Будет сидеть! Я сказал!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  Эдмунд Криспин
 
   
 

Имя: Эдмунд Криспин (Edmund Crispin)
Дата рождения: 1922 года
Место рождения: Букингемшир
Дата смерти: 1978 года
Профессия: писатель, музыкант
Произведения автора  
 
 

    Роберт Брюс Монтгомери (Robert Bruce Montgomery) (1922–1978) — писал под псевдонимом Эдмунд Криспин (персонаж романа Майкла Иннеса «Hamlet, Revenge!»(1937).

    Монтгомери родился в Чешем-Бойс, Букингемшир в шотландско-ирландской семье. Отец — Роберт Эрнест Монтгомери, государственный служащий, мать — Марион Блэквуд Джарви, домохозяйка.

    Образование Роберт Брюс получил в лондонской школе Merchant Taylor и в колледже Св. Джона Оксфордского университета, который закончил в 1943 году со степенью бакалавра современной лингвистики. Во время учебы он зарекомендовал себя великолепным музыкантом, был органистом и хормейстером студенческой капеллы. В 1944–1945 годах работал школьным учителем в Шрусбери.

    После знакомства с романом Д. Д. Карра «Кривая петля» Роберт Брюс начал писать. В 1944 году издательство Gollanz опубликовало его первый роман — «Дело о позолоченной мухе». Герой этого произведения — эксцентричный, иногда сумасбродный, оксфордский профессор Джервас Фен — стал впоследствии серийным персонажем писателя. Считается, что прообразом Фена был хороший знакомый Криспина оксфордский профессор W. E. Moore. Роман «Дело о позолоченной мухе» вошел в список лучших произведений об убийствах в запертой комнате.

    Начиная с 1945 года стремительно развивалась музыкальная карьера Монтгомери. Он выступал с концертами как пианист и органист, сочинял церковную музыку, музыку к кинофильмам. Роберт Брюс Монтгомери получает известность как автор вокальной и хоральной музыки, в 1951 году выходит в свет его «An Oxford Requiem».

    1940–1950-е годы ХХ века были самыми плодотворными в творческой жизни Монтгомери. Автор опубликовал девять романов. Сложность сюжетов, невероятные решения и наличие в творчестве Криспина "закрытых комнат" ставят его в один ряд с мэтрами "Золотого века" детектива.

    Особенно нужно отметить искрометный юмор в произведениях Криспина, до него не присущий детективному жанру. Лучший пример — «Шагающий магазин игрушек». Так, во время погони Кадоган говорит Фену: «Давай все бросим, Gollanz издаст эту книгу». Или чего стоит фраза "Без этой книги может обойтись любой!", когда герои обсуждают произведения известного классика.

    Криспин построил особняк в Девоне и собрал огромную коллекцию пластинок классической музыки. В 1961 году вышел ставший популярным фильм "Raising the Wind", к которому Криспин написал и сценарий, и музыку. Но после 1953 года наступило затишье — в течение 25 лет Эдмунд не написал ни одного нового произведения. В это время он был ведущим британским критиком детективного жанра, его обзоры публиковались в "Sanday Times" до 1967 года. Криспин также отредактировал несколько сборников научно-фантастической литературы.
    Отсутствие новых произведений было вызвано тем, что любовь Эдмунда к спиртному переросла в хронический алкоголизм. Он не мог писать не только романы, но с некоторого времени и статьи. Некогда богатый писатель стал испытывать постоянную нужду в деньгах. За три года до смерти Криспин женился на своем секретаре Ан Клементс, но страсть к алкоголю все больше губит его. Клементс до самой смерти Криспина была его ангелом-хранителем, кормила, ухаживала, меняла белье. Закончил свои дни Криспин в Dartington Parish Church.

    Незадолго до смерти Монтгомери опубликовал свой последний роман — "Проблеск луны" (1978 г.). Английский писатель Кингсли Эмис, друг юности Роберта Брюса, в своих воспоминаниях написал, что жизнь Криспина представляет собой классическую трагедию человека, исчерпавшего свой талант и пытавшегося найти забвение в алкоголе. Алкоголизм привел к ранней смерти писателя от сердечного приступа 15 сентября 1978 года.

    К сожалению, на русский язык переведен всего один роман «Шагающий магазин игрушек» и несколько рассказов.


    Wyatt James on Crispin

    Весьма скромное по объему творческое наследие Эдмунда Криспина (основные произведения написаны им в промежутке между 1945 и1951 годами), тем не менее, стало очень важным событием в детективной литературе Англии. Кроме того, Криспин был, возможно, лучшим после Джулиана Симонса (Julian Symons) литературным критиком.

    Эдмунд Криспин - профессиональный музыкант, талантливый сценарист, составитель антологий, посвященных криминалистике и научной фантастике, - был представителем школы невероятных и хитроумных сюжетов. Как и Карру, Криспину нравилось совмещать комедию с криминальной загадкой. Подобно Майклу Иннесу, он употреблял восклицания, которые многим казались странными, но на самом деле (кто знает?) могли быть взяты из Шекспира.

    Главный герой, профессор английского языка и литературы Оксфордского университета Жервез Фен, за исключением внешних данных, мог быть братом-близнецом карровского доктора Фелла. Сюжеты произведений Криспина всегда отлично скроены, хотя, может, и не дотягивают до высокого уровня мэтров жанра.

    Криспин имел неприятную привычку бросаться такими намеками и фразами (часто латинскими, французскими или немецкими), что даже образованные люди, к которым я причисляю себя, не имели о них понятия. Причем эти фразы приводились без ссылок и переводов. Когда встречаешь что-то типа aus oboe, ha ha, то думаешь: «Я видел это раньше, хотя не помню, что оно означает». С другой стороны, некоторые авторы тратят массу времени на абсолютно правильное академическое написание фраз и размышления над ними, хотя это имеет смысл в поэме или драме, но не детективе, где все подчинено трем извечным вопросам – кто, почему и как.


    Майк Грост о Криспине

    Рассказы Эдмунда Криспина написаны в лучших детективных традициях. Во многих из них приводятся изобретательные алиби. Иногда автор демонстрирует сцены, базирующиеся на сложных сюжетах, а иногда сосредоточивается на полицейском расследовании. Криспин создает детективы, содержащие великолепные невозможные преступления, требующие глубокого размышления. Лучшие рассказы Криспина имеют абсолютно загадочный сюжет, где автор создает невообразимо сложные цепочки дедукции, которые с успехом представляет в финалах произведений. К сожалению, анти-детективная история «Кто убил Бейкера?» (1950) намного более известна, чем такие замечательные рассказы, как «Beware of the Trains» (1949) и «Black for a Funeral».

    По моему мнению, раннее творчество («Beware of the Trains») Криспина намного лучше, чем позднее («Fen Country»). Слишком много в «Fen Country» недостатков для настоящей загадки.

    Я не могу отнести себя к поклонникам Криспина - романиста. Три прочитанных романа («Дело о позолоченной мухе» (1944), «Шагающий магазин игрушек» (1946) и «Swan Song» (1947)) мне не понравились. Слабый сюжет, расследование часто прерывается юмористическими отступлениями, характеры бедны и непривлекательны.


 
  © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
 
Яндекс.Метрика