Мне нужен труп! Я выбрал Вас!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  История жанра

 
  ВТОРОЙ ПЕРИОД (1902 - 1929)  
 



      Журнал The Strand Magazine, в котором печаталось много хороших рассказов, в мартовском и апрельском выпусках 1903 года опубликовал повесть, открывшую новый этап в детективной литературе о невозможных преступлениях. До этого тайна такого преступления в основном касалась "запертой комнаты" в разных вариациях. Убийство, кража – в любом случае главным был способ, которым преступник покинул помещение, запертое изнутри. Samuel Hopkins Adams (Сэмюэль Хопкинс Адамс) создал эффект "запертой комнаты" на открытом пространстве безо всякой привязки к закрытым изнутри дверям и окнам. Собственно говоря, место действия рассказа »The Flying Death» - это пляж. Перед сыщиком не стоит проблема, как преступник вышел из запертой комнаты. Ее там просто нет. Эффект «невозможности» достигается тем, что нет никакого способа покинуть место преступления, не оставив следов на песке. Но именно это произошло. Строго говоря, Адамс не был первым, кто использовал эту идею. Десятью годами ранее Maxwell Scott описал нечто подобное в рассказе для детей старшего возраста. Более того, как когда-то Ле Фаню, он на этой основе написал роман. Заслуга Адамса в том, что он первым использовал эту идею для построения самостоятельного детективного рассказа.

      Естественно, что вскоре не замедлили появиться и другие авторы, которые обыгрывали подобный фокус. В 1906 году вышли два произведения, которые по странному совпадению даже назывались почти одинаково: «Летающий человек» и «Человек, который умел летать». Их авторами были Alfred Henry Lewis с «The Man Who Flew» (U.S.) и Oswald Crawfurd («The Flying Man»). В обоих романах речь идет об убийстве и последующем исчезновении преступника с места преступления. И там, и там действие происходит зимой на заснеженной площадке, причем убийца не оставляет следов на снегу. Crawfurd использовал в своем произведении знаменитую английскую легенду о мистической личности по имени Spring-Heeled Jack, который мог прыгать на огромные расстояния. Идея прижилась! Забегая вперед, упомяну, что в 1935 году Д.Д.Карр использует этот вариант в знаменитом «Пустом человеке» («Три гроба»). Но об этом позже.

      В 1905 году в журнале The Penny Pictorial Magazine, который был далеко не так престижен, как маститые The Strand и Pearson, вышла серия из шести рассказов. Эти опусы, хоть и соответствовали уровню журнала, тем не менее, заслуживают нашего внимания, как наиболее ранняя попытка написать серию рассказов, объединенных одной темой - кажущейся невозможностю рационального решения стоящей перед сыщиком задачи. Они принадлежат перу Мансфильда (Mansfield), писавшего под псевдонимом Huan Mee и не являются самыми удачными его произведениями. Честно говоря, проблемы, которые описываются в этих рассказах, намного более интересны, чем способы их решения. Но все-таки эти первые попытки имеют определенную историческую ценность, о чем говорит тот факт, что они впоследствии были опубликованы еще раз в 1980 году безрассудно смелым британским издательством Ferret Fantasy.

      Другим главным действующим лицом этого периода был американский журналист, почитавший творчество Ле Фаню, и видимо, поэтому взявший себе французское имя Жак Фатрелл (Jacques Futrelle). Он был одним из самых плодовитых авторов рассказов о невозможных преступлениях. С его главным героем, профессором Аугустом Ван Дасеном, которого автор называет The Thinking Machine («Мыслящая Машина»), мы знакомимся в рассказе «The Problem of Cell 13» («Загадка камеры № 13»). Рассказ очень часто включали во всевозможные антологии лучших детективов. «Мыслящая Машина» смог объяснить, с помощью какого трюка человек смог выбраться из охраняемой тюремной камеры. Блестящая фантазия автора выразилась во множестве других рассказов, где он описывал все новые и новые виды невозможных преступлений или вносил изменения в придуманные ранее способы. Как только он ни расправлялся со своими жертвами! В «Деле о таинственном оружии» («The Case of the Mysterious Weapon») он высасывал весь воздух из их тел, в «Доме, который был» («The House That Was») пропадали дороги и дома, в «Похищении ребенка миллионерши Блейс» («Kidnapped Baby Blace, Millionaire») следы на снегу внезапно обрывались, словно несчастное дитя растворилось в воздухе. В одной из своих лучших повестей, «Призрачный автомобиль» («The Phantom Motor»), Фатрелл описал исчезновение машины с охраняемого участка дороги с одним единственным выездом. Мы можем только представить, сколько мог бы еще написать этот замечательный мастер, если бы не произошла трагедия: спасая других, Жак Фатрелл погиб на Титанике в 1912 году.

      Другие авторы этого периода также внесли свой вклад в обсуждаемый нами поджанр детективной литературы. Melvin L. Severy в 1904 г. опубликовал «The Darrow Enigma» - рассказ об убийстве тайного агента в полной людьми аудитории. В 1905 году молодой журналист Эдгар Уоллес (Edgar Wallace) основал свое издательство The Tallis Press и издал первый свой рассказ «The Four Just Men» (в русском переводе - «Четверо справедливых»). Рассказ специально был напечатан не до конца, и читателям предлагалось найти правильное решение. Победитель получал приз в 500 $. Речь в рассказе шла об убийстве в запертой комнате.
     Неожиданностью для издателей стало то, что множество читателей нашло правильный ответ. Это серьезно ударило по финансовому состоянию The Tallis Press. Однако Уоллес, будучи довольно энергичным человеком, сумел выйти из этого трудного положения и написал еще множество произведений, в том числе о невозможных преступлениях.

      «Тайна желтой комнаты» («The Mystery of the Yellow Room») одного их классиков произведений о невозможном преступлении была издана во Франции в 1907 году и переведена на английский язык в 1908 году. Французский журналист Гастон Леру (Gaston Leroux) представил на суд публики сыщика Жозефа Рулетабия (Joseph Rouletabille). В этом романе главное даже не то, что Леру придумал новый вариант преступления в запертой комнате, а в том, что само произведение написано в ранее не применявшемся стиле журнала или газеты. Леру использовал новый способ разделения текста, давая названия главам, как передовицы колонок. Такие названия глав, как «В которой начинаешь ничего не понимать» или «Человек, словно тень прошел сквозь ставни», были новинкой в литературе. Идея имела большой успех. Д. Д. Карр считал этот роман одним из лучших романов о запертой комнате и признавал, что он оказал немалое влияние на его собственное творчество. Рулетабий действовал еще в нескольких романов автора, но среди них не было ни одного такого же удачного, кроме, пожалуй, романа «Духи дамы в черном».

      Другим любимым героем Д. Д. Карра был вездесущий сыщик Гамильтон Клик (Hamiton Cleek). К невозможным преступлениям имеет отношение рассказ «Человек, у которого было 40 лиц» («Man of the Fоrty Faces») Томаса Ханши (Thomas Hanshew). Новеллы о приключениях Клика составили несколько томов.

      О следующем, 1911 г. Э. Квин говорит, как о годе, в котором произошло чудо. Имеется в виду выход в свет сборника «Неведение отца Брауна» («Innocence of Father Brown») уже известного в то время Г. К. Честертона (G. K. Chesterton). Приключения отца Брауна вначале публиковались в журнале «Cassell's Magazine». Затем они были собраны в пять сборников. Скромный и обаятельный священник-сыщик довольно часто сталкивается с невозможными преступлениями, изобретательность Честертона поражает.
      Следом за первым вышли еще два сборника: «Недоверчивость отца Брауна» («The Incredulity of Father Brown»), 1926 г. и «The Club of Queer Trades». В последнем нужно особо отметить рассказ «Крылатый кинжал» («Dagger with Wings»).

      Следующим автором, внесшим свой вклад в развитие литературы о невозможных преступлениях, была Кэролайн Веллс (Carolyn Wells) – не столь яркая, как Честертон, но зато плодовитая. Первый ее детективный роман с частным детективом Флемингом Стоуном (Fleming Stone) под названием «The Clue» вышел в 1909 году. В третьем своем романе «The White Alley» (1912) писательница опробовала перо в описании убийства в запертой комнате. И это ей явно удалось. В течение следующих тридцати лет она написала около ста произведений и около двадцати из них - о невозможных преступлениях. Никогда ранее женщина-писательница не уделяла столько внимания этому жанру.

     Начало первой мировой не могло не оказать влияние на литературу и, в частности, на детективную: выход новых книг замедлился. Но все же годы войны оказались не совсем бесплодными. Отметим два произведения. Одно из них, «Спрятанная маска» («The Hidden Mask», 1914), написанное C. Guise Mitford, издало терпящее финансовый крах издательство Greening. Вдобавок к преступлению в запертой комнате в произведении выведен образ мерзкого и коварного преступника который, в конце концов получает по заслугам.
      Второе из них - «Цветок персика» У.А. Маккензи («Flower of the Peach», W. A. Mackenzie (1916)) Роман запоминается тем, что детектив Jackson решает проблему запертой комнаты за счет знания французского короткого рассказа девятнадцатого века «Le Werrou» («Засов»)написанного Armand Syivestre. Английского издания этого рассказа не существует.

      Во время Первой мировой появились детективы с невозможными преступлениями, которые коснулись водителя и автомобиля. Речь идет о мертвом водителе, ведущем машину. Это была благодатная тема, и она обыгрывалась разными авторами в различных вариациях. Первым, кто коснулся такой загадки, был Nevil Monroe Hopkins в 1916 году. Главный герой рассказа «The Moyett Case» Мейсон Брант (Mason Brant) расследует дело об убийстве водителя, который уже будучи определенное время мертвым, продолжает вести авто. Этот трюк с различными объяснениями с успехом использовали Д. Д. Карр («Потерянная виселица»), Найджел Морланд (Nigel Morland), Дж. Гардон (J.E.Gurdon), Артур Апфилд (Arthur Upfield) и Эдвард Хоч (Edward Hoch).

      Первая мировая война закончилась в 1918 году, и этом же году в США родилась новая звезда литературного сыска. В романе Мелвилла Дэвиссона Поста (Melville Davisson Post) был выведен дядюшка Эбнер (Uncle Abner), этакий Федор Анискин (деревенский детектив) американской глубинки. Дядюшка Эбнер совершенно справедливо рассматривается как один из членов большой четверки, совместно с О. Дюпеном, Ш. Холмсом и отцом Брауном. Наиболее уникальный случай об убийстве в запертой комнате дядюшка Эбнер расследует в «The Doomdorf Mystery». И хотя автор ранее уже обращался к теме невозможных преступлений в «The Nameless Thing» (1912) и, позднее, в «Broadmoor Murder» (1929), именно «The Doomdorf Mystery» стала его самой яркой вещью.

      В течение нескольких лет после успеха Поста в жанре «невозможного преступления» случалось немного новшеств. Но все же кое на что стоит обратить внимание. В 1921 году Eden Philrotts, девонширский автор, опубликовал «The Grey Poom» - лучшее из его детективных произведений, посвященное «запертой комнате». Его же «The Marylebone Miser» (1926) намного слабее.
      Will Scott также написал множество неплохих вещей, из которых в 1924 году «The Vanishing House» («Исчезнувший домe) с главным героем Giglamps.

      «Загадка Лейтон-корта» («The Layton Mystery»), опубликованная анонимно в 1925 году, познакомила читателей с джентльменом Роджером Шерингэмом (Roder Sheringham). В 1939 году этим писателем будет издан еще один роман с невозможным преступлением, «Death in the House», в котором действует лорд Arthur Linton. Мы говорим о Энтони Беркли Коксе, который подписывал свои произведения Энтони Беркли (Anthony Berkeley) или Френсис Илс (Fransis Iles).

      Необычная издательская судьба у двух книг американца Чарльза Чедвика (Charles Chadwick). Более ранняя «The Cactus» (1925) на тему запертой комнаты была опубликована только в Америке, вторая же, «The Moving House of Forsaldo» (1926), - только в Англии. Оба произведения достаточно достойного уровня.

      В том же 1926 году произошло интересное издательское совпадение. Два романа с почти одинаковыми названиями были опубликованы практически одновременно. Это роман Дугласа Тиминса (Douglas Timins) «The Phantom Train» («Поезд-Фантом») и «The Ghost Train» («Поезд-Призрак»), принадлежавший перу Рут Александер и Арнольда Ридли (Ruth Alexander & Arnold Ridley). D. Timins даже сделал специальное замечание на обложке своей книги. Название оказалось настолько удачным, что получило долгую жизнь: в 1970 году в Лондоне вышел еще один роман с подобным названием.

     Walter S. Masterman, сейчас в значительной мере забытый писатель, написал несколько неплохих романов о невозможном преступлении. «The Wrong Letter» («Неправильное письмо») и «The Curse (Crime) of the Reckavilles» описывают преступления в запертой комнате. К недостаткам книги можно отнести то, что писатель слишком углубился в мрачный мир отвратительных монстров и людей-гигантов. Наиболее показателен в этом отношении рассказ «The Border Lane» (1936). Позже автор написал детективный роман без невозможного преступления под названием «The Baddington Horror».

     Странная попытка использовать легенду о «вечном человеке» и превращении его в оборотня была сделана в романе «Werewolf» («Оборотень») Shatless Lee Swem. Позже эту же идею использовали Norman Berrow в «It Howls at Night» и Max Dalman в «Abrood» (1938).

     1926 год, Америка. То, что страна так долго ждала, произошло. Вышла первая книга «главного детективного романиста» Уилларда Хантингтона Райта (Willard Huntington Wright) «Дело об убийстве Бенсона» («The Benson Murder Case»). Автор подписал роман как Стивен Ван Дайн (S. Van Dine). Произведение было принято на ура и провозглашено «шедевром детективной литературы». Этот роман включал в себя набор героев, ставший эталоном в детективе. Судите сами:
      1. Сыщик-любитель Фило Вэнс - сноб, эрудит и поклонник изящных искусств.
      2. С. Ван Дайн - этакий виртуальный, невидимый доктор Ватсон.
      3. Джон Мархли - окружной прокурор Нью-Йорка, весьма слабый в профессиональном отношении интеллектуал.
      4. Сержант Хэс - немой, почти комично немой, полицейский.

      Не правда ли знакомый набор героев?
     Во втором романе этого роман, «Смерть канарейки» («The Canary Murder Case»), изданном в 1927 году, преступление совершено в запертой комнате. Ван Дайн еще раз ставит своего героя перед похожей тайной в «The Kennel Murder Case» (1933) и в «Деле о драконе-убийце» («The Dragon Murder Case», 1934), где человек исчезает из находящегося под наблюдением плавательного бассейна. Это – лучшие его вещи. Более поздние произведения Ван Дайна значительно слабее. Одной из интереснейших вещей для всех любителей детективного жанра являются разработанные Ван Дайном «Двадцать правил для пишущих детективы».

     Два следующих романа, которые рекомендуются для прочтения любителям детектива о невозможном преступлении, созданы не очень плодовитыми авторами. Первый - «The Medbury Fort Murder» (1929) Джорджа Лимнелиуса (George Limnelius) - написан очень хорошим языком и рассказывает о преступлении в запертой комнате. Второй, «Into Thin Air» (1928), принадлежавший соавторам Horatio Winslow и Leslie Quirk, содержит массу загадок. Кто такой Салемский призрак и как он организовывал свои удивительные исчезновения? Как он сумел сбежать из тюрьмы? И наконец, чьи обугленные останки похоронены на отдаленном кладбище? На протяжении всех страниц книги Салемский призрак совершает свои невозможные чудеса. Добавьте сюда умнейшего детектива - доктора Klotz - и вы поймете, почему этот роман получил высокие оценки.

     Нельзя пропустить и два коротких рассказа. «Чайный лист» («The Tea Leaf») Эдгара Джепсона (Edgar Jepson) и Роберта Юстаса (Robert Eustace) в 1925 году печатался в The Strand Magazine, а затем был включен в сборник «Great Short Stories of Detection, Mystery and Horror». В рассказе женщина-детектив расследует дело об очень изобретательном и оригинальном способе преступления в запертой комнате. В 1928 вышел в равной мере симпатичный рассказ «Невидимое оружие» («The Invisible Weapon») Николаса Олдса (Nicholas Oldc), входящий в «The Incredible Adventures of Rowland Hern». Непонятно, почему рассказ не попал в антологию «Queen's Quorum».

     Заканчиваем этот период выходом первой части романов Anthony Wynne о детективе, докторе Eustace Hailey. Первая книга «The Room with the Iron Shutters» (1929) была посвящена уже стандартной проблеме запертой комнаты. Но затем автор зарекомендовал себя как мастер другой формы невозможного преступления: убийство невидимым орудием. Раз за разом доктор Hailey сталкивается со странными смертями, когда нельзя понять, каким образом убита жертва. Свидетели все видят, но не могут объяснить, как все произошло. Кроме того, у Anthony Wynne есть несколько детективов, связанных с исчезновением или отсутствием следов на заснеженной местности.



По материалам книги Роберта Эйди «Убийства в запертой комнате и другие невозможные преступления» (Robert Adey «Locked Room Murders and Other Impossible Crimes»)


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика