Элементарно, Ватсон!
 
 
 
Все новости сайта 
 
  История жанра
Авторы
Рецензии
Маэстро
Анри Бенколен
Гидеон Фелл
Генри Мерривейл
Вне серии
Исторические
Герои
Разное
Статьи
Галерея
Форум
  Друзья сайта
На главную
Почта сайта
     
  Эдвард Хоч
 
    
Глава 1
 
 

Имя: Эдвард Детингер Хоч
(Edward Dentinger Hoch)
Дата рождения: 22 февраля 1930 года
Место рождения: Рочестер (штат Нью-Йорк, США)
Дата смерти: 17 января 2008 года
Профессия: писатель
Произведения автора  
 
 

     Эдвард Детингер Хоч (Хох, Хок), Edward Dentinger Hoch (1930-2008) – американский писатель, создавший большое количество детективных произведений. И если его имя менее известно, чем оно того заслуживает, то произошло это в основном из-за того, что автор предпочитал писать рассказы, а не романы. К сожалению, на русском языке издано очень мало его рассказов, а те несколько, что переведены, относятся к жанру фантастики.

     Эдвард Хоч родился в Рочестере (штат Нью-Йорк) и получил образование в местном университете. После окончания отслужил два года в армии. Прежде чем в 1968 году стать профессиональным писателем, Хоч работал библиотекарем, публицистом, менеджером по связям с общественностью в одной из компаний.
     Писательский дебют состоялся в 1955 году.

     В 1962 году начался его длительный «роман» с журналом Ellery Queen’s Mystery Magazine, в котором впоследствии была напечатана половина всех его рассказов. Начиная с 1973 года, как минимум один рассказ появлялся в каждом номере этого популярного журнала, который назвал Эдварда Хоча «королем классического детектива».

     Один из ведущих современных авторов в жанре классического детектива, Эдвард Д. Хоч опубликовал более девятисот рассказов. Лучшие из них собраны в двух сборниках: The Old Spies Club («Клуб старых шпионов») и The Velvet Touch.

     Книги Э. Хоча представляют собой серии рассказов с продолжением. Каждое такое «многосерийное произведение» написано в одном из многочисленных направлений детективной беллетристики. К примеру, приключения офицера полиции Леопольда описаны в жанре полицейского детектива. Другой персонаж – бывший семейный врач Сэм Хоторн - исполнял роль «сэра Генри Мерривейла», то есть расследовал «невозможные преступления». В криминальных рассказах о шпионах и разведчиках действовал Джеффри Рэнд, а Бен Сноу появлялся в исторических детективах. Можно сказать, что Эдвард Хоч менял жанры своих рассказов, сменяя персонажи, - довольно оригинальная и интересная тактика.

     Одна из лучших рецензий на произведения Хоча - предисловие к сборнику рассказов о капитане Леопольде «Путь Леопольда» (Leopold's Way,1985) - написано Francis M. Nevins. Предисловие содержит биографическую информацию об авторе и детальный обзор множества его произведений. Этот сборник, включающий в себя полную библиографию историй о капитане Леопольде, очень часто переиздается на английском языке, и остается непонятным, почему такие доступные издания до сих пор не удостоились права быть переведены на русский язык.

     Как уже было сказано, перу автора принадлежат более девятисот рассказов; неудивительно, что среди них встречаются разные по качеству произведения. Часть из них представляют собой загадки – паззлы и слишком просты для искушенного читателя, а часть рассказов, особенно ранние, на наш взгляд, излишне мрачные. Однако большинство работ Хоча вполне добротны или, больше того, блестящи.
     Многие его рассказы можно найти в различных детективных журналах, некоторые собраны в книгах, которые вышли ограниченными тиражами и давно не переиздавались. Но на английском языке есть антологии, в которых среди множества рассказов других авторов можно отыскать рассказы Хоча, которые запрятаны, как драгоценные жемчужины детективного жанра.
     Перечислю некоторые из этих антологий:
  • The Locked Room Reader (1968)
  • Detective Duos (1973)
  • Locked Room Puzzles (1986) (1968)
  • Death Locked In (1987)

         Уже сами их названия говорят о том, что Эдвард Хоч - один из самых одаренных и плодовитых писателей, работавших в жанре «невозможного преступления».



    Невозможное преступление в творчестве Э. Хоча


         Немалая часть рассказов Эдварда Хоча написана в жанре «невозможного преступления».

         The Theft of Cinderella's Slipper (1987) из сборника The Velvet Touch - криминальная история о «невозможным преступлении», которое произошло в офисе небоскреба, написанная в русле карровско-честертоновской традиции. В такой же манере написан рассказ Captain Leopold and the Vanishing Men (1979) об исчезновении двух мужчин из кафе.

         Хотя почти все основные герои Э.Хоча так или иначе сталкиваются с таинственными исчезновениями, запертыми комнатами и другими атрибутами «невозможного преступления», у автора есть целый цикл рассказов, посвященный именно этому жанру. Главным героем этой серии выступает доктор Сэм Хоторн. В рассказах, названия которых начинаются с The Problem of..., есть интересная особенность: в конце каждого рассказа содержится намек на новое дело, и каждый последующий как бы продолжается с точки окончания предыдущего рассказа цикла.

         Истории, связанные с таинственными исчезновениями, занимают особое место в жанре «невозможного преступления». Такой проблемой «чуда» занимались многие мэтры жанра. Достаточно вспомнить «Загадку Торского моста» Артура Конан Дойля, «Проклятие бронзовой лампы» маэстро Карра, «Загадку в Хайгейте», написанную совместно Андрианом Конан Дойлем и Д.Д.Карром, или «Исчезновение мистера Джеймса Филлимора» Эллери Квина.
         Очевидно, Эдвард Хоч видел нечто комичное в таких исчезновениях, и его рассказ «Загадка исчезающего продавца» (The Problem of the Vanishing Salesman, 1992) написан с известной долей юмора.

         Другой цикл рассказов, написанный Хочем, связан с «невозможным преступлением» в герметически закрытой комнате. The Magic Bullet (1968) описывает загадку выстрела, когда пуля прошла сквозь закрытую дверь (невольно вспоминается «Король умер» Эллери Квина.) В The Problem of the Crowded Cemetery (1995) труп неожиданно появляется в закрытом ящике. С такой же загадкой мы встречаемся в The Problem of the County Fair (1978). Подобные варианты «чуда» никогда не встречались в работах других авторов, и надо отдать должное Хочу как писателю, который много сделал для развития одного из самых удивительных жанров детективной беллетристики – «невозможное преступление».

         Автор много экспериментировал со «сценой действия». Его фантазия поражает.
         Порой он переносит действие в открытую местность. Как правило, там присутствует домик, скрытый от людских глаз. Вокруг домика, в сложном ландшафте, стратегически важно располагаются свидетели, следы на снегу или песке, всевозможные места, где могут потенциально спрятаться люди. В качестве примера можно привести The Problem of the Hunting Lodge (1983) и более позднюю историю The Problem of the Snowbound Cabin (1987). Оба этих рассказа - о «невозможных преступлениях» в описанных условиях.

         В некоторых рассказах преступления происходят на больших пространствах. Так, в The Problem of the Missing Roadhouse (1994) и The Problem of the Devil's Orchard (2006) место действия - сельская местность.

         Хоч обычно не использовал в своих рассказах большие здания со сложной и уникальной архитектурой, которые так любили писатели «Золотого века».
         Часто в его произведениях события происходят на глазах большего количества людей, в отличие от безлюдных поместий писателей 30-х годов. Одна из историй о Джеффри Ранде - The Spy and the Snowman (1980) - это рассказ о «невозможном преступлении», которое происходит на территории заснеженного поместья. Такую же сцену действия мы видим и в The Theft of the Satin Jury (1972).

         Когда же Хоч решает перенести события внутрь помещения, то всегда происходит что-то необычное и удивительное, как в The Spy in the Pyramid(1972) или The Problem of the Pilgrims Windmill (1980).

         Часть историй, созданных в жанре «невозможного преступления», описывают настолько необычные ситуации, что кажется, они вообще не имеют возможного решения - пока Хоч не расставит все точки над i.
         Основным «мастером по невозможным преступлениям» стал Сэм Хоторн.
        
    Сэм Хоторн


         Доктор Сэм Хоторн (Sam Hawthorne) — семейный терапевт на пенсии и специалист по «невозможным преступлениям». Рассказы о приключениях доктора всегда написаны в форме воспоминания от первого лица, то есть от самого Хоторна. Эти истории представляют собой рассказы об очередном случае из практики и происходят в 1920–1940 годах — то есть в период «золотого века классического детектива». Сэм Хоторн живет в вымышленном городке Нортмонте (Новая Англия) и пытается спокойно отдыхать на пенсии, но, куда бы он ни направился, где-то неподалёку кто-нибудь умирает самым невообразимым способом.

         Впервые появившиеся в 1974 году рассказы о докторе Сэме Хоторне представляют собой тщательные исторические мини-исследования, богатые деталями той эпохи: автомобили Сэма, медицина того времени, политика и мода. Рассказы этого цикла, пожалуй, наиболее, если можно так сказать, «человечны»: Сэм сам по себе — человек весёлый и ведёт повествование с неизменным чувством юмора. В то же время, выбранная форма рассказа от первого лица позволяет читателю лучше прочувствовать переживания героя по поводу расследуемых убийств и вызывает симпатию к выжившим. Поскольку большинство событий цикла происходит в одном маленьком городке, представлено необычайно большое число повторяющихся персонажей второго плана.

         Каждый рассказ о Хоторне — загадка «запертой комнаты», в которой происходит невозможное преступление, и, как правило, это убийство.

         Особый интерес представляет крайне оригинальный авторский приём, использованный в первых произведениях цикла: каждая история оканчивается намёком на сюжет последующей, а последующая стартует с упоминания предыдущей. Подобную уловку авторы иногда используют, собирая рассказы в антологии, чтобы превратить их в подобие непрерывного повествования (вспомним «Партнёров по преступлению» А. Кристи). Этот прием также был удобен для публикаций в периодике. Получался, если можно так сказать, «сериал» с продолжением.

        


         В данной статье использованы материалы эссе Майкла Гроста.



  •  
      © Доктор Фелл (Купершмит Петр)
    При использовании данных материалов, ссылка на сайт обязательна!
    Автор и разработчик сайта Купершмит П.       Дизайнеры сайта: Купершмит Е. (Джин Грей - ник на форуме) и Анна Б.(Кошка)

    Редакторы сайта: Мария Баганова и А.А.Макиевская.
     
    Яндекс.Метрика