Бонд. Джеймс Бонд!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  История жанра


 
  ОТ ЗОЛОТОГО ВЕКА К СОВРЕМЕННИКАМ (1943-1968)  
 

    Во время войны кроме Джона Диксона Карра о невозможных преступлениях писали многие.

    Джон Рассел Ферн (John Russell Fearn), издавался в разных местах под дюжиной псевдонимом. Френсис Лесли (Francis Leslie) стартовал в 1943 году короткой серией романов о криминальном репортере Джимми Лангтри (Jimmy Langtry). В первой же книге, Study of Death (Кабинет смерти) фигурировала «запертая комната» и был описан очень умный и оригинальный трюк. Эдмунд Криспин (Edmund Crispin) после знакомства с романом "маэстро" "Кривая петля" тоже решил попробовать себя в этом удивительном жанре. В 1944 году вышел его первый роман "Дело о позолоченной мухе"(The Case of the Gilded Fly), с оригинальной загадкой о комнате, находящейся под наблюдением. В этом романе впервые появился профессор Жервез Хен. Он действовал еще в семи романах, в пяти из которых сталкивался с "невозможным преступлением". Лучшими романами серии считаются "Лебединая песня" (Swan Song. 1947), в американском варианте "Мертв и нем" (Dead and Dumb) и "Передвижной магазин игрушек" (The Moving Toyshop).

    [Когда журналисты редакции «Wall Street Journal» обратились к Филис Дороти Джеймс с вопросом: «Какие пять романов вы назвали бы наиболее увлекательными?» «Баронесса из Холланд-парка» выбрала следующие книги: Дороти Сейерс, «Смерть на продажу» («Murder Must Advertise»,1933), Сирил Хейр, «Трагедия закона» («Tragedy at Law», 1943), Эдмунд Криспин, «Передвижной магазин игрушек» («The Moving Toyshop», 1946), Джозефина Тэй, «Вопрос права» («The Franchise Affair», 1949), Кристофер (Си-Джей) Сэнсом, «Роспуск» («Dissolution», 2003). Сборник рассказов "Берегись поездов" (Beware of the Trains.1953) включал в себя два рассказа о невозможном преступлении.]

    Нужно отметить два произведения Джоэла Т. Роджерса (Joel Townsley Rogers). Роман "Красная правая рука"(The Red Right Hand. 1945) - закрученное повествование об убийствах и исчезновениях, о сумасшедшем преступнике, по имени Corkscrew (Штопор). И повесть «Веревка повешенного» (The Hanging Rope), где двум людям в запертых апартаментах было перерезано горло.

    Британская писательница Кристианна Бранд (непонятно почему на русском языке ее назвали Мери Бранд) и ее главные герои, инспектор Кокрилл и инспектор Чарлесуорт - просто восхитительны! В романе "Кривой венок" (The Crooked Wreath) (Англии роман вышел под названием "Внезапно у себя дома" ( Suddenly at His Residence) и именно оно было использовано в русском переводе) есть отличная загадка запертой комнаты. Не менее хороши два сборника рассказов What Dread Hand (1968) и Brand X (1974), а также роман Death of Jezebel.

    Достоин упоминания Эрик Хардинг(Eric Harding), который написал роман о невозможном преступлении, под названием Pray for the Dawn (1946). В нем тело мрачного карлика, похороненного около десяти лет назад, внезапно исчезает из гроба. С этого события начинается цепь странных и необъяснимых смертей. Однако, как заметил сам автор, он написал не классический детектив, а скорее роман ужасов.

