Это кто там вякает!
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Агата Кристи

Правила форума
  Если в рекомендациях присутствует спойлер (любой намек на секрет произведения), используйте тэг spoiler. Сообщение, в котором будет нарушено данное правило, удаляется администрацией без предупреждения, а участник получает предупреждение.


Авторы раздела: Авелин К.; Адамс Г.; Алингтон С.А.; Аллингем М.; Андерсон Ф.И.; Антейл Д.; Апфельд А.В.; Аффорд М.; Баучер Э. ; Бауэрс Д.; Бейли Г.К.; Белл Д. ; Беллаирс Д.; Бентли Э.К.; Беркли Э.; Биггерс Э.Д.; Блейк Н.; Блокман Л.Г. ; Борхес Х. Л. & Касарес А. Б. ; Бранд К. ; Браун Д.Г. ; Браун Ф.; Брюс Л.; Бьерке А.; Бoка Г.; Ван Дайн С.С.; Веллс К.; Вендри Н. ; Вентворт П.; Вери П. ; Викерс Р.; Винн Э.; Гилберт М. ; Годфри П. ; Горелл (лорд); Дейли Э.; Дейн К.; Джерролд А.; Джилберт Э.; Джонс В.П. ; Дункан Ф. ; Ёкомидзо С.; Иннес М.; Йео Л.; Каллингфорд Г. ; Карр Г.; Карр Д.Д.; Квентин П. ; Квин Э.; Кеннеди М.; Кинг С.Д.; Китчин К.; Коммингс Д. ; Коннингтон Дж. Дж.; Корньер В.; Коул Д. & М.; Криспин Э. ; Кристи А.; Крофтс Ф.У.; Кэй К.С.; Лантом М; Локридж Ф. & Р.; Макдональд Ф.; Макдонелл А.Г.; МакКлой Э.У.К.; Марш Н.; Мастерман Д.С.; Милн А.А. ; Митчелл Г.; Нокс Р.; Осака К.; Палмер С.; Паншон Э. Р.; Рампо Э.; Рейли Х. ; Риветт Э. К.; Роуд L.; Роусон К.; Рус К.; Симпсон Х.; Смит Д.; Сноу Ч.П.; Спригг К. С-Д.; Старретт В.; Стаут Р.; Стееман С-А.; Сэйерс Д.Л.; Талбот Х.; Трентер С.; Тэй Д.; Уэйд Г.; Фарджон Д.Д.; Феррарс Э.; Филпотс И.; Фитт М.; Флетчер Д.С.; Форд Л.; Форсайт Р.; Халл Р.; Хейер Д.; Хейр С.; Хилтон Д.; Чайлд Ч.Б.; Чарльз Вивиан Э.Ч. ; Эббот Э.; Эберхарт М.; Юстас Р.; Яффе Д.

Агата Кристи

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 01 сен 2009, 09:14

  ЗОЛОТОЙ ВЕК [АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА ДЕТЕКТИВА]
   Будущая “королева детектива”, Мэри Кларисса Агата Миллер — младшая дочь в семье переселенцев из Соединенных Штатов, получила несистематическое домашнее образование, немного училась музыке во Франции, в середине 10-х годов приобрела специальность медсестры и во время первой мировой войны работала в госпитале.
  Уже в детстве девочка отличалась развитым воображением в сочетании с сильной застенчивостью. "Люди, которых я придумывала, — писала Кристи, — были для меня более реальны, нежели окружавшие меня на самом деле."

  Считается, что причиной обращения Кристи к детективу был спор со старшей сестрой Мадж (уже проявившей себя как литератор). Как писала А. Кристи в своей автобиографии писала:
— Не думаю, что это у тебя получиться, — сказала Мэдж. — Это слишком трудно. Я уже думала об этом.
  — А мне бы все-таки хотелось попробовать.
  — Держу пари, что ты не сможешь, - сказала Мэдж.
  На этом мы остановились. Мы не заключили пари, но слова были произнесены.


  Это был первый эпизод в цепи событий, который и привел к началу рождения “королевы детективы”.
С этого момента я воспламенилась решимостью написать детективный роман. Дальше этого дело не пошло. Я не начала ни писать, ни обдумывать мой будущий роман, но семя было брошено. В тайниках подсознания прочно укоренилась идея: в один прекрасный день я напишу детективный роман.

  В результате, спустя некоторое время “родился” маленький человечек Геркулес Пуаро, однако практически сразу Агата поменяла имя на Эркуля Пуаро. Так появился первый роман “королевы” - “Таинственное происшествие в Стайлс". Роман был отослан в издательство, и Агата Кристи получила ... “полный отказ, простой и ясный, без всяких комментариев". Отказ следовал за отказом. И вдруг пришло письмо из издательства Bodley Head. После небольших изменений (в частности одно из них стало “фирменным знаком” классического детектива - последняя глава книги происходила в суде, но по настоянию издателя была перенесена в другое место, где были собраны все участники драмы) роман был принят к изданию и подписан контракт еще на пять книг.

  Итак, в 1920 в литературе появился маленький бельгиец Эркюль Пуаро, за ним - парочка детективов-любителей Таппенс и Бересфорд, через год - полковник Рейс, следом - инспектор полиции Баттл, а спустя десять лет после появления Пуаро "родилась" наблюдательная старушка мисс Марпл.

  Произведения Агаты Кристи стали одними из самых публикуемых за всю историю человечества (уступая только “Библии” и трудам Уильяма Шекспира), а также — самыми переводимыми — 7236 переводов. Она опубликовала более шестидесяти детективных романов, шесть психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и девятнадцать (!!) сборников рассказов. В театрах Лондона были поставлены шестнадцать её пьес. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше четырех миллиардов экземпляров и переведены на более чем сто языков мира.

  С 1958 г. она была бессменным президентом английского Детективного клуба. Королева Елизавета пожаловала ей дворянский титул.


  Подробнее


  • Hercule Poirot
  • Miss Marple
  • ×
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВО ВКЛАДКАХ

Библиография | +
Романы и сборники рассказов


The Secret Adversary (1922) Таинственный противник
The Man in the Brown Suit (1924) Человек в коричневом костюме
The Secret of Chimneys (1925) Тайна замка Чимниз
Partners in Crime (1929) Партнёры по преступлению (сборник)
The Seven Dials Mystery (1929) Тайна семи циферблатов
The Mysterious Mr. Quin (1930) Таинственный мистер Кин (сборник)
The Sittaford Mystery also Murder at Hazelmoor (1931) Загадка Ситтафорда
The Hound of Death (1933) Гончая смерти (сборник)
Why Didn't They Ask Evans? (1934) Почему не Эванс?
Dumb Witness (1937) Безмолвный свидетель
Appointment with Death (1938) Свидание со смертью
Murder is Easy (1939) Убить легко
Ten Little Niggers, Ten Little Indians (1939) Десять негритят
N or M? (1941) Н или М?
Towards Zero (1944) По направлению к нулю
Death Comes as the End (1944) Смерть приходит в конце
Sparkling Cyanide (1945) Сверкающий цианид
Crooked House (1949) Скрюченный домишко
Three Blind Mice and Other Stories (1950) Три слепых мышонка (сборник)
They Came to Baghdad (1951) Встреча в Багдаде
Destination Unknown (1954) Место назначения неизвестно
4.50 from Paddington (1957) В 4.50 из Паддингтона
Ordeal by Innocence (1958) Испытание невинностью
Cat Among the Pigeons (1959) Кошка среди голубей
The Pale Horse (1961) Вилла «Белый Конь»
Double Sin (1962) Двойной грех
Endless Night (1967) Ночная тьма
By the Pricking of My Thumbs (1968) Щёлкни пальцем только раз
Passenger to Frankfurt (1970) Пассажир из Франкфурта
The Golden Ball and Other Stories (1971) Золотой мяч и другие рассказы
Postern of Fate (1973) Врата судьбы


Пьесы


Chimneys (1931) Чимниз
Love from a Stranger (1936) Любовь от незнакомца
Daughter’s a Daughter, a (1937) Дочь есть дочь
Aknaton (1937) Эхнатон
Peril at End House (1940) Загадка Эндхауза
And Then There Were None (1943) И никого не стало
Appointment with Death (1945) Свидание со смертью
Murder on the Nile (1946) Смерть на Ниле
Murder at the Vicarage (1949) Убийство в доме викария
Hollow, the (1951) Лощина
Mousetrap, the (1952) Мышеловка
Witness for the Prosecution (1953) Свидетель обвинения
Spider’s Web, the (1954) Паутина
Towards Zero (1956) По направлению к нулю
Verdict (1958) Вердикт
Unexpected Guest, the (1958) Неожиданный гость
Go Back for Murder (1960) Назад к убийству
Rule of Three (1962) Правила трех
Fiddler’s Three (1972) Тройка скрипачей

Работы в соавторстве

Behind The Screen (1930) За ширмой
Floating Admiral, the (1931) Последнее плавание адмирала
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 4
human (18 сен 2020, 09:17) • LieHenne (24 авг 2012, 16:21) • Sophie (11 сен 2011, 10:37) • Шурик (04 авг 2013, 16:41)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9088
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 165 месяцев и 8 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 877 раз.
Поблагодарили: 1817 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Хелена » 05 сен 2021, 20:37

"Сверкающий цианид"
Ловлю себя на мысли, что из романов Кристи очень нравятся те, что несерийные. Нет, проницательная старая перечница мисс Марпл и неподражаемый Пуаро, конечно, прекрасны. Но «10 негритят», «Вилла «Белый конь», «Ночная тьма», «Горе невинным» (что-то забыла, не иначе), имеют какой-то особый отпечаток.
Вот и «Цианид», помимо самой загадки, ещё несёт такой осенний флер, что неудивительно – основное действие происходит в День всех святых (1 ноября) плюс/минус неделя до и после. Поэтому легкий налет мистики вполне оправдан, а незримое присутствие убитой женщины чувствовали многие персонажи. Но совсем чуть-чуть, на уровне ощущений, никаких призраков. Действующие лица удались, интересные получились.
Год присутствующие на роковой вечеринке пытались забыть о Розмари, да куда там…
Прошел год‑ опять День всех святых, и опять история та, но немного не та, поинтереснее. Невозможное отравление. Человек сделал пару глотков шампанского, пошел танцевать вместе со всеми. К столу никто не подходил и к посуде не прикасался. И свидетели нашлись – барышне за соседним столиком осточертело слушать поклонника, разглядывать компанию рядом было гораздо интересней. Так что да, никто не мог ничего подсыпать. Но когда все вернулись за стол, в бокале появился яд.
В сюжете мелькает полковник Рейс, который иногда появляется в романах леди Агаты, но здесь он не преуспел, разгадал загадку совсем другой герой, именно на него я какое-то время думала.
Идея интересная, но ... Дальше для только для тех, кто прочитал.
Спойлер:
я сама не очень внимательна (за исключением работы) но блин, перепутать где ты сидишь, это уметь надо. Ладно бокалы, но не узнать свою поюзаную тарелку... Дальше, придираться так придираться по полной. Полиция выяснила всю подноготную члена парламента - в каком гнёздышке он тайно встречался с любовницей. И при этом секретаршу пропустили - с кем и как переписывалась, вообще поддерживала связь. Ну и к слову, как изменились времена. Если "Убийство Роджера Экройда" многих возмутило за нарушение правил детектива, то здесь на нарушение одного из правил никто и внимания не обратил. Лет 20 прошло.

За это сообщение автора Хелена поблагодарил:
Шурик (05 сен 2021, 20:46)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Хелена
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 101
Стаж: 147 месяцев и 18 дней
Карма: + 7 -
Откуда: г. Киев
Благодарил (а): 169 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Шурик » 05 сен 2021, 21:07

Хелена, полностью согласен с Вами - тоже люблю этот роман за какое-то особое меланхоличное настроение.
Пара уточнений насчёт спойлера:
Спойлер:
Хелена писал(а):Если "Убийство Роджера Экройда" многих возмутило за нарушение правил детектива, то здесь на нарушение одного из правил никто и внимания не обратил. Лет 20 прошло.

"Убийство Роджера Экройда" написано ещё до того, как появились правила Нокса и Ван Дайна (в 1926 году, а правила - в 1929).
А в "Сверкающем цианиде" что именно нарушено? 10 правило Ван Дайна (если не ошибаюсь, непосредственный убийца появляется в романе лишь эпизодически)?
Всегда наш ум сильней бывает поражен,
Когда, интригою искусно спутан, он,
Вдруг, истину открыв, увидит в изумлении
Людей и действие в нежданном освещении.

Никола Буало

За это сообщение автора Шурик поблагодарил:
Хелена (05 сен 2021, 22:33)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Шурик
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 266
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 117 месяцев и 18 дней
Карма: + 6 -
Благодарил (а): 447 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Хелена » 05 сен 2021, 22:34

Шурик писал(а):Хелена, полностью согласен с Вами - тоже люблю этот роман за какое-то особое меланхоличное настроение.

Пара уточнений насчёт спойлера:
Да, именно это.
Спойлер:
Правда, есть активный помощник
Аватар пользователя
Хелена
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 101
Стаж: 147 месяцев и 18 дней
Карма: + 7 -
Откуда: г. Киев
Благодарил (а): 169 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор afanasev » 07 сен 2021, 05:04

     Убийство в Месопотамии
    
    — Мисс Ледерен, — сказал Пуаро, — порядочные преступники никогда не носят фальшивой бороды!
     — Почему вы знаете, что он порядочный? — спросила я с вызовом.
     — Не будь он порядочный, я бы давно уже знал всю правду, а я пока ничего не понимаю.
     Какая самонадеянность, подумала я.


     Очень часто вокруг произведений Кристи роятся спойлеры, как комары, отмахиваешься, но хоть один, да и цапнет. Этот детектив не стал исключением. Ситуация схожа с Тайной китайского апельсина Квина, если произведение в списке, то убийцей может быть только один. Я это сразу понял. Хорошо, что я забыл второй спойлер непосредственно на способ зк, и это стало сюрпризом, а я-то думал, что будет «вариация на тему». Между прочим, такого способа я еще не встречал (во всяком случае не припомню), хотя, очевидно, он должен быть использован уйму раз. А спойлер я схватил давно из какого-то рассказа участника на форуме, там способ повторяется, и кто-то то об этом прямо указал.
     Вторым сюрпризом стала личность убийцы. Не имя убийцы, т.е. сам персонаж угадывается, кто убил понятно, но почему и кто он – это неожиданность. Наверное, ради этого стоит читать этот детектив, ибо схема действительно оригинальная, как мне кажется. Извечную банальную историю двух людей Кристи, во-первых, замаскировала так неплохо, а во-вторых, хорошо подала, в нетривиальной обертке, с шокирующим твистом. Где же правдоподобность, спросит занудный читатель? Да и черт бы с ней, фантазия важнее!
     Единственное, что не понравилось и Кристи, по-моему, этим грешит не редко, в основную схему, она вписывает еще одну мелкую схему, которая нагоняет тумана и призвана лучше замаскировать основные сюрпризы. Фишка в том, что нужно две версии, чтобы объяснить все странные обстоятельства. Очень похоже, например, поступил Баучер в Деле о смятом валете. Такой прием снижает эффект, причем я не против самого факта, что автор запутывает и отвлекает читателя, но лучше, когда это делается не столь прямолинейно. Для сравнения еще можно вспомнить Альтера, который в одном из произведений сделал крутую штуку: на самом деле две схемы преступления вообще не пересекаются, объединены лишь местом действия и общими персонажами.
      Ну и пожалуй, совсем уж придирка из разряда поворчать. Доказательств нет, но убийца так устал, что не в состоянии все отрицать под напором железной логики. Хотя этой железной логики убийца боялся как огня, иначе бы не совершил второе убийство, тоже вполне себе идеальное и не доказуемое.
     А в целом отличный детектив, и свое место в различных топах разной тематики занимает заслужено.
"Сыщик без фантазии, что всадник без лошади, кричать "ура!" может, да скакать не на чем". Николай Леонов "Явка с повинной".

За это сообщение автора afanasev поблагодарили: 5
buka (07 сен 2021, 13:08) • pifir (07 сен 2021, 08:00) • Ser (23 сен 2021, 08:15) • Хелена (07 сен 2021, 15:11) • Шурик (07 сен 2021, 11:15)
Рейтинг: 31.25%
 
Аватар пользователя
afanasev
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 954
Стаж: 123 месяцев и 15 дней
Карма: + 19 -
Благодарил (а): 441 раз.
Поблагодарили: 507 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Шурик » 07 сен 2021, 11:21

afanasev писал(а):Между прочим, такого способа я еще не встречал (во всяком случае не припомню), хотя, очевидно, он должен быть использован уйму раз.

А по-моему, это вариация идеи из рассказа Гилберта Кийта Честертона
Спойлер:
"Чудо Полумесяца".
Всегда наш ум сильней бывает поражен,
Когда, интригою искусно спутан, он,
Вдруг, истину открыв, увидит в изумлении
Людей и действие в нежданном освещении.

Никола Буало

За это сообщение автора Шурик поблагодарил:
Хелена (07 сен 2021, 15:11)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Шурик
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 266
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 117 месяцев и 18 дней
Карма: + 6 -
Благодарил (а): 447 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Miranda » 15 сен 2021, 18:26

Я очень люблю ряд поздних детективов: "Причуда мертвеца", "Вилла Белый конь", "Вечеринка в Хэллоуин".
Miranda
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 429
Стаж: 44 месяцев и 0 дней
Карма: + 9 -
Откуда: Haifa
Благодарил (а): 321 раз.
Поблагодарили: 277 раз.

Re: Агата Кристи "Занавес"

СообщениеАвтор pifir » 05 окт 2021, 05:34

  В романе ‘Занавес’ Кристи выдвинула новый тип ‘идеального убийства’
Спойлер: Частичное раскрытие сюжетных ходов и мотивов преступника
— убийства ‘чужими руками’, воздействуя на психологию человека. Этим она поставила предел классического детектива, по крайней мере в той части, который основан на ‘уликовой парадигме’. В этом случае убийца, которого точнее следует назвать ‘манипулятором’ или ‘кукловодом’, становится неподвластным закону. Кристи показала в романе на примере Гастингса и хозяина гостиницы механизм совершения подобного убийства.
  Именно появление ‘кукловодов’ и невозможность придать их наказанию в рамках закона явилось причиной внутреннего конфликта Пуаро, которое привело к трагедии. Неразрешимость противоречия между реальностью и неотвратимостью наказания. Противоречия, которое Пуаро не мог принять, так как это разрушало то, чему он посвятил всю свою жизнь. Я бы сказал — это разрушало его ВЕРУ. Пуаро верил в Закон, как в Библию. Это была его религия, основа его мировоззрения.
  Вспомните окончания фильма ‘Убийства в Восточном экспрессе’ с Дэвидом Суше в главной роли. Скорбное лицо Пуаро с шевелящимися губами, перебирающим в пальцах четки. Простив убийц, он совершил грех перед Законом, он отступил от своей Веры. Он замаливает свой грех, он вымаливает прощение за совершенное святотатство, за проявленную слабость перед законом, который для него отождествляется с Богом.
  Агата Кристи в этом романе показала еще одну особенность своего таланта, которую Пинский и Люсьен Гольдман назвали ‘трагическое сознание’.
  Рекомендую роман к прочтению.
pifir
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 183
Стаж: 74 месяцев и 13 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 158 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Леди Эстер » 05 окт 2021, 10:59

Спойлер:
В "Занавесе" было запланировано еще несколько "идеальных" убийств: кроме Гастингса и хозяина пансиона совершить убийство пыталась жена доктора (правда "благодаря" Гастингсу она сама стала жертвой), и, что самое важное для Пуаро и по-видимому пугает его сильнее всего, Нортон подталкивает к убийству дочь его близкого друга Гастингса. А когда этот план проваливается, начинает (и как всегда весьма успешно) убеждать всех, что она это убийство все-таки совершила. Ему удается заронить подозрения даже в самого Гастингса, хотя уж тот-то должен быть последним, кто в это поверит. Мне кажется, что именно желание защитить Гастингса и его дочь подтолкнуло Пуаро сделать то, на что он так долго не мог решиться.
В "Занавесе", как и в других романах Кристи, кроме детективного сюжета есть кое-какие важные для нее мысли, к которым она постоянно возвращается в своих произведениях. Одна из них - ситуация, когда Закон вступает в противоречие со Справедливостью, которую он в идеале должен защищать. И Пуаро, так же как герои некоторых других ее романов, делает выбор в пользу справедливости. Зло должно быть наказано даже если для этого придется нарушить закон. Но, проблема Пуаро в том, что он, в отличие от множества людей, подобно ему, считающих себя поборниками справедливости, общего блага, счастья человечества (нужное подчеркнуть), не считает себя сверхчеловеком стоящим над несовершенными людскими законами. Ему нужно подтверждение правильности сделанного выбора. Поэтому-то он не совершает самоубийство, а просто убирает нужное лекарство: если с ним не случится приступа, это будет доказательством, что он поступил правильно и его поступок оправдан. Но увы...

Между прочим, в этом же романе герои Кристи обсуждают другую идею: убийство ("эвтаназию") бесполезных людей - "мусора", который следует убрать, чтобы "расчистить путь". Интересно, что у Беркли роман "Суд и ошибка", написанный в 1937 г., начинается как раз с обсуждения той же темы. По-видимому, эта мысль имела в то время множество сторонников, не случайно же нацистские идеи были тогда так популярны (и не только в Германии). Что интересно, в романе Кристи это положение отстаивает положительный персонаж, дочь Гастингса Джудит. И с ней практически никто не спорит. Слабые возражения, что на это ни у кого не хватит решимости, к тому же сделанные "в явно провокационных целях", едва ли можно принимать всерьез. Мне кажется, что Кристи понимала, что хотя со времен Третьего Рейха прошло 30 лет (роман написан в 1975г.) нацистские идеи не потеряли в глазах некоторых людей своей притягательности. Но она, выражаясь словами Честертона, знает их место.
Спойлер:
Место им в устах очень молодых и наивных людей, обманутых манипуляторами, подталкивающими других к преступлениям.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 682
Стаж: 67 месяцев и 5 дней
Карма: + 21 -
Благодарил (а): 1145 раз.
Поблагодарили: 672 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Борис Карлович » 05 окт 2021, 11:04

"Занавес" был только издан в 1975, написан в начале сороковых. Что, впрочем, только подтверждает ваши слова)
"Я прочел уж не один десяток детективных романов, джентльмены, и поэтому говорить, что я малообразован, – это клевета!"
Найо Марш "Выпить и умереть"
Аватар пользователя
Борис Карлович
Ортодокс
 
Сообщений: 1903
Настроение: СердитыйСердитый
Стаж: 165 месяцев и 5 дней
Карма: + 39 -
Благодарил (а): 546 раз.
Поблагодарили: 977 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Шурик » 05 окт 2021, 11:20

Леди Эстер писал(а):
Спойлер:
В "Занавесе" было запланировано еще несколько "идеальных" убийств: кроме Гастингса и хозяина пансиона совершить убийство пыталась жена доктора (правда "благодаря" Гастингсу она сама стала жертвой), и, что самое важное для Пуаро и по-видимому пугает его сильнее всего, Нортон подталкивает к убийству дочь его близкого друга Гастингса.

Спойлер:
Что самое интересное - Нортон также спровоцировал на совершение убийства... самого Пуаро. Так что финал можно рассматривать и как победу Нортона (примерно как в том очень известном фильме, название по понятным причинам не пишу, где последней жертвой маньяка становится застреливший его полицейский).
Всегда наш ум сильней бывает поражен,
Когда, интригою искусно спутан, он,
Вдруг, истину открыв, увидит в изумлении
Людей и действие в нежданном освещении.

Никола Буало
Аватар пользователя
Шурик
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 266
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 117 месяцев и 18 дней
Карма: + 6 -
Благодарил (а): 447 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 05 окт 2021, 11:27

Леди Эстер писал(а):Интересно, что у Беркли роман "Суд и ошибка", написанный в 1937 г., начинается как раз с обсуждения той же темы

Беркли предавался этим увлекательным соображениям, начиная с самого первого романа про "Лейтон-корт".
А "Занавес", на мой взгляд, безусловно связан по тематике с написанным почти одновременно "Десять негритят". Тот же сюжет с убийцами, которых невозможно привлечь к ответственности по закону.

Шурик, а ведь и правда, интересное наблюдение.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4324
Стаж: 165 месяцев и 7 дней
Карма: + 81 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 250 раз.
Поблагодарили: 1902 раз.

Re: Агата Кристи "Занавес"

СообщениеАвтор pifir » 06 окт 2021, 04:41

Леди Эстер.
У кого Пуаро искал “подтверждение правильности сделанного выбора”: у Судьбы, Бога, окружающих его людей?
Неужто Вы всерьез ставите на одну клетку, рядышком, Пуаро, как Великого Сыщика, и полоумного судью, решившегося создать на ограниченном пространстве верховенство своего личного закона? Ведь целью Сыщика является соблюдение всеобщего закона для каждого и в любом месте.
Интересные черты вырисовываются у Пуаро, как одного из Великих Сыщиков: фаталист, убийца.
И остается главный вопрос: символом чего является отсылка к “печати Каина”? Ведь Бог Каина лишь проклял и прогнал.
pifir
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 183
Стаж: 74 месяцев и 13 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 158 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Леди Эстер » 07 окт 2021, 01:03

pifir писал(а):У кого Пуаро искал “подтверждение правильности сделанного выбора”: у Судьбы, Бога, окружающих его людей?

Спойлер:
Пуаро, разумеется, искал подтверждения у бога. О чем и говорит открытым текстом в своем прощальном письме: "Я не знаю, Гастингс, правильно ли я поступил или нет. Нет, не знаю. Я не думаю, чтобы человек имел право сам вершить суд… Я хочу отдать себя в руки bon Dieu(Добрый бог (франц.) ). Пускай быстрее свершится его суд! "

pifir писал(а):Неужто Вы всерьез ставите на одну клетку, рядышком, Пуаро, как Великого Сыщика, и полоумного судью, решившегося создать на ограниченном пространстве верховенство своего личного закона? Ведь целью Сыщика является соблюдение всеобщего закона для каждого и в любом месте.

Спойлер:
И Пуаро, и полоумный судья (как вы изволили выразиться) берут закон в свои руки, сами выносят приговор и сами приводят его в исполнение. Невозможно отрицать это, и это - общее между ними. Только вот судья от души наслаждается жестокой игрой, которую он затеял. Он упивается своим превосходством над запутавшимися злодеями, своим интеллектом и изобретательностью. Трудно сказать что больше побуждает его к действию: желание покарать убийц, оставшихся безнаказанными или удовольствие от самого процесса. И в этом он сродни скорее не Пуаро, а Нортону, главная цель которого самоутверждение за счет других.
Пуаро гораздо человечнее. Никакого удовольствия убийство ему не доставляет. Он - человек талантливый, состоявшийся, и самоутверждаться за чужой счет ему незачем. До самого последнего момента он колеблется, да и потом сомневается, что поступил правильно. "Лишив жизни Нортона, я спас другие жизни — жизни невинных людей, но до сих пор я не знаю… " - пишет он в своем последнем письме.

pifir писал(а):И остается главный вопрос: символом чего является отсылка к “печати Каина”? Ведь Бог Каина лишь проклял и прогнал.

Спойлер:
Что же касается печати Каина, то во первых Пуаро - не бог, он всего лишь человек. Бог возможно знал, что Каин раскаялся и больше никого убивать не будет, или имел другие, недоступные нам резоны. Пуаро знает, что Нортон не остановится и его жертвами станут невинные, в том числе близкие Пуаро, люди. Прогнать Нортона он не может, а его проклятие Нортона не испугает. Кроме того, Пуаро "играет" честно и сознательно оставляет ключи и подсказки, которые могут его выдать. Это - одна из них ("О, Гастингс, Гастингс! Всё это должно было открыть вам глаза"). К тому же, такой любитель симметрии, как он, просто не способен выстрелить в висок.

Шурик писал(а):Что самое интересное - Нортон также спровоцировал на совершение убийства... самого Пуаро. Так что финал можно рассматривать и как победу Нортона

Спойлер:
Не могу с вами согласиться. Финал - двойное поражение Нортона. Во-первых, Пуаро переиграл Нортона по его же правилам. Ведь убивая, пусть чужими руками, Нортон стремился самоутвердиться, доказать, что он выше тех, кого погубил. Стало быть, убив Нортона, Пуаро, по логике того же Нортона, обыграл его.
Во-вторых, Пуаро побеждает Нортона по своим собственным правилам. Отказываясь, по примеру Нортона, совершить "идеальное" убийство. А ведь он в своем письме Гастингсу пишет о том, как легко ему было бы это сделать, выдав случившееся за несчастный случай. Никто бы ничего и не заподозрил, ведь по общему мнению, никакого мотива для убийства Нортона у Пуаро нет. Но Пуаро добровольно принимает наказание за убийство. Он остается при своих старомодных убеждениях о святости человеческой жизни, о том, что человек не вправе брать закон в свои руки. Вторым Нортоном он не становится.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 682
Стаж: 67 месяцев и 5 дней
Карма: + 21 -
Благодарил (а): 1145 раз.
Поблагодарили: 672 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор pifir » 07 окт 2021, 05:15

Леди Эстер.
Спасибо Вам за ответ. Вы во многом правы. Вы очень здорово сказали о Кристи и Честертоне и сняли мои сомнения насчет Джудит. Но вопросы остаются. Ваше мнение для меня важно.
1. Не говорит ли Ваша цитата из прощального письма Пуаро о его неразрешимом внутреннем конфликте?
2. Логик обращается за решением к Богу, трансцендентальной сущности. Согласитесь, это по крайней мере странно.
Бог свершил суд. Означает ли это, что Пуаро в глазах Бога совершил ошибку, совершил неправедное действие? Пуаро совершил ошибку. Не было бы более разумным начать вырабатывать правила противодействия методу Нортона? Вы не будете отрицать, что Пуаро как никто другой способен был это сделать?
И это не сейчас, как- нибудь, в будущем: не считаете ли Вы, что правила противодействия будут преимущественно основываться на психологическом факторе, а один из краеугольных камней классического детектива- мотив- уйдет в прошлое?
3. Не разрушила ли в этом романе Кристи образ Пуаро как Великого Сыщика, показав нам мятущуюся и страдающую душу Пуаро?
Заранее благодарен за ответ.
pifir
Освоился
Освоился
 
Сообщений: 183
Стаж: 74 месяцев и 13 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 158 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 07 окт 2021, 12:58

  СВЕРКАЮЩИЙ ЦИАНИДUncollected

  ‘По следам’ дискуссии прочитал (ох, когда я в последний раз вообще читал леди Агату, даже не вспомню) ‘Сверкающий цианид’. Я не думаю, что нужно что-то писать о сюжете. Во-первых об этом произведении отзывов много, в том числе и у нас. Во-вторых писать то, по большому счету нечего. Одна и та же, из произведения в произведение схема. Ничего нового. Штамп на штампе, и штампом погоняет. Мотив постоянный, да впрочем как их мотивы то разнообразить. Money, money, money; любовь-морковь... что там еще... ну месть для разнообразия. Далее. Ну как без спец-агентов под прикрытием или без. Что еще... Впрочем, больше ничего. Ааа. Чуть не забыл. Туповатый инспектор полиции. И, конечно же — каждому персонажу нужен ‘придумать’ мотив. Вот теперь уже весь комплект классического whodunit.

  Вот только не нужно воспринимать вышенаписанное как отрицательный отзыв. Это сарказм, в некотором роде, даже грустноватый. Ведь, пользуясь этим набором ‘штампов’ мэтры жанра умудрялись создавать произведения, которые читали, читают и будут читать. В конце концов, нот всего семь и пользуясь ими можно создать шедевр, а можно просто ‘пеликанье’.
  Конечно же, назвать ‘Сверкающий цианид’ назвать шедевром ‘королевы’ было бы натяжкой. Но вот в ‘десятку’ лучших ее произведений, вполне. Всего лишь, как там в знаменитом фильме ‘легким движением руки’ пера, один сюжетный ход и произошло чудо. Красиво, не спорю.

  Спасибо все той же спонтанной дискуссии. Я давно уже не читаю А. Кристи (основное давно читано и перечитано) и мог запросто пропустить это произведение.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9088
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 165 месяцев и 8 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 877 раз.
Поблагодарили: 1817 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Леди Эстер » 08 окт 2021, 03:56

  pifir. Спасибо за добрые слова в мой адрес.
  1.Думаю, что вы совершенно правы — это именно ‘неразрешимый конфликт’. И не только для Пуаро, но и для самой Кристи. В своих романах она постоянно возвращается к теме зла, которое невозможно покарать по закону. В сущности это старый как мир вопрос, можно ли противостоять злу, используя его же методы. Умы, куда более мудрые, чем Пуаро, и уж тем более чем я так и не сумели дать на него ответ.
  2.
Спойлер:
  Виновен или нет Пуаро в глазах Бога, (или в глазах самой Кристи, играющей роль творца для своих героев) можно понимать по разному. Его смерть можно считать наказанием, а можно наградой. В конце-концов религия учит, что люди, достойно прожившие свою жизнь попадают в рай, где уж конечно получат ответ на мучившие их при жизни вопросы.
  Разумеется, Пуаро может противодействовать Нортону в каждом конкретном случае — сумел же он остановить Гастингса или выдать смерть жены доктора за самоубийство. Но для этого ему пришлось бы весь остаток своей жизни посвятить исключительно тому, чтобы как тень следовать за Нортоном и предугадывать его планы, чтобы успеть расстроить их. И при всей проницательности Пуаро, это ему не всегда удается даже тогда, когда он находится рядом. А ведь Нортон может и сбежать. К тому же Пуаро болен, и в любом случае не сможет быть при Нортоне постоянно.
  Если бы это было не так, если бы таких людей, которые не нарушая законов становятся причиной мучений и гибели других, можно было по закону наказать или хотя бы помешать им продолжать свою деятельность, не было бы неразрешимого конфликта между законом и справедливостью, к которому Кристи постоянно возвращается в своем творчестве.
  Что касается ‘одного из краеугольных камней классического детектива — мотива’ (если вы имели в виду мотив преступления), то он, к моему великому сожалению в современных детективах давно стал раритетом. Их страницы заполнили толпы маньяков, убивающих главным образом ради удовольствия, доставляемого самим процессом, или для того, чтобы было где оставить очередное послание полиции.
  3. Мне кажется, что образ Пуаро у Кристи постепенно меняется, в нем становится меньше эксцентричности и чисто комических черт, он становится все более живым. Я не думаю, что это разрушает образ ВД. Возможно, Кристи в своих романах проходит тот путь, который прошел и весь детективный жанр — от классической схемы: мотив, способ, преступник (для чего? как? кто?) к современным безмотивным маньячным триллерам; от ВД золотого века, ярких, запоминающихся, непременно имеющих какие-нибудь эксцентричные привычки, к современным сыщикам, которых авторы в меру своего таланта пытаются сделать максимально похожими на живых людей, часто неуверенных в своей правоте и страдающих.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни.
Шарль Луи де Монтескьё

За это сообщение автора Леди Эстер поблагодарил:
pifir (08 окт 2021, 06:40)
Рейтинг: 6.25%
 
Аватар пользователя
Леди Эстер
Бывалый
Бывалый
 
Сообщений: 682
Стаж: 67 месяцев и 5 дней
Карма: + 21 -
Благодарил (а): 1145 раз.
Поблагодарили: 672 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Доктор Немо » 08 окт 2021, 14:07

Леди Эстер писал(а): Думаю, что вы совершенно правы — это именно ‘неразрешимый конфликт’. И не только для Пуаро, но и для самой Кристи. В своих романах она постоянно возвращается к теме зла, которое невозможно покарать по закону. В сущности это старый как мир вопрос, можно ли противостоять злу, используя его же методы. Умы, куда более мудрые, чем Пуаро, и уж тем более чем я так и не сумели дать на него ответ.

Мне здесь вспоминается другой знаменитый сыщик, Ниро Вульф. В какой-то момент он встречает собственного «Мориарти», криминального авторитета Арнольда Зека, и понимает, что Зек ему спокойно жить и заниматься детективной работой не даст. И как поступает Вульф?
Спойлер:
Провоцирует убить Зека другого человека. Естественно, с «ликвидатором» тут же разбираются люди Зека. По идее его жалеть не за что, он тоже был нехорошим человеком. Но мучает ли Вульфа совесть, что по его вине погибли двое людей? Да вроде не сильно.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1888
Стаж: 88 месяцев и 10 дней
Карма: + 36 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 505 раз.
Поблагодарили: 1167 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Miranda » 08 окт 2021, 16:11

Шерлока за гибель Мориарти совесть явно не мучает.
Miranda
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 429
Стаж: 44 месяцев и 0 дней
Карма: + 9 -
Откуда: Haifa
Благодарил (а): 321 раз.
Поблагодарили: 277 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 08 окт 2021, 16:21

  Ох какие страсти вокруг последнего произведения о Пуаро. И сравнение его, скажем так ‘поведения’ в седьмом романе о нем.
  Выскажу свое мнение, хотя, как обычно пишу — не претендую на истину в последней инстанции.
  Могу еще вспомнить ‘Десять негритят’. Впрочем не только. В каждом своего рода вопрос о справедливости и на какие действия можно пойти ради нее. (Да и не только в этих произведениях и не только леди Агата). И невольно вспоминается: цель оправдывает средства. Ой ли. Если так, становится страшновато. Что то типа: мы за мир во всем мире будем воевать так, что камня на камне не оставим.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9088
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 165 месяцев и 8 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 877 раз.
Поблагодарили: 1817 раз.

Re: Агата Кристи

СообщениеАвтор Miranda » 08 окт 2021, 19:55

А какой роман о Пуаро - седьмой?
Miranda
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 429
Стаж: 44 месяцев и 0 дней
Карма: + 9 -
Откуда: Haifa
Благодарил (а): 321 раз.
Поблагодарили: 277 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?