Слейдек, Джон (Томас)*
Sladek, John (Thomas)

Биографическая справка: ⮑
Дата рождения: 15 декабря 1937 г.; Уэверли, Айова, США
Дата смерти: 10 марта 2000 г.; Миннеаполис, Миннесота, США
Образование получил в колледже Сент-Томас (в Сент-Поле, штат Миннесота) и Университете штата Миннесота в Миннеаполисе. Работал инженером, чертёжником, стрелочником на железной дороге.
В 1966 году перебрался в Лондон, где вместе с писательницей Памелой Золин редактировал авангардистский поэтический журнал.
Слейдек был женат дважды: на Памеле
Дата смерти: 10 марта 2000 г.; Миннеаполис, Миннесота, США
Образование получил в колледже Сент-Томас (в Сент-Поле, штат Миннесота) и Университете штата Миннесота в Миннеаполисе. Работал инженером, чертёжником, стрелочником на железной дороге.
В 1966 году перебрался в Лондон, где вместе с писательницей Памелой Золин редактировал авангардистский поэтический журнал.
Слейдек был женат дважды: на Памеле
Слайдек*
, которая закончилась разводом в 1986 году, и на Сандре Pamela Sladek
Гюнтер*
, на которой он женился в 1994 году. У него была дочь от первого брака.Sandra Gunter
Библиография: детективная ⮑
Романы* novels ⍻ The House That Fear Built║———* 1-е издание на языке оригинала:* Аннотация:* Действие разворачивается в готическом замке в Мексике. Нэн Ричмонд с ужасом приезжает в этот замок, но её жених Ганс Крале настаивает, чтобы она познакомилась с его аристократической немецкой семьёй перед свадьбой. Оказавшись в замке, Нэн понимает, что её задача не просто принять семью жениха, а выжить. Кто-то в огромном зловещем особняке решил, что она должна покинуть его, неважно, живой или мертвой. После первого из нескольких нападений на её жизнь Нэн осознаёт, что стала жертвой международного заговора, скрытого в тени большого дома. Кто стоит за всем этим? Нэн оказывается беспомощной и одинокой в этом кошмарном мире, но даже её возлюбленный Ганс отказывается верить, что она в опасности. Вдруг она паникует: может, и он часть таинственного ужаса этого дома, построенного страхом?… ⍻ The Castle and The Key║———* 1-е издание на языке оригинала:* Аннотация:* Нора приезжает в старый особняк на скале Гибралтар в качестве жены Хэла Кенворси. Семья Хэла её не принимает, слуги не подчиняются. Однажды ночью на Нору нападает невидимый убийца. Она обращается за помощью к Хэлу, но его поражает неизвестная болезнь. За несколько дней муж превращается в незнакомца… ⍻ Black Alice║———* 1-е издание на языке оригинала:* Аннотация:* Балтимор 1960-х годов. Страдающую шизофренией наследницу огромного состояния похищают и удерживают с требованием выкупа. Похитители затемняют её кожу, придавая ей вид чернокожей американки. Девушка сталкивается с расовой несправедливостью на юге Соединённых Штатов и сталкивается с Ку-клукс-кланом. В конце концов она понимает, что человек, организовавший её похищение, был её собственным жадным отцом, который охотится за её наследством… ✓ Black Aura║Черная аура* 1-е издание на языке оригинала:* "Jonathan Cape"; 1974 г.[/prim] Аннотация:* ║ Первое дело детектива-любителя Тэкерэя Фин. Друг Фин, Бикер, рассказывает герою о духовной коммуне — Обществе эфирной мандалы. Фин проникает в группу и сразу оказывается втянут в серию жестоких смертей и таинственных исчезновений. Когда рок-звезду убивают после попытки левитировать из окна на четвертом этаже, а другой участник исчезает за запертой дверью во время демонстрации астральной проекции, Фин начинает подозревать, что члены общества могут быть вовлечены во что-то темное, гораздо более зловещее, чем сеансы. Проклятие египетского амулета, темная комната для сеансов, подстерегающая смерть в органическом ящике, психический яд и погребение заживо—головоломка Сладека полна дьявольских происшествий… Невозможность:* 1) Исчезновение из запертого санузла; 2) Левитация ночью под открытым небом на уровне четвертого этажа. Перевод:* Форум "Клуб любителей детектива"; ноябрь 2021 г. ✓ Invisible Green║Невидимый мистер Грин* 1-е издание на языке оригинала:* "Gollancz"; 1977 г.[/prim] Аннотация:* ║ Второе дело детектива-любителя Тэкерэя Фина. Группа любителей детективных романов, назвавшая себя "Семерка Разгадчиков", подвергается преследованиям таинственного Мистера Грина. Когда самый старший член группы, параноик Генерал, умирает насильственной смертью в своём запертом доме, подозревается убийство. ретья смерть заставляет Фина осознать, что здесь определённо есть заговор, и он полон решимости найти безумного убийцу, прежде чем пострадают другие члены группы. Невозможность:* 1) Смерть от удушья в запертом охраняемом доме; 2) Смерть от удара тупым предметом, жертва была найдена в доме, в то время как все подозреваемые, как было известно, находились вместе в другом доме; 3) Смерть от удара ножом в охраняемом доме на берегу моря. Перевод:* ║Форум "Клуб любителей детектива"; ноябрь 2021 г. Примечание:* Включен в список "Рейтинг 1981 года" десяти лучших произведений в жанре "невозможное преступление" | Рассказы* short stories |
Джон Слейдек — американский писатель-фантаст и популяризатор науки, внесший вклад также в развитие детективного жанра. В библиографии указана только детективная часть творчества автора.
Использовал псевдонимы: Том
Демиджон*
, Dale Johns, Кассандра Thom Demijohn
Най*
, John Thomas, Richard A. Tilms & Джеймс Cassandra Knye
Вог*
James Vogh
Уроженец штата Айова, Слейдек пришёл в литературу в 1960-е, когда проживал в Англии. Первые его произведения относились к фантастике и были написаны под влиянием "новой волны" — развивавшегося в эти годы направления, представители которого стремились уходить от описания изобретений к анализу человеческих взаимоотношений и ранее запретных для жанра тем, таких, как мистика, предавались экспериментам со стилем, сомневались в неограниченных возможностях науки и её априорной пользе. В "Новой волне" Слейдек нашел себя.
Если его первый фантастический роман,
"Репродуктивная система"*
, поднимал относительно традиционную проблему —машины начинали самовоспроизводиться и вытесняли человечество, то последующие были куда оригинальнее. Так, в сатирическом "The Reproductive System", 1968
"Эффекте Мюллера-Фоккера"*
описывалась магнитная лента, на которую записываются качества человека, в дальнейшем путём инфицирования специальным вирусом вживляемые в другого человека, а в "The Müller-Fokker Effect", 1970 г.
"Тик-Токе"*
действовал робот-социопат, пренебрегавший знаменитыми тремя правилами для роботов Айзека Азимова. Неудивительно, что Слейдек также стал автором целого ряда пародий на коллег по перу, в том числе Герберта Уэллса, Азимова, Артура Кларка, Рэя Бредбери, Роберта Хайнлайна и Филиппа Дика, собранных им в сборнике "Tik-Tok", 1983
"Паровой мальчик и другие незнакомцы"*
. Любопытно, что этот сборник включает также "The Steam-Driven Boy and other Strangers", 1973
"Похищенное масло"*
— пародию на детективы Эдгара По с участием Огюста Дюпена."Purloined Butter"
- ⮑
- Его интересы включали не только фантастику. Слейдек был активным борцом со лженаукой, выпустив сборник "Новые апокрифы"*, посвященный разоблачению лозоходства, гомеопатии, парапсихологии и веры в НЛО и в вечный двигатель. Среди его пародий на научные труды — астрономическая работа о находке тринадцатого знака Зодиака и анализ единожды встречающегося в текстах Шекспира слова "honorificabilitudinitatibus", якобы, по Слейдеку, представляющему собой подпись одновременно Фрэнсиса Бэкона и Бена Джонсона, написавших пьесы Шекспира. В соавторстве с Томасом Дишем Слейдек под псевдонимами написал два триллера — готический"The New Apocrypha", 1973 г."Дом, который строит страх"*и сатирическую"The House that Fear Built", 1966 г."Чёрную Алису"*, пародирующую распространившийся в это время комплекс вины перед афроамериканцами. Третий, также готический"Black Alice", 1968 г."Замок и ключ"*, был написан им самостоятельно. В 1968 году с целью заработка Слейдек также публикует (частично под псевдонимом) в еженедельнике-таблоиде "Tit-bits" шесть рассказов-миниатюр на криминальную тематику, близких жанру обратного детектива, однако в каждом из них хитроумно задуманное преступление срывается не из-за допущенной преступником ошибки, а в результате трагикомического стечения обстоятельств. Тогда же, и также под псевдонимом, в научно-фантастическом журнале "If" появляются два рассказа Слейдека, один из которых,"The Castle and the Key", 1967 г."Публикуйся или умри"*, при всем фантастическом антураже содержит криминальную линию из жизни университета будущего, где преподаватели, чтобы получить повышение, должны готовить покушения друг на друга."Publish or Perish"
Вскоре Слейдек также стал автором четырёх классических детективов — двух романов и двух рассказов. В них действует сыщик-любительТеккерей Фин*, американец, живущий в Лондоне, чьим хобби (как и у его автора) является разоблачение ложной мистики. Уже дебют Фина — рассказThackeray Phin"Неведомой рукой"*, выигравший конкурс детективных рассказов газеты "Таймс", включает "невозможное преступление" — жертва убита в запертой комнате на одиннадцатом этаже. В том же жанре написаны оба романа. В"By an Unknown Hand", 1972 г."Чёрной ауре"*, вызывающей в памяти "Край ямы" Талбота, Фин отправляется в коммуну комично описанных спиритов, среди которых поп-звезда, священник, расист, близнецы. В результате он раскрывает три "невозможных" исчезновения людей — два из запертой комнаты и одно на глазах у множества зрителей. ВBlack Aura, 1974 г."Невидимом мистере Грине"*в запертых комнатах погибают один за другим члены клуба сыщиков-любителей, причем каждый из них предварительно предупрежден каким-либо предметом одного из цветов радуги. В 1981 году по результатам опроса экспертов и писателей "Невидимый мистер Грин" вошел в число 15 лучших романов с "невозможным преступлением", когда-либо написанных."Invisible Green", 1977 г.
Второй рассказ о Фине —"У вас перехватит дыхание"*длиной всего в три страницы — не содержит "невозможного преступления", но считается ярким примером микро-детектива. Жертва убита ножом в очереди за билетом в кинотеатр, в которой стоял и Фин. Любопытно, что он был написан Слейдеком для заполнения пустого места в театральных программках."It Takes Your Breath Away", 1974 г.
В это же время "невозможное" пусть не преступление, но происшествие, возникает и в рассказе"Сцены из жизни страны слепых"*, который в целом лежит в русле иного интереса Слейдека — разоблачения лженауки и веры в парапсихологию, однако включает оригинальную загадку деревни, которую можно увидеть только по вторникам. Сам автор, однако, по-видимому, не рассматривал этот рассказ как детективный, поскольку включил его в сборник своих фантастико-сатирических рассказов "Alien Accounts" (1982)."Scenes from the Country of the Blind", 1976 г.
Нельзя, наконец, не упомянуть появившийся одновременно с "Неведомой рукой" пародийный рассказ"Запертая комната"*, в котором знаменитый сыщик, описания дел которого (иные из которых вполне могли бы стать основой для самостоятельных детективов) иронически отсылают к знаменитой лекции доктора Фелла о запертых комнатах, оказывается неспособным раскрыть "невозможное" преступление в книге, которую читает."The Locked Room", 1972 г.
К сожалению, "Невидимый мистер Грин", несмотря на свою славу, завершил работу Слейдека в детективном жанре, оставшимся лишь эпизодом в его творчестве, которое вернулось в русло научной фантастики. Сам Слейдек в интервью, данном в 1983 году журналу "Science Fiction Review", объяснял это так:Эти два романа пострадали, в основном, из-за того, что были написаны спустя пятьдесят лет после того, как мода на детективные загадки прошла. Я получил большое удовольствие, пока писал их, планируя абсурдные преступления и ключи, но обнаружил, что предлагаю продукт, в котором супермаркет уже не нуждается: нечто вроде полироли или желтых лепешек хозяйственного мыла. Сочиняя загадки запертой комнаты вроде этих, всякий быстро умрет с голоду. Научная фантастика имела куда больше гламура и блеска в те высокотехнологические дни.
В 1986 году писатель вернулся в США, поселившись в Миннесоте, где позднее и умер.
В отличие от рассказов, изредка включающихся в авторские сборники, детективные романы Слейдека в последние десятилетия не переиздавались. Не стоит и говорить, что на русском языке творчество Слейдека не представлено вообще, за исключением двух-трёх рассеянных по антологиям и журналам фантастических рассказов. - читать дальше