О, афинские архонты!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
АЛЬТЕР П. БЕРКЛИ Э. БУАЛО-НАРСЕЖАК БЮССИ М. ДИВЕР Д. КАРР Д.Д. КВИН Э. КОБЕН Х. КОННЕЛЛИ М. КРИСТИ А.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


«Детектив — это интеллектуальный жанр, основанный на фантастическом допущении того, что в раскрытии преступления главное не доносы предателей или промахи преступника, а способность мыслить» ©. Х.Л. Борхес

Детектив: история и теория.

Модератор: киевлянка

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 06 сен 2009, 18:00

доктор Фелл, прочитайте "Дело датского принца" Майлза Кингтона. Там Холмс с Ватсоном расследуют дело Гамлета - убийств и подозреваемых полно, а финал самый неожиданный. Где-то в интернете есть сканы текста, там пьеса шекспировским слогом всего на 10 страниц - но просто чудесно спародированы и Дойл, и Шекспир. Изображение
Некоторые неправильно сомневаются, что восхваление самих себя вредит и никого не украшает. Мы думаем иначе.
А. Хвостенко
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Старожил
Старожил
 
Сообщений: 2725
Стаж: 122 месяцев и 6 дней
Карма: + 63 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 146 раз.
Поблагодарили: 917 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 04 окт 2009, 22:18

Начал читать «Винтовая лестница» Мэри Робертс Райнхарт. О книге расскажу немного позже. Когда дочитаю. Пока хочу отметить вот что.
Эта писательница, одна из первых ( по некоторым источников, первая) ввела в детективный жанр новую форму, если можно так высказаться. «Had I Bit Known» - Если бы знать…
Все произведение, написанное в готическом стиле буквально пронизаны этим «если бы я знала, то это могло не произойти» , «если бы я тогда знала, то что знаю сейчас», если бы я знала…» И уже после нее, этот вид детектива, прочно вошел в детективный жанр.
"И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире". © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 8011
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 122 месяцев и 7 дней
Карма: + 96 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 571 раз.
Поблагодарили: 1323 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Ehwaz » 18 май 2011, 14:19

Обнаружила в Сети вот такую небезынтересную статью о классике детектива - "Собаке Баскервилей":
"Я должен приостановить эксперименты над Системным Временем (простите за скверный каламбур), чтобы восстановить доброе имя оклеветанного человека и обелить репутацию его злосчастной собаки. Речь идет о мистере Стэплтоне, которого герой Конан Дойля, частный сыщик Шерлок Холмс обвинил в убийстве Чарльза Баскервиля и подготовке покушения на Генри Баскервиля.

Более века длится вопиющее заблуждение. Пришло время покончить с ним, раз и навсегда разобраться в подлинной подоплёке событий, произошедших сто лет назад в далеком Девоншире посреди торфяных болот.

Невиновность мистера Стэплтона (будем называть его именем, которое он сам выбрал) я намерен доказать, основываясь исключительно на тексте произведения сэра Артура. Следует лишь внимательно прочитать его, без пристрастий и предубеждений, в случае сомнения истолковывая факты в пользу обвиняемого, как и предписывает Закон. Шаг за шагом пройдем мы по повести – и узнаем Истину.
" - утверждает ее автор Василий Щепетнев.

Полностью его рассуждения на заданную тему можно прочесть по ссылке:
http://www.221b.ru/archive/arch-110.htm
Аватар пользователя
Ehwaz
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 618
Стаж: 122 месяцев и 4 дня
Карма: + 16 -
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 20 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Ehwaz » 13 сен 2011, 10:53

Еще две интересные ссылки, которые, на мой взгляд, напрямую относятся к истории и теории детектива:
"С ростом преступного мира, в конце XIX века, появилась проблема выявления и поимки нарушителей закона. Однообразие стиля одежды, причесок и одинаковое выражение на лицах делало невозможным отличить гангстера, мошенника или убийцу от законопослушного гражданина. Недостаточно развитые методы опознания не давали возможности сделать улицы безопасными. Но технологии не стоят на месте. Сейчас известно около десятка средств идентификации преступника, и они отлично справляются со своей миссией. Одним из таких средств стали магшоты (mug shots) — мгновенные снимки (например, полароидные), снятые без подготовки, почти спонтанно, и на месте же проявленные. У этого явления есть история, легенда и харизма. Ричард Т. Розенталь — главный историк магшотов рассказывает, что впервые магшоты появились, когда начали фотографировать преступников в идентификационных целях — в то время, когда водительские права, база отпечатков пальцев и личные страницы в интернете еще не существовали (Facebook, российский аналог Vkontakte). А стали это делать почти сразу после изобретения фотографии в 1839 году. Уже в ноябре 1841 года эта практика была общераспространенной.

Магшот был изобретен в США Аланом Пинкертоном, знаменитым детективом XIX века. Этимология слова происходит от слова «mug», которое известно с XVIII века и в переводе с английского сленга обозначает «лицо». Большинство магшотов имеют две части: профиль и анфас. Детективное агентство Пинкертона первым начало использовать постеры: «Разыскивается!» («Wanted posters») (рис. 1). В 1870 году агентство имело наибольшую в США коллекцию магшотов. В то время, когда отсутствовали компьютерные технологии, обвиненный держал в руках табличку, на которой были его имя, дата и пр. Магшоты преступников XIX века выполнены очень художественно и больше походят на композиционные фотографии (рис. 2). В последние годы цифровая фотография кардинально изменила этот подход. Фото преступников сразу же после ареста — дело нескольких секунд, и ровно столько же требуется, чтобы фото попало в интернет. США, мировой лидер во многих отраслях, здесь тоже по праву занимает первое место. "

Далее по ссылке:
https://pravorub.ru/duralex/9826.html

И в качестве иллюстрации - коллекция магшотов:
Изображение Изображение

На втором фото - симпатичная молодая женщина, многомужница. :)

Очень много по ссылке:
http://trinixy.ru/61330-zhenshhiny-pres ... -foto.html


Чтобы не присваивать чужих заслуг. скажу: эта интересная подборка и статья были найдены мною на Дайрах, куда в свою очередь их перекопировали с ЖЖ и т.д. :)

За это сообщение автора Ehwaz поблагодарил:
Ser (13 сен 2011, 13:33)
Рейтинг: 6.67%
 
Аватар пользователя
Ehwaz
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 618
Стаж: 122 месяцев и 4 дня
Карма: + 16 -
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 20 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 22 авг 2013, 12:53

"Humdrum" Mystery
Говоря о жанре "герметического детектива" - "детектива-загадки" "Золотого века" детектива , необходимо , по моему, затронуть тему "Humdrum" направления этого жанра, практически не обсуждаемого в русскоязычном пространстве. Это очень важно, особенно для понимания процессов развития жанра и осознание того, что иногда развитие жанра приводит не к увеличению его популярности, а наоборот.
Итак, "Humdrum" детектив (hʌmˌdrʌm, в переводе с английского- монотонное, обычное, а зачастую еще и скучное повествование), в данном случае объединяет детективы, в которых не только все внимание уделяется решению головоломки- Кто/ Как?, но и требует для этого решения всевозможных специальных знаний, изучения многочисленных сложных к восприятию деталей, карт, приложений. В этих произведений практически всегда отсутствует любовная линия, юмор, все подчинено раскрытию зачастую очень сложного преступления. Другими словами Humdrum School, термин придуманный Julian Symons в ее знаменитой книге "Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel", это произведения , где в угоду сложному puzzle plot, не уделяется никакого вниманию развитию персонажей, любовной линии, реалиям времени, а зачастую и диалогам между героями. Мы все помним работу Фримена Крофтса, где для раскрытия преступления требуется внимательное, на грани академического, изучение железнодорожного расписания. Или другого представителя жанра - Энтони Винна, творчество которого мы недавно обсуждали на форуме, и о котором, на в одном англоязычном блоге написали, что на его фоне, Фримен Крофтс, может считаться литературным Сашей Бароном - Коэном. ("He makes Freeman Wills Crofts look like Sacha Baron Cohen)."
Дело в том, что развитие жанра классического детектива в период между мировыми войнами настолько понравились публике и имели финансовый успех, что привели некоторых авторов к мысли, что детективную загадку нужно еще усложнить, и чтов это приведет к еще большему успеху. Тогда то и появились работы Винна, Фримена Крофтса, Джона Роде (John Rhode/Miles Burton), Дж. Дж. Коннингтона (J J Connington /Alfred Walter Stewart)- наиболее известных представителей "Humdrum".
И что произошло? Меньшая часть читательской аудитории детективов, восторженно приняло эти произведения, восхищаясь сверхсложной загадкой, для решения которой нужно, не только шевелить "серыми клеточками", а работать с бумагой и ручкой, а иногда даже заглядывать в справочники и специальную литературу. Я думаю, к таким можно отнести нашего Алекса Смита, который на форуме сожалел о переводе всего трех произведений Дж. Дж. Коннингтона.
А почти абсолютное большинство отвернулись, чуть ли не от всего жанра "герметического детектива". В нашу напряженную эпоху недосуг "работать", над детективным романом.
Вспомнилось, как Доктор Фелл, категорически отказался редактировать перевод известнейшего, и не самого "Humdrum", рассказа С.Дэйли Кинга "Эпизод с гвоздем и реквиемом", назвав его больше учебником по строительству.
В результате произведения данного жанра хоть и почти всегда имели хорошую критику, практически никогда не переиздавались. Издатели не могли распродать даже один тираж. Не удивительно, что их произведения мало переводятся.
Интересующимся направлением, хотелось бы порекомендовать известную работу Куртиса Эванса (Curtis Evans) - Masters of the"Humdrum" Mystery.
Off topic:
Хотел поместить маленькую фотографию книги, а получается большая, может администратор может мне помочь? Извините.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle

За это сообщение автора igorei поблагодарили: 3
Mrs. Melville (22 авг 2013, 13:55) • Полковник МАРЧ (22 авг 2013, 20:59) • Виктор (22 авг 2013, 14:29)
Рейтинг: 20%
 
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1650
Стаж: 122 месяцев и 5 дней
Карма: + 54 -
Благодарил (а): 1209 раз.
Поблагодарили: 835 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 22 авг 2013, 13:33

igorei писал(а):Вспомнилось, как Доктор Фелл, категорически отказался редактировать перевод известнейшего, и не самого "Humdrum", рассказа С.Дэйли Кинга "Эпизод с гвоздем и реквиемом", назвав его больше учебником по строительству.

Рассказ до сих пор висит у нас на "кухоньке". И действительно. Там настолько все сложно. В пору доставать принадлежности для черчения или вообще применять современные компьютерные технологии. Мне кажется, что авторы этого жанра на минутку забыли, что детектив - это прежде всего литература, а не научный трактат.
В некотором роде, первые произведения Э. Квина, я имею ввиду цикл "Тайна...", это тоже Humdrum School. И хотя, все-таки в этих произведениях есть литература, тем не менее, очень много чуть ли не математических расчетов.
"И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире". © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 8011
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 122 месяцев и 7 дней
Карма: + 96 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 571 раз.
Поблагодарили: 1323 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Mrs. Melville » 22 авг 2013, 14:21

igorei,спасибо, очень интересно. Куртис Эванс, как я поняла, делит английский детектив золотого века на "Humdrum" и "The Crime Queen" (Королева преступлений?), к которым он относит Кристи, Сэйерс, Аллингхем, Марш-в общем всех женщин. Хотя насчет Сэйерс-мне кажется, что у нее все-таки много общего и с "Humdrum". А куда в таком случае других представителей "Golden Age"? Но вообще отзывы на книгу очень хорошие. А не знаете, термин "Humdrum" и раньше использовался в определении детективов этого направления?
"В литературе другим жанрам место отводят на основании их шедевров,то время как детективы оценивают по их отбросам"
Р.Остин Фримен.
Аватар пользователя
Mrs. Melville
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1128
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 99 месяцев и 10 дней
Карма: + 21 -
Благодарил (а): 1498 раз.
Поблагодарили: 237 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Faramant » 22 авг 2013, 14:29

В книге Тибора Кестхейи "Анатомия детектива" читал, что издавались детективы с приложением набора улик к каждой книге. Читатель должен был исследовать эти улики. Сейчас много всяких журналов с всякими приложениями издаются. Глядишь, и до таких детективов дело дойдет :smile:
Аватар пользователя
Faramant
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 296
Стаж: 76 месяцев и 11 дней
Карма: + 7 -
Благодарил (а): 144 раз.
Поблагодарили: 98 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Виктор » 22 авг 2013, 14:39

igorei писал(а):для решения которой нужно, не только шевелить "серыми клеточками", а работать с бумагой и ручкой, а иногда даже заглядывать в справочники и специальную литературу. Я думаю, к таким можно отнести нашего Алекса Смита

А мне тоже нравятся такого рода произведения. Наверное, "свой" читатель есть у любого жанра. Отличие лишь в масштабе "массовости" увлечения.

