Классический детектив.
Общий основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Но у классического детектива (детектива закрытого типа) есть свои отличительные особенности. Важное свойство классического детектива — полнота фактов. В классическом детективе виновный в преступлении не может внезапно, словно «чертик из табакерки» появиться в конце произведения. Он должен быть изначально представлен читателю.
Для «детектива закрытого типа» или «герметического детектива» характерен строго ограниченный круг людей, да и еще, как правило, уединенное место. Автор не может скрывать различные факты от читателя и читатель должен обладать той же информацией, что и лицо, ведущее расследование. К моменту завершения расследования читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. В конце повествования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.
Писатель обязан вести честную игру с читателем.
«- Если вы, в самом деле, хотите удивить аудиторию, - сказал он (Уилки Коллинз), следуйте вот этим основным правилам. Будьте честны со своими читателями; рассказывайте им все. Но ваш рассказ не должен носить простодушный или даже глуповатый характер. Первым делом решите, какие подозрения смогут появиться у среднего читателя, - подготовьтесь к ним, и тогда сможете одурачить его. Затем прикиньте, что будет подозревать умный читатель, - подготовьтесь и оставьте его в дураках. И таким образом, действуя, совершенно открыто, вы подготовите финальную сцену, которая прозвучит как гром среди ясного неба». © «Голодный гоблин» Д.Д. Карр
Как правило, в классическом детективе у сыщика есть помощник, на фоне которого, он выглядит как «гений сыска», а сам помощник, хоть и верный помощник и друг, но немного туповат. В основном помощник ведет летопись приключений своего «великого друга» и все повествование идет от его лица.
В 1928 году американский писатель Стивен Ван Дайн опубликовал свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы», каждое из которых потом успешно нарушал практически каждый из авторов, работающих в этом жанре. Через год, в 1929 году, английский писатель Рональд Арбутнот Нокс, в свою очередь опубликовал вариант «кодекса» состоящий всего из 10 правил. Интересно заметить, что чешский писатель Йозеф Шкворецкий создал детективный цикл "Прегрешения против патера Нокса", состоящий из десяти рассказов, в каждом из которых как минимум одно правило не выполняется.
Хорошим примером такого «аккуратного» нарушения служит классический роман Джона Диксона Карра «Черные очки». Ведь одним из «правил игры» классического детектива является невозможность случайных ошибок и совпадений. И если в различных других жанрах, да и в реальной жизни, свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, а может и просто немотивированно ошибиться, то в классическом детективе это недопустимо – свидетель, либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование. Карр же поступил прямо противоположным образом, вот как сам автор охарактеризовал свидетелей: «Они неспособны ни ясно видеть, ни правильно интерпретировать то, что увидели. Они не знают ни что происходит на сцене, ни того меньше, что творится в зрительном зале. Покажите им потом все черным на белом и они поверят, что так оно и было, но даже тогда неспособны будут правильно истолковать увиденное».
Помимо классического, есть много других жанров детектива: психологический, «крутой детектив», полицейский, юридический, исторический или фантастический. Есть и пародийные, иронические детективы. У каждого из них есть свои особенности, свои правила. В отличие от многих других жанров детективной беллетристики, классический детектив это своеобразная сказка для взрослых. И писатель, и читатель понимают, что в реальной жизни такого не может произойти, но с удовольствием соблюдают «правила игры».
Нельзя путать понятия «Классический детектив» и «классика детектива». Например, классики Р. Чандлер, Д. Хэммет и многие другие писали в жанре «hard-boiled». Но самое интересное, что произведения самых разных видов детектива могут быть написаны в формате классического. В многочисленных дискуссиях на эту тему, в которых мне приходилось принимать участие, я приводил в качестве доказательства произведение Рэндала Гаррета «Слишком много волшебников». Эта книга одновременно и фэнтези - параллельный мир, где действуют волшебники, и классический детектив, полностью отвечающий всем признакам и законам «детектива закрытого типа».
Современный классический детектив, конечно же, во многом отличается от своего предшественника. Реалии и требования современной жизни заставили писателей внести коррективы в этот жанр. Но основные признаки классического детектива остались неизменны. Произведения современных писателей Мэри Лондон, Уолтера Саттертуэйта, Гилберта Адэра и других авторов даже стилизованы под стиль письма лучших произведений классического детектива. Исторический детектив французского писателя Сержа Брюссоло «Замок отравителей», это чисто классический детектив, возвращающий читателя в «золотой век детектива».
Я могу привести еще множество примеров произведений, которые вновь и вновь убеждают в том, что, несмотря на что, что вроде бы «золотой век классического детектива» кончился, этот жанр не умер и доставит еще много приятных сюрпризов любителям «КЛАССИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА».
© Доктор Фелл.