Элементарно, Ватсон!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

101 years' entertainment

101 years' entertainment

СообщениеАвтор Клуб любителей детектива » 02 янв 2020, 16:49

101 ГОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ: ВЕЛИКИЕ ДЕТЕКТИВНЫЕ ИСТОРИИ 「1841-1941」

   Антология “101 год развлечения” была составлена Фредериком Даннеем и Манфредом Ли (Эллери Квин) к столетию с выхода в свет в 1841 года "Убийства на улице Морг" Э. По — первого в мире детективного рассказа. Поэтому в антологии Данней и Ли стремились к максимальному охвату жанра, и как уточняли сами авторы, detective−crime story — то есть не только детективного, но и вообще криминального рассказа.
   Антология состоит из шести разделов, первые два из которых включают рассказы о тех или иных великих сыщиках (мужского и женского пола), третий — юмористический детектив, четвертый — истории о хитроумных преступниках и мошенниках, пятый — криминальные рассказы, не вписывающиеся в рамки классического детектива, шестой — один рассказ, который составители затруднились классифицировать. Составление данной антологии стало для кузенов подготовительным этапом к основанию знаменитого журнала “Ellery Queen's Mystery Magazine”.

  © Переводы выполнены специально для форума ‘КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВА’ │ Переводы участников форумаРедактор−корректор: О. Белозовская
  Данные о переводчиках, первой публикации, источников перевода и дате публикации на форуме во вкладках каждого конкретного рассказа.

  ВАЖНО! В ТОПИКЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ. ЧИТАТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА!
Изображение

   “Тем из вас, кто не находит удовольствия в фактах и личностях, именах, датах и примечаниях, комментариях и сносках, редакторы позволяют пропустить это предисловие и немедленно перейти к пятидесяти рассказам, выбранным нами для чествования 101-летия Развлечения”. © Эллери Квин | +
   I. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖАНРА

   Первым насильственным преступлением в литературе было вполне полноценное убийство — с жертвой, преступником, мотивом и, следовательно, орудием; хотя глава 4 книги Бытия просто отмечает: “И восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его”, можно предположить, что орудием был плуг с раздвоенной ручкой либо примитивная мотыга, поскольку это случилось, “когда они были в поле”, а Каин, как всем известно, “был земледелец”.
   Тем не менее нельзя сказать, что это поистине историческое братоубийство положило начало детективной литературе, по той простой причине, что это дело лишено необходимейшего элемента — сыщика. И хотя кровавый корпус исторических фактов кишит убийствами и менее жуткими преступлениями, а литература откормилась на их приятных подробностях, простой факт состоял в том, что детективная литература ждала детектива-человека, а таковой — каким мы знаем его сейчас — не появлялся на сцене человеческой цивилизации до 1829 года от Рождества Христова, когда сэр Роберт ПильИзображение Robert Peel
1788 — 1850
создал в Лондоне первую официальную полицию. В конце концов, литература следует за человеком, как собака, а затем человек сильно отстает.

   Всего через дюжину лет после появления первых “бобби” молодой редактор филадельфийского журнала Graham'sИзображение “Graham's” Magazine
published from 1841 to 1858
, размышляя над способами увеличения тиража, изобрел новый вид сюжета и поместил его — можно предположить, что с двойным беспокойством автора и тем более редактора — в один из своих рассказов. Запомните дату: апрель 1841 года. Именно тогда первый детектив мелькнул перед пораженной мировой аудиторией.

   С тех пор многие редакторы постигли, что Эдгар Аллан По — в этом, как и во всех литературных вопросах, — был провидцем. Ибо детективные сюжеты спасли от забвения многие “умирающие” журналы, и глупо было бы опять повторять, что детективы принесли радость и утешение уже трем поколениям читателей.
   
   II. ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ

   Нынешний читатель предпочитает представлять детективы в виде романов, и, надо признать, количество их бессчетно. Но оригиналом, “легитимизующей” формой был рассказ. Детективный роман есть рассказ, раздутый углублением характеров, описаниями и романтической чепухой, слишком часто всего лишь для набивки пышной подушки, а добавляет он к форме рассказа лишь одно нововведение — ложный сюжет, “красную селедку”Изображение red herring
на жаргоне англоговорящих секретных служб означает "отвлекающий маневр", "дезу".
, который, будучи плохо использован, лишь раздражает, хотя и предназначен запутать. По напечатал первый в мире детективный рассказ в 1841 году, но то, что считается первым в мире детективным романом, “Дело вдовы Леруж”Изображение "L'Affaire Lerouge" Габорио, появилось в Le Pays лишь в 1866 году, двадцатью пятью годами позднее “Убийства на улице Морг”
.
   Несмотря на первозданную чистоту малой формы, среди многих выдающихся авторов детектива наблюдается печальная тенденция ее избегать. Потому ли, что публикация детективных рассказов становится — особенно в последние годы — коммерчески невыгодной, или по иной причине, но факт остается фактом — нет никаких рассказов, где были бы задействованы Чарли Чан (Эрла Дерра Биггерса), Ниро Вульф (Рекса Стаута), Ник Чарльз (Дэшила Хэммета), Перри Мейсон (Эрла Стенли Гарднера) или Фило Ванс (С. С. Ван Дайна)Изображение Мы подозреваем, что существует по крайней мере один рассказ о Фило Вансе, пародия, где Ван Дайн, по-видимому, окарикатуривает собственное творение. Но подтвердить это подозрение нам не удалось. Конечно, этот рассказ никогда не публиковался и, если и существует, то является собственностью наследников Уилларда Хантингтона Райта. Группа произведений с участием Ванса, написанных Ван Дайном несколько лет назад для журнала “Cosmopolitan”,  — не рассказы, а “монологи”, где Ванс анализирует факты некоторых недавних реальных заграничных происшествий. — Примеч. Эллери Квина.. Так что, увы, в этой книге им места не нашлось.
   Точно так же есть другие, не менее интересные вымышленные сыщики, рассказов о которых столь мало, что их заметит лишь самый остроглазый энтузиаст. Профессор Пристли Джона Роуда появляется только в двух — “Неуловимая пуля” и The Vanishing DiamondИзображение anthology "The Great Book of Thrillers"
1935
. Инспектор Френч Фримена Уиллса Крофтса лишь в трех — East WindИзображение The Cornhill Magazine Feb 1934, The Match и The Hunt BallИзображение Holly Leaves Nov 21 1937; Ано Альфреда Мейсона в одном — The Affair at the Semiramis HotelИзображение Cassell’s Magazine of Fiction Dec 1916; Роджер Шерингэм Энтони Беркли фигурирует по меньшей мере в двух — “Карающий случай”Изображение “The Avenging Chance”
Pearson's Magazine^ 1929
(включен в эту антологию) и “Белая бабочка”; доктор Фелл Джона Диксона Карра — в одномИзображение Явная ошибка составителей. Как минимум еще три рассказа с доктором Феллом были написаны до 1941 года. Примечание Купершмит П., “Неверная постановка вопроса”; Тэтчер Колт Энтони Эббота — в двух, About the Disappearance of Agatha KingИзображение (nv) Cosmopolitan, Jun 1932 и About the Perfect Crime of Mr. DigberryИзображение Cosmopolitan, Oct 1940; Mr. Pinkerton, созданный Дэвид ФроумИзображение David Frome
1998 — 1983
, — в одном, Policeman's Cape.

   [В данном абзаце много неточностей. Составители ошибались насчет Д.Д. Карра (смотри примечание). Дэвид Фроум — еще пять рассказов (по крайней мере, которые я нашел). Примечание: Купершмит П.]

   Но хоть вышеупомянутые достойные особы и упущены, другим повезло больше, и данная книга посвящена этим другим. Рассказы в сборнике “101-летие Развлечения” не обязательно “лучшие из лучших”, совершенство — вопрос тончайшего индивидуального суждения, и было бы самонадеянным пытаться канонизировать для потомства то, что признано лучшим нами.
   Однако можно нарисовать цельную картину первых 100 лет, переиздав рассказы старинные, не столь древние, недавние и новейшие, рассказы характерные, рассказы интересные, рассказы необычные, классические шедевры и произведения, неведомые среднестатистическому читателю — да и многим экспертам. Мы пристально отыскивали тот четырехлистный клевер, что ищут все пасущиеся на зеленом лугу историко-литературных изысканий, то самое главное “открытие” — упущенный составителями иных антологий рассказ. Нам повезло обнаружить неожиданно много подобных вещей, и они представлены в этой книге для вашего удовольствия. Большинство читателей знают “Похищенное письмо”Изображение "The Purloined Letter"
The Gift for 1845
По, The Absent-Minded CoterieИзображение (nv) The Saturday Evening Post, May 13 1905 Роберта БарраИзображение Robert Barr
1849 — 1912
и “Кипрские пчелыЭнтони Винна, но сколь многим известны Inspector Barraclough и “Розовый куст”Изображение "The Pink Edge"
Great Britain by Eveleigh Nash, 1915
, или очаровательная дама Gwynn Leith в

!
The Mackenzie Case
Виола Бразерс ШорИзображение Viola Brothers Shore
1890 — 1970
, или “Две бутылки приправы”Изображение “The Two Bottles of Relish”
Time & Tide, 1932
лорда ДансениИзображение Lord Dunsany
1878 — 1957
, где поразительные выводы делает джентльмен по фамилии Линли, выводы, которые, будь они даже единственными, сделанными им (как, по-видимому, и обстоит дело), уже даруют ему автоматическое гражданство Вечного Града элиты детективного жанра?

   В остальном вас ждет радостная встреча с несравненным Шерлоком Холмсом Дойла, с самым долголетним подражателем Шерлока, Мартином Хьюиттом Артура Моррисона, с ученым, доктором Торндайком Р. Остина Фримена, с маленьким гением духовного сана, отцом Брауном, созданным мастером парадокса Г. К. Честертоном, с непоколебимым религиозным американцем старых времен, дядюшкой Эбнером Мелвилла Дэвиссона Поста, с Максом Каррадосом, слепым сыщиком Эрнста Брамы, с тщеславной и восхитительной демонстрацией маленьких серых клеточек месье Эркюлем Пуаро, творением Агаты Кристи, со скорбным, стонущим и неутомимым мистером Форчуном Г. К. Бейли, с любителем лордом Питером Уимзи, созданным Дороти Сэйерс, и с Филипом Трентом, прославленным “Последним делом Трента”Изображение "Trent's Last Case"
Nelson, 1913
Э. К. Бентли.

   Не меньше радости доставят не столь разрекламированные, но столь же яркие звезды — князь Залески М. Ф. ШилаИзображение Matthew Phipps Shiel
1865 — 1947
, Average Jones, созданный Сэмюэль Хопкинс Адамсом, Майлз Бридон Рональда Нокса, Альберт Кэмпион Марджери Аллингем, Сэм Спейд Дэшила Хэммета, профессоре Генри Поджиоли пулитцеровского лауреата Томасе С. Стриблинге , полковник Марч Картера Диксона — среди многих и многих других, известных и неведомых ценителю детективного рассказа.


   III. ИСТОЧНИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
      
   Сколько детективных рассказов создано за первые сто лет? Давайте разберемся.
   Основных источников детективного рассказа и для начинающего исследователя, и для ленивого читателя два — периодика и книги. По числу рассказов, опубликованных в журналах и газетах с 1841 года, статистика отсутствует, но, несомненно, общее их число должно достигать астрономических размеров.
   Все популярные журналы на дешевой бумаге когда-нибудь да печатали детективные рассказы, и среди так называемых pulp-журналов Европы и Америки сотни ярких изданий посвящались строго этой области литературы. Загляните в ближайший киоск.
   Как правило, лучшие детективные рассказы достигают переиздания в виде книги. Этот естественный процесс отсева — благо для энтузиастов, в одном томе получающих муку из россыпи зерен десятков разнородных периодических изданий. Конечно, не все достойные рассказы находят дорогу под твердую обложку, и, если копать долго и упорно, в журналах можно отыскать золотые самородки. Мы нашли “Человека по имени Спейд”Изображение “A Man Called Spade”
The American Magazine, Jul 1932
Дэшила Хэммета в журнале American, The Mackenzie Case мисс Шор — в давно почившем издании Mystery League, The Resurrection of Chin LeeИзображение (nv) Adventure, Apr 15 1932 Томаса С. Стриблинга — в очаровательном pulp-журнале Adventure, The Mystery of the Missing WashИзображение The Saturday Evening Post, 22 Jan 1938 Октавуса Роя Коэна — в Saturday Evening Post, а RansomИзображение Cosmopolitan, October, 1938 Перл БакИзображение Pearl Buck
1892 — 1973
 — в Cosmopolitan. Ни один из этих превосходных рассказов не перепечатывался в книгах. Но это исключения. Следует помнить, что и в плане удобства, и в плане качества книги представляют собой главный источник поиска детективных рассказов.

   Тома, в которые собраны такие рассказы, можно разделить на шесть групп: а) “чисто” детективные рассказы; б) сборники, содержащие сюжеты разных типов; в) сборники рассказов о мошенниках; г) пародии и пастиши на Шерлока Холмса; д) псевдореалистические истории “из жизни”; е) антологии.

   IV. “ЧИСТО ДЕТЕКТИВНЫЕ РАССКАЗЫ”
         
   Учитывая вирулентность литературных бактерий и их способность приспособления к любым организмам-хозяевам, за все первое столетие после По появилось немного сборников детективных рассказов. Одну причину мы уже упоминали — даже авторам детективных рассказов нужно на что-то жить, а такие сборники не продаются. Интересно в этой связи отметить отчаянные крайности, к которым прибегают втайне от ничего не подозревающих меценатов-читателей (в которых обыкновенно и коренится предубеждение против сборников рассказов) некоторые авторы (или их издатели) с целью скрыть тот факт, что предлагаемая книга в действительности состоит из рассказов. Излюбленный способ тут — замаскировать книгу под роман. Этот подвиг издательской магии достигается ловкостью рук редакторов и наборщиков — делящих книгу на “главы” вместо явно отдельных рассказов с присвоением рассказам последовательной нумерации и заголовков глав, сооружая, как правило, не менее двух “глав” из одного рассказа. Взглянув на них без всякого подозрения, покупатель обманут. Крик поднимается уже после платежа, в горький миг чтения книги, впрочем, завершает чтение человек ворчащий, но успокоившийся. Так, по крайней мере, все выглядит в теории. Без сомнения, подобная деловая психология обусловила внутреннюю структуру The Triumphs of Eugene ValmontИзображение 1906 Robert BarrИзображение Robert Barr
1849 — 1912
, The Thinking Machine on the CaseИзображение 1908 Жака Фатрелла, The Old Man in the CornerИзображение 1909 баронессы Орци, Cleek, the Man of the Forty FacesИзображение 1910 Томаса Хэнши, The Nameless ThingИзображение 1912 Мелвилла Дэвиссона Поста и Malcolm Sage, DetectiveИзображение 1921 Герберт ДженкинсИзображение Herbert Jenkins
1876 — 1923
.

   [В силу любопытной иронии первые издания этих книг чрезвычайно редки, а первая книга Хэнши поистине недоступна. Что до книги Поста, известный книготорговец Альфред Голдсмит много лет считал, что ее не существует, а Чарльз Хонс охотился за своим экземпляром десять лет. Редакторам известно только четыре ее экземпляра, принадлежащие Хонсу, Норберту Ледереру, Э. Д. (Неду) Гаймону — младшему и им самим.  — Примеч. Эллери Квина.]

   Если уж и вообще число сборников детективных рассказов удивительно невелико, то чисто “чистых” детективов среди них — и подавно. 247 известных изданий этого типа делятся на три категории: а) 215 о сыщиках-мужчинах, таких как Шерлок Холмс, патер Браун, мистер Форчун; б) 27 о сыщиках-женщинах, начиная с Лавди Брук К. Л. ПиркисИзображение Catherine Louisa Pirkis
1839 — 1910
(1894), Dorcas Dene, созданной Джордж Р. СимсИзображение George R. Sims
1847 — 1922
(1897), и Дорой Мирл Матиаса Макдонелла Бодкина (1900); и заканчивая более современными мадам Стори (1926) пера Халберт ФутнерИзображение Hulbert Footner
1879 — 1944
, Сьюзен Дейр, созданной Миньон Эберхарт (1934) и Mrs. Warrender супругов Коул (1939); в) 5 сборников рассказов о сыщиках-мальчиках. Четыре из них посвящены приключениям P. J. Davenant, созданного Lord Frederic Hamilton, а оставшаяся — “The Adventures of Detective BarneyHarvey O'Higgins.

   Из этих 247 томов “чисто” детективных рассказов 50 созданы всего лишь 5 авторами! Эти плодовитые писцы — Dick Donovan (хотите верьте, хотите нет, но когда-то очень популярный писатель — его настоящее имя Joyce Emmerson Muddock), Гилберт Кит Честертон, породивший не только отца Брауна, но также Хорна Фишера, мистера Понда и Гэбриэла Гейла, Артур Рив, создатель Крейга Кеннеди и Constance Dunlap, Агата Кристи и Г. К. Бейли. И, следовательно, все остальное человечество с 1841 года написало только 197 сборников “чисто” детективных рассказов! Многие из этих 197 томов ныне столь редки, что едва ли их можно обнаружить — среди них такие редкости, как Headon Hill'sZambra the Detective”(1894); David Christie Murray'sThe Investigations of John Pym” (1895); H. Frankish'sDr.Cunliffe, Investigator” (1902); Duncan Dallas'sPaul Richards, Detective” (1908); “Thrilling Stories of the RailwayВиктора Уайтчерча (1912) о сыщике Торпе Хэзелле; Cecil Henry Bullivant'sGarnett Bell, Detective” (около 1918), сочинения Scott Campbell в бумажной обложке о сыщике Felix Boyd и многое другое.

   V. СБОРНИКИ “СМЕШАННОГО ТИПА”
            
   Не облегчая трудов исследователя, рассказы многих сборников не посвящены целиком приключениям одного и того же сыщика. В подобных сборниках “чисто” детективные истории могут задыхаться под грузом мистических сюжетов или рассказов о преступлении без расследования. Томом столь разнородного содержания служит “Masterpieces of MysteryИзображение Dodd, Mead, 1913 Анны Кэтрин Грин (1913) — таково первоначальное издательское заглавие, которое было отринуто при переиздании этой книги шестью годами позже уже как “Room Number 3”. Много такого написал Дж. С. Флетчер — “The Secret of the Barbican”, “The Malachite jar” и т. д. Столь плодовитый автор создал лишь один сборник “чисто” детективных рассказов — “Paul Campenhaye: Specialist in CriminologyИзображение first publication in 1918 (1918). В книгах Уильяма Ле КеИзображение William Le Queux
1864 — 1927
часто присутствует единый центральный персонаж (“In SecretИзображение 1920, 1920; “Bleke the ButlerИзображение 1923, и т. д.), но сами сюжеты, без сомнения, относятся к смешанному типу — немного детектива, немного тайн, немного преступления, немного чистых приключений.

   [Единственное исключение у Ле Ке — “Mysteries of a Great City” (1919), мемуары месье Raoul Becq, бывшего заместителя главы парижской Сюрте, представляющие собой “чисто” детективные сюжеты.  — Примеч. Эллери Квина.]

   К этому “смешанному типу” принадлежат 135 книг. Следует заметить, что в это число не входят сборники рассказов Э. Филлипса Оппенгейма, которых еще 38. Большинство из них вообще не относится к детективной или криминальной литературе в чистом виде, принадлежа к направлению приключений, шпионов и международных интриг. Как ни странно, в пору литературной зрелости Оппенгейм породил несколько “чистых” детективов, таких как “The Hon. Algernon Knox, DetectiveИзображение 1920; “Nicholas Goade, DetectiveИзображение 1927 и “Slane's Long ShotsИзображение 1930, но они почти затерялись в общем потоке. Эти немногие “чисто” детективные и “смешанные” сборники Оппенгейма включены в соответствующие категории.
   Еще более раздражают НимродаИзображение Легендарный охотник, упоминаемый в Библии. — Примеч. переводчика. библиофилии (и по той же причине еще более удовлетворяют после находки) случайные публикации сборников рассказов авторами, признанными в иной, не детективной области литературы. Здесь пылкого исследователя можно простить за неверный шаг, ибо кто свяжет с детективными сюжетами У. У. Джейкобс, Олдоса Хаксли, Бена Хекта или Сомерсета Моэма? А ведь эти уважаемые писатели — лишь некоторые среди тех, кто сочинял детективы и криминальные истории. У Джейкобс их по меньшей мере две в его авторском сборнике “The Lady of the Barge”Изображение Alan Rodgers Books, 1902. У Хаксли одна, незабываемая “Улыбка Джоконды” из “Mortal CoilsИзображение Chatto & Windus, 1921. Бен Хект поддался вирусу в “The Champion from Far AwayИзображение Covici, Friede in New York, 1931, а также написал детективный рассказ “The Mystery of the Fabulous LaundrymanИзображение Liberty, Oct 31 1931, избежавший изначального включения в книгу, хотя и попавший позднее в антологии. А у Сомерсета Моэма есть рассказ “Следы в джунглях”Изображение “Footprints in the Jungle”
1927
, который должен убрать в свой патронташ любой уважающий себя охотник, а также очаровательный “Эшенден”Изображение “Ashenden: Or The British Agent”
January 1st 1927
.

   Другие знаменитые труженики пера, перебравшиеся из своей обычной среды обитания на зачарованную землю, это Оуэн Джонсон в сборнике “Murder in Any Degree”Изображение 1st 1913, где особенно примечателен рассказ “One Hundred in the Dark”; Мэй Синклер, чья “Uncanny StoriesИзображение 1st 1923 — блистательное достижение, и Стейси ОмоньерИзображение Stacy Aumonier
1877–1928
в “Miss Bracegirdle and OthersИзображение 1st 1923, в который входит по крайней мере один превосходный рассказ, “Miss Bracegirdle Does Her Duty”.

   Откровенно “флиртуют” с жанром и некоторые из рассказов Уилбур Даниэль СтилИзображение Wilbur Daniel Steele
1886 — 1970
: особенно стоит отметить “Blue MurderИзображение (nv) Harper’s Magazine, Oct 1925 и страннейший “The Body of the CrimeИзображение (nv) Ladies’ Home Journal Mar 1931. “The Brown SandwichИзображение (ss) The Story-teller Feb 1933 Сент-Джон Грир ЭрвайнИзображение St. John Ervine
1883 — 1971
 — откровенно детективный сюжет. А Джеймс Хилтон написал как минимум один детективный роман, “Это — убийство?”Изображение “Murder at School”, 1931, под псевдонимом Glen Trevor, изданный в Америке в 1933 г. как “Was It Murder?”.

   Из смутного набора писателей, которых обычно не связывают с детективами и криминальной литературой, мы переиздаем в этой книге рассказы следующих прославленных отступников: Ирвин Ш. КоббИзображение Irvin S. Cobb
1876 — 1944
, Томас БеркИзображение Thomas Burke
1886 — 1945
, Ф. Теннисон ДжессиИзображение F. Tennyson Jesse
1888 — 1958
, Хью УолполИзображение Hugh Seymour Walpole
1884 — 1941
и Перл БакИзображение Pearl Sydenstricker Buck
1892 — 1973
. Есть и пара других сюрпризов. Мэри Робертс Райнхарт написала много детективов, но ведь и мечтать нельзя увидеть Летиции сыщиком? И вот здесь неописуемая Тиш во всем славном блеске своей жизнерадостности! Как и Флориан Слэппи, этот черный арлекин из Бирмингема, в комико-детективном рассказе Октавиуса Роя Коэна (чей толстый, ковыряющий во рту золотой зубочисткой Джим Ганве, быть может, сделал бы сыскную работу профессиональнее, чем Флориан, но уж точно не с таким подобным удару рапиры стремительным порывом).


   VI. МОШЕННИКИ
   
   Имена Раффлза и Арсена Люпена столь общеизвестны, что можно решить, будто схожий жанр “рассказов о мошенниках” представляет собой обширный континент для исследователей. Весьма странно, но составители знают едва ли про тридцать пять книжных заглавий — и это за сто лет! В них воспеты, упоминая самых прославленных, мошеннические выходки Раффлза Э. У. Хорнунга, Арсена Люпена пера Арсена Люпена и Саймона Темплара (он же Святой) Лесли Чартериса (хотя большинство произведений о последнем — уже повести). Есть среди них светила куда меньшего масштаба, но тоже блистающие негодяйской славой, — Непогрешимый Годаль Фредерика Ирвинга Андерсона, “Черная рубашка”Изображение Blackshirt пера Брюс ГрэмаИзображение Bruce Graeme
1900 — 1982
(быть может, и Infallible Benito целиком обязан ему?), адвокат Филипп Коллин, созданный Фрэнком Хеллером, DeLancey, King of Thieves пера Гарри КилераИзображение Harry Stephen Keeler
1890 — 1967
и Jimmie Dale, рожденный Фрэнком Л. ПаккардомИзображение Frank L. Packard
1877 — 1942
. И, пожалуй, начинающий исследователь, тебе стоит познакомиться с разнообразными проделками такого забытого трио, как Constantine Dix пера Барри ПейнаИзображение Barry Paine
1864 — 1928
(1905), Sir John Kynnersley, созданный A. C. Fox-Davies (1908), и Энтони Ньютон Эдгара Уоллеса... Как, мы забыли полковника Клея Гранта Аллена? Непростительное упущение! Наверняка вы вспомните — коли вы достаточно пожили на свете — этого привлекательного пройдоху. Полковник на два года опередил Раффлза!

   Но постойте. Дамы ведь тоже накопали достаточно похищенного, чтобы заслужить попадание в сборники рассказов? Естественно, и их малое число не влияет на их мошенническую смелость. Среди этих милых грешниц Mrs. RafflesИзображение Harper & Brothers, 1905, проследовавшая по сюжетам одноименного сборника рассказов Джон Кендрик БэнгсИзображение John Kendrick Bangs
1862 — 1922
, ни разу не “поработав” меньше чем за миллион — естественно, пародия вполне в стиле Бэнгс. Также это The Notorious Sophie LangИзображение published 1925 by William Heinemann Фредерика Ирвинга Андерсона, пребывающая в единственном одноименном томике рассказов о ней и позднее воскрешенная на киноэкране. И, наконец, это Джейн “Четыре Квадрата” Эдгара Уоллеса (без даты), одно из приключений которой — заверяем вас, вполне достойное Люпена! — можно найти в этой книге.


   VII. ПАРОДИИ И ПАСТИШИ НА ХОЛМСА
        
   Пародия — это бурлеск, имитирующий серьезное произведение; пастиш, как правило, представляет собой точное подражание авторскому стилю оригинала. Столь страстное почтение вызывают лишь самые прославленные личности, а кто в детективной литературе славнее, и как персонаж, и как институт истинной веры, нежели Шерлок Холмс?
   Пародий на Холмса куда больше, нежели пастишей, которые довольно редки. Джон Кендрик Бэнгс хорошо поработал на ниве шерлокианской пародии. Подобные рассказы можно найти в следующих его сборниках: “The Pursuit of the HouseboatИзображение New York: Harper & Brothers, 1897, “The Dreamers: a ClubИзображение New York and London: Harper & Brothers, 1899, “The Enchanted Type-writerИзображение Harper & Brothers, 1899 (1899) и “Potted FictionИзображение New York: Doubleday, Page & Co.^, 1908. В 1903 году Бэнгс написал для газет серию пародий на Холмса, озаглавленную “The Posthumous Memoirs of Shylock Homes” и так и не попавшую под обложки книг, а в 1906 году, пошутив с генетикой, он сотворил Raffles Holmes, “сына” Шерлока Холмса и “внука” А. Дж. Раффлза, чьи веселые подвиги собраны под заглавием “R. Holmes & Co”.
   Роберт БаррИзображение Robert Barr
1849 — 1912
вывел Шерли КолмсаИзображение В русских переводах встречается Шерло Комбс и Шерли Колмс. — Примеч. перев. в рассказе “Великая загадка Пеграма”Изображение Неоднократно издавалась на русском языке
анг. “The Great Pegram Mystery”
, из сборника “The Face and the MaskИзображение 1895; как вы помните, Barr — создатель Евгения ВальмонаИзображение Eugene Valmont, которого никто не спародировал. Брет ГартИзображение Bret Harte
1836 — 1902
явил Хемлока ДжонсаИзображение Hemlock Jones в “Украденном портсигаре”Изображение Антология “ Загадка золотого кинжала. Сокровища мирового детектива”
серия “Клуб семейного досуга”,
Харьков/Белгород, 2015
анг. “ The Stolen Cigar Case”
из “Condensed Novels, 2nd SeriesИзображение “Chatto & Windus”, London 1903. Морис Леблан, своим галльским умом оценив коммерческие возможности сочетания непоколебимого сыщика с неотразимым вором, создал “Шерлок Холмс приходит слишком поздно”Изображение “Herlock Sholmès arrive trop tard”, 1907), включенный в сборник “Арсен Люпен — благородный грабитель”Изображение Харьков, Белгород: Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2017 г.
анг. “Arsène Lupin, gentleman cambrioleur”, 1907)
, в котором Люпен и Холмс, столкнувшись, взаимно — очень вежливо со стороны Леблана! — попадают в безвыходное положениеИзображение У Даннея и Ли дано измененное в английском переводе заглавие “The Exploits of Arsene Lupin” (“Подвиги Арсена Люпена”). — Примеч. перев. Иные пиратские американские издатели, по-видимому, не слишком оптимистично оценивая интеллект своей аудитории, изменили пародийное имя Holmlock Shears на более узнаваемое Herlock SholmesИзображение Здесь ошибка Даннея и Ли, во французском оригинале, в отличие от английского перевода, герой именуется именно “Herlock Sholmes”, и американские издатели невиновны в предъявленном им обвинении. Впрочем, отечественные издатели оценили своего читателя еще ниже, поскольку в большей части русских переводов стоит Шерлок Холмс, перекочевавший отсюда и в творчество Б. Акунина, сведшего воедино своего Фандорина, Холмса и Люпена. — Примеч. перев. Стивен ЛикокИзображение Stephen Leacock
1869 — 1944
, отказавшись от вмешательства в имя, каким окрестил героя Дойл, и назвав его просто Великий Сыщик, пародировал Холмса в “Maddened by Mystery: or, The Defective Detective”, которое можно найти в “Nonsense NovelsИзображение first published 1911 Ликока. О'Генри пытался зачать — хотя жалкий результат больше похож на выкидыш — Шемрока ДжолнсаИзображение Shamrock Jolnes в рассказах “Ищейки”Изображение Неоднократно издавалась на русском языке
анг. “The Sleuths”
и “Методы Шемрока Джолнса”Изображение Неоднократно издавалась на русском языке
анг. “The Adventures of Shamrock Jolnes”
, которые можно найти в респектабельном в остальном сборнике “Sixes and Sevens”Изображение В действительности рассказов О'Генри три, имеется также упущенный Даннеем и Ли “Сыщик за детективами” (The Detective Detector). — Примеч. перев Изображение 1911. Но при всем изумительном воображении мы неизменно склонялись в восхищении перед очевидным гением R. C. Lehmann, давшего нам “The Adventures of Picklock Holes”Изображение first published 1901.
   Пастиш, где цель автора серьезна и требует огромных знаний, самоограничения и смелости, неизбежно являет собой более редкий в литературе жанр. Лучший пастиш на Шерлока Холмса — это “The Unique HamletИзображение First Edition Description December 1920 Винсента Старрета (1920). Созданная William O. FullerA Night with Sherlock HolmesИзображение 1929 также заслуживает вашего пристального внимания. Обе они были напечатаны частным образом, и их единственные издания удручающе редко встречаются.

   VIII. ПСЕВДОРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ “ИЗ ЖИЗНИ”
   
   Между 1856 и 1890 годами детективно-криминальная литература пережила эпидемию “реализма”. Люди начали интересоваться реально совершенными преступлениями и сыщиками, существовавшими в необычном трехмерном варианте и непривычными для читателя сыщиками, действовавшими в трёх измерениях, так что из-под печатного пресса вышла куча книг, претендующих на статус мемуаров того или иного полицейского, хотя многие из них были выдумкой профессиональных литераторов, а в целом факты и вымысел перемешивались так густо, что сегодня их трудно отделить друг от друга. Вряд ли стоит добавлять, что большинство этих “дневников”, “воспоминаний”, “мемуаров” и “откровений” якобы реальных полицейских представляли собой сущую галиматью, так что немногие из них дожили до наших дней, их экземпляры в первоначальном состоянии в мягкой обложке крайне редки.

   Среди немногочисленных “выживших” “Recollections of a Detective Police-OfficerИзображение London - W. Kent and Co, 1956.1859 William Russell под псевдонимом “Waters”; Charles Martel's (Thomas Delf) “The Detective's Note-Book” (1860); Lieut.-Col. H. R. Addison'sDiary of a fudge” (1860) ; James M'Levy'sCuriosities of Crime in Edinburgh” (1861); M. Canler'sAutobiography of a French Detective” (1863); Andrew Forrester Jr.'sThe Revelations of a Private Detective” (1863); James M'Govan'sBrought to Bay” (1878); William Henderson'sClues, Or Leaves from a Chief Constable's Note Book” (1889); Inspector Maurice Moser'sStories from Scotland Yard” (1890, в сотрудничестве с Charles F. Rideal) и E. M. Leader Sturt'sA Detective's Memoirs”.
   Составителям известно 40 книг подобного типа, хотя в настоящее время, после долгого поиска, обладают экземплярами лишь двадцатью из них.
   [Не считая “реалистических” произведений, библиотека сборников детективных и криминальных рассказов, собранных Эллери Квином, на данный момент имеет 90% полноты. Для исследовательских целей, связанных с данной антологией, мы получили доступ к большинству изданий, отсутствующих в коллекции Квина, главным образом благодаря любезности Э. Д. (Неда) Гаймона — младшего из Сан-Диего в Калифорнии, обладающего самым большим (считая по количеству томов) собранием “литературы тайн” в мире. — Примеч. Эллери Квина.]
   Не следует путать вышеупомянутую группу с законными мемуарами Аллана ПинкертонаThirty Years a DetectiveИзображение Historical Pub. Co., 1884 и “True Stories of CrimeИзображение 1908, написанными Arthur TraineИзображение 6/11/1875 — 22/12/1945 (создателем адвоката Mr. Tutt), как и многими другими книгами, включая знаменитые “Mysteries of Police and CrimeИзображение London, New Yorketc.: Cassell and company, limited, 1898? Major Arthur Griffiths. Это настоящие созвездия, не попадающие на нашу орбиту, густо усеянную планетами художественной литературы.

    IX. АНТОЛОГИИ
   
   Не стоит говорить, что поистине драгоценная радость жаждет быть разделенной с другими, поэтому неудивительно, что антологиям детективных рассказов предназначено плодиться и размножаться, как неконтролируемые кролики. Число их весьма велико — 97 изданий известны на данный момент, а еще 4 находятся в процессе составления.
   Первая официальная антология была издана издательством “Chapman & Hall” в Лондоне в 1895 году. Она именовалась “The Long Arm & Other Detective Stories”, за “Длинную руку”Изображение антология "Не только Холмс: Детектив времен Конан Дойля", АСТ: Corpus, 2015 г
(анг) "The Long Arm", 1895
отвечала Мэри Уилкинс (Фримен)Изображение Mary Eleanor Wilkins Freeman
31/10/1852 — 13/03/1930
, а “Другое” составили George Ira Brett (позднее известный как Oswald CrawfurdИзображение 18/03/1834 — 31/1/1909), Roy Tellet и профессор Brander MatthewsИзображение 21/02/1852 — 31/03/1929. Эту пионерскую работу продолжили (примерно в 1897 году) “Diprose's Annuals” в бумажной обложке, с формальной точки зрения являющиеся антологиями, поскольку включают ряд таинственных криминальных историй, написанных разными авторами. Первая американская антология явилась лишь в 1906 году — первый том (под названием “Detective Stories”) трехтомного “Great Short StoriesИзображение New York : P.F. Collier & Son, 1909 под редакцией Вильям ПаттенИзображение William Patten
1868—1936
. Первой антологией с тематической выборкой, возможно, были “Twenty-Five Tales of the RailwayИзображение Newnes, 1912, включавшие криминальные, приключенческие и детективные рассказы сугубо на железнодорожную тему. Большинство из девяносто семи известных антологий были изданы только в Англии, в силу существующих условий их почти невозможно раздобыть.

   Неудивительно, что среди составителей антологий должны встречаться и авторы детективов. С одной стороны, писатель, оставивший в этой области след, как правило, заражен профессиональной гордостью, извергающейся, подобно кори, в гнойничках желаний создать лучшую антологию — заражён, подобно больному корью, профессиональной гордостью, гнойнички которой прорываются желанием составить лучшую антологию — “поверьте, это именно та работа, что поставит точку!” — чем кто-либо еще, ныне здравствующий или покойный. С другой стороны, это единственный способ увековечить одно из собственных произведений. В любом случае, среди составителей антологий мы видим таких профессионалов (и сами вторгаемся на это поле вторично), как Кэролайн Уэллс, С.С. Ван Дайн, Винсент Старретт, Дороти Сэйерс, Рональд Нокс (при участии H. Harrington), Дэшил Хеммет (скорее антология сверхъестественных рассказов), Э. К. Бентли, Раймонд Постгейт и Джон Роуд.
   Ценность антологии как для начинающего исследователя, так и для непрофессионала трояка: а) часто в них входят рассказы, не переизданные в сборниках и непосредственно извлеченные из журналов и рукописей; б) они сохраняют лучшие работы авторов старшего поколения, чьи книги давно не переиздавались и поэтому недоступны современному читателю (с чистой совестью можно сказать, что такие персонажи, как Старик в углу и Эжен ВальмонИзображение Eugene Valmont, обязаны продолжением существования среди читателей исключительно составителям антологий); в) они увековечивают лучшие рассказы современных авторов.

X. ИЗВИНЕНИЯ И БЛАГИЕ ПОЖЕЛАНИЯ
   
   Такова статистика относительно первых 100 лет детективного и криминального рассказа. В этой книге мы попытались показать, как обширно пространство мест действия, авторов, сюжетов, персонажей и “открытий”, насколько это возможно в целях торжественного празднования столетия; но, конечно, ограниченность объема вынуждает нас к жесткому отбору, и есть много превосходных сыщиков и образцов их расследования, которых пришлось проигнорировать. Быть может, короткий вспомогательный список авторов и заглавий в какой-то степени компенсирует эти вынужденные упущения. Мы особенно рекомендуем вашему вниманию (если вам удастся их отыскать!) следующие книги:
   ◘ “The Achievements of Luther TrantИзображение Small, Maynard, 1910 Эдвина Балмера и Уильяма МакХарга  — Trant был первым сыщиком, использовавшим новомодную тогда науку психологию для раскрытия преступлений — включая первое использование детектора лжи, хотя Крейг Кеннеди (Артура Б. Рива) незначительно опередил соперника как ученый-психолог;
   ◘ “Scientific SpragueИзображение Charles Scribner's Sons, New York, October 1912 Фрэнсиса Линде;
   ◘ “November foeИзображение 1913 by Hesketh Pritchard — единственный известный сыщик из лесной глуши, нечто вроде Кожаного Xулка детективного жанра;
   ◘ “Jim Hanvey, DetectiveИзображение Dodd, Mead & Company, 1923 Октавуса Роя Коэна;
   ◘ “Mr. Pepper, InvestigatorИзображение John Castle, 1925, Бэзилa ТомсонаИзображение Basil Thomson
21/04/1861 — 26/03/1939
, поистине редкая птица — комический сыщик;

   ◘ “The OratorИзображение 1928 Эдгара Уоллеса о Chief Inspector O. Rater, малоизвестном персонаже Уоллеса, но лучшем его сыщике (по мнению Mr. J. G. Reeder;
   ◘ “The Incredible Adventures of Rowland HernИзображение Heinemann, 1928 Николаса ОлдаИзображение Nicholas Olde
1879–1951
;

   ◘ “Detective Duff Unravels ItИзображение H. Liveright, New York, 1929 Харви Дж. О'ХиггинсаИзображение Harvey O'Higgins
14/11/1876 — 28/12/1929
, первый в литературе опыт психоаналитического детектива;

   ◘ “Rogues in CloverИзображение 1929 by Percival WildeИзображение 1/03/1887 — 19/09/1953, чей Bill Parmelee специализируется на загадках, связанных с карточными и азартными играми;
   ◘ “Policeman's LotИзображение 1933 Генри Уэйда об инспекторе Пуле, истинном представителе Скотленд-Ярда;
   ◘ “The Dodd CasesИзображение Doubleday, 1934, by Kenneth Livingston о Cedrick Dodd, враче-сыщике;
   ◘ “The Curious Mr. TarrantИзображение 1935 [Любознательный мистер Таррант] С. Дейли Кинга, сборник из восьми рассказов и один из самых изобретательных сборников детективов, изданных за последнее десятилетие.

   А теперь к делу — открыв книгу, вы погрузитесь в полсотни историй, в которых найдете убийство, грабеж, самоубийство, похищение человека, вымогательство и различные мошенничества, яды, кинжалы, дубины, револьверы, удушающие шнуры, топоры и даже убийство голодом, старинные завещания, лестницы в ночи, пятна крови, греческие надписи, термосы, древние монеты, наручники, загадочные шифры, отпечатки пальцев на стволе, часы, работы старых мастеров, восковые печати, драгоценные камни, бюстгальтер...
   
   Итак, к преступлению — и во второе столетие!
  • The Great Detectives
  • The Great Women Detectives
  • The Great Humorous Detective Stories
  • The great thieves
  • The Great Crime Stories
  • The Detective Story To End Detective Stories
  • ×
Подробная информация во вкладках
"Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить" ©. Х.Л. Борхес
Аватар пользователя
Клуб любителей детектива
Свой человек
Свой человек
 
Автор темы
Сообщений: 270
Стаж: 93 месяцев и 26 дней
Карма: + 38 -
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1245 раз.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?