Добавлено спустя 4 минуты 59 секунд:
Faramant писал(а):В книге Тибора Кестхейи "Анатомия детектива" читал, что издавались детективы с приложением набора улик к каждой книге. Читатель должен был исследовать эти улики. Сейчас много всяких журналов с всякими приложениями издаются. Глядишь, и до таких детективов дело дойдет :smile:

У меня тоже была эта книга (Тибора Кестхейи "Анатомия детектива"), но не могу сейчас найти: вроде бы дал кому-то давно почитать и "с концами".
Это тоже замечательная идея, на основе которой можно составлять различные детективные игры.
"Если у вас пропал джем, а у кого-то выпачканы губы,
это ещё не доказательство вины".

Эдмунд К. Бентли
Виктор
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 2130
Стаж: 75 месяцев и 27 дней
Карма: + 52 -
Откуда: г. Великий Новгород
Благодарил (а): 1455 раз.
Поблагодарили: 1847 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Джин Грей » 22 авг 2013, 20:51

Off topic:
Виктор писал(а):можно составлять различные детективные игры.
которых давно не было на этом форуме :sad:
igorei картинку уменьшила
Женщины, по своей сути, все - ангелы, но когда им обламывают крылья, приходиться летать на метле...
Аватар пользователя
Джин Грей
Глав. дизайнер форума
Глав. дизайнер форума
 
Сообщений: 943
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 122 месяцев и 7 дней
Карма: + 22 -
Откуда: Россия
Благодарил (а): 256 раз.
Поблагодарили: 72 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 22 авг 2013, 21:04

Mrs. Melville писал(а):igorei,спасибо, очень интересно. Куртис Эванс, как я поняла, делит английский детектив золотого века на "Humdrum" и "The Crime Queen" (Королева преступлений?), к которым он относит Кристи, Сэйерс, Аллингхем, Марш-в общем всех женщин. Хотя насчет Сэйерс-мне кажется, что у нее все-таки много общего и с "Humdrum". А куда в таком случае других представителей "Golden Age"? Но вообще отзывы на книгу очень хорошие. А не знаете, термин "Humdrum" и раньше использовался в определении детективов этого направления?

Mrs. Melville, я не очень понял, почему Вы решили, что Куртис, так делит детектив. В интервью, которое опубликовано в его блоге, он рассказывает о своих детективных пристрастиях, деля их на книги королев детектива (, Christie, Dorothy L. Sayers, Margery Allingham, Ngaio Marsh), “Humdums,”(которые он тоже любит) и конечно John Dickson Carr, Michael Innes, Nicholas Blake, Cyril Hare, R. Austin Freeman, Henry Wade, Clifford Witting, Anthony Berkeley, Christianna Brand, Elizabeth Ferrars, etc., как собственно представителей Золотого века детектива. Это деление не методическое, не претендующее быть частью теории детектива. Просто так он делит свои предпочтения в этом жанре, о чем говорит в интервью.
Работа посвещена 3 авторам“Humdums-Коннингтону, Роду и Крофтсу, с подробным разбором их творчества.
Термин Humdums, в детективную критику ввел не Куртис, его книга вышла в 2012 году. Первенство, в употреблении в критике этого термина, приписывают Джулиан Симонс (двухкомнатный обладатель Эдгара, между прочим), в ее работе "Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel", вышедшей в 1972 году и посвященной развитию детективного жанра. Книга считается одной из лучших работ этого направления, а термин прочно вошел в литературную критику, Книга еще дважды переиздавалась с исправлениями в 1985 и 1992 году.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1650
Стаж: 122 месяцев и 5 дней
Карма: + 54 -
Благодарил (а): 1209 раз.
Поблагодарили: 835 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Виктор » 22 авг 2013, 21:49

Джин Грей писал(а):Off topic:
Виктор писал(а):можно составлять различные детективные игры.
которых давно не было на этом форуме :sad:

Off topic:
Игры можно - и нужно - восстановить. Есть некоторые идеи. Позже напишу в личку. А пока, хорошего вам отдыха :smile:
"Если у вас пропал джем, а у кого-то выпачканы губы,
это ещё не доказательство вины".

Эдмунд К. Бентли

За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
Джин Грей (23 авг 2013, 11:19)
Рейтинг: 6.67%
 
Виктор
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 2130
Стаж: 75 месяцев и 27 дней
Карма: + 52 -
Откуда: г. Великий Новгород
Благодарил (а): 1455 раз.
Поблагодарили: 1847 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 22 авг 2013, 22:07

Виктор писал(а):У меня тоже была эта книга (Тибора Кестхейи "Анатомия детектива"), но не могу сейчас найти: вроде бы дал кому-то давно почитать и "с концами".

Не расстраивайтесь, книжонка дрянная. Не зря Т.Кестхейи, издал ее в 1989 году в Будапеште на русском языке, хотя писал на венгерском. В детективной критике, считается одной из худших, на заданную тему. Хорошо по ней прошелся Вольский на своем сайте.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1650
Стаж: 122 месяцев и 5 дней
Карма: + 54 -
Благодарил (а): 1209 раз.
Поблагодарили: 835 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Mrs. Melville » 22 авг 2013, 22:39

igorei писал(а):Mrs. Melville, я не очень понял, почему Вы решили, что Куртис, так делит детектив. В интервью, которое опубликовано в его блоге, он рассказывает о своих детективных пристрастиях, деля их на книги королев детектива (, Christie, Dorothy L. Sayers, Margery Allingham, Ngaio Marsh), “Humdums,”(которые он тоже любит) и конечно John Dickson Carr, Michael Innes, Nicholas Blake, Cyril Hare, R. Austin Freeman, Henry Wade, Clifford Witting, Anthony Berkeley, Christianna Brand, Elizabeth Ferrars, etc., как собственно представителей Золотого века детектива. Это деление не методическое, не претендующее быть частью теории детектива. Просто так он делит свои предпочтения в этом жанре, о чем говорит в интервью.
Понятно. Спасибо за разъяснение. Я просто не знала, кто ввел термин "Humdrum"-теперь знаю.)

Добавлено спустя 36 минут 7 секунд:
igorei писал(а):Другими словами Humdrum School, термин придуманный Julian Symons в ее знаменитой книге "Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel", это произведения , где в угоду сложному puzzle plot, не уделяется никакого вниманию развитию персонажей, любовной линии, реалиям времени, а зачастую и диалогам между героями. Мы все помним работу Фримена Крофтса, где для раскрытия преступления требуется внимательное, на грани академического, изучение железнодорожного расписания
Ой,извините, видимо, я пропустила это :pardon: место
"В литературе другим жанрам место отводят на основании их шедевров,то время как детективы оценивают по их отбросам"
Р.Остин Фримен.
Аватар пользователя
Mrs. Melville
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1128
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 99 месяцев и 10 дней
Карма: + 21 -
Благодарил (а): 1498 раз.
Поблагодарили: 237 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор zaa » 25 авг 2013, 17:14

Давно обещанная мною статья Фредерика Даннея и Манфреда Ли "Кто->Как->Почему, или вехи развития детективной истории в 1841-1951 гг.".

