О Бахус! О моя древняя шляпа!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  Агата Кристи
 
   
 

Имя: Агата Мэри Кларисса Миллер
Дата рождения: 15 сентября 1890 года
Дата смерти: 12 января 1976 года года
Место жительства: Великобритания
Профессия: писательница, автор детективных романов
Псевдоним: Агата Кристи
Произведения автора На странице указаны
произведения, написанные в жанре
"невозможного преступления"
 
 
 
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». (с) Агата Кристи.

  Идея написать эти заметки появилась спонтанно. Порядком устав от убийств, «запертых комнат», ложных ключей, и прочих «прелестей» детективной беллетристики, я взял почитать автобиографию Агаты Кристи. Перелистывая этот «кирпичик» в 800 страниц (изданный ЭКСМО в 2007 году) я попытался рассмотреть биографию с точки зрения почитателя таланта «королевы детектива», прочитавшего практически все ее произведения, и попытаться проследить, как различные события из жизни Агаты Кристи, влияли на творчество легенды детективного жанра. Эти заметки не претендуют на «истину в первой инстанции» - это всего лишь мой личный взгляд. Я не ставил перед собой цель написать подробную биографию леди Агаты, соблюдая хронологию событий (таких работ довольно много). По большому счету эти заметки вообще не биография. Они содержат как общеизвестные факты, так и чисто мои умозаключения. Итак, в путь. «И не стреляйте в пианиста, он играет как умеет»)))).


  Агата Мэри Кларисса Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller) родилась 15 сентября 1890 в Торки (графство Девон). Признанная во всем мире «королевой детектива» , скорее всего, получила «знак свыше» еще будучи маленькой девочкой. Иначе как объяснить такие строки в ее автобиографии:

В то время меня никогда не преследовали ночные кошмары. Всем детям сняться кошмары, и я не знаю, что чаще вызывает их: страшные рассказы горничных или происшествия реальной жизни. В моем страшном сне мне являлся некто по имени Человек с пистолетом. Я никогда ничего не читала о нем. Он назывался Человек с пистолетом, потому что у него был пистолет.... Кто-то был здесь, кто-то должен быть здесь - панический страх охватывал меня: и вот он уже передо мной - сидит за чайным столом, гуляет по пляжу, играет с нами. Его бледно-голубые глаза встречались с моими, и я просыпалась с криком: "Человек с пистолетом! Человек с пистолетом!"
   - Мисс Агате сегодня опять снился ее Человек с пистолетом, - невозмутимо сообщала няня.



   По всей видимости, многие воспоминания детства Агата Кристи использовала в своих произведениях.
   Из автобиографии писательницы:

Вторая из моих любимых книг повествовала о маленькой девочке-калеке, которая всегда лежала у окна и смотрела на улицу. Однажды гувернантка, легкомысленное и эгоистичное создание, кинулась к окну, что бы посмотреть на проходящую по улице процессию. Заинтересовавшись, калека высунулась слишком далеко, выпала из окна и разбилась насмерть. С тех пор жизнелюбивую гувернантку постоянно мучили угрызения совести, и она раскаивалась до конца жизни.

   Как тут невольно не вспомнить гувернантку Веру, героиню романа «Десять негритят»:

Вера Элизабет Клейторн, 11 августа 1935 года вы убили Сирила Огилви Хамилтона!



   А какие ловушки устраивают ее герои преступникам! Может быть, и этому можно найти объяснение в детстве будущей «королевы детектива»? Агата Кристи вспоминает случай, произошедший с ней в пятилетнем возрасте. Она очень не любила уроки французского языка и постоянно прятала учебник «Маленький наставник». Однажды ей удалось так запрятать книгу, что никто не мог ее найти. Но мать Агаты с легкостью одержала победу. Она объявила, что любой, кто найдет учебник, получит премию в виде особенно восхитительного шоколада. Маленькая Агата быстро попала в эту ловушку, и возмездие последовало незамедлительно.


   И еще одно воспоминание Агаты Кристи:

Отлично помню свой первый рассказ, мелодраматический и очень короткий, главным образом потому, что писать хорошим почерком и без ошибок было для меня сущим мучением. Речь шла о благородной леди Мэдж (хорошая) и кровожадной леди Агата (плохая). Сюжет разворачивался вокруг наследства.

   Мэдж звали старшую сестру писательницы, а самой Агате в то время было всего шесть лет.
   Как знать, как знать… Может, именно старшей сестре мы обязаны появлению «королевы детектива»? Ведь именно она первая познакомила двенадцатилетнюю Агату с этим жанром.
   Из воспоминаний А. Кристи:

Какое счастье, что Мэдж приехала домой надолго! Я рассчитывала, что она будет рассказывать мне разные интересные истории и внесет разнообразие в мою жизнь. Своего первого Шерлока Холмса - «Голубой карбункул» - я услышала от Мэдж, и с тех пор одолевала ее просьбами рассказывать еще. Больше всего я любила «Голубой карбункул», «Союз рыжих» и «Пять апельсиновых косточек», хотя и все остальное тоже нравилось мне.


   Но детективы будут позже. Первый раз произведение будущей «королевы» напечатали в местной газете. Это было ..... стихотворение, посвященное первому трамваю.

Чуть свет пошли трамваи,
Пурпуром сверкая,
Искры распуская,
Но когда стемнело, и сумерки сгустились,
Совсем другое дело:
Трамваи испарились.


   По всей видимости, детские воспоминания, книги, прочитанные в отрочестве, оказали большое влияние на будущие произведения Агаты Кристи. Одним из первых романов Диккенса, прочитанных юной Агатой, был «Николас Никльби». Из персонажей тринадцатилетней Агате больше всего нравился старый джентльмен, который ухаживал за миссис Никльби и перебрасывал ей через забор тыквы. Может быть, именно поэтому Эркюль Пуаро, когда удалится от дел, займется именно выращиванием тыкв.

   Позволю себе немного отойти от рассмотрения биографии писательницы с точки зрения поклонника ее детективного творчества.

Мистер Анкатель не удовлетворялся скоростью двадцать миль в час, которая считалась безопасной: думаю мы мчались по дорогам Сассекса, делая сорок или пятьдесят. В какой-то момент он вдруг подскочил на своем сиденье и завопил:
- Нет, вы только посмотрите, только посмотрите туда, за изгородь! Видите парня, который там прячется? Ах ты негодяй! Ах, мерзавец! Полицейская ищейка! Они всегда так делают: прячутся за изгородью, а потом выскакивают оттуда и штрафуют за превышение скорости.


  Все новое, хорошо забытое старое: прошло столько лет, а методы работы дорожной полиции остались прежними.

   Однажды, когда юная Эгги (так называли Агату почти все) скучала в постели, после перенесенного гриппа, ее мать предложила ей попробовать написать рассказ. К тому времени, ее старшая сестра Мэдж уже несколько раз печаталась. Зерно было брошено. Через день-два рассказ под названием «Дом красоты» был написан. Конечно же, это было чисто дилетантское писание, обнаруживающее влияние всех авторов, прочитанных Эгги до того момента. Затем последовали еще ряд рассказов: «Зов крыльев», «Одинокий бог». Эти рассказы под подписью Натаниэль Миллер были отосланы в различные издательства, на который был получен стандартный ответ: издатель сожалеет.

   Неудача не обескуражила Агату Миллер, и вскоре появился первый роман под название «Снег над пустыней». Но и он не был принят ни одним издательством. На время будущая «королева детектива» оставила попытки сочинительства.

   Спустя некоторое время, во время обсуждения новой книги Гастона Леру «Тайна желтой комнаты», произошел разговор, который оказал влияние на решение Агаты начать писать. Зачитываясь произведениями о приключениях Арсена Люпена, книгами Артура Конан-Дойля, Агата как-то сказала сестре, что сама бы хотела попытаться написать детективный роман.

  

- Не думаю, что это у тебя получиться, - сказала Мэдж. - Это слишком трудно. Я уже думала об этом.
- А мне бы все-таки хотелось попробовать.
- Держу пари, что ты не сможешь, - сказала Мэдж.
На этом мы остановились. Мы не заключили пари, но слова были произнесены.


   Это был первый эпизод в цепи событий, который и привел к началу рождения «королевы детективы».
   Из воспоминаний Агаты Кристи:

С этого момента я воспламенилась решимостью написать детективный роман. Дальше этого дело не пошло. Я не начала ни писать, ни обдумывать мой будущий роман, но семя было брошено. В тайниках подсознания прочно укоренилась идея: в один прекрасный день я напишу детективный роман.


   Примерно в это время происходит еще одно знаменательное событие. Она знакомится с молодым офицером Арчи Кристи, за которого в последствии выходит замуж. Это было, то что мы сейчас называем «любовью с первого взгляда». Но поженились они не сразу: началась Первая Мировая Война и молодой офицер Кремлевских ВВС ушел на фронт.

   Агата Миллер начала работать в больнице, а затем в аптеке. Именно работая в аптеке, она узнала многое о лекарствах, ядах... Во время учебы - работы в аптеке, молодая Агата проходила обучение у фармацевта мистера Р. Его рассказы о различных передозировках, а также его образ Агата Кристи использовала через много лет в романе «Бледный конь» и других.

   В этот же период, в один из коротких отпусков Арчи, Агата Миллер вышла за него замуж. И хотя в последствии супруги развелись, именно под фамилией Кристи, весь мир знает «королеву детектива». Через два дня после «импровизированной свадьбы» молодой муж уехал на фронт.

   Работая в аптеке, Агата Кристи опять задумалась о до сих пор ненаписанном детективном романе. Из воспоминаний писательницы:

Я не забывала о нем с того достопамятного спора, который возник между мной и Мэдж, и условия, в которых я оказалась на новой работе, как нельзя более способствовали осуществлению моего желания.


   Очень интересно читать, как Агата Кристи в своей автобиографии рассказывает о первой пробе пера, о выборе героя и его характера. Детективной интригой была смерть от отравления. А как же иначе: ведь ее со всех сторон окружали яды! Способ убийства определил и характер драмы - внутрисемейный. Далее: в то время, Агата была под влиянием Шерлока Холмса, значит, нужен детектив и друг, который оттеняет достоинства сыщика. Кто кого убивает? Она выбрала довольно банальный путь - муж убивает жену. И:

самое главное в хорошей детективной интриге состоит в том, что с самого начала ясно, кто убийца; однако по ходу дела выясняется, что это не так уж очевидно и что, скорее всего, подозреваемый невиновен; хотя на самом деле все-таки именно он совершил преступление.

   Дело шло. И вот:

Каким быть моему детективу? Я перебрала всех сыщиков, знакомых мне из книг. Конечно, несравненный Шерлок Холмс - с ним тягаться не пристало. Потом Арсен Люпен - преступник или сыщик? В любом случае, он не в моем духе. Оставался еще молодой журналист из «Тайны желтой комнаты» - Рулетабиль - такого мне хотелось бы сочинить; кого-нибудь нового, какого еще не было. Что же мне делать? Может быть, студент? Слишком трудно. Ученый? Но что я знаю об ученых? Потом я вспомнила о бельгийских беженцах. В торском проходе была целая колония бельгийских беженцев... Среди них можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого.

   Вспомните нашего героя:

Он будет «педантичный и очень аккуратный», - подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он все кладет на место, предпочитает квадратные предметы круглым. И очень умный - у него есть маленькие серые клеточки в голове - хорошее выражение, я обязательно должна использовать его - да, маленькие серые клеточки. И у него должно быть звучное имя.

   Так «родился» маленький человечек Геркулес Пуаро, однако практически сразу Агата поменяла имя на Эркуля Пуаро. Так появился первый роман «королевы» - «Таинственное происшествие в Стайлс». Он был отослан в издательство, и Агата Кристи получила ... «полный отказ, простой и ясный, без всяких комментариев». Отказ следовал за отказом. И вдруг пришло письмо из издательства «Бодли Хэд». После небольших изменений (в частности одно из них стало «фирменным знаком» классического детектива - последняя глава книги происходила в суде, но по настоянию издателя была перенесена в другое место, где были собраны все участники драмы) роман был принят к изданию и подписан контракт еще на пять книг.

   «Таинственное происшествие в Стайлс» увидело свет. В одной из рецензий писалось - «мисс Агата Кристи свое дело знает». И хотя двадцать пять фунтов не слишком вдохновляли на продолжение творчества, финансовые трудности и обязанности перед издательством, сделали свое дело. Вскоре была издано второе произведение - роман «Веселое приключение». Не знаком? Само собой. В окончательном варианте произведение получило название «Тайный враг». Третьим произведение было «Убийство на поле для гольфа». Именно этот роман впервые познакомил вашего покорного слугу с творчеством «королевы».

   В это же время был окончательно решен вопрос, под каким именем будет печататься Агата:

Я хотела было издавать книги под псевдонимом Мартин Уэст или Мостин Грей, но Джон Лейн настаивал, что бы я сохранила собственные имя и фамилию - Агата Кристи, особенно имя. «Агата - имя редкое, - говорил он, - оно запоминается». Поэтому пришлось отказаться от Мартина Уэста и навсегда сохранить фирменный знак «Агата Кристи». Мне почему-то казалось, что женщина в качестве автора, особенно автора детективов, будет встречена с предубеждением, что Мартин Уэст звучит более мужественно и вызывает больше доверия.


   Четвертая книга «Тайна мельницы» стала поворотным моментом в жизни А. Кристи.
   Во-первых, еще до того, как предложить ее издательству, писательница знала, что откажется от нового договора. Кристи уже понимала, что для серьезной работы, ей потребуется литературный агент. Выбор пал на Эдмунда Корка. Агата Кристи полностью поручила себя его заботам. Так родилась дружба, которая длилась более сорока лет.
   Во вторых:

Затем произошло такое, во что трудно поверить. «Ивнинг ньюз» предложила мне пятьсот фунтов за право публикации «Тайны мельницы». Теперь, правда книга называлась по другому, я перекрестила ее в «Человека в коричневом костюме», потому что первое название казалось мне слишком банальным.

   Это уже было признание. Произведения Агаты Кристи становились популярными и многие издательства все больше и больше стали предлагать ей у них печататься. И у Агаты начали появляться мысли, что она может стать профессиональным писателем.

Хоть уверенности еще не было. Я все еще считала, что писать книги - это естественное развитие умения вышивать диванные подушки.

   - признавалась она.

   Примерно в этот же период Агата Кристи пришла к тому, что ей нужен стенографист. Очень интересно почитать, как Агата пишет о специфике жанра и почему лучше самой записывать свои произведения. Цитата, которую я сейчас приведу, может служить учебным пособием для начинающих авторов детективов:

Без сомнений, усилия, которые тратишь, когда пишешь на машинке или от руки, заставляли меня быть экономней в языке, - автору детективных рассказов это, уверена, особенно необходимо. Читатель не желает, что бы одно и то же ему разжевывали по три-четыре раза. А когда наговариваешь текст на диктофон, возникает искушение сказать и так и эдак, то же самое, но разными словами. Конечно, потом можно все сократить, но это раздражает и нарушает плавное течение мысли. И все-таки человек - создание ленивое, он не станет писать больше, чем необходимо, чтобы выразить свою мысль.
Конечно, существует свой объем для каждого жанра. Я лично думаю, что самый подходящий объем для детектива - пятьдесят тысяч слов. Многие издатели считают, что этого мало. Быть может, и читатель чувствует себя обделенным, получив за свои деньги всего пятьдесят тысяч слов, шестьдесят - семьдесят тысяч его больше бы устроили бы. Но если книга длиннее, то при прочтении возникает желание ее подсократить. Для рассказа в жанре триллера оптимальный объем - двадцать тысяч слов. К сожалению, спрос на рассказы такого объема падает все ниже, авторам за них мало платят, они понимают, что выгоднее писать более длинные вещи, вот и растягивают рассказ в целый роман. Техника короткого рассказа, полагаю, вообще не подходит детективному жанру. Триллеру еще куда ни шло, но детективу - нет.


   Агата Кристи черпала идеи, сюжеты для своих произведений из услышанных разговоров, в сценах из реальной жизни, в случайных знакомствах. Однажды муж ее сестры, прочитав какой-то детектив, бросил фразу:

В нынешних детективах почти все оказываются преступниками, даже сыщики. Хотел бы я посмотреть, как из Ватсона можно сделать преступника.

   Этой случайной фразе мы обязаны появлению знаменитой «Убийство Роджера Экройда».
   Этот роман напечатал издатель Уильям Коллинз, который с этого момента издавал все последующие произведения «королевы».

   Интересно, что именно в «Убийстве Роджера Экройда» возник образ проницательной старой девы, который впоследствии вдохновит писательницу на создание мисс Марпл. Но это будет только в 1930 году, в романе «Убийство в доме викария». А до этого несколько событий изменят жизнь Агаты Кристи: смерть матери, развод и новое замужество. Молодой археолог Макс Мэллоуэн, который был моложе Агаты на 13 лет, стал ее верным спутником. 39-летняя Агата Кристи так отозвалась о нем:

Как замечательно иметь мужа - археолога! Чем старше становишься, тем ценнее выглядишь в его глазах.


   В 1930 году, в романе "Убийство в доме викария» появилась новая героиня, проницательная мисс Джейн Марпл.

Быть может, мисс Марпл появилась потому, что я испытала огромное удовольствие, описывая сестру доктора Шепарда в «Убийстве Роджера Экройда».

   – вспоминала леди Агата. –

Она - мой любимый из всех персонажей этой книги - ядовитая старая дева, очень любопытная, знающая все и вся обо всех, все слышащая, - словом, розыскная служба по дому.


   Интересно, что читатели часто предлагали Агате Кристи устроить встречу этих двух героев - Э. Пуаро и Д. Марпл.

Но зачем? Уверена, им самим это не понравилось бы. Эркюль Пуаро, законченный эгоист, не стал бы терпеть, что бы какая-то старая дева учила его ремеслу. Он профессионал, в мире мисс Марпл он чувствовал бы себя не в своей тарелке. Нет, они оба - звезды, звезды в своем праве.


   Всю войну Агата Кристи провела в Лондоне, который постоянно подвергался бомбардировке, рискуя погибнуть во время очередного налета. Поэтому в первый же год войны, леди Агата написала две книги сверх нормы.

Одну первую, я написала для Розалинды (дочь Агаты Кристи от первого брака), в ней действовал Эркюль Пуаро; другую, с мисс Марпл - для Макса. Написав, я положила их банковский сейф и официально оформила дарственную на авторские права Розалинде и Максу.

   Речь идет о произведении «Занавес» - последнем деле Пуаро, где великий сыщик умирает; и «Последняя загадка» - последнем произведение о Джейн Марпл. Книги были изданы после смерти «королевы детектива».


   12 января 1976 года Агата Кристи умерла. Она оставила замечательные произведения, полюбившихся нам героев. Все новые и новые поколения читателей открывают для себя мир придуманный «гранд-мастером детектива». «Десять негритят», «Убийство в восточном экспрессе», «Убийство Роджера Экройда» навсегда вошли в списки лучших произведений детективной беллетристики. «Свидетель обвинения» считается идеальным примером короткой детективной новеллы, за это произведение Агата Кристи получила награду Эдгара По Ассоциации американских детективных писателей. С 1958 года до самой своей смерти она была бессменным президентом «The Detection Club», открытой в 1930 году. Который год подряд театральный сезон в Лондоне открывает пьеса «Три слепые мышки». Всю жизнь писательнице сопутствовал титул «Королевы детектива». После ее смерти критики пытались наградить им попеременно то одного, то другого детективного автора. Но королева может быть только одна, и для большинства читателей ею навсегда останется Агата Кристи.


© Доктор Фелл (Купершмит Петр)
Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (сайт «Детектив - на грани возможного»).







 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика