О Бахус! О моя древняя шляпа!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВА РЕКОМЕНДУЕТ:
Альтер П. Беркли Э. Блейк Н. Буало-Нарсежак Дивер Д. Карр Д.Д. Квин Э. Кобен Х. Коннелли М. Кристи А. Бюсси М.

В случае отсутствия конкретного автора в алфавитном списке, пишем в тему: "Рекомендации участников форума"

Анонс «Библиотечки форума»: У. Бриттен "Мистер Стрэнг собирает кусочки"
Анонс Читального зала «У камина»: ...
Анонс «Убийства на улице ЭДГАРА»: Джесси Хилл Форд «Тюрьма» (1976)

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить» ©. Х.Л. Борхес

Теория Майка Гроста

Модератор: киевлянка

Теория Майка Гроста

СообщениеАвтор zaa » 17 окт 2012, 22:04

Известный современный критик и детективист-любитель Майкл Грост составил подробную и авторитетную классификацию детектива по поджанрам, обоснованно выделив в нём несколько принципиально различных школ. Ниже будут приведены статьи, подробно рассказывающие об их особенностях и различиях. Обсуждать приведённые материалы можно в этой же теме.


Школа интуиционизма

Две ключевых противоборствующих школы в классическом интеллектуальном англоязычном детективе "Золотого века" — интуиционисты и реалисты. Ярчайшими представителями первых в двадцатые-тридцатые годы XX века были Гилберт Кит Честертон, Агата Кристи, Джон Диксон Карр, Стивен Ван-Дайн и Эллери Квин.

Основные характеристики школы:— Гениальные сыщики
— Эксцентричные сыщики
— Сыщики-любители ИЛИ детективы-консультанты без привычки хвататься за пистолет
— Раскрытие преступлений исключительно работой мысли
— Использование дедуктивных умозаключений в процессе поиска разгадки
— В процессе действия непрерывной фокус на расследовании и размышлениях
— Особо важны перемещения всех персонажей по месту преступления во время его совершения; они исследуются тщательно и глубоко
— Детективы — эмигранты с континента (для Англии)
— Интерес к невозможному преступлению
— Ослабленная невозможность: кажущаяся неспособность конкретного человека совершить преступление, в финале же он оказывается единственным, кто был, напротив, способен его совершить (особо типично для Честертона)
 — Личные, не политические и не финансовые мотивы
— Читателю показана личная жизнь подозреваемых, он может им сочувствовать и ассоциировал себя с ними
— Двусмысленные взаимоотношения между персонажами: их можно интерпретировать двояко
— Две версии реальности, одна очевидная, вторая — скрытая — объясняется в конце
— Тема "Самого Невероятного Подозреваемого"


Краткая история и хронология интуиционизма:

1) Краеугольные камни в основание будущего поджанре заложили такие авторы, как Анна Кэтрин Грин, Фергюс Хьюм и Конан-Дойль.
2) Дойль выкристаллизовал большинство наиболее характерных характеристик интуиционного детектива в ряде своих рассказов о Шерлоке Холмсе; в первую очередь это "Человек с рассечённой губой" (1891) и "Серебряный" (1892).
3) Важную роль сыграли мастера невозможного преступления 1891—1914 годов, такие как Зангвилл, Фатрелл и Честертон.
4) Как Дойль, так и "авторы невозможностей" специализировались на коротком рассказе. В 1910-е годы в США ряд в основном женских имён вывел интуиционизм на поле полнометражного романа: Каролин Уэллс, Изабель Острандер, Ли Тэйер.
5) Выход в 1920 году "Таинственного происшествия в Стайлсе" Агаты Кристи ознаменовал не только приход романного интуиционизма на английские берега, но и окончательное формирование зрелой школы. Уже по её следам ступали Джон Диксон Карр, С.-С. Ван-Дайн и Эллери Квин.

Завершим этот краткий обзор своего рода сисетематическим деревом видов, подобной составляемым в биологии. Вслед за каждым автором уровнем ниже следуют его непосредственные последователи. )Для упрощения схемы оставлены лишь авторы, темы которых присутствуют на нашем форуме, кроме тех, от кого идут ветви к известным нам.)

По
        Мелвилл
        Конан-Дойль
        Фергюс Хьюм
                Баронесса Орци
                Израиль Зангвилл: пионер невозможного преступления
                       Эдгар Уоллес
                       Жак Фатрелл
                       Гастон Леру
                       Г. К. Честертон
                                Агата Кристи
                                Хоре Луис Борхес
                                Джон Диксон Карр
                                        Хэйк Талбот
                                        Клейтон Роусон
                                        Джозеф Коммингс
                                        Артур Порджес
                                        Билл Пронзини
                                        Поль Альтер
                                 Эдвард Д. Хоч
              А. А. Милн
              Джон Т. МакИнтайр
                        С.-С. Ван-Дайн
                                 Антони Аббот
                                 Эллери Квин
                                        Энтони Баучер
                                Рекс Стаут
                                Найо Марш
                                Лилиан де ла Торре
                               Локриджи
Niðib Aþravened!
"Vivre sans lire est la même chose que vivre sans voir le soleil".
Аватар пользователя
zaa
Переводчик и генератор идей
Переводчик и генератор идей
 
Автор темы
Сообщений: 2578
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 75 месяцев и 8 дней
Карма: + 54 -
Откуда: Глазов. Столица Северной Удмуртии. Увы, город без метро
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 971 раз.

Re: Теория Майка Гроста

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 17 окт 2012, 22:54

zaa писал(а):Израиль Зангвилл: пионер невозможного преступления

Вот это меня всегда удивляло. Почему он, а не Ле Фаню.
И еще
Почему Поль Альтер до Хоча. Хоч начал писать намного раньше. Вроде.

zaa писал(а):Для упрощения схемы оставлены лишь авторы, темы которых присутствуют на нашем форуме, кроме тех, от кого идут ветви к известным нам.)


Мне кажется зря. Можно было и всех авторов. Мы многих авторов "открыли" на форуме. К примеру, тот же, Хэйк Талбот, Клейтон Роусон, Джозеф Коммингс, Артур Порджес и Антони Аббот. Кстати. Я видел транскрипцию Энтони Эббот.
«И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире». © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Маэстро
Маэстро
 
Сообщений: 7087
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 94 месяцев и 6 дней
Карма: + 90 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 316 раз.
Поблагодарили: 832 раз.

Re: Теория Майка Гроста

СообщениеАвтор zaa » 17 окт 2012, 23:21

Поль Альтер — уровнем ниже. Схема устроена так: от Честертона — к Кристи, Борхесу, Карру, Хочу; от Карра — ко всем авторам невозможностей.
Ле Фаню — не в этой таблице. Он не интуиционист, а сенсационист британского типа. Здесь же дана подгруппа "невозможных" авторов только в одном поджанре.
Антони Аббот — хочу именно так. Чтобы передать ту особенность его псевдонима, взятого специально чтобы стоять первым по алфавиту.
Если будут авторы, хотя бы раз переводившиеся на русский, буду их непременно оставлять.
Niðib Aþravened!
"Vivre sans lire est la même chose que vivre sans voir le soleil".
Аватар пользователя
zaa
Переводчик и генератор идей
Переводчик и генератор идей
 
Автор темы
Сообщений: 2578
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 75 месяцев и 8 дней
Карма: + 54 -
Откуда: Глазов. Столица Северной Удмуртии. Увы, город без метро
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 971 раз.

Re: Теория Майка Гроста

СообщениеАвтор zaa » 11 ноя 2012, 14:56

Школа реализма

Пятеро авторов школы реализма заложили все её традиции. Их работы очень сильно повлияли на всех последующих. Зачастую им просто подражали. Творчество каждого характеризовалось своими яркими особенностями.
Далее представлен список. В нём перечислены характеристики каждого из пяти течений: последователей Фримена, Крофтса, Коулов, Бентли и Бейли. Далее следует собственно перечень авторов 
этого направления.

Последователи Крофтса и Фримена — пожалуй, две наиболее принципиально разлучающиеся группы. Нет ни одного автора, равно поддавшегося влиянию обоих. Правда, была Дороти Л. Сэйерс; она прошла через период увлечения сперва Фрименом, затем Крофтсом. Однако в конце концов ей удалось сформировать собственный стиль, своеобразный и не относящийся ни к одному из направлений. Поклонники Фримена развивали его традицию научного расследования. Смешной факт: сам Крофтс был большим сторонником науки, и в этом смысле испытал большое влияние Фримена. Однако последователи уже самого Крофтса почему-то брали от его книг не схожее с Фрименом, а, напротив, совершенно противоположное.

Общие характеристики всех реалистов:— Сложные перемены личности
— Исследование материальных улик
— Раскрытие темы национальных меньшинств


Школа Фримена— Сыщики-учёные
— Анализ мельчайших улик
— Использование фотографии в расследованиях
— Сыщики, нанимаемые страховыми компаниями
— Действие в среде профессионалов
— Интерес к Древнему Египту и мумиям
— Детективы наизнанку: сначала нам показывают, как человек совершает преступление, затем — как детектив его вычисляет
— Избавление от тела и связанные с этим трудности
— Проулки с заборами в пригородах
— Погони и слежка за подозреваемыми


Представители школы Р. Остина Фримена:

Фримен Уиллс Крофтс
Винсент Корньер
Артур Уильямс
Дороти Ли Сэйерс (в 1928—30 гг.)
Джеффри Хаусхолд
Дермот Морра
Герберт Дженкинс
Кристофер Буш
Патриция Хайсмит
Гарри Майнер
Элем Макклой
Лоуренс Блокман
Агата Кристи (краткое увлечение в 1923—27 гг.)
Эллери Квин (использование дедукции — в остальном преданный вандайновец)

Думается, по поводу Агаты Кристи нужны некоторые пояснения: при изучении её творчества этих лет складывается стойкое ощущение, что Кристи подумывала о такой возможности: присоединиться к школе Ричарда Остина Фримена, на тот момент самой престижной в Британии. Вот характерные примеры:

— Следы этого виднеются в таких научно задуманных рассказах о Пуаро, как "Трагедия в Марсдон-Мэноре" и "Загадка египетской гробницы" (оба 1923). В первом из этих рассказов Пуаро даже нанимает страховая компания, точь-в-точь как доктора Торндайка. Во втором же в центре сюжета — египтология, столь любимая Фрименом, и это задолго до появления у самой Кристи личного пристрастия к древности Ближнего Востока. Оба рассказа описывают загадочные болезни без какой-либо (на первый взгляд) рациональной причины. Это очень похоже на Томаса Хэнши и его "Человека с сорока лицами" (1910): смотри рассказы "Загадка девятого пальца", "Улыбка льва" и "Разделённый дом".
— "Шахматная загадка" из "Большой четвёрки" (1924) описывает механическое приспособление для убийства, на поминающее Эрнеста Браму и предвещающее приход Коулов.
— Ещё одно приспособление для убийства Кристи создала в рассказе о мистере Кина "Лицо Елены" (1927), на сей раз на поминающее уже не Коулов а Ричарда Марша и его рассказ "Жук" (1897).
— Использование гипноза для ивзлечентя "скрытой памяти" свидетелей было осуществлено Пуаро в "Неудачнике" (1926). Кристи, вероятно, использовала этот приём первой в детективной литературе.
— Даже рассказчик-доктор в "Убийстве Роджера Акройда" (1925) заставляет вспомнить рассказчиков-врачей в произведениях Фримена. (Все слышали? Я только что сказал оригинальную мысль об "Убийстве Роджера Акройда"! :crazy: — Прим. Майка Гроста)
— "Приключение кухарки из Клэпема" (1923) концентрируется вокруг любимой темы Фримена — избавления от тела.

Вскоре Кристи вновь обратится к себе и оставит  школу Фримена. Правда, останется пожизненный интерес к ядам, но основанный на высокоизобретательных сюжетах с загадкой, а не на чисто научных методиках. Любовь же к Ближнему Востоку переводится из модной в личную.
В "Убийстве в доме викария" (1930) (Глава 14), доктор Хейдок произносит речь о том, как в будущем преступное поведение будет трактоваться как своего рода болезнь, и подтверждает свои слова статикой об известных преступниках. Как в этом романе, так и в "Тринадцати загадочных случаях" (1927—31), мисс Марпл раскрывает дела, строя параллели с известными ей криминальными ситуациями. Обе идеи подразумевают систематический взгляд на человеческую натуру. В "Расследует Паркер Пайн" (1932—33) главный герой зарабатывает на жизнь благодаря статистическому знанию о классификации людей и ситуаций.

Школа Крофтса— Богатый фон: детально рассматриваемая жизнь представителей какой-либо профессии или закрытого учреждения
— Промышленность, фабрики, бизнесмены
— Построение сюжета как паззла
— Сыщики из профессиональной полиции
— Частные ищейки
— Рутинная полицейская работа
— Серийный опрос подозреваемых
— Все идеи и частичные решения, придуманные сыщиком, сообщаются читателю по ходу произведения
— Алиби
— Погони
— Криминальные банды
— Бизнесмены среднего класса
— Мотоциклы, поезда, суда
— Навигация (на море и суше)
— Опять же, проулки в пригородах
— Персонажи, говорящие неправду


Представители школы Фримена У. Крофтса:

Колы
Генри Уэйд
Ричард Кеверн
Г. М. Ричардсон
Джон Роуд
Артур Дурэм Дивайн
Томас Киндон
Э. Р. Паншон
Сирил Хейр
Жорж Сименон
С. Мацумото
Артур Апфилд
Дороти Ли Сэйерс (в период 1931—35 гг.)
Мильтон М. Проппер
Эрл Дерр Биггерс
Карл У. Детцер
А. З. Х. Карр
Эрл Стенли Гарднер
Дэшиел Хэммет
Раймонд Чандлер
Дик Фрэнсис

Школа Коулов— Механические приспособления для убийства
— Политика
— Сатира


Представители школы Коулов:

Эллен Уилкинсон

Школа Бентли— Детективы ошибаются
— Многочисленные разгадки
— Литературные цитаты


Представители школы Э. К. Бентли:

Энтони Беркли
Р. А. Дж. Уоллинг
Дороти Ли Сэйерс (использование цитат)
Рональд Нокс

Школа Бейли уже более сомнительно может быть отнесена к реалистам, ибо много схожих элементов и у последователей Ван-Дайна. Вот часть их характеристик:

Школа Бейли— Детектив — консультант из высшего общества, работающий независимо от полиции и не питающий к ней нежных чувств
— Сыщики-учёные, не пользующиеся, однако, наукой для своих расследования
— Научные приборы и механизмы для убийств
— Мелодраматические финалы с использованием этих устройств
— Атмосфера ужаса
— Простые улики и скрывающиеся за ними грандиозные преступные схемы
— Молодые девушки и дети в опасности
— Преступник — человек с психическими отклонениями
— Персонажи, включая сыщиков, женаты
— Текст, богатый на визуальные, тактильные, слуховые образы


Представители школы Бейли, все как на подбор британские авторы, и есть в точности те писатели, кого мы вспоминаем, говоря о "чисто английском детективе":

Г. К. Бейли
Марджери Аллингем
Энтони Уинн
Филип МакДональд
Джозефина Белл
Фиона Синклер
Элизабет Феррарс
Дж.-Дж. Коннингтон
Глэдис Митчелл
Р. К. Вудторп
Шелли Смит
Глин Карр
Рут Ренделл

Нужно разобрать ещё один аномальный случай: Найо Марш. Реалист она или интуиционист школы Ван-Дайна? Трудно ответить однозначно. Её книги никогда прямо ему не подражали, в отличие от Эллери Квина. К тому же, Марш — часть британской культуры Золотого Века, а последователи Ван-Дайна всегда были исключительно американцами. Да и инспектор Аллейн нисколько не похож на Фило Вэнса. И, тем не менее:

— Персонажи Марш — тоже образованные люди богемы и искусства, как и коллекционеры и знатоки искусств у Ван-Дайна.
— Сыщики обоих — представители высшего общества.
— Сюжеты Марш — неизменно формальные головоломки, кардинально непохожие на всех Фрименов и Крофтсов.
— Иногда появляются у неё даже невозможное преступления.
— Тщательное расследование, кто и где был в момент совершения преступления и как перемещался — яркая характеристика лишь троих авторов: помимо Марш, это Ван-Дайн и Эллери Квин.
— У Ван-Дайна встречаются крайне экстравагантные способы убийства; вслед за ним подобные появляются у Квина, Стаута и Найо Марш.
— В "Смерти в белом галстуке" особо важно, что персонаж мог, а что не мог знать, что очень характерно для Эллери Квина.
— Фило Вэнс и Эллери Квин активно сотрудничают с полицией; Тэтчер Кольт и Родерик Аллейн — сами полицейские.
— В книгах Марш целая команда серийных полицейских, как и у Ван-Дайна с Квином.
— Марш часто придумывает формальные схемы для названий глав, что характерно и для книг Эллери Квина.
— Марш, подобно Квину, Ван-Дайну, Стауту, вводит в романы элемент комедии, но это не влияет на качество собственно загадки.
— Марш, как и вандайновцы, практически никогда не обращается к триллеру, что резко отличает её практически от всех коллег-британцев.
Niðib Aþravened!
"Vivre sans lire est la même chose que vivre sans voir le soleil".

За это сообщение автора zaa поблагодарили: 7
buka (24 июл 2014, 10:14) • igorei (11 ноя 2012, 20:07) • Iris (11 ноя 2012, 20:48) • Mrs. Melville (12 ноя 2012, 00:56) • Гастингс (11 дек 2012, 22:42) • Доктор Фелл (11 ноя 2012, 15:01) • Шурик (15 сен 2013, 10:13)
Рейтинг: 46.67%
 
Аватар пользователя
zaa
Переводчик и генератор идей
Переводчик и генератор идей
 
Автор темы
Сообщений: 2578
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 75 месяцев и 8 дней
Карма: + 54 -
Откуда: Глазов. Столица Северной Удмуртии. Увы, город без метро
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 971 раз.



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?