В первых числах 2011 года я поднапряглась и постаралась написать подробно обо всех прочитанных мною за год книгах. Получился внушительный список. И если книгой 2009 года для меня стал «Террор», то в 2010 году выделить однозначно такую книгу не могу. Скорее, я открыла для себя нескольких «писателей года» - Джеффри Барлоу, Мюриэл Спарк, Грэм Свифт и Джеффри Евгенидис разделили почётное первое место.
Говоря о 2011 году, я начинаю побаиваться, что свою «книгу года» я уже прочла, прямо вот так, в самом начале… Есть у меня такое ощущение. С другой стороны – будет с чем сравнивать дальнейшие почитушки.
Итак…
Мишель Фейбер «Багровый лепесток и белый».Несколько раз ещё в процессе прочтения пыталась написать рецензию. Крайне редко бывает со мной такое, что начало книги оставляет практически равнодушной, а к концу хочется плакать оттого, что это всё - финал. Эмоции по ходу зашкаливали – недоверие к восторженным рецензиям, снисходительность, возмущение, любопытство, сильнейший интерес и, наконец, полная «книгозависимость». Хорошо, что я по рассеянности не стирала каждую предыдущую рецензию, а писала новую. Это помогло мне проследить путь собственной аддиктивности.
О завязке сюжета. Некий джентльмен ведет в высшей степени «джентльменское» существование – т.е. ни черта не делает. Отец оного управляет парфюмерным производством и сильно сердится на сына за бездельничанье, поскольку сам хочет «на пенсию». В качестве последней предупреждающей меры папашка урезывает сыну содержание. Наш главгерой страдает безденежьем, но работать не хочет. Проживает в ветшающем особняке, с нелюбимой болезненной женой и забытой дочуркой. И вот, однажды, пресловутый джентльмен посещает публичный дом, где знакомится с «девушкой облегченного поведения» по имени Конфетка. И к нему приходят и любовь, и озарение! Для обладания Конфеткой нужны деньги, а деньги можно заработать, возглавив семейное дело!
Конфетка – тоже девушка не просто по названию. Она ужасно начитанная, даже тайком пописывает свой собственный, почти автобиографический, роман. Живёт Конфетка и работает в доме своей мамаши, которая и вывела дочку на панель практически в детском возрасте.
Жена главгероя страдает от отвращения к мужу, к исполнению супружеского долга и от опухоли в головном мозге, о которой не ведает ни сном, ни духом, и которую тогдашняя медицина выявить неспособна. На самом деле это очень страшно – читать о том, как женщина живет в реальности своего сумасшествия, практически не осознавая, что безумна, подавляя в себе воспоминания и не желая понимать и воспринимать очевидные факты.
Ещё у главгероя есть старший брат, пытающийся стать священником и в то же время мучительно борющийся с влечениями плоти и любовью к чахоточной вдове-благодетельнице падших женщин.
Что было далее? Одно могу сказать – было интересно. И чем дальше, тем менее легкомысленным и поверхностным (это моё первое впечатление, к счастью, неверное) становится сюжет, а к финалу приобретает и вовсе мрачный и трагический поворот.
Повествование многословное, высокохудожественное, однако, как я уже говорила, с некоторой ненормативной лексикой и подробными описаниями различных физиологических процессов. И если подробности свершения полового акта не вызывает практически никакого возмущения (подобные описания присутствуют в 90% книг и уже вполне привычны), то некоторые другие моменты раскрыты так полно и красочно, что даже подташнивает.
Не знала я ничего о геморрое мистера Дарси, критических днях Джен Эйр и содержимом носового платка Патриции Хольман – и ничего, не умерла, не разочаровалась, читала с удовольствием, перечитывала, плакала, сочувствовала героям, восхищалась ими, радовалась и т.д. и т.п.… В книгах мне редко хочется видеть голый натурализм и чрезмерный реализм. Предпочитаю сказочки, что, мол, у леди и джентльменов, всё было чисто и красиво, а то и вообще ничего не было.
По этому поводу не могу не вспомнить Акунинского героя Сеньку Скорика, который считал, что у «особенных красавиц всё по-особенному». Примерно так считаю и я, под «красавицами» имея в виду книжных персонажей. А, может, нужно просто привыкнуть?
Просто хочу предупредить, что описание шелушащейся кожи и разбрызгивающихся соплей будут встречаться достаточно часто.
Не смотря на то, что повествование более чем длинное, чем дальше, тем легче и интереснее читается. К концу становится значительно меньше темы секса, которая подавляет всё остальное в первых главах, а к героям, не смотря на непривлекательное описание их физиологических особенностей, буквально «прикипаешь» душой. Наверно, есть смысл в этом натурализме.
Что огорчило, так это некий очень шаблонный шажок на тему «с чем боролись, на то и напоролись». Такой поворот сюжета характерен для слезливых женских романов, но тут как-то не в тему, хорошо хоть развитие темы «обрубилось на корню».
Касательно открытого финала…Когда я только узнала об этой книге, то просмотрела несколько рецензий, и одним из наибольших недостатков часто называли открытый финал. Я вообще очень не люблю такие штуки, НО! В «Лепестке» я никаких таких открытых финалов не увидела! Лично мне ясно и понятно – главгероиня молодец! Всё правильно сделала. Феменистки ещё разок порадовались по поводу подтверждения их мнения о мужчинах в целом. Думаю, относительно «а что же было дальше?» - стоит избрать самый простой и незамысловатый вариант.
К концу книги я была настолько ею очарована, поглощена, даже можно сказать, порабощена, что было даже страшновато перевернуть последнюю страничку. Шла по улице – абсолютно слепая и глухая, жила там, в книге, а в реальность возвращалась только когда тормошили.
Расшифровать название я не смогла – «Багровый лепесток и белый»… И не захотела искать в интернете объяснение данной метафоры, пыталась дойти до сути сама, но… Тут явно есть некое противопоставление. Но чего??? Богатства и бедности? Любви и ненависти? Греха и невинности? Здравомыслия и умопомрачения? Конфетки и Агнесс? Или противопоставление главгероя и близких ему, но с трудом понимающих его, женщин? Не знаю, наверно, что-то всё же не уловила.
Могу сказать точно, не смотря на мою собственную критику некоторых моментов, я уверена, что «Лепесток» обязательно перечитаю. Возможно, не скоро, возможно, не целиком.
Рекомендовать сложно… Очень уж много букв. Но я рискну утверждать, что эта книга достойна прочтения – мучительно больно за бесцельно потраченное свободное время не будет.