
По окончании школы Эдмунду Бентли удалось выиграть правительственный грант на обучение в оксфордском Мёртон-колледже, где он сперва изучал филологию, затем историю, а закончил юриспруденцией и даже получил право практики в 1902 году, тогда же женившись. Но серьёзный жизненный путь не прельстил Бентли, и в том же году он поступил на работу в газету Daily News, а в 1912 перешёл в Daily Telegraph, где вёл авторскую колонку. В браке у Бентли родилось двое детей, один из которых стал инженером, а другой, Николас, одним из самых известных британских иллюстраторов, а впоследствии по примеру отца создавшим несколько детективов. В 1905 году Бентли объединил свои клерихью в книгу Biography for Beginners

“Биографии для начинающих”, которую проиллюстрировал его друг Честертон.
В 1913 году из печати вышел первый роман Бентли — “Последнее дело Трента”

1st ed Nelson, 1913, детектив, уже своим названием декларировавший отсутствие продолжения. Это произведение попрало практически все сформировавшиеся к тому времени каноны детективного жанра, и “когда неукротимый мозг Сигсби Мандерсона был сокрушён выстрелом”, о чём читатель узнаёт уже в первой строчке, детектив вступил в совершенно новую фазу своего развития.
“Последнее дело Трента”, вероятно, первый образец детективного романа, посвящённого исключительно расследованию. Практически весь роман представляет собой пародию и изобличение штампов классического детектива, к тому времени уже сформировавшегося в творчестве Конан Дойла и его последователей. Главный герой, Филип Трент, по профессии художник, и берётся за расследования не ради выполнения долга перед обществом, как Холмс, или долга перед Богом, как отец Браун, не ради заработка, морального удовлетворения или личных мотивов. Трент расследует ради развлечения, получая удовольствие от процесса, хотя и пользуется поддержкой газеты, платящей ему за публикации. Он самоуверен, как и все его предшественники, но менее везуч, и потому, благополучно собрав все элементы дела, выводит из них неверное решение в финале - это известнейший и этапный для истории детектива факт. Загадка, увы, объясняется не из уст главного героя.
Подобное вольное обращение с канонами детектива практически разрушило старую систему непогрешимых мыслителей - Трент стал первым из детективов, чей образ многогранен и приближен к остальным героям повествования, от него ведут своё происхождение не только близкий по сути Шерингэм, но и мисс Марпл, Эллери Квин, лорд Питер Уимзи, даже, пожалуй, Эркюль Пуаро, интегрированные в среду повествования куда глубже Холмса. Сам же процесс описания расследования с показом хода мыслей и действий детектива в течение сюжета стал эталонным для авторов “Золотого века”. Бентли принёс в стоявший до того особняком детективный жанр аромат и жизнь художественной литературы, более глубокие образы, юмор, атмосферу, отступления от сюжета... Дороти Сэйерс указывала на первое в истории привнесение драматических элементов и стремление к реалистичности описываемых событий.
Нельзя сказать, чтобы “Последнее дело Трента” было первой книгой периода “Золотого века” или главным импульсом к его появлению, но оно стало одним из важнейших этапов на пути к новому роду детектива.
После выхода книги Бентли, отказавшись от продолжения литературной карьеры, продолжил журналистскую деятельность и выпустил ещё два сборника клерихью. В 1930 он становится одним из инициаторов и основателей Детективного клуба, руководимого Честертоном, и участвует в написании двух совместных радиопостановок - “Сенсации” и “За сценой”, впоследствии вышедших единой книгой. В 1934 он, однако, возвращается от журналистики к частной жизни и воскрешает Трента, начав писать рассказы про его похождения. В 1936 после кончины Честертона Бентли заслуженно избирается вторым президентом Детективного клуба, и в том же году по предложению Г.У.Аллена возвращается к литературе, написав вместе с ним роман “Любимое дело Трента”

Constable & Co., 1936, не снискавший, впрочем, популярности первого. Данный героем в финале “Последнего дела” зарок отказаться от расследований был успешно обойдён — Трент взялся в “Любимом деле” за исследование обстоятельств гибели одного из своих заказчиков. В следующем году Бентли собрал рассказы в сборник “Трент вмешивается”

1937, а впоследствии выпустил её один. В его немногочисленное литературное наследие входят также основанный на реальных событиях детектив “Слоновья работа”

В 1940-1947 Бентли возвращается к работе в Daily Telegraph

Эдмунд Бентли, ни в одном из многообразных проявлений своей литературной деятельности не будучи активным, во всех снискал успех, дав старт сразу двум направлением литературы. При всей незрелости и расплывчатости “Последнего дела Трента” по сравнению с более поздними романами того же направления оно занимает в истории детектива примерно такое же место, как “Убийство на улице Морг”, “Этюд в багровых тонах” или романы Хэммета. И даже если мы видим техническую устарелость и несовершенность этой книги, она всё равно остаётся этапной, да и просто хорошим детективом.
Добавлю, что, возможно, данный пост покажется кому-то слишком хвалебным и предвзятым. На форуме “Последнее дело Трента” получало прямо противоположные отзывы от восторга до разочарования. Замечу, однако, что по моему личному мнению - это один из лучших детективов в истории. Я читал его, зная об "изюме” книги в виде неверной версии, и, увы, случайно узнав из одной критической статьи имя убийцы, к тому же в неважном переводе, но даже несмотря на это “Последнее дело Трента” оставило у меня чувство восторга от стиля и прикосновения к истокам, к самой кухне ещё не отшлифованного классического детектива.
Включены только книги и сборники, изданные при жизни писателя.