Тактика блиц-восхождения к этому роману, ради которого я так долго откладывал его чтение, прекрасно оправдала себя.
О сюжете и загадке "Смерти Иезавели" выше замечательно подробно написал Борис Карлович, и я не буду повторяться. Отмечу только, что своеобразное противостояние инспектора Чарлзворта (представляющего здесь официальную полицию) и инспектора Кокрилла (оказавшегося своего рода частным сыщиком, знакомым одной из подозреваемых, опирающимся только на авторитет раскрытых дел) роман очень украшает. Мало где постоянный герой-полицейский оказывается вдруг с другой стороны противостояния. Вспоминается только "Собственное дело инспектора Квина" да уход в частные сыщики Бифа.
Конечно, эта книга - вершина творчества Бранд. Решительно "невозможное" преступление, множество версий, объясняющих его, сложных и примитивных, красивых и нелепых, выдвинутых полицией и выдвинутых персонажами даже против себя самих. От этих версий голова начинает идти кругом. И, наконец, финальная версия, которая выходит на новый уровень. Это не одна из множества возможных версий, как во "Внезапно у себя дома", это версия, полностью переворачивающая роль в деле некоторых фактов, ставящая их на совершенно иное место в "мозаике". Как будто кривой "пазл" встряхнули, и он внезапно сложился в совсем другую, но теперь уже идеально ровную картинку. Причём намёк на то, где именно будет ложная посылка промежуточных версий, брошен в самом начале романа. Более того, непосредственно перед преступлением. Брошен так демонстративно, что я сразу заметил, но потом сам же выкинул этот главный ключ из головы, дав ему другое, банальное, объяснение, так он мешал следить за промежуточными версиями. А это - высший пилотаж, уровня лучших головоломок Карра. (И нет, это не тот ключ, о котором пишет Борис Карлович во втором спойлере, как раз тот мне показался слишком уж трудноуловимым, но при этом вставленном вне логики развития сюжета.)
Но всё это, увы, относится исключительно к вопросу КАК. Увлекшись блистательным ответом на этот вопрос, автор предлагает довольно банальное и очень мелодраматичное, в духе "истоков", КТО и ЗАЧЕМ. С точки зрения психологической убедительности куда более интересным мне показался вариант убийцы и мотива, предложенный в предфинальной ложной версии Кокрилла. А КАК той версии было, конечно, не настолько зрелищным и виртуозным, но вполне ярким, на уровне двух предыдущих книг.
Более того (не люблю спойлеры в отзывах, но, разбирая этот роман, похоже, не обойтись без спойлеров, тем более, на них шли почти все предыдущие рецензенты), зияет в этой роскошной финальной версии один момент, который я так и не понял и который крепко расшатывает всю многоэтажную конструкцию (но при этом, кажется, никто из ранее высказавшихся об этом не написал):
Спойлер: Убийца и его трюк не раскрываются, но заглядывать только читавшим!!! Согласно плану убийцы, Эрл обязательно должен был погибнуть до Изабели и, значит, заведомо не явился бы на спектакль. Но ведь убийца не мог знать заранее, что другой персонаж, не участвовавший в спектакле, решит в отсутствие Эрла сам исполнить роль Красного рыцаря! Он должен был учитывать, что, если Эрл не явится на спектакль, то в отсутствие одного из ключевых персонажей спектакль просто сорвётся. А с ним сорвётся и весь хитроумный план убийства Изабели. Нигде не сказано, что при постановке спектакля учитывалось возможное отсутствие Эрла.
Это ещё раз, как мне кажется, указывает на слабую психологическую проработанность плана убийцы, технически совершенного.
В общем, "Смерть Иезавели" представляет собой классический пример сюжета (не столь уж редкого среди сложных "невозможных" детективов), где КАК откровенно подавляет два остальных вопроса, делая ответы на них не просто банальными (как порой бывает у Карра), а откровенно неубедительными. Кстати, Тэлбот в своём "Крае ямы", видимо, почувствовал банальность напрашивающегося ответа на эти вопросы и добавил дополнительный твист (не будь этого твиста, моя рецензия на "Край ямы" была бы куда более резкой). Тут не случай "Края ямы", наоборот, уже само заглавие намекает, что "смерть Иезавели" станет местью за её деяния. Но из всех вариантов оказывается выбран один из самых пафосных.
Разумеется, "невозможные" детективы можно оценивать исключительно по качеству их "невозможности". Но мне, честно говоря, сложно это делать (если это не случай рассказов Порджеса, где КТО и ЗАЧЕМ вообще сразу известно). Детектив сам по себе условный с точки зрения реализма жанр, а "невозможный" детектив, в таком случае, придётся считать поджанром, условным в квадрате. Поэтому, отдавая должное ответу на КАК?, я больше всего ценю те "невозможные" сюжеты, где разгадка убедительна со всех сторон. Выигрывая у двух предыдущих книг Бранд в "невозможности", "Смерть Иезавели" однозначно проигрывает в общей логике разгадки. Но это не отменяет того факта, что этот роман, хотя бы из-за виртуознейшей лестницы версий (сложную иерархию которых я могу сравнить только с "Последним делом Трента"), абсолютно обязателен для прочтения каждым любителем классического детектива. Собственно, это и понуждает, в первую очередь, к столь детальному разбору достоинств и недостатков, вполне излишнему для книги второстепенной.
P. S. Заодно отвечу на спойлер Леди Эстер (оговорюсь, что ни одно из изложенных ей обстоятельств меня как раз не смущает, это шероховатости, которые можно было бы чётче прописать):
Спойлер: +|-1. Мисс Сволок и Порты - просто знакомые Джонни, но, вероятно, мисс Сволок была знакома с ним ближе, чем делает вид. Её, как жаждущую любви старую деву, возмутило надругательство над чувствами Джонни, приведшее к его гибели, и поэтому она ненавидит Изабель. Миссис Порт нигде не реагирует на историю Джонни, она даже не помнит, кто это такой, когда мистер Порт упоминает в разговоре с ней Джонни в 1 главе. Она реагирует на упоминание в газете её мужа рядом с Изабель, и именно этого боится мистер Порт. Сам мистер Порт, конечно, помнит историю Джонни, но был знаком с ним недостаточно близко, чтобы это мешало ему крутить роман с Изабель.
2. Брайан, мне кажется, признаётся в том, что был Красным рыцарем, потому, что в этом стали признаваться остальные подозреваемые. Если он единственный будет держаться слишком спокойно и игнорировать общую истерию, это как раз и может вызвать подозрения полиции.
3. Ночная прогулка Перпетуи - нелепость поведения героини, очень характерная для старых детективов. Хочется создать ситуацию damsel in distress. Этот упрёк сложно адресовать одной Бранд.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...