Автор Леди Эстер » 04 фев 2024, 19:52
Давид Кон "Последний ряд, номер 16"
Прочла наводке Юлии.
Израильский детектив. Во время дневного сеанса в полупустом зале застрелен один из зрителей, сидевший в последнем ряду, в кресле номер 16. Крохотный револьвер "Колибри" — орудие убийства — валяется здесь же в зале. Полиция довольно быстро по результатам баллистической экспертизы устанавливает, что убийство мог совершить только человек, сидевший на расстоянии от 2-х до 4-х метров от жертвы. И такой среди зрителей обнаруживается. Что, естественно, делает его главным и единственным подозреваемым. Правда, совершенно непонятно, как он ухитрился попасть в жертву в полной темноте, да еще изогнувшись каким-то немыслимым образом. Супруга подозреваемого, не верящая в виновность мужа, нанимает для его защиты свою подругу детства, Дану Шварц, знаменитого адвоката и по совместительству бывшую жену полковника Габриэля Лейна, руководящего расследованием убийства. Бывшие супруги по-прежнему любят друг друга, но жить вместе не могут по причине пресловутого "несходства характеров". Полковник ведет следствие руководствуясь фактами: результатами экспертизы, показаниями свидетелей и т. д. Дана опирается не только на собранные улики, но и на свое понимание характеров, замешанных в дело людей (не мог этот человек вести себя так, как воображают полицейские) и обращает внимание на разнообразные мелкие детали и странности, по мнению полиции, не имеющие отношения к убийству. Полковник педантично соблюдает букву закона и процессуальные нормы. Дана полагает что все законы, нормы, а также инструкции придуманы лишенными воображения бюрократами (к которым в пылу полемики причисляет и бывшего мужа), и обращает на них не больше внимания, чем на паутинку, преградившую ей путь.
Как часто бывает в чистых детективах, где главный интерес автора и читателей сосредоточен на раскрытии преступления, и писатель не мечтает о лаврах Толстоевского, персонажи получились немного картонными. Однако этот минус искупается великолепно закрученным сюжетом, в лучших традициях классического детектива Золотого века. И замечательной развязкой, когда все мелкие неувязки оказались объяснены, действия преступника строго логичны, а дело раскрыто в результате работы интеллекта сыщика, а не каких-то случайностей.
Правда автор немного погрешил против правил честной игры с читателем – уже почти в самом конце, рассматривая фото с места преступления Дана вдруг замечает нечто важное — "Да этого же просто не может быть!". Но нам до самого конца не сообщается, что же это было.
Тем не менее книга очень качественный и, к сожалению, редкий образец классического детектива на современном материале. Что является очень приятным исключением на фоне бесчисленных поделок, которые пытаются за него выдать.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё
- За это сообщение автора Леди Эстер поблагодарили: 4
- buka (10 фев 2024, 12:28) • Mrs. Melville (23 фев 2024, 13:24) • Доктор Фелл (04 фев 2024, 20:08) • Юлия (05 фев 2024, 19:00)