    Новозеландский писатель Норман Берроу (Norman Berrow) начинал писать еще перед войной, однако успеха добился уже после. Он представил на суд публики своего нового героя невзрачного Ланселота Карла Смита (Lancelot Carolus Smith), который столкнулся с рядом сверхъестественных тайн, четыре из которых относились к невозможным преступлениям. Роман The Three of Fantasy, (1947) описывает исчезновения людей, комнат и даже улиц. Менее фантастичны The Bishop's Sword (1948) и The Spaniard's Thumb (1949), но лучше всех последняя книга - "Следы сатаны" (Footprints of Satan. 1951). В этом романе автор использовал легенду девятнадцатого столетия. «Зима 1854/1855 года была самой холодной во всей Южной Англии за долгие годы. В ночь на 9 февраля, ударил сильный мороз, и выпало на два дюйма снега, покрывшего белым ковром все графство Девон. Река Экзе замерзла, и водоплавающие птицы попали в ледяную западню. Когда взошло солнце, всюду лежал ослепительно белый снег, отмеченный следами птиц и зверей, и, кроме того, - пересекавшей все графство цепочкой загадочных следов копыт. Зигзаги следов шли через пять церковных приходов, пересекали сады, взбирались на верхушки крыш, проходили по стогам сена, стенам, внутри и снаружи амбаров. Каждый след был четырех дюймов в длину, двух дюймов и трех четвертей в ширину, расстояние между следами составляло восемь дюймов, и было похоже, что оставило их существо хоть и с копытами, но передвигающееся на двух ногах. У деревенских обитателей той местности не было никаких сомнений относительно происхождения этих следов: они могли быть оставлены только раздвоенными копытами дьявола». К сожалению, у автора больше получилась завязка произведения нежели объяснение тайны.
    В 1954 году Берроу написал "Не прыгайте, мистер Боланд!" (Don't Jump, Mr. Boland!) – очень удачный роман о невозможном преступлении, но не о наскучившем читателям мистере Смите. К достоинствам книги следует отнести также прекрасные описания Австралии, которую автор знал досконально.

    Примерно в это же время (1946 -1948) в мир невозможных преступлений ворвались еще три автора .
Майкл Гилберт в первом своем романе Close Quarters (1947) использовал собор, как место для убийства, причем у всех замешанных в этом происшествии имелось алиби.
Дэвид Дункан (David Duncan), больше известный как автор научно - фантастических романов, в "Оттенке времени" (The Shade of Time. 1946) описал убийство ученого в запертой комнате. Его коллега, которого обвинили в преступлении, после освобождения вернулся полный решимости доказать свою непричастность.
Роман Герберта Брина (Herbert Brean), вышедший в 1948 году под названием «Вайлдерсы уходят» (Wilders Walk Away) содержал несколько невозможных исчезновений. Корреспондент Рейлонд Фрейм, влюбившись в девушку из семьи Вайлдерс, столкнулся с тремя исчезновениями из комнат под наблюдением и двумя - с песчаного берега. И хотя в решении этих тайн не было ничего необычного, книга была очень хорошо написана и содержит красочные описания Новой Англии.

    Юмористические детективные романы написать, пожалуй, труднее, чем просто хороший детектив, но Алан Грин (Alan Green) довольно успешно справился с этой задачей в книгах: "Чье тело?" (What a Body? 1949) и "Они умерли, смеясь" (They Died Laughing. 1952). Обе включали тайну запертой комнаты, но особенно изобретательна первая. В ней дан отличный ответ на вопрос: как человек может быть застрелен в запертой комнате, с огнестрельной раной в груди, но без следов на одежде?

    На странице "Другие авторы золотого века" мы уже говорили о Элен Макклой. Она продолжала писать, и в 1950 году вышла, по мнению большинства критиков, ее лучшая книга. Through a Glass, Darkly (на русском языке - "Удар из зазеркалья"). В ней автор обыгрывала необычное сходство двух людей. Ситуации на первый взгляд фантастичны: доктор Безил Виллинг столкнулся с чудом, директора школы Фостину Крейл видели в двух местах в одно и тоже время. Разгадка тайны просто великолепна, и главное очень рациональна. И так же как Д.Д. Карр, за несколько лет до этого в "Сжигающем суде", мисс Макклой оставляет нас с сомнениями, относительно двойника - был ли он? Эден Макклой написала в жанре невозможного преступления еще три романа и два рассказа, один из которых "Мистер Сплитфут (Mr. Splitfoot. 1968 ) - особенно хорош. Но все же "Удар из зазеркалья – лучшая ее вещь!

    1951 год был одним из лучших для обсуждаемого жанра. Роман Питера Энтони (Peter Antony) "Женщина в платяном шкафу" (Woman in the Wardrobe) получил восторженные отклики критиков. Достоинство у него действительно много: абсолютно новое объяснение тайны запертой комнаты, что к тому времени было уже очень трудно, незабываемый детектив мистер Верити, да и забавный, можно даже сказать издевательский стиль, который в данном случае был очень уместен и, что немаловажно, отличные иллюстрации Николоса Бентлея (Nicholas Bentley).
Под псевдонимом Peter Antony скрывались два брата - близнеца Энтони и Питер Шаффер (Anthony and Peter Shaffer). В 1955 году они, уже под своими именами, написали еще один роман с невозможным преступлением с тем же главным героем, хотя и назвали его по другому - Фетхом. Произведение называлось Withered Murder. По сценарию Энтони Шаффера на Бродвее была поставлена постановка "Сыщик" (Sleuth), которая в 1972 году превратилась в хороший художественный фильм об убийстве в центре теннисного корта, без следов убийцы на красном песке, покрывающим корт.

    Любителям детективов о невозможных преступлениях нужно обратить внимание на роман Hilary St. G. Saunders под названием «Спящий Бахус» (Sleeping Bacchus). Как пишет автор в предисловии, что идея взята из Le Repos de Bacchus французского автора Pierre Boileau. Герою - детективу Раулю Веилэ приходится столкнуться с целым рядом исчезновений: картины из охраняемой галереи, человека и тюремной машины с охраняемого участка дороги.

    Найджел Морланд (Nigel Morland) достиг высшей фазы в своем творчестве, написав три великолепных загадки о невозможном преступлении с интригующими названиями: "У леди был пистолет"(The Lady Had a Gun), "Мертва по пробуждении"(Death When She Wakes), и в 1952 году, "Смерть с песней на устах"(A Girl Died Singing).

    В 1953 году вышел роман "Вызови дьявола свистом" (Whistle Up The Devil) Дерека Смита (Derek Smith). Автор – профессиональный критик, один из известных исследователей жанра детектива о невозможном преступлении, решил сменить амплуа. Его герой сталкивается с двумя тайнами: как жертва была заколота ножом в запертой охраняемой комнате, и каким образом был задушен человек в охраняемой запертой камере. Это единственная вышедшая книга Д.Смита, но известно, что существуют еще две неизданных рукописи.

    Роман "Исчезнуть без следа" (Thin Air. 1954) Говарда Брауна (Howard Browne) заключал тайну исчезновения жены главного героя, после возвращения с праздника. По мотивам романа был написан сценарий для телевидения под названием "Рокфордские файлы" (The Rockford Fules).

    Писатели- фантасты тоже решили внести свой вклад в жанр детектива.
Curme Gray создал "Убийство в шестом тысячелетии" (Murder in Millenium VI. 1951) - необычный роман в жанре научно-фантастического детектива с «невозможным» преступлением.
Один из основоположников научной фантастики Айзек Азимов (Isaac Asimov) в двух романах из цикла о детективе Эйладже Бейли (Lije Baley) и его партнере роботе Дениэле Бейле (R. Daneel Olivaw), "Стальные пещеры" (The Caves of Steel. 1954) и "Обнаженное солнце" (The Naked Sun. 1957) поставил своих героев перед невозможными преступлениями. Естественно, что это были преступления адаптированные к требованиям научной фантастики. В первом романе происходит убийство космонавта с помощью бластера, в защищенной зоне, где этого оружия быть не могло. В эту зону было только два пути: через проходные, где все люди тщательно проверялись и второй - через открытую местность, где человек не мог пройти. Во втором произведении наши герои сталкиваются с убийством, при котором не месте преступления не обнаружено никакого орудия преступления.

    В конце 50-х наступил "мертвый сезон". Можно отметить лишь неплохой роман Nieves Mathews "Она умерла в темноте" (She Died Without Light) вышедший в 1956 году, оригинальный «Mr. Diablo» 1960-го года Anthony Lejeune и несколько триллеров Картера Брауна (Carter Brown). Любителям детективов пришлось скучать аж до 1968 года. Но это уже отдельный рассказ. Это современный период.


По материалам книги Роберта Ейди «Убийство в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes»).

© Доктор Фелл (Купершмит Петр)
Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (сайт «Детектив - на грани возможного»).




 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика