Юрий Козлов "Кайнокъ"Повесть о сотрудниках милиции в годы Великой Отечественной войны.
"Кайнокъ" - это марка винтовочного патрона, обнаруженная главным героем, замначальника райотдела НКВД Корнеем Пирогов, в сейфе своего начальника, Михаила Ударцева.
1942 год. Южный Алтай. Начальника одного из районных отделений милиции, Михаила Ударцева, находят мертвым с огнестрельным ранением в голову на крутом склоне скалы рядом с такой же мертвой лошадью, на которой он куда-то спешил по делам. Расследование возглавил Корней Пирогов, ставший начальником райотдела вместо Ударцева, молодой, неопытный милиционер, бывший пограничник, имеющий, однако, задатки классического сыщика и способности к дедукции. С проявления этих способностей книга и начинается. Вместе с прибывшим из района чиновником областного управления НКВД он детально осматривает место происшествия, после чего следователи приходят к однозначному выводу - несчастный случай, лошадь не вписалась в крутой поворот, Ударцев сорвался с обрыва, получил несовместимые с жизнью ранения и застрелился, чтобы не мучиться. Вскрытие трупов из-за ясности картины не производится, только поверхностный осмотр, что в дальнейшем сыграет свою роковую роль и приведет к ужасам эксгумации. Но сцена эксгумации одна из сильнейших в эмоциональном плане сцен, да и в криминологическом тоже. Эксгумация понадобилась после вторичного осмотра места происшествия с Ударцевым - не имея тела, Пирогов применяет знание трассологии, чертит воображаемые траектории, расставляет "точки и линии" и пытается понять логику предсмертных действий Ударцева - также одна из сильнейших сцен в книге.
Принимая таким страшным образом дела от покойного Ударцева, Пирогов столкнулся с массой проблем и загадок. В одно и то же время:
1. Погибает начальник райотдела Ударцев, который оставил после себя молчаливое "наследство" - вещдоки в сейфе, библиотечные книги, записи и злополучный патрон времен гражданской войны.
2. В районе объявился дезертир.
3. Сожжен грузовик, пропал водитель и часть ценного груза.
4. Исчезли дети, эвакуированные из Ленинграда.
Разбирая дела, Корней с ужасом понимает, что район ему достался какой-то странный - настоящая аномальная зона, где почему-то не фиксируются кражи, люди говорят загадками, пишут анонимки, поминают какую-то банду (пеструю?), шар, плывущий по небу с черным ящиком. И вообще - какое отношение ко всему этому имеет книга Артура Конан Дойля "Затерянный мир", взятая Ударцевым в местной библиотеке? Может, Ударцев встретился с динозаврами и пещерными людьми? Лошадь испугалась и... Библиотекарша подсказывает ему взять рассказы о Шерлоке Холмсе, вроде более подходящий материал для его службы, на что Пирогов качает головой и твердо следует линии возможного ключа: раз Ударцев взял "Затерянный мир", значит "Затерянный мир" и нужно рассматривать. Здесь и выясняется, что Корней ни о каком ШХ не слышал и не читал, а всему научился в школе пограничников (там учат читать следы) и на месячных курсах молодых командиров (где готовят зорких соколов).
Рутинная следственная работа, беспокойная жизнь маленького участка происходят на фоне ужасающих бедствий войны - похоронок, сводок с фронтов, сообщений из газет и будней тыла.
Таков сюжет, таковы условия, в которых трудится молодой сыщик. И все время - мысли, мысли, мысли. Помощников, "Лестрейдов" и "Ватсонов" нет - только несколько необстрелянных бойцов (прямо как в "А зори здесь тихие" Бориса Васильева) - молодых девчат, одна из которых боится стрелять, а две так похожи друг на друга, что Пирогов их постоянно путает. Потом, правда, поступает пополнение из мужчин - комиссованный из Харькова и подраненный отпускник с фронта. Но и здесь Пирогов верен себе - подозрителен ему этот не по-военному щекастый, многомудрый интеллигент из Харькова, примкнувший к эшелону эвакуированных из блокадного Ленинграда женщин и детей, и он делает запрос на установление личности. Еще одна загадка... Или загвоздка.
Теперь важно упомянуть литературный стиль автора, Юрия Козлова. Такую прозу у нас называют "деревенской". Короткие фразы, перестановка слов в предложениях, избыточно-цветистые метафоры, место которым, мне кажется, в каком-нибудь краеведческом шедевре, этнографическом опусе, но не в остросюжетном детективе. Красоты природы и фигуры речи принимают немыслимые объемы, что тормозит действие, хотя элементы классического детектива - дедукция, анализ, логические рассуждения просто превосходные. Где-то автора заносит в "шукшинские" описания, язык повести становится почти юродствующим, балалаечно-лубочным:
Мысли его, как рыбьи мальки. То набрасываются стаей и тогда кажется, что каждая клеточка мозга живет, работает самостоятельно, то, будто кем-то вспугнутые, разбегаются тысячами точек-тире, и тогда делается пусто в голове и робко на сердце. Точно это он виноват в случившемся.
Конечно, это красиво, местами поэтично, но что ни возьми наш милицейский детектив, почти везде этот сибирский, крепчайший "вечный зов".
В повести нашлось место не только для тихой дедукции, но и для "пулеметов". Видимо, для пущей остросюжетности.
Книга неровная, ухабистая, но читать я ее рекомендую, прежде всего из-за прекрасных дедуктивных цепочек, образе мыслей главного героя и некоторых других достоинств, например, почему Ударцев взял в библиотеке именно "Затерянный мир", а не "Приключения Шерлока Холмса".
Да, и последняя загадка. Для меня. Я читал электронный вариант книги, вышедшей в издательстве «Анна Поом и К°» в 1993 году (обложка прилагается). Но, по всей видимости, имеется еще один вариант, возможно журнальный: с двойным убийством мужчины и женщины, другими уликами, но с тем же Корнеем Пироговым и его "спиралями"...