Так что вот вам они — ключевые тренды за первые 110 лет развития жанра:
(1) 1841: рождение современного детективного рассказа и начало "Периода По". Главное внимание на интеллектуальной ветви развития (анализ и дедукция); вторичное внимание на сенсационном развитии (прото-"триллер").
(2) 1850-94: период "Псевдо-реалистичности" в Англии и одновременно период "Дешёвого бульварного романа" (с 1872) в Америке. "Реализм" в Англии, стартовавший с 1856 года, замаскировался под всевозможные "воспоминания", "мемуары" и прочее, но в действительности по обе стороны Атлантики происходит явственный сдвиг тематики к мелодраматическому типу детективной истории с добавлением сильного элемента приключений в сюжет произведения.
(3) 1887: рождение Шерлока Холмса и начало "Периода Дойля". Возврат назад к аналитико-дедуктивной школе, но с элементом приключенческой истории не только сохранённым, но и даже усиленным.
(4) 1894: начала так называемого "медицинского детектива", быстро преобразовавшегося в
(5) 1907: подъём научной детективной истории, достигшего своего первого пика развития в рассказах о докторе Торндайке. Это знаменует собой первое кардинальное передвижение направления — от кто это сделал к как это сделано. Также должно упомянуть, что совершенно одновременно, в промежутке 1897-1907 годов, состоялось и другое развитие — распространение преступника в качестве протагониста (полковник Клэй, Раффлз, Люпен и т. д.).
(6) 1908: рождение школы "Если бы я только знал", традиционно связываемое с именем Мэри Робертс Райнхарт.
(7) 1910: первая стадия "Психологического периода" — стадия чисто научная, представленная Уильямом Макхаргом и Эдвином Балмером в историях о Лютере Тренте.
(8) 1912: рождение "детектива наоборот", изобретённого Р. Остином Фрименом.
(9) 1913: приход натуралистичности в детектив, в особенности в образах героев, в последнее время признанный заслугой Э. К. Бентли и его "Последнего дела Трента".
(10) начало 1920-х: доведение натурализма до чрезмерной степени, вырвавшееся на волю в появлении крутой школы, обыкновенно приписываемой Дэшиелу Хэммету.
(11) 1929: первый сыщик-психоаналитик — детектив Дафф, придуманный Харви Дж. О'Хиггинсом.
(12) 1930-е: подъём "инвертированного детектива", в особенности в романах, когда сюжет концентрируется на том, что было до трагедии, но не после. Одновременно, возрастания роли так называемого "рассказа саспенса", приведшего ко второй стадии "Психологического периода" — стадии эмоционально-психиатрической. Этот этап знаменует собой второй кардинальный переворот тематики в детективе — от кто это сделал и как это сделано к почему это сделано.
(13) 1940-е: десятилетие стояния на распутье, возвратившееся к истокам в лице "Похищенного письма" Эдгара Аллана По, ознаменовавшего когда-то собой идеальный баланс между интеллектуальным и сенсационным вариантами развития сюжета. 1940-е раскрывают прочную тенденцию к поиску баланса между техниками — смесь аналитического подхода с психологическим, пытаясь сохранить лучшее от обеих и сохраняя предельную натуралистичность в выписывании образов персонажей, их мотивации и общего фона повествования.
こうして 嵯亜 は話しました。
Аватар пользователя
zaa
Переводчик и генератор идей
Переводчик и генератор идей
 
Сообщений: 2602
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 103 месяцев и 9 дней
Карма: + 60 -
Откуда: Глазов. Столица Северной Удмуртии. Увы, город без метро
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 1083 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 25 авг 2013, 17:26

zaa писал(а):4) 1894: начала так называемого "медицинского детектива", быстро преобразовавшегося в

тут вроде незаконченное предложение.
Мне кажется, что эта схема очень упрощенная.
"И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире". © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 8011
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 122 месяцев и 7 дней
Карма: + 96 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 571 раз.
Поблагодарили: 1323 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор zaa » 25 авг 2013, 17:33

Не незаконченное, а продолжается в пункте 5, то есть "преобразовавшегося в подъём…".
こうして 嵯亜 は話しました。
Аватар пользователя
zaa
Переводчик и генератор идей
Переводчик и генератор идей
 
Сообщений: 2602
Настроение: СчастливыйСчастливый
Стаж: 103 месяцев и 9 дней
Карма: + 60 -
Откуда: Глазов. Столица Северной Удмуртии. Увы, город без метро
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 1083 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор DeMorte » 28 авг 2014, 13:39

Издательский Дом «Миллиорк» представляет библиографию «Русский детектив. 1857—1991»

Изображение

Первую подобную работу в истории отечественного литературоведения.

Работа охватывает почти 150-летний период. Объектом учёта явились как именные, так и анонимные произведения. В библиографии описаны первые книжные издания, переиздания, в которых текст предыдущих изданий был так или иначе изменён, а также оставшиеся за их пределами отдельные публикации в антологиях, периодической и непериодической печати.

Труд учитывает около 1 200 писателей, более 3 200 книг (из них — около 1 000 анонимных), более 300 публикаций в коллективных сборниках и более 200 публикаций в журналах, газетах и альманахах. Всего учтено более 5 500 произведений детективного жанра.

Библиография предназначена литературоведам, историкам литературы, коллекционерам-библиофилам, букинистам, библиотекарям и всем интересующимся детективных жанром в Русской литературе.

В качестве приложения библиография содержит два списка:

I. «150 важнейших книг Русского детектива»;

II. «700 важнейших книг мирового детектива».

и

«Криминальный календарь, или Дни литературных рождений некоторых героев и антигероев мирового детектива».
«Покончим с иллюзиями!» — с этого-то они и начинаются. (Карл Краус)
Аватар пользователя
DeMorte
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 153
Стаж: 90 месяцев и 3 дня
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 339 раз.
Поблагодарили: 63 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 28 авг 2014, 14:00

Честно говоря, не планирую покупать эту книгу.
Но все же интересно, что можнно написать о русском детективе? 150 летний период-чего?
Русского класссического детектива не существует. Не было и нет в России традиции, если хотите школы классического детектива. Не было, да и нет российских ШХ и Ватсонов, Дюпенов и даже Р. Шерингемов.
Подозреваю, что речь пойдет о российском криминальном полицейском романе, а затем о Советском милицейском романе.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1650
Стаж: 122 месяцев и 5 дней
Карма: + 54 -
Благодарил (а): 1209 раз.
Поблагодарили: 835 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор DeMorte » 12 май 2016, 17:14

Сообщают, что вышла статья:

Анцыферова О.Ю. Родоначальница детектива Анна Катарина Грин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2015, №7, с. 51-56.

Впервые в отечественном литературоведении изучается вклад американской писательницы А.К. Грин в становление жанра детектива, рассматривается национальный и европейский контекст её литературной деятельности (Э.А. По, Л.М. Олкотт, М.Ф. Виктор, У. Коллинз, Э. Габорио и др.). Повесть "XYZ: A Detective Story" (1883) рассматривается с точки зрения функционирования в ней основных принципов поэтики «домашней детективной прозы», гриновской поэтики двоичности и игры с измененными идентичностями, изучается реализация в ней семантического поля концепта counterfeit. Рассматриваются причины громкого успеха первого романа Грин «Дело Ливенвортов» (1878) и её полной утраты популярности в начале ХХ в., что связывается, в частности, с особенностями мелодраматического, ходульного идиостиля писательницы.

Ключевые слова: американский детективный канон, генезис детектива, популярная литература, феномен читательского успеха, образ сыщика, поэтика детектива.


с. 51:

Американская писательница Анна Катарина Грин (1846–1935) практически неизвестна отечественному читателю. В недавно завершенном шеститомном издании «Истории американской литературы», подготовленной ИМЛИ РАН, её имя даже не упоминается. Не повезло ей и с русскими переводами: единственная доступная русскоязычному читателю новелла А. К. Грин «Женщина, которая ходила во сне» [Грин А.К. Женщина, которая ходила во сне // Не только Холмс: Детектив времен Конан Дойля: антология. Сост. А.Борисенко, В.Сонькин. М.: Иностранка, 2009] оставляет впечатление набившей оскомину вторичности (как, впрочем, и большинство других текстов, включенных в антологию «Не только Холмс: детектив времен Конан Дойля»: оригинальные находки и изобретения авторов антологии давно уже стали топосами детективного жанра, многократно повторенными и потерявшими обаяние новизны).

Вместе с тем любой разговор об истории и становлении детективного жанра не обходится без упоминания имени этой писательницы. Само слово «детектив» (detective), столь прочно укоренившееся для обозначения криминального расследования в литературе, впервые было использовано не Эдгаром По, который по праву считается родоначальником этого жанра, а забытой ныне Анной Катариной Грин, которую порой называют «матерью детективной прозы» [Maida P.D. Mother of Detective Fiction. The Life and Works of Anna Katherine Green. Bowling Green (Ohio): Bowling Green State Univ. Popular Press, 1989]. Ее имя и творческое наследие (тридцать четыре романа, три сборника рассказов, поэзия, драма), во всяком случае, в его детективной ипостаси, достойно изучения, во-первых, для того, чтобы определить место столь знаковой фигуры в истории детектива; во-вторых, чтобы разобраться в причинах феноменального успеха, выпавшего на её долю в конце XIX в. («Дело Ливенвортов» стало первым национальным бестселлером, распроданным в количестве 750.000 экземпляров за 15 лет, а к концу жизни писательницы эта цифра достигла миллиона экземпляров [Mallory M. The Mother of American Mystery: Anna Katharine Green // Mystery Scene. 2006. №94]), – и безнадежно угасшего в ХХ в., когда ее имя было вытеснено именами ее последователей и последовательниц.


Анцыферова Ольга Юрьевна - Ивановский государственный университет
«Покончим с иллюзиями!» — с этого-то они и начинаются. (Карл Краус)
Аватар пользователя
DeMorte
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 153
Стаж: 90 месяцев и 3 дня
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 339 раз.
Поблагодарили: 63 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?