Бонд. Джеймс Бонд!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
АЛЬТЕР П. БЕРКЛИ Э. БУАЛО-НАРСЕЖАК БЮССИ М. ДИВЕР Д. КАРР Д.Д. КВИН Э. КОБЕН Х. КОННЕЛЛИ М. КРИСТИ А.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Модератор: киевлянка

Правила форума
Авторы раздела: Г. Аллен, С. Х. Адамс, Э. Балмер, Баронесса Орчи, С. С. Блихер, М. М. Бодкин, Э. Брама, П. Бребнер, М. Брэддон, Э. Вуд, Э. Габорио, А. Галопен, Э. Т. А. Гофман, А. К. Грин, А. Гриффитс, Ч. Диккенс, И. Зангвилл, У. Коллинз, А. Конан Дойл, Д. Ш. Ле Фаню, М. Леблан, Г. Леру, Ф. Линде, А. Магог, У. МакХарг, А. Мейсон, А. Моррисон, Э. Оппенхейм, Э. А. По, М. Д. Пост,П. Рен, А. Рив, С. Ривертон, К. Стэгг, В. Уайтчерч, Э. Уоллес, Ж. Фатрелл, Р. О. Фримен, Э. Хорнунг, Ф. Хьюм, Т. Хэнши, Г. К. Честертон

Эрнст Теодор Амадей Гофман

СообщениеАвтор Чародей » 21 ноя 2009, 16:28

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман (24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин) — немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, изменил имя в 1805 г. Псевдоним как композитора — Иоганн Крайслер.

Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов — «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало. К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 — 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери». Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого, и хотя в ней наблюдались периоды спада (особенно на родине Гофмана, в Германии), в наши дни, через сто шестьдесят лет после его смерти, волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются, а научная гофманиана пополняется новыми трудами. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей-романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.
История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кенигсберге, в семье адвоката. Родители его разошлись, когда ему шел третий год. Гофман рос в семье матери, опекаемый дядей, Отто Вильгельмом Дёрфером, тоже адвокатом. В доме Дёрферов все понемногу музицировали, учить музыке стали и Гофмана, для чего пригласили соборного органиста Подбельского. Мальчик выказал незаурядные способности и вскоре начал сочинять небольшие музыкальные пьесы; обучался он и рисованию, и также не без успеха. Однако при явной склонности юного Гофмана к искусству семья, где все мужчины были юристами, заранее избрала для него ту же профессию. В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он сдружился с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля, — общение с ним не прошло для Гофмана бесследно. По окончании университета и после недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман едет в Берлин, где успешно сдает экзамен на чин асессора и получает назначение в Познань. Впоследствии он проявит себя как превосходный музыкант — композитор, дирижер, певец, как талантливый художник — рисовальщик и декоратор, как выдающийся писатель; но он был также знающим и дельным юристом. Обладая огромной работоспособностью, этот удивительный человек ни к одному из своих занятий не относился небрежно и ничего не делал вполсилы. В 1802 году в Познани разразился скандал: Гофман нарисовал карикатуру на прусского генерала, грубого солдафона, презиравшего штатских; тот пожаловался королю. Гофман был переведен, вернее сослан, в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии. Незадолго до отъезда он женился на Михалине Тшциньской-Рорер, которой предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной, скитальческой жизни. Однообразное существование в Плоцке, глухой провинции, далекой от искусства, угнетает Гофмана. Он записывает в дневнике: «Муза скрылась. Архивная пыль застилает передо мной всякую перспективу будущего». И все же годы, проведенные в Плоцке, не потеряны зря: Гофман много читает — кузен присылает ему из Берлина журналы и книги; к нему в руки попадает популярная в те годы книга Виглеба «Обучение естественной магии и всевозможным увеселительным и полезным фокусам», откуда он почерпнет кое-какие идеи для своих будущих рассказов; к этому времени относятся и его первые литературные опыты.
В 1804 году Гофману удается перевестись в Варшаву. Здесь он весь свой досуг посвящает музыке, сближается с театром, добивается постановки нескольких своих музыкально-сценических произведений, расписывает фресками концертный зал. К варшавскому периоду жизни Гофмана относится начало его дружбы с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, юристом и любителем литературы. Гитциг — будущий биограф Гофмана — знакомит его с произведениями романтиков, с их эстетическими теориями. 28 ноября 1806 года Варшаву занимают наполеоновские войска, прусская администрация распущена, — Гофман свободен и может посвятить себя искусству, но лишен средств к существованию. Жену и годовалую дочь он вынужден отправить в Познань, к родным, ибо ему не на что их содержать. Сам он едет в Берлин, но и там перебивается лишь случайными заработками, пока не получает предложение занять место капельмейстера в Бамбергском театре.
Годы, проведенные Гофманом в старинном баварском городе Бамберге (1808 — 1813), — это период расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. В это время начинается его сотрудничество с лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой», где он печатает статьи о музыке и публикует свою первую «музыкальную новеллу» «Кавалер Глюк» (1809). Пребывание в Бамберге отмечено одним из самых глубоких и трагических переживаний Гофмана — безнадежной любовью к его юной ученице Юлии Марк. Юлия была хороша собой, артистична и обладала чарующим голосом. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться ее черты. Расчетливая консульша Марк выдала дочь за состоятельного гамбургского коммерсанта. Замужество Юлии и ее отъезд из Бамберга были для Гофмана тяжелым ударом. Через несколько лет он напишет роман «Эликсиры дьявола»; сцена, где многогрешный монах Медард неожиданно оказывается свидетелем пострижения страстно любимой им Аврелии, описание его мук при мысли, что любимую разлучают с ним навеки, останется одной из самых проникновенных и трагических страниц мировой литературы. В тяжкие дни расставания с Юлией из-под пера Гофмана вылилась новелла «Дон-Жуан». Образ «безумного музыканта», капельмейстера и композитора Иоганнеса Крейслера, второе «я» самого Гофмана, поверенный самых дорогих ему мыслей и чувствований, — образ, который будет сопутствовать Гофману на протяжении всей его литературной деятельности, также родился в Бамберге, где Гофман познал всю горечь судьбы артиста, вынужденного обслуживать родовую и денежную знать. Он задумывает книгу рассказов «Фантазии в манере Калло», которую вызвался издать бамбергский вино- и книготорговец Кунц. Сам незаурядный рисовальщик, Гофман высоко ценил язвительно-изящные рисунки — «каприччо» французского графика XVII века Жака Калло, и, поскольку собственные его рассказы были также весьма язвительны и причудливы, его привлекла мысль уподобить их созданиям французского мастера.
Следующие станции на жизненном пути Гофмана — Дрезден, Лейпциг и снова Берлин. Он принимает предложение импресарио оперного театра Секонды, труппа которого играла попеременно в Лейпциге и Дрездене, занять место дирижера, и весной 1813 года покидает Бамберг. Теперь Гофман все больше сил и времени отдает литературе. В письме к Кунцу от 19 августа 1813 года он пишет: «Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня — мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».
В мире внешнем, близко окружавшем Гофмана, в то время еще бушевала война: остатки разбитой в России наполеоновской армии ожесточенно сражались в Саксонии. «Гофман стал очевидцем кровавых сражений на берегу Эльбы и осады Дрездена. Он уезжает в Лейпциг и, стараясь отделаться от тяжелых впечатлений, пишет «Золотой горшок — сказку из новых времен». Работа с Секондой шла негладко, однажды Гофман поссорился с ним во время спектакля и получил отказ от места. Он просит Гиппеля, ставшего крупным прусским чиновником, исхлопотать ему должность в министерстве юстиции и осенью 1814 года переезжает в Берлин. В прусской столице Гофман проводит последние годы жизни, необычайно плодотворные для его литературного творчества. Здесь у него складывается кружок друзей и единомышленников, среди них писатели — Фридрих де ла Мотт Фуке, Адельберт Шамиссо, актер Людвиг Девриент. Одна за другой выходят его книги: роман «Эликсиры дьявола» (1816), сборник «Ночные рассказы» (1817), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), «Серапионовы братья» — цикл рассказов, объединенных, наподобие «Декамерона» Боккаччо, сюжетной рамкой (1819 — 1821), неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819 — 1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822)
Политическая реакция, воцарившаяся в Европе после 1814 года, омрачила последние годы жизни писателя. Назначенный в особую комиссию, расследовавшую дела так называемых демагогов — студентов, замешанных в политических беспорядках, и других оппозиционно настроенных лиц, Гофман не мог примириться с «наглым попранием законов», имевшим место во время следствия. У него произошла стычка с полицей-директором Кампцем, и он был выведен из состава комиссии. Гофман рассчитался с Кампцем по-своему: увековечил его в повести «Повелитель блох» в карикатурном образе тайного советника Кнаррпанти. Узнав, в каком виде изобразил его Гофман, Кампц постарался помешать изданию повести. Более того: Гофмана привлекли к суду за оскорбление комиссии, назначенной королем. Только свидетельство врача, удостоверявшее, что Гофман тяжело болен, приостановило дальнейшие преследования.
Гофман действительно был тяжело болен. Поражение спинного мозга привело к быстро развивавшемуся параличу. В одном из последних рассказов — «Угловое окно» — в лице кузена, «лишившегося употребления ног» и способного только наблюдать жизнь в окно, Гофман описал самого себя. 25 июня 1822 года он скончался.

Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По, Г. Ф. Лавкрафта, а также М. М. Шемякина. Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера групп Агата Кристи и Глеб Самойлоff & the Matrixx Глеба Самойлова.

Библиография литературных произведений: | +
Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot's Manier) (1814):
«Жак Калло» (нем. Jaques Callot)
«Кавалер Глюк» (нем. Ritter Glück)
«Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana):
Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера; Ombra adorata; Мысли о высоком значении музыки; Инструментальная музыка Бетховена; Крайне бессвязные мысли; Совершенный машинист
«Дон Жуан» (нем. Don Juan)
«Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza)
«Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur)
«Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf)
«Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht)
«Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana):
Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру; Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну; Музыкально-поэтический клуб Крейслера; Сведения об одном образованном молодом человеке; Враг музыки; Об одном изречении Саккини и так называемых музыкальных эффектах; Аттестат Иоганнеса Крейслера
Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814)
Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815)
Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig) (1816)
Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817):
«Песочный Человек» (нем. Der Sandmann)
«Обет» (нем. Das Gelübde)
«Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner)
«Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G.)
«Майорат» (нем. Das Majorat)
«Пустой дом» (нем. Das öde Haus)
«Sanctus» (нем. Das Sanctus)
«Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz)
Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818)
Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819)
Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820)
Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder) (1819-21):
«Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion)
«Советник Креспель» (нем. Rat Krespel)
«Фермата» (нем. Die Fermate)
«Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist)
«Эпизод из жизни трех друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde)
«Артурова зала» (нем. Der Artushof)
«Фалунские рудники» (нем. Die Bergwerke zu Falun)
«Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig)
«Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sänger)
«История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte)
«Автоматы» (нем. Die Automate)
«Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse)
«Старая и новая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik)
«Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen)
«Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind)
«Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes)
«Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl)
«Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast)
«Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry)
«Счастье игрока» (нем. Spielerglück)
«Барон фон Б.» (нем. Der Baron von B.)
«Синьор Формика» (нем. Signor Formica)
«Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner)
«Видения» (нем. Erscheinungen)
«Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge)
«Вампиризм» (нем. Vampirismus)
«Эстетическое чаепитие» (нем. Die ästhetische Teegesellschaft)
«Королевская невеста» (нем. Die Königsbraut)
Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr) (1819-21)
Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh) (1822)
Поздние новеллы (1819-1822):
«Хайматохаре» (нем. Haimatochare)
«Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere)
«Двойники» (нем. Die Doppeltgänger)
«Разбойники» (нем. Die Räuber)
«Ошибки» (нем. Die Irrungen)
«Тайны» (нем. Die Geheimnisse)
«Огненный дух» (нем. Der Elementargeist)
«Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa)
«Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht)
«Враг» (нем. Der Feind (Fragment))
«Выздоровление» (нем. Die Genesung)
«Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьём посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве.» ©Агата Кристи
Аватар пользователя
Чародей
Бывалый
Бывалый
 
Автор темы
Сообщений: 609
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 105 месяцев и 6 дней
Карма: + 9 -
Откуда: г. Запорожье, Украина
Благодарил (а): 85 раз.
Поблагодарили: 212 раз.

Re: Эрнст Теодор Амадей Гофман

СообщениеАвтор Ферзь » 21 ноя 2009, 17:26

"Песочный человек".

Данная повесть имеет к детективу отношение только в том, что вышла в серии "Классика жанра - детектив" издательства "Олма Медиа Групп". На самом деле это триллер (вряд ли автор мог бы подумать, что почти через двести лет его произведение назовут таким словом) о том, что творится в душе у человека, как безумие может охватить его романтическую, творческую натуру, а также что из этого может произойти.
Когда берешь в руки книгу автора XIX века (а Гофман умер и вовсе в 1822 году, поэтому его можно считать истоком из истоков), поневоле настраиваешься на "тяжелый" язык. Вот и в данном случае, коротенькую повесть на 70 страничек маленькой книжечки я смог прочитать только с третьего раза, и то с перерывом на сон. Эту особенность лично я рассматриваю и с положительной, и с отрицательной сторон. С одной стороны, действительно тяжеловато продираться через словесные дебри, с другой - очень уважаю людей, способных писать подобным слогом. За богатый словарный запас, за отсутствие хоть малейшего намека на слэнг и слова-паразиты (не то, что нынешнее племя (с)), за сам стиль и атмосферу, длящуюся от начала и до конца без провисаний и прерываний.
Поэтому скажу, что на любителя. Никаких расследований нет, неожиданную развязку тоже не найдете, а в том, что есть, и вовсе присутствует значительный элемент неправдоподобности, сложный, но богатый язык... В общем, как говорится, решайте сами.
Аватар пользователя
Ферзь
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 529
Стаж: 128 месяцев и 25 дней
Карма: + 28 -
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Re: Эрнст Теодор Амадей Гофман

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 22 ноя 2009, 19:38

"Мадемуазель де Скюдери" у Гофмана - неплохой детектив, хотя много отступлений и преступник выясняется на середине - а дальше описывается, как дело пытаются привести к устраивающему всех концу. Слог, конечно, даёт о себе знать, но зато детектив - этакая мисс Марпл, беспощадная к злодеям, и есть загадка исчезновения из охраняемой территории (внимание доктору Феллу!).
А "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" - отличная философско-политическая сатира.

Но вообще музыка у Гофмана воспринимается легче, хотя тоже довольно-таки выспренно-романтическая. Он, кстати, зачинатель немецкой романтической оперы.
Некоторые неправильно сомневаются, что восхваление самих себя вредит и никого не украшает. Мы думаем иначе.
А. Хвостенко
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Старожил
Старожил
 
Сообщений: 3378
Стаж: 128 месяцев и 26 дней
Карма: + 72 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 172 раз.
Поблагодарили: 1147 раз.

Re: Эрнст Теодор Амадей Гофман

СообщениеАвтор Мария » 14 июн 2011, 22:27

Мне у Гофмана очень нравятся Электры сатаны ( образцовая вещь в жанре готической страшилки) и Житейские воззрения кота Мурра
Аватар пользователя
Мария
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 1005
Стаж: 128 месяцев и 22 дней
Карма: + 20 -
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 79 раз.

Re: Эрнст Теодор Амадей Гофман

СообщениеАвтор Kolombo » 21 апр 2017, 19:16

Мадемуазель де Скюдери - я не могу назвать детективом. Расследования нет. А вот очень советую обратить внимание на другое произведение "Майорат" из сборника "Ночные истории". Преступник выдает себя любопытным образом, а затем сознается сам, но его вынуждают сделать признание. Стряпчий (играющий некую роль следователя) понимает, что к чему, хотя преступника не застигли на месте преступления. Это гораздо больше похоже на детектив и написано раньше. Советую ознакомиться с этой новеллой и высказать свое мнение.

За это сообщение автора Kolombo поблагодарил:
Mrs. Melville (22 апр 2017, 02:55)
Рейтинг: 6.67%
 
Kolombo
Новичок
Новичок
 
Сообщений: 32
Стаж: 37 месяцев и 8 дней
Карма: + 3 -
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?

cron