О, афинские архонты!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВА РЕКОМЕНДУЕТ:
Альтер П. Беркли Э. Блейк Н. Буало-Нарсежак Дивер Д. Карр Д.Д. Квин Э. Кобен Х. Коннелли М. Кристи А. Бюсси М.

В случае отсутствия конкретного автора в алфавитном списке, пишем в тему: "Рекомендации участников форума"

Анонс «Библиотечки форума»: Арт Тейлор "Все шансы против нас"
Анонс Читального зала «У камина»: ...
Анонс «Убийства на улице ЭДГАРА»: ...

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить» ©. Х.Л. Борхес

Полицейский детектив

Модератор: киевлянка

Полицейский детектив

СообщениеАвтор igorei » 16 сен 2013, 01:45

Полицейский детектив.
Решил поделится своими соображениями по поводу горячо любимого мной поджанра.
Прежде всего важно определится, какие произведения относятся к полицейскому (процессуальному) детективу. В литературе, в том числе и литературе по теории жанра, зачастую неверно указывают авторов работавших/ работающих в этом поджанре. Например, я встречал в аннотациях к книгам Сименона - "полицейский роман".
Несомненно Мегрэ, комиссар полиции, но это не делает детектив полицейским. Не являются таковыми и полицейскими детективы Стимана, Несбю, львиная доля произведений скандинавских авторов, несмотря на то, что их главные герои состоят на довольствии полицейских управлений своих стран.
По определению полицейский (процессуальный) детектив/роман это поджанр детективного романа, объединяющий произведения в которых, описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, иногда большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).
Данную заметку хотелось бы рассматривать, как начало разговора об этом поджанре. Я ожидаю, что форумчане укажут мне на ошибки, возможно поделятся своими мыслями и источниками из литературной критики.

1. Об истоках поджанра.
Уважаемые форумчане несомненно назовут, указанных в литературных источниках Lawrence Treat с V as in Victim (1945) (именно его указывает Энтони Баучер, как автора первого процессуального романа) или Hillary Waugh с Last Seen Wearing (1952), а возможно и кого-то другого.
Но для меня все в поджанре началось с цикла «87-й полицейский участок» Эда Макбейна. С его первый романа "Ненавидящий полицейских"(Cop Hater) вышедшего в 1956 . С серия, где каждый роман, начинается с дисклеймера :"The city in these pages is imaginary. The people, the places are all fictitious. Only the police routine is based on established investigatory technique", и которая, заворожила американского избалованного читателя. На ура, продавались 54 тома серии. По моему, Макбейну, принадлежат лавры отца-основателя жанра. Это подобно тому как Дарвину принадлежит теория «Происхождения видов», несмотря на более раннюю работу Уоллеса.
За ним, по моему супруги Май Шёвалль и Пер Валё в 1965 начинают романом «Розанна» (Roseanna) серию, где расследованием ведет команда полицейских, во главе с Мартином Беком.

2. Кто заметен сегодня?
Прежде всего Стюарт Макбрайт ( Stuart MacBride) с сагой о полиции Абердина, Джон Харви (John Harvey) с циклом о полиции Ноттингема, с инспектором Чарли Резником, и... наверное, несмотря на мою личную неприязнь Хеннинг Манкель (Henning Mankell) с Воландером.
Интересно, что популярность таких произведений, разнится в разных странах, наверное, дело в национальной психологии,
Например во Франции, где очень популярен классический-игровой детектив, практически нет и не было мастеров процессуального романа. Они (французы) в своей литературной критике указывают Габорио с Лекоком, который как мы понимаем "из другой оперы". А вот, в России, где, по моему убеждению, классический детектив застрял в позапрошлом веке, процессуальный роман, ну скажем... На уровне. Юлианн Семенов еще в пятидесятых с "Петровкой 38", "Огарева 6" и так далее, сегодня братья Вайнеры, Маринина с Настей Каменской.

3.Может ли быть процессуальный полицейский роман одновременно классическим?
На мой взгляд категорически-нет. Если бы у бабушки были усы, то она была бы дедушкой.
Принципиальные отличия в
А. Мотивах всего происходящего. В классическом детективе это игра на стороне добра, в полицейском- война за справедливость.
Б. Отношении к случайности. В классическом детективе преступление не может быть разгадано случайно, это всегда результат работы "серых клеточек"сыщика, не бывает в классике и случайных преступлений и случайных жертв.
В полицейском романе нельзя раскрыть преступление только случайно, Но иногда помимо "серых клеточек" сыщику помогает проницательность, дотошность, добросовестность, а то и везение. Преступления могут быть случайными, впрочем, как и жертвы.
В. Процедуре.
В классическом детективе, ее просто нет. Она тут смешна и не нужна.
В полицейском романе обязательна, часто помогает решению главной задачи.
Г. Отношении к задержанию.
В классике задержание проводится быстро или отсутствует. Расследование всегда преобладает над задержанием. В полицейском романе задержание, часто не менее важно, а зачастую преобладает над расследованием.
Д. Социальности
Классический детективный роман, не занимается социальной оценкой происходящего. А полицейский часто претендует на отражение реальной жизни- роман "история нравов". Иногда в полицейских романах дается социальная оценка общества или времени.
И это только крупные отличия. Мелких море - от фигуры главных героев и места действия, и до литературной структуры.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарили: 8
afanasev (16 сен 2013, 10:04) • Faramant (16 сен 2013, 21:00) • Ser (17 сен 2013, 15:24) • Udmurt_Little_Boy (26 май 2017, 20:56) • Полковник МАРЧ (16 сен 2013, 10:24) • Виктор (17 сен 2013, 00:31) • Доктор Фелл (16 сен 2013, 07:30) • Джин Грей (16 сен 2013, 10:52)
Рейтинг: 53.33%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Автор темы
Сообщений: 1560
Стаж: 98 месяцев и 28 дней
Карма: + 51 -
Благодарил (а): 885 раз.
Поблагодарили: 717 раз.

Re: Полицейский детектив

СообщениеАвтор afanasev » 16 сен 2013, 11:13

igorei писал(а):А вот, в России, где, по моему убеждению, классический детектив застрял в позапрошлом веке, процессуальный роман, ну скажем... На уровне. Юлианн Семенов еще в пятидесятых с "Петровкой 38", "Огарева 6" и так далее, сегодня братья Вайнеры, Маринина с Настей Каменской.

Согласен на все сто. Периодически возмущаюсь мысленно на несправедливость жизни – почему классика миновала Россию! Ну, конечно, до меня дошло вдруг, ведь в советское время все частное было в запрете. А в классическом детективе преследуются исключительно частные интересы. Убийца всегда не профессиональный преступник.
А полицейский детектив, жизнь простых трудящихся милиционеров )))), пожалуйста – во всем многообразии. И сейчас эта традиция продолжается.
Я вот обрадовался, что нашел место в жанрах, своему любимому писателю Н. Леонову с его циклом книг про сыщика Гурова. Однако

igorei писал(а): В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды.


А у Леонова Гуров главный герой, несмотря на то, что присутствует команда профессионалов. Его внутреннему миру уделено большое внимание.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".
Аватар пользователя
afanasev
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 155
Стаж: 57 месяцев и 7 дней
Карма: + 11 -
Благодарил (а): 78 раз.
Поблагодарили: 104 раз.



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?