пограничная линия между агентом секретных служб и традиционным сыщиком. Первый – искатель приключений в силу своей профессии, тогда как второй - deus ex machina, целью которого является решить определённую загадку и разоблачить преступника. Не имеет значения, в каких объёмах роман о секретных службах заимствует принципы детективного романа, поскольку его развитие шло совершенно отличными от последнего путями, за последние десятилетия разработав особую технику и структуру повествования, присущую лишь ему. Известно, что знаменитые вымышленные сыщики порой с успехом выполняли работу секретных служб (Доусон в «Потерянных документах Адмиралтейства», Ханней в «Гринмантле» и «Тридцати девяти ступенях», Макс Каррадос в «Монете Дионисия» и даже, в случайных делах, Шерлок Холмс), но эти сюжеты ни в коем случае не позволяют включить истории о секретных службах в категорию строго детективных книг. То, что воздействие этих двух жанров близко, очевидно, но этот факт скорее случаен, чем служит базой для каких-либо выводов.

    Лучший и наиболее чистый образец книги о секретных службах мы обнаруживаем в работах Уильяма Ле Кё; назовём из них «Вторжение» (The Invasion), «Донован из Уайтхолла» (Donovan of Whitehall), «Царский шпион» (The Czar's Spy), «Загадка зелёного луча» (The Mystery of the Green Ray). Романы Э. Филлипса Оппенгейма также представляют одни из самых талантливых и увлекательных образцов этого жанра на английском языке. Привлекательные и новые элементы ввёл в сюжетные конструкции книг о секретных службах лорд Фредерик Гамильтон в своей серии о П. Дж. Давенанте – «Девять праздничных приключений П. Дж. Давенанта» (Nine Holiday Adventures of Mr. P.J. Davenant), «Ещё несколько приключений П. Дж. Давенанта» (Some Further Adventures of Mr. P.J. Davenant), «Обучение П. Дж. Давенанта» (The Education of Mr. P.J. Davenant), «Дебюты П. Дж. Давенанта» (The Beginnings of Mr. P.J. Davenant). Перворазрядную книгу о приключениях работников секретных служб представил нам Роберт Аллен в «Капитане Гардинере из Международного розыска» (Captain Gardiner of the International Police); примечательный образец этого жанра создан в «Тайном терроре» (The Stealthy Terror) Дж. А. Фергюсоном. Одна из новейших романтических историй о секретных службах – «Алая танагра» (The Scarlet Tanager) Дж. Обри Тайсона, а в «Невидимой руке» (The Unseen Hand), занявшей заслуженно высокое место в ряду книг о секретных службах, Кларенс Герберт Нью описал ряд дел из дипломатической жизни. Однако, несмотря на всё внешнее сходство между этими книгами и криминальными приключениями официальных и частных сыщиков мирного времени, книги о секретных службах не сыграли роли в закрытом и интенсивном развитии детективного жанра, а в наиболее радикальных прогнозах в будущем решительно отдалятся от особых, чётко выраженных форм детективного жанра.

    То же верно и для криминальных книг, где в качестве героя выступает преступник, например, историй Э.У. Хорнунга о Раффлзе и ранних приключений леблановского Арсена Люпена. И в воздействии на читателя, и в технике создания детективный и криминальный роман разнятся в высшей степени. Прежде всего, автор последнего стремится привлечь симпатии читателя, наделив своего героя гуманистическими качествами (живописный Робин Гуд сейчас в равной степени известен как своими разбойными нападениями, так и филантропией), а когда симпатии читателя добыты, вся интеллектуальная активность, применяемая читателем для решения изложенной автором загадки, сводится на нет тем, что все нити клубка сходятся перед его глазами на главном герое. Мало того, отсутствует этическая цель, стимулирующая очередного традиционного детектива на поимку врага общества; того общества, где находится и читатель, подвергающийся, следственно, всем опасностям, которые несут антиобщественные деянии, предпринимаемые преступником. Переключение внимания на махинации суперзлодея (вроде Энтони Трента, принадлежащего перу Уиндэма Мартина) удовлетворяет жажду действия и приключений, в то время как сотрудничество читателя с любимым сыщиком – чисто умственный процесс. И Вотрен, великий преступник, творение Бальзака, не вызывает у читателя тех же эмоций и реакций, какие порождают Дюпен, месье Лекок, Холмс, отец Браун, дядюшка Эбнер. И все высокие моральные устои Константайна Дикса, созданного Барри Пейном, и достойные, по сути своей, мотивы Одинокого волка, творения Луи Жозефа Ванса, - оба эти героя имели смелость выступить в одиночку против общества – не принимаются нами в том же духе, с тем же чувством общности, которое мы испытываем по отношению к великим вымышленным сыщикам, за чьими спинами вся полиция мира. Герой детективной истории должен находиться за пределами сюжета; скажем так – его задача исчерпывается копанием в безличных загадках, а подходить к ним он должен, имея столь же личное, как и у читателя, отношение к проблеме.

    Примечания:
   18. Reductio ad absurdum (лат.) – Ошибка У.Х. Райта. Асбьёрн Краг фигурировал в романах Свена Эльвестада, написанных по-норвежски под псевдонимом Стен Ривертон. Сыщиком, созданным Эвре Риктером Фришем, был Йонас Фьельд.

В главе №7, раскрываются секреты и трюки некоторых художественных произведений.

Выражаю благодарность участнику «Форума любителей детектива» Роджеру Шерингэму, за помощь в переводе статьи.


Покупки через интернет становятся все более и более популярными. Многие интернет-магазины и площадки онлай торговли для привлечения покупателей на свой интернет-ресурс предлагают пользователям скидки, подарочные купоны и cash-back сервис. На нашем сайте мы собрали в одном месте лучшие предложения по скидкам и кэшбеку от самых известных интернет порталов онлайн торговли.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Смотрите веб камеры онлайн из любой точки планеты. Путешествуйте не выходя из дома.
Яндекс.Метрика