|
"Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль © Вильям Шекспир
"Существует лишь то, в существование чего мы верим" © |
СОБЛАЗН
EL CEBO, 2010 Каждое очередное произведение Сомосы заставляет меня задуматься — есть ли предел фантазии у этого оригинального автора. "Соблазн" прочел даже не на одном, а на "половине дыхания".
Казалось бы, что общего между Шекспиром и полицейской работой? Но вот Сомоса нашел. Мы много знаем и по детективным произведениям, и вообще о профайлерах и так называемой "охоте на живца". Первые создают (более или менее удачно) психологический портрет преступника. Что он будет делать в той или иной ситуации, на какой тип жертв они "западают". И тогда в некоторых случаях на "охоту" выходят, назовем их как в романе, "наживки". Как правило это полицейские, которые схожи с нужным типажом и играют свою "роль". Именно этот способ нейтрализации преступников — основная линия произведения.
В испанской полиции существует некое секретное подразделение в котором обучаются "наживки" — специально обученные особым психологическим и актерским навыкам юноши и девушки. С ними занимаются психологи, которые в совершенстве знают… творчество Вильяма Шекспира. Считается что любой индивидуум имеет свои "филии" и "псиномы". Для того чтобы понять эти термины, надо прочитать роман. Собственно слово "псином" это как всем нам известный "геном". И нам с "генами" переходит различная наследственная информация (я все это приблизительно передаю). "Псином" то же самое — только касается психологических аспектов человека. Дальше. Если постараться написать про это "на коленке", то так: у каждого из нас есть что-то, что может "взвести курок" (спровоцировать) на какое-то действие, которое подсознательно присутствует в нас. То, что мы, живя в цивилизованном мире и "подчиняясь правилам игры" постоянно подавляем в себе. Какой-то жест, определенная одежда, поза и так далее — и все, "снесло крышу" — все темное выскакивает наружу. "Наживки" — это люди, которые могут распознать конкретную "филию" конкретного индивидуума и с помощью определенной "маски" (игры) нейтрализовать человека, введя его в экстаз наслаждения. Да да. Именно так. Ничего удивительного. Ведь и защекотать можно до смерти.
Конечно, это фантастика. Но насколько. Ведь что-то же цепляет нас в определённом человеке. Есть же, так называемая "любовь с первого взгляда". Разве у каждого из нас не было в жизни случая, когда что-то, какой-то момент, когда почувствовали себя "на грани"? Когда кажется что еще слово, еще какая то "капля" и "крышу снесло". В конце концов вспомним о гипнозе. Это же точно не фантастика. Правда в гипнозе все с точностью наоборот — человек совершает действия, которые бы он не сделал в обычном состоянии. Но тем не менее, с помощью определенного набора действий (иными словами жестов) над объектом берет контроль другой человек. В любом случае речь идёт об определённом наборе действий (пользуясь терминологией произведения — масок), который приводит в действие (в нашем случае) скрытные подспудные конкретные желания (псином) конкретного человека.
Если принять условия "мира" созданного автором, то весь процесс работы полиции полностью меняется. Как все происходит обычно в реальном мире или даже в детективах. После преступления по различным признакам (особенно если это серия) определяется modus operandi и профайлеры составляют (примерный) психологический портрет убийцы, его образ жизни, и так далее. В "мире" Соросы с помощью технологий по этим признакам определяется "псином" подозреваемого и соответствующая этому "псиному" "филию". А дальше "на охоту" выходят наживки, которые уже зная особенности подозреваемого, скажем так, "заставит" захватить одну из "наживок". Преступник просто не может поступить иначе. Это у него генах, это сильнее его. Все. "Наживка" сыграв определённую (для конкретной "филии") роль (маску), нейтрализует преступника. Только преступника!? Ведь "наживки" это орудие убийства. Кто и как может им воспользоваться!?
В центре повествования лучшая "наживка" Испании Диана Бланко, которая ведет "охоту" на некоего Наблюдателя, за которым тянется шлейф убийств. А когда в его лапы попадает ее сестра, то дело становится личным. И как избежать самого страшного — упасть в бездну: "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем".
Я была монстром – и знала это. Быть им – суть моей работы.
Как выиграть в схватке где каждый играет свою роль? И свою ли? И одну ли? Кто и как может победить в схватке в которой " весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль"? "Актер" против "Актера". "Маска" против "маски". И среди них самая сильная и жуткая — "Маска Йорика".
Как и с любым произведением Сомосы, я не могу рекомендовать/не рекомендовать роман участникам или гостям форума. Чисто на любителя. Это и детектив (еще с какими поворотами сюжета), и нуар, и фантастика, и психологический роман. Этакий "микс" жанров.
— Псином, дорогая Диана, – это математика, — холодно возразил Монтемайор. — Ты смотришь на это дело глазами актрисы на сцене, но тот, кто тебя разглядывает, реагирует точно и просчитываемо — всегда.
И все это одновременно делает образ все более желанным, но при этом его же и истощает. Что-то вроде короткого замыкания. Ее образ напомнил плоское бесполое существо с полотна "Крик" Эдварда Мунка. "Вот он, Йорик", – пронеслось в голове, и к горлу подкатила тошнота. Череп шута Гамлета, этот его костный лик с глазами и ртом, зияющими, как колодцы, глядящий и поверх себя самого, и поверх самой реальности.