Мои маленькие серые клеточки
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Детектив: история и теория.

Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 06 сен 2009, 14:50

В эту тему будем помещать любую интересную "теоретическую" информацию о детективе. Иногда это бывает довольно интересно ...
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.

За это сообщение автора Доктор Фелл поблагодарили: 2
DeMorte (29 сен 2017, 14:13) • Шурик (22 авг 2014, 15:51)
Рейтинг: 12.5%
 
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Родерик » 19 сен 2020, 14:14

У меня родился ещё один теоретический вопрос к знатокам. Чтобы не провоцировать на явный или неявный спойлер прошу тех, кто вспомнит подходящее по заданному критерию произведение, написать ниже как-нибудь так (к примеру) - "Было. У английского автора в 1936-м году".
Зачем спрашиваю? Мне интересно понять новизну идеи, встреченной в одной книжке. Итак, вопрос следующий:
- преступник покидает запертую комнату путем перемещения в соседнее, неподалеку стоящее отдельное здание воздушным путем (бросив верёвку, проложив лестницу, мостик из досок или что-то похожее).
P.S. прошу приводить примеры из произведений, написанных до 1995-го года.
Родерик
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 91
Стаж: 53 месяцев и 25 дней
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 19 сен 2020, 14:16

До 1995 ничего не вспоминается. Одно произведение знаю, но это уже 2000 год.
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1995
Стаж: 108 месяцев и 2 дня
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 512 раз.
Поблагодарили: 1226 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 19 сен 2020, 22:49

   И еще немного о спойлерах и современными тенденциями. Я о все о том же романе Агаты Кристи "Десять негритят". Название сделали "Их было десять" — бЫло (в прошедшем времени). Это как еще один вариант "И никого не стало". Оба названия — прямой спойлер. Да уж, вот уж точно — нельзя выбрасывать слова из песни. А то так и песни не станет. Невольно вспоминается Фаина Раневская: когда Фаине Георгиевне сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова “жопа", она ответила — странно, слова нет, а жопа есть… Гениальные слова.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 19 сен 2020, 22:53

Что касается "Десяти негритят", то это, по сути, книжка с предельно расширенной вводной частью до констатации загадки. В чём загадка, не сформулируешь, пока все десять не погибнут. Так что спойлер становится не таким фатальным, наоборот, анонсирует загадку.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 20 сен 2020, 14:01

Доктор Немо писал(а):До 1995 ничего не вспоминается. Одно произведение знаю, но это уже 2000 год.

Вспомнил ещё кое-что. Два рассказа двух разных писателей. Один — 1957 года, другой — 1987.
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1995
Стаж: 108 месяцев и 2 дня
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 512 раз.
Поблагодарили: 1226 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Родерик » 20 сен 2020, 14:33

Надо же, выходит что-то нашлось. Мне ничего похожего не вспомнилось.
Родерик
Начинает привыкать
Начинает привыкать
 
Сообщений: 91
Стаж: 53 месяцев и 25 дней
Карма: + 1 -
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 25 сен 2020, 14:26

Затрудняюсь, куда это написать, поэтому напишу тут.
При обсуждении антологии "шекспировских детективов" с Доктором Немо нашёлся странный сюжет. В последние годы в четырёх разных антологиях английского детективного рассказа появилось пять рассказов некоего Грегори Сквайрза из цикла "Дело о персонаже: хроники сыщика-библиотекаря". Во всех них библиотекарь Браун-Смит и инспектор Ледоу, анализируя текст, раскрывают "двойное дно" тех или иных известных литературных произведений. Рассказы хорошие, версии остроумные. Отмечу, что все эти антологии составлены так, чтобы не связываться с авторским правом, там только перешедшие в ОД тексты, в основном из "истоков". Сквайрз на этом фоне сильно выделяется (хотя, конечно, ничто не мешало ему умереть в 1930х-1940х). И вот здесь меня начали "терзать смутные сомнения", как говаривал Бунша.
1) Хотя переводчики у рассказов разные, все четыре антологии вышли в одном издательстве "Книжный клуб семейного досуга".
2) В этих антологиях ни для одного рассказа не приводится никаких выходных данных оригинальных английских изданий. Имеются биографические справки об авторах, но о Сквайрзе ни в одной из антологий не сообщается никаких сведений - их "не удалось разыскать", составители предполагают, что это псевдоним.
3) По-английски, как ни пытайся написать его имя, такой автор вообще не ищется, хотя, если он уже не охраняется авторским правом, должны бы всплыть в свободном доступе тексты.
Перехожу к более оценочным аргументам.
4) Надеюсь, меня поправят, если я ошибаюсь, но я не помню в первой половине 20 века произведений, которые бы занимались поисками "двойного дна" в известных текстах. "Дочь времени" Тэй анализирует реальное историческое дело, используя пьесу Шекспира только как "свидетельские показания". Зато в последние десятилетия этот постмодернистский подход стал весьма популярен. Как за рубежом (вышеупомянутая антология Эшли, где разные писатели дописывают детективную составляющую пьесам Шекспира, или книги П.Байяра), так и в России ("Смерть русского помещика" С. Борисова, "Остров без сокровищ" В. Точинова, "Тайна Уильяма Бонса" А. Карташова и т.д.).
5) В цикле Сквайрза рассматриваются следующие тексты - "Отелло", "Убийство на улице Морг", "Лунный камень", "Всадник без головы", "Иудейская война" Иосифа Флавия (в контексте упоминания в ней Иисуса как исторической личности). К первым трём нет вопросов, а вот к остальным двум есть. Как хорошо известно, в Англии и США Майн Рид - глубоко забытый ещё при жизни автор, известный сейчас только специалистам-филологам. Его массовая популярность - чисто русский феномен. Между тем цикл Сквайрза явно ориентирован на хорошо знакомые читателю книги. С Флавием всё ещё интереснее. Хотя, конечно, вопросом возможной фальсификации абзаца об Иисусе у Флавия занимались и зарубежные учёные, особую популярность эта тема приобрела, по понятным причинам, в советской науке. Более того, этот рассказ выстроен на использовании книжек Лео Таксиля. Это французский мистификатор конца 19 века, конечно, нашумевший при жизни, но опять же давно ставший на родине второстепенным историческим персонажем. Между тем в СССР задорные писания Таксиля, высмеивавшие противоречия в Библии, издавались массовыми тиражами и служили одним из главных столпов атеистической пропаганды (занятно, что благодаря подробному пересказу Библии их использовали и верующие, у которых не было возможности приобрести само Святое Писание).
Короче, по-моему, вывод напрашивается, не так ли?
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Петр Алексеевич » 25 сен 2020, 14:59

А если вспомнить, что составитель всех антологий - Григорий ПАНченко, то напрашивается вполне убедительная версия, кто может быть Грегори СКВАЙРзом.

За это сообщение автора Петр Алексеевич поблагодарил:
Роджер Шерингэм (25 сен 2020, 14:59)
Рейтинг: 6.25%
 
Петр Алексеевич
Свой человек
Свой человек
 
Сообщений: 396
Стаж: 177 месяцев и 20 дней
Карма: + 8 -
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 60 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Немо » 25 сен 2020, 15:11

Не знаю, как вы, а я до сих пор жду рассказы Сквайрза, действие которых
происходит в южно-африканском вельде времен англо-бурской войны,
а
других – и вовсе в траншеях Первой мировой.
Я здесь, поскольку без меня не будет детектива.
Аватар пользователя
Доктор Немо
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1995
Стаж: 108 месяцев и 2 дня
Карма: + 37 -
Откуда: Гомель, Беларусь
Благодарил (а): 512 раз.
Поблагодарили: 1226 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 19 окт 2020, 02:45

Хотел написать ещё вот что. Все мы сейчас переживаем потерю человека, с которыми находились, так или иначе, в одной команде. Читали, спорили, делились планами, что-то обсуждали в личке. Но есть ещё один момент, который тоже больно осознавать.
П.А. занимался детективом как "академический учёный". Он мог пропагандировать значимость детективных текстов и их правильное понимание на конференциях, написать рецензию в статусный журнал. Мог выступить как эксперт для того же "Года литературы". Людей, которые всем этим занимаются, вообще мало. Даже в англоязычной среде люди, которых мы воспринимаем авторитетами в этой области (и они ими действительно являются!), чаще всего, не "академические учёные" для научного сообщества. Они могут составлять справочники, писать предисловия и издавать антологии, сидеть для этого в библиотеках и даже архивах, но Эйди, Пагмайр, Эшли, Медавар и т.д. не защищали об этом диссертаций и не публиковались в высокорейтинговых журналах (хотя кто-то из них, как Грин, в другой своей ипостаси даже профессор университета). И, в качестве обратной зависимости, люди, кто занимаются детективом в плане "чистой науки", зачастую делают это бестолково. Они не читают наш (или другой) "низкий" жанр, а изучают, как внешний объект и повод для отработки красивых теорий. Соответственно, и не понимают. И, как бьёт тревогу в своих обзорах Вольский, прежнее полное отсутствие интереса к детективу в нашей науке сменяется чем-то тревожно знакомым по западной науке. Дай Бог, чтобы у нас появились свои Гросты и Лакурбы (помимо Вольского), но и пиетет перед формальным статусом исследователя у нас гораздо выше, чем в Англии или США, где увлечённый и эрудированный "любитель" всегда был уважаемой фигурой.
П.А. мог быть, хотя бы для вида, услышан академическим сообществом, воспринимающим всех "любителей" "через губу", поскольку там важны формальные показатели - степени в соответствующей области, место работы, наличие надлежащим образом оформленных статей в надлежащих изданиях. Кто ещё это может в нашей стране, не знаю. Честно.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 5
Alex Smith (19 окт 2020, 10:20) • igorei (19 окт 2020, 06:16) • Доктор Праути (19 окт 2020, 11:25) • Доктор Фелл (19 окт 2020, 06:36) • Юлия (19 окт 2020, 12:39)
Рейтинг: 31.25%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 19 окт 2020, 14:34

  ППКС. Практически никто. Разве что, профессор Вольский. И не потому что у нас нет своих “Эйди”, “Пагмайров”, “Эшли”, “Медаваров”. Есть. Даже среди участников форума. У каждого из нас есть один два (если не больше) любимых писателей, творчество которого/их конкретный участник знает ОТ и ДО. То же можно сказать о различных поджанров. Дело в другом. Ты все выше написал. А если коротко: “без бумажки ты...” и далее по тексту. И, боюсь, что и дальше о криминальной литературе на, скажем так, официальном уровне (который влияет на отношение к жанру, в некотором роде (так или иначе) ВОЗМОЖНО как то и на издательскую политику, будут судить люди, которые читали только Дойля и Кристи (я условно).
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 19 окт 2020, 15:05

  Для выхода на уровень "Эйди" и "Пагмайров" у нас пока узковат масштаб. Конечно, там всё тоже начиналось с блогов и начиналось гораздо раньше, но в итоге это реальные, вполне продаваемые в магазинах бумажные книги и самостоятельно составленные антологии. У нас пока, всё-таки, только "Дедукция" и какая-то внутренняя продукция. Хотелось бы сказать, что всё ещё впереди, но... тут дело упирается опять в вопрос формального статуса и "бумажки", а про это уже всё написано выше.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 19 окт 2020, 15:38

  Роджер Шерингэм. В данном случае, я не говорил об "Эйди" и "Пагмайров" в смысле их издательской деятельности. Это совершенно другая “опера”. Для такого рода деятельности нужен совершенно другой подход. Даже о той же серии “Дедукция”. На произведения этого цикла не нужны авторские права наследников, но это совершенно не меняет общей картины. Нужны договора с издательствами, нужны права уже на сами книги (а это уже адвокаты) и много еще разных "нужны". И нужен спрос. А для спроса, нужна реклама. Короче, тут “цепочка” до Луны. Я писал только о
Роджер Шерингэм писал(а):П.А. занимался детективом как "академический учёный". Он мог пропагандировать значимость детективных текстов и их правильное понимание на конференциях, написать рецензию в статусный журнал. Мог выступить как эксперт для того же "Года литературы".
И вот тут уже все та же “бумажка” уже важна.
  Просто для примера. Я перечитал всего Карра, причем не раз. Надо, прочту еще раз. Когда готовил материалы еще для сайта “перерыл” все что только возможно. Могу написать “критическую статью” в общем о творчестве и о каждом конкретном произведении. Все это возможно. Просто сконцентрироваться на этом и несколько месяцев конкретно поработать. Вычитать не один раз. Отдать Ольге. Еще раз проверить. Но дальше то что? Ну приду (позвоню, найду контакты и т.д.), допустим в редакцию “Книжного обозрения”. Сказать что будет дальше, или сам догадаешься :crazy: Вот в чем проблема. А если ту же статью, в ту же редакцию предоставит условный “Вольский”, разговор будет совершенно другой.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 19 окт 2020, 16:01

Ну да, и я об этом. Издания только финал цепочки (далеко не все упомянутые специалисты - издатели, Грин и Пагмайр вкладываются в свои издательства сами, а Эдвардс предлагает материал для проекта, который технически ведут другие люди, и с какими-то темами у него бывают проблемы, например, "Шоколадки" с дополнениями были изданы с трудом из-за каких-то проблем с правообладателями, и другие романы Беркли в серии пока не рассматриваются), и в цепочке не только всякие денежные-юридические вопросы, но и практическая работа (всё-таки мы пока больше занимаемся переводами, чем какими-то собственными статьями и самостоятельно составленными антологиями). Но, положим, материал будет, а чтобы цепочка запустилась (да хотя бы чтобы на каком-то статусном сайте колонку вести), нужны выходы, а дальше ты уже обо всём написал, это всё очевидно.
Кстати, я почему сравнил Вольского именно с вариантом "Пагмайра", уважаемого "любителя". Конечно, Николай Николаевич сделал очень много и смог выпустить книгу. И в "Книжном обозрении" его, наверное, напечатают с бОльшей охотой, чем кого-то из нас, "сетевых". А вот на серьёзной конференции или в "Новом литературном обозрении" уже не знаю, ведь по основной специальности он психолог и медик, а не профессор литературы (так же как Грин в качестве профессора занимается историей 17 века, а Карром - как фанат). Тут важен ещё именно статус в конкретной науке. Издатели, конечно, и учёных не больно-то слушают, но вот вопрос пропаганды жанра в читаемых изданиях - я скорее о нём писал.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 18 ноя 2020, 15:08

Поскольку у нас, похоже, нет отдельной темы "Новинки околодетективной литературы" (да и незачем), только тема рекомендаций на околодетективную литературу, пишу здесь.

Вышла пару месяцев назад (и сегодня появилась в нашем архиве) составленная Мартином Эдвардсом к 90-летию Детективного клуба антология "Howdunit".
Это сборник различных заметок и отрывков из больших эссе/писем/произведений множества членов клуба (как классиков, так и современных авторов) о различных аспектах написания детектива, снабжённых подробными комментариями Эдвардса, увязывающего их в единую канву развития жанра.
К книге также приложен полный список всех членов Детективного клуба с 1930 года до нынешнего времени и воспроизведений рукописей разных авторов.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 3
buka (18 ноя 2020, 17:46) • Гастингс (18 ноя 2020, 16:50) • Полковник МАРЧ (18 ноя 2020, 15:17)
Рейтинг: 18.75%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 18 ноя 2020, 15:11

Роджер Шерингэм писал(а):К книге также приложен полный список всех членов Детективного клуба с 1930 года до нынешнего времени

А он идентичен списку в теме "Детективного клуба"?
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 18 ноя 2020, 15:13

Он доведён до настоящего времени, а той нашей теме сто лет в обед.
К тому же можно сверить по официальному источнику на предмет ошибок.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 18 ноя 2020, 15:15

Роджер Шерингэм писал(а):Он доведён до настоящего времени, а той нашей теме сто лет в обед.

  Увы. Не только этой теме. Я не успеваю оперативно править такого рода темы. Закончу с "Библиотекой запертых комнат", надо будет заняться "детективным клубом".
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9299
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 185 месяцев и 0 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 939 раз.
Поблагодарили: 1938 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор Роджер Шерингэм » 27 ноя 2020, 19:14

Некоторые беглые заметки, родившиеся из размышлений об отличиях американского классического и французского (в его манере 1930-х) детективов от английского. Кому неинтересны умные литературоведческие вещи, а интересны только здоровые детективные загадки, может дальше не читать :)
Мне кажется, что на неком глубинном уровне детектив родственен юмору. Не в том смысле, что детектив должен быть смешной, с помощью детективного сюжета можно решать и какие-то серьёзные проблемы. Но сторона, связанная с созданием загадки, имеет некое сходство с юмором. Пользуясь биологическим термином, это сходство не "генетическое" (то есть я ни в коем случае не утверждаю, что детектив происходит от юмористической литературы), а "морфологическое". В смысле, что и для создания загадки, и для удачной шутки требуется определённое интеллектуальное напряжение. Нам что-то смешно потому, что возникает некий контраст между тем, что мы подсознательно ожидаем услышать/увидеть как нормальное развитие событий, и тем, что мы слышим и видим на самом деле (от человека, севшего мимо стула, до анекдота с неожиданным концом или пародии). Можно сказать, это тоже "противоречие", только другого типа, потому что юмор доставляет удовольствием тем, что мы сразу понимаем, что тут смешного (а если не понимаем, то нам обидно), а загадка - наоборот, тем, что мы бьёмся над её решением (и обидно понять всё сразу). Но, в любом случае, тот, кто шутит или придумывает загадку, должен это противоречие почувствовать и сформулировать. Допускаю, что эта теория натянутая, тем не менее, мне кажется любопытным, что Германия, в которой написано так мало хороших детективов, не сильно больший вклад внесла и в мировую юмористическую литературу.
Юмор, разумеется, может быть разный. Например, сатира. Или комедия положений. Оба эти вида, как мне кажется, понятны большему количеству людей, чем абсурдный юмор, который часто вызывает реакцию "глупость какая-то". Возможно, потому, что он устроен сложнее. И в сатире, и в комедии положений в основе лежит противоречие с реальностью: с реальным обликом и статусом объекта высмеивания или с нормальным в реальности положением, которому не соответствует положение, в которое попал персонаж. Абсурдный юмор, наоборот, смешон именно тем, что нечто абсурдное, нелепое не находит прямого соответствия в реальности. Нарушена логическая связь.
И здесь, мне кажется, абсурдный юмор можно разделить на две категории. В абсурдном юморе первого типа логические связи выстроены неправильно, извращённо, но они есть, и в сюжете что-то может происходить только в их пределах. Во втором типе логических связей просто нет, или они чисто условные. Происходить может всё, что угодно. Разумеется, юмор, как любое творчество, не вписывается в эти жёсткие рамки.
Обычно абсурдный юмор у нас связывается с Англией - "английский юмор", национальная эксцентричность и т.д. На поверку, однако, ситуация несколько сложнее. Возьмём, например, такой классический образец абсурдного юмора, как "Алиса" Кэрролла. Для многих русских читателей она выглядит бессмысленной (и, соответственно, относится ко второму типу), но это вызвано незнанием контекста. Подробный научный комментарий показывает, что для её первых читателей, на которых она и была ориентирована, "Алиса" представляла собой именно первый тип абсурдного юмора. До боли знакомые ситуации и персонажи выстраивались в ней в нелепые взаимосвязи. Если взять Вудхауза (или Ивлина Во, использовавшего эту схему, делая юмор более "чёрным"), ситуация, в общем, схожая. Вся система поведения персонажей отличается от той, которую ждёшь у людей их статуса и положения, но внутренне логична. (Здесь можно, конечно, вспомнить шутку, что все великие английские юмористы ирландцы - Кэрролл, Джером, Вудхауз или Во как раз природные англичане, но, действительно, у этнических ирландцев юмор бывает ещё нелогичнее, впрочем, это отдельная тема, слабо связанная с тем, что я хочу отметить).
С другой стороны, возьмём, в параллель к "Алисе", столь же классическую "Страну Оз" Баума, где, несмотря на все отдельные понятные отсылки, однозначная интерпретация сюжета целиком решительно невозможна, это яркий пример абсурда второго типа. Были в США и такие классические образцы абсурда, как фильмы Бастера Китона или братьев Маркс (или утончённо сочетающее его с мелодрамой "Воспитание крошки"). А когда-то и сам Эдгар По не чурался, кроме страшных, и подобных рассказов (например, "Очки"). Для нас Америка ассоциируется с чем-то туповатым и незатейливым, и, пожалуй, там это действительно преобладает, но ведь и в американском детективе преобладает совсем не классический. Зато произведения Роусона, Квина или Баучера (не говоря о Коммингсе) зачастую куда эксцентричнее и безумнее в плане выстраивания сюжетов, чем у их "правильных" даже в нарушении правил английских коллег.
Или Франция. Обычно первая ассоциация с ней - страсть, мелодрама, тонкие оттенки душевных чувств. То, что позволяет ассоциировать "французский детектив" именно с Буало-Нарсежаком, Жапризо и соответствующим направлением, отвечающим именно на этот запрос. Его процветание на родине, очевидно, подтверждает адекватность этого подхода национальному массовому сознанию. Тем не менее, можно вспомнить, что именно Франция является родиной сюрреализма и дадаизма (и, думаю, всем известны выдающиеся достижения французского кино на ниве комедии, которые во многом, кстати, развивали опыт старого Голливуда). И в детективе линия, направленная на стремление поразить необычными эффектами и поворотами в ущерб общей стройности, у них несомненно существовала (да в какой-то мере проявляется и сейчас в творчестве Альтера).
Собственно, французский и американский классические детективы, в определённой своей части, гораздо эксцентричнее более "правильного" английского. С другой стороны, это действительно часть, прекрасная, но никогда не делавшая погоды на национальном книжном рынке (тут соблазнительно вспомнить, что в России отдельные великие образцы абсурдного юмора от А.К.Толстого до обэриутов никогда не находили массового отклика, но это другой разговор, поскольку у нас и этому, и развитию детектива мешали понятные внешние факторы). Прямых ассоциаций тут, само собой, нет, а вот некие закономерности - возможно.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...

За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 4
igorei (27 ноя 2020, 19:30) • Mrs. Melville (18 дек 2020, 14:09) • Виктор (28 ноя 2020, 12:17) • Доктор Фелл (27 ноя 2020, 20:14)
Рейтинг: 25%
 
Аватар пользователя
Роджер Шерингэм
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4484
Стаж: 184 месяцев и 29 дней
Карма: + 85 -
Откуда: Edinburgh-of-the-Seven-Seas
Благодарил (а): 252 раз.
Поблагодарили: 2038 раз.

Re: Детектив: история и теория.

СообщениеАвтор igorei » 27 ноя 2020, 20:03

Хорошее замечание. Действительно, английский классический детектив несет в себе и все характерное для британского менталитета, как части культуры, которая включает в себя и национальный юмор. Например, все подается с абсолютной невозмутимостью (с «каменным лицом»). Характерны сарказм и самоуничижение. Сразу вспоминается мисс Брэдли, она, на мой взгляд, самая утрированная. Кроме того, если человек не обладает этими качествами, то он также смешон. Обычно таковы в английских детективах сыщики иностранцы, пример Пуаро. Интересно, что англичане, в отличие от американцев и французов, практически не шутят на сексуальные и религиозные темы. Не могу вспомнить не одного примера.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
Аватар пользователя
igorei
Ветеран
Ветеран
 
Сообщений: 1804
Стаж: 184 месяцев и 28 дней
Карма: + 56 -
Благодарил (а): 1737 раз.
Поблагодарили: 1038 раз.

Пред.